Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЫБОРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СПОСОБА РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ
А.С. НАБИЕВ
Реализация права на жилище имеет большое социальное значение для преобладающего числа военнослужащих и членов их семей. От качества организации работы по обеспечению военнослужащих и членов их семей жильем зависят престиж и привлекательность военной службы, заинтересованность военнослужащих в закреплении на военной службе, что в комплексе с иными мерами поддержки в целом сказывается на качественном и количественном составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Несмотря на широкое освещение данной темы в различных научных работах российских ученых в сфере военного права <1>, ее актуальность в настоящее время не снижается, в том числе в условиях необходимости повышения уровня социальной защищенности военнослужащих в связи с проведением специальной военной операции <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Кинашенко И.А., Корякин В.М. Конституционный Суд Российской Федерации восстановил жилищные права детей, родившихся после смерти военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2022. N 2. С. 42 - 50; Кириченко Н.С., Александрова Н.Г. Новации законодательного регулирования жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. N 10. С. 89 - 96; Набиев А.С. О некоторых проблемных вопросах, возникающих при реализации прав участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. N 8. С. 54 - 59; Харитонов С.С., Баранников М.М. Спорные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих через прочтение решений военных судов // Там же. 2023. N 1. С. 66 - 83.
<2> См., напр.: Кудашкин А.В., Мельник Н.Н. Правовой режим специальной и антитеррористической военных операций: сравнительно-правовой анализ // Право в Вооруженных Силах. 2022. N 12. С. 81 - 90.
Основные положения, определяющие способы и порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
С момента издания Федерального закона "О статусе военнослужащих" положения ст. 15, непосредственно закрепляющей право военнослужащих на жилище, неоднократно дорабатывались, изменялись и дополнялись. В настоящий момент в указанную статью внесено более 60 изменений и дополнений.
Приведенные данные свидетельствуют о постоянной работе законодателя, направленной на совершенствование порядка, способов и механизмов реализации военнослужащими и членами их семей права на жилище, своевременную корректировку действующих положений с учетом изменений в правоприменительной практике.
В 2005 г. был введен в действие Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (далее также - Федеральный закон N 117-ФЗ), который установил правовые, организационные, экономические и социальные основы нового способа реализации жилищных прав военнослужащих - накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (далее - НИС).
Таким образом, с 1 января 2005 г. действуют одновременно две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предусмотренные соответственно Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
При этом военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., независимо от даты их увольнения с военной службы обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", за исключением отдельных категорий военнослужащих, которые вправе стать участниками НИС, изъявив такое желание. Для остальных категорий военнослужащих в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ начиная с 1 января 2005 г. единственной формой жилищного обеспечения является НИС.
При таких условиях в ближайшей перспективе, при отсутствии изменений в действующем законодательстве в области жилищного обеспечения, единственной формой реализации права военнослужащих на жилище будет являться НИС.
НИС, в отличие от иных способов реализации права на жилище, позволяет военнослужащим практически в самом начале их военной службы приобрести жилое помещение в собственность либо использовать накопления, учтенные на именном накопительном счете участника, по своему усмотрению при наступлении следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 117-ФЗ):
- при достижении общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более;
- увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
- исключение участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
- увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
В то же время в процессе функционирования НИС у отдельных категорий участников возникли сложности с реализацией права на выбор формы обеспечения жильем.
К рассматриваемым категориям военнослужащих - участников НИС относятся:
- лица из числа окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. и заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.;
- лица из числа прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляла три года начиная с 1 января 2005 г., которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 г. составляла не более трех лет;
- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.;
- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения;
- лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., и получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г.;
- военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляла менее трех лет, и получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г.;
- военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляла менее трех лет, и получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г.
Из содержания ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ следует, что основанием для включения в реестр участников НИС вышеуказанных категорий военнослужащих является их письменное обращение.
В силу общеправового принципа, закрепленного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т.е. своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Таким образом, рассматриваемые категории военнослужащих, ставших участниками НИС в добровольном порядке, исходя из смысла указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, в любой момент до прекращения военной службы имеют право на изменение формы обеспечения жильем.
Кроме этого, как Федеральный закон N 117-ФЗ, так и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности осуществлять данное право.
Вместе с тем на практике органы военного управления повсеместно отказывают военнослужащим в удовлетворении заявлений об исключении из реестра участников НИС в целях дальнейшей реализации права на обеспечение жильем в иной форме.
Свою позицию органы военного управления обосновывают тем, что положение ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ, которое содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения из реестра участников НИС, не содержит такое основание, как волеизъявление военнослужащего на исключение из реестра.
Указанные споры стали предметом рассмотрения в том числе Конституционным Судом Российской Федерации.
Так, Конституционным Судом Российской Федерации в Определении "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и частью 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 31 мая 2022 г. N 1297-О <3> и в Постановлении "По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко" от 20 июля 2018 г. N 34-П <4> отмечено, что действующее законодательство - ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" - позволяет ряду военнослужащих, обеспечиваемых жильем в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", выбрать одну из форм жилищных гарантий, предусмотренных указанными Федеральными законами, что также соотносится с общим принципом о недопустимости повторного предоставления одинаковых по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям, подразумевающим, что сами граждане, действуя своей волей и в своем интересе, исходя из конкретной жизненной ситуации, отдадут предпочтение одной из форм жилищных гарантий, на которые они вправе одновременно рассчитывать (Определение от 28 декабря 2021 г. N 2795-О). Решения же о необходимости реализации жилищных гарантий оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы (Определения от 24 декабря 2013 г. N 2084-О, от 27 октября 2015 г. N 2487-О, от 19 июля 2016 г. N 1542-О, от 28 февраля 2019 г. N 381-О и др.).
--------------------------------
<3> URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-31052022-n-1297-o/ (дата обращения: 01.02.2023).
<4> URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201807200019 (дата обращения: 01.02.2023).
При этом военнослужащие, изъявившие намерение изменить форму жилищного обеспечения в процессе завершения их увольнения с военной службы, должны учитывать наличие объективных административных процедур рассмотрения их заявлений, обусловленных как централизованной системой ведения учета военнослужащих в целях предоставления им жилищных гарантий, так и необходимостью оценки жилищных условий военнослужащих с позиции допустимости признания их в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное требование согласуется с вытекающим из ст. 1 (ч. 1), ст. 15 (ч. 1 и 2), ст. 17 (ч. 1 и 3), ст. 18, ст. 21 (ч. 1) и ст. 49 Конституции Российской Федерации принципом добросовестности участников правоотношений.
Из анализа указанных актов Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает право рассматриваемых в статье категорий военнослужащих на выбор формы обеспечения жильем, предусмотренной Федеральным законом "О статусе военнослужащих" или же Федеральным законом N 117-ФЗ.
К аналогичным выводам приходят и гарнизонные военные суды при рассмотрении споров, связанных с отказом в удовлетворении заявлений военнослужащих об исключении из реестра участников НИС в целях дальнейшей реализации права на обеспечение жильем в иной форме.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 г. по гражданскому делу N 2а-567/2021 удовлетворены требования военнослужащего о признании незаконными действий командира воинской части, связанных с отказом в исключении из реестра участников НИС, и на командира воинской части возложена обязанность оформить список участников НИС для исключения административного истца из реестра.
В обоснование своих выводов судом отмечено, что административный истец относится к категории военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС на основании волеизъявления.
В свою очередь, показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 117-ФЗ, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 117-ФЗ (ч. 3 ст. 11 указанного Закона).
В отношении административного истца условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, при условии возврата административным истцом денежных средств, ранее перечисленных ему по целевому жилищному займу, не наступили. Поскольку имеется право на выбор основания для жилищного обеспечения, до возникновения вышеуказанных обстоятельств он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Действия должностных лиц, направленные на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, совершенные до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, не основаны на законе.
Таким образом, административный истец имеет право на выбор формы обеспечения жильем, т.е. на исключение из реестра участников НИС.
Указанное решение суда Апелляционным определением от 10 февраля 2022 г. N 33а-139 признано законным и оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя командира воинской части - без удовлетворения.
Судебной коллегией отмечено, что административный истец как относящийся к категории военнослужащих, включающихся в реестр участников НИС лишь по своему желанию, имеет право выбирать способ реализации своих жилищных прав, а при нахождении в реестре участников НИС ранее предоставленные ему денежные средства были возвращены, что свидетельствует о неисполнении государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
С учетом изложенного отсутствие правового механизма реализации рассматриваемой категорией военнослужащих - участников НИС права на выбор способа обеспечения жильем создает социальную напряженность в воинских коллективах и, как итог, негативно отражается на привлекательности военной службы.
Решение указанной проблемы возможно путем внесения в ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ дополнительного основания для исключения военнослужащих из реестра участников НИС, предусматривающего обращение военнослужащего, ставшего участником НИС в добровольном порядке, об исключении из реестра при условии возвращения им ранее предоставленных денежных средств (в случае их использования).
Внесение предлагаемых изменений исключит случаи необходимости обращения военнослужащих за защитой своих нарушенных прав в надзорные и судебные органы и, как результат, положительно скажется на моральном климате в воинских коллективах.
Библиографический список
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.