Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕМОНТ МУЗЕЯ: ПРОБЛЕМЫ И СПОРЫ
А. КИСЕЛЕВ
Для бизнесмена ремонт какого-либо музея, если это его профильный бизнес, - право и источник дохода. Для музея ремонт - обязанность, без выполнения которой он может прекратить свое существование или надолго остановить прием посетителей. Принятию решения о ремонте музея с любой стороны предшествует выявление всех "оврагов", по которым придется ходить каждый день и которые связаны со спецификой деятельности отдельно взятого музея, так как музей музею рознь. Новичкам в подряде их полезно узнать, а знатокам - помнить.
Проблемы и их истоки
Проблемы, возникающие при ремонте музеев, связаны с функциями и организационно-правовыми формами этих организаций как юридических лиц.
Основными функциями музея ст. 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" называет хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ.
Музей в силу закона - некоммерческая организация, которая создается в форме частного, государственного или муниципального учреждения. По типам государственные и муниципальные музеи - автономные или бюджетные учреждения.
Сердце любого музея - его фондохранилища, правильное функционирование и ремонт которых невозможны без соблюдения Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций (далее - Единые правила), утвержденных Приказом Минкультуры России от 23.07.2020 N 827 (ред. от 26.08.2021). Единые правила определяют порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в Музейный Фонд РФ, проведения реставрационных работ: в зависимости от того, какие музейные предметы хранятся и экспонируются музеем (от живописи до рукописей), предусматриваются разные режимы температуры, влажности, освещенности и т.п. с целью обеспечения их сохранности. Ремонт фондов и выставочных залов не должен приводить к нарушению установленных Едиными правилами условий хранения и экспонирования. Это означает, что при составлении проектов ремонта, сметной документации и выборе строительных и отделочных материалов кроме СНиПов следует ориентироваться на Единые правила. Желательно привлечь главного музейного хранителя музея, знающего этот документ в силу должности.
Другая вводная связана с процедурой заключения договора на ремонт. Бюджетная составляющая музеев накладывает серьезный отпечаток на их закупочную деятельность, ибо бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в силу прямого указания. Федеральный закон N 44-ФЗ распространяет свое действие и на автономные учреждения, если им предоставляются средства из бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств. Также в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).
Принадлежность музеев к бюджетной сфере порождает не столько проблемы, сколько риски.
Во-первых, вопрос финансирования ремонта решается в кабинетах учредителя и зале заседания законодательного органа субъекта. Деньги могут и не дать! Поэтому учреждения сначала решают этот вопрос, а уже потом выходят на торги. Запрос на финансирование ремонта предполагает предварительный сбор всех предложений по ремонту интерьера и/или экстерьера музея. Особый риск - просрочка оплаты. Несмотря на то что допускается оплата в несколько платежей, риск нарушения сроков оплаты все равно имеется (как правило, срок оплаты 7 рабочих дней, но для казначейского сопровождения - 10 рабочих дней).
Во-вторых, перед тем как выйти на торги, музей должен иметь утвержденную учредителем качественно составленную проектно-сметную документацию и разместить вместе с проектом контракта в ЕИС. Любая ошибка при составлении проектно-сметной документации опасна не предусмотренными бюджетом расходами. Напомню в связи с этим, что нормы Федерального закона N 44-ФЗ допускают изменение контракта по объему и цене не более 10%, хотя по общему правилу цена контракта твердая и не подлежит изменению в течение всего срока его действия. Поэтому музеи сначала заключают контракт на изготовление проектно-сметной документации, а затем контракт на ее проверку. Разумеется, у разных лиц. Взяться за составление проектно-сметной документации может и подрядчик, но процедуры ее согласования учредителем музея не избежать все равно. Даже согласование учредителем не снимет ответственности с подрядчика в случае выявления нарушений требований к качеству работ.
В-третьих, говоря о торгах, отметим проблему выбора подрядчика в конкретном регионе. Его может не оказаться либо число может оказаться равным 1. В этом случае закупка работ по ремонту осуществляется у единственного поставщика по распоряжению высшего исполнительного органа власти субъекта. Если же на рынке конкуренция есть, то обратим внимание на п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, дающий право заказчику использовать такой критерий оценки участника, как опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация.
В-четвертых, когда ремонтируемый музей занесен в Реестр объектов культурного наследия, наличие лицензии у подрядчика обязательно, а получить ее не так и просто. Кроме этого, ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вводит специальные требования к проведению ремонтных работ, если их цель - сохранить объект культурного наследия:
1) согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
2) осуществление технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Авторский надзор и научное руководство проведением этих работ осуществляет лицо, осуществляющее разработку проектной документации.
Иногда также требуется получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и осуществление государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Еще один важный пункт - контроль расходов региональным УФК или Минфином. Проверяют и контракт с его приложениями, и документы о приемке работ на предмет эффективного расходования бюджетных средств. Идет сопоставление качества и экономности при закупках. Последствия ошибок могут быть плачевными и для музея, и для подрядчика.
Предмет спора и уроки практики
Обнаруженная судебная практика по спорам, вытекающим из ненадлежащего исполнения контрактов на ремонты музеев, как и ожидалось, показала, что ремонт музея имеет те же судебные риски, что и обычный ремонтный подряд, только осложненный музейной спецификой и проблемами, описанными выше.
Согласовывайте дополнительные расходы!
Так, одна производственно-строительная компания обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с музея стоимости осуществления дополнительных работ на основании одной лишь локальной сметы. Дополнительный объем проходил сверх сметной стоимости ремонта, заложенной в бюджете и нашедшей отражение в цене контракта, и не был согласован заказчиком. Никаких подписанных обеими сторонами актов приемки и справки стоимости работ к иску приложено не было, не заключалось и дополнительное соглашение на увеличение цены контракта. Словом, подрядчик потрудился целиком за свой счет, так как арбитражные суды обеих инстанций с учетом положений контракта и Федерального закона N 44-ФЗ не сочли музей обязанным оплачивать несогласованные дополнительные работы.
Не забывайте об исполнительской дисциплине!
В другом деле суды продемонстрировали цену ненадлежащего ремонта кровли музея, являющегося объектом культурного наследия. Музей обратился в арбитражный суд за взысканием ущерба от затопления, и по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, сделавшая вывод о размере ущерба, в том числе исходя из необходимости проведения восстановительных работ в зимний период. Арбитражные суды последовательно указывали ответчику, что "нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ в текущем уровне цен и являются среднегодовыми, их следует применять для определения сметной стоимости капитального ремонта и при расчетах за выполненные ремонтно-строительные работы независимо от фактического времени года, в течение которого выполняются работы".
Своевременно сообщайте заказчику об ошибках в проекте!
Об обязанности быть добросовестным и соблюдать элементарные нормы Гражданского кодекса напомнил в одном из постановлений ФАС СЗО, отменив решения нижестоящих судов по делу об обязании подрядчика произвести гарантийный ремонт прилегающей территории. Урок для подрядчика состоит в том, что он был обязан предупредить заказчика о негативных последствиях выполнения работ в соответствии с проектом, который имеет недостатки. Для муниципального музея ошибкой было привлечение к работе на объекте третьих лиц после завершения ремонта подрядчиком, затрудняющее доказывание причинно-следственной связи между действиями подрядчика и событиями, вызвавшими необходимость гарантийного ремонта.
Предъявляйте объективные требования к конкурсантам!
Выше было отмечено, что заказчик вправе предъявлять к участникам закупок требования к квалификации, включая деловую репутацию. В одном из дел закупки происходили по Федеральному закону N 223-ФЗ, но посыл судов от этого не меняется: деловая репутация компании не может определяться лишь на основании разрешительных документов на выполнение работ, в том числе лицензий, а порядок оценки по данному показателю не должен быть формальным, но основываться на сведениях, показывающих реальный уровень деловой репутации участника закупки. Заказчик же так составил конкурсную документацию, что деловая репутация участника закупки оказалась связанной лишь со сроками существования участника закупки и обладания им лицензией, без учета его квалификации, деятельности на соответствующем рынке или иных показателей, имеющих значение для осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках закупки.
Итак, ремонт музея может принести прибыль, а может убытки и штрафы. Если организация уверена в своих ресурсах и удаче, не боится проверок и имеет хороших консультантов, то в добрый путь! Если нет, лучше искать приложение своим силам у других заказчиков. Музейному руководству остается только пожелать чтить законы, особенно Бюджетный и Уголовный кодексы, а также крепких нервов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.