Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
"ХОТЕЛ ПОСТРОИТЬ ШКОЛУ МЕЧТЫ": КАК ДИРЕКТОР ВОССТАЛ ПРОТИВ КРИВОРУКОГО И ОПАСНОГО РЕМОНТА И БЫЛ ЗА ЭТО УВОЛЕН
У. ЗЕЛЕНАЯ
Ремонт бюджетных учреждений зачастую сталкивается со сложностями различного характера, в том числе это может быть связано с финансированием и с исполнением строительных работ. Строительные и ремонтные работы - технически сложные процессы, в ходе исполнения которых могут выявляться скрытые конструктивы, которые также необходимо ремонтировать для качественного завершения работ. Однако это не всегда становится препятствием для исполнения государственных контрактов, нередки бывают случаи, что тендерную процедуру выигрывает заинтересованный человек и исполнение работ происходит не на должном уровне. Что и произошло в школе поселка Лукаши, история дошла до прокуратуры РФ, однако, несмотря на правильные действия руководства школы, директор был уволен и не восстановлен на работе.
Директор школы в Лукашах проработал относительно недлительное время, однако, несмотря на это, внедрил в школе уроки легоконструирования, робототехники, всячески способствовал развитию сельской школы. Но причиной увольнения стала история, связанная с капитальным ремонтом школы. Наличие контроля исполнения государственных контрактов не гарантирует качественное их исполнение, благонадежность подрядчиков проверить непросто, особенно это касается небольших поселков, в которых найти исполнителя на те или иные работы непросто.
Процедура торгов подразумевает под собой конкурентные процедуры, однако, если для участия в аукционе выходит один участник, он и становится победителем, государственному заказчику выбирать в этом случае не приходится, а заключение контракта осуществляется с единственным участником.
Очень частым явлением проведения подобных строительных работ становится отсутствие проектной документации, что существенно влияет на качество выполняемых строительных работ, доказать необходимость выполнения той или иной строительной манипуляции бывает достаточно сложно, проекта нет, нет и регламента работ, а контролировать такую процедуру практически невозможно.
Важно отметить, что от качества строительных работ зависит дальнейшая эксплуатация здания, его приемка контролирующими органами и ввод в эксплуатацию после ремонта. Подрядчик выполнение работ затягивал, ремонт не укладывался в установленные сроки, после демонтажа появились дополнительные работы, которых при правильном проведении ремонтных работ можно было избежать. Нарушение сроков ремонтных работ достаточно частое явление (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.05.2023 N Ф02-1857/2023 по делу N А33-7154/2022 "О взыскании неустойки по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту здания, платы за коммунальные услуги"). Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская школа N 11" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Корона" о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту от 09.09.2021 N 11/КАП, задолженности по уплате коммунальных платежей, процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заказчик ссылается на то, что подрядчиком допущена просрочка выполнения работ, а также заявлен отказ от оплаты коммунальных услуг по направленным счетам. Заявитель кассационной жалобы указал, что у судов отсутствовали основания для взыскания неустойки, поскольку вина подрядчика в нарушении срока исполнения контракта отсутствует. Также судами необоснованно взыскан долг по коммунальным платежам, так как произвести точные расчеты потребленных подрядчиком коммунальных ресурсов невозможно, поскольку заказчик в спорный период тоже потреблял коммунальные ресурсы в зданиях школы, где ремонт не производился (гараж, теплица, медицинский корпус). В ходе рассмотрения дела несколькими инстанциями требование удовлетворено частично, поскольку установлены факты нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, а также неисполнения принятых по контракту обязательств по возмещению стоимости коммунальных услуг по фактически выставленным счетам в отсутствие доказательств фиксации иного размера коммунальных расходов.
В качестве примера относительно ремонтируемых зданий и контроля со стороны органов исполнительной власти на соответствие с требованиями, установленными законом, можно привести Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2023 N Ф07-8898/2023 по делу N А56-104498/2022 "Об обязании привести историческое здание в соответствие требованиям, установленным законом". Актом мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований зафиксирован факт выполнения капитального ремонта и реконструкции объекта в отсутствие согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП). В здании, принадлежащем школе на праве оперативного управления и находящемся в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, произведены работы без согласования с уполномоченным органом. Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам АПК РФ, обоснованно сославшись на то, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих согласование проектной документации на производство работ в отношении исторического здания с КГИОП, суды правомерно удовлетворили иск, сделав вывод о том, что ответчиком при производстве работ в отношении исторического здания не выполнены требования, установленные Законом Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных работ", возлагающие на правообладателей исторических зданий обязанность по обязательному согласованию производства работ по капитальному ремонту и реконструкции такого объекта после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия. Требование удовлетворено, поскольку школой не исполнены предусмотренные законом требования по обязательному согласованию производства работ.
Помимо прочего, при проведении ремонтных работ необходимо учитывать и гарантийные обязательства подрядчика в случае некачественного проведения ремонтных работ, которые станут возможностью государственного заказчика возместить использованные бюджетные средства при некачественно выполненном ремонте. Например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2023 N Ф09-3140/23 по делу N А60-15151/2022 "О взыскании стоимости работ и материалов, необходимых для устранения недостатков работ, расходов на оплату услуг эксперта". Как установлено судами и следует из материалов дела, между К. (заказчиком) и обществом "С." (подрядчиком) по результатам аукциона в электронной форме заключен договор на капитальный ремонт здания для нужд государственного автономного учреждения дополнительного образования Свердловской области К. По утверждению заказчика, в период гарантийного срока выявлены недостатки работ по капитальному ремонту здания, которые делают результат работ непригодным для предусмотренного в договоре использования. Гарантийный срок на выполняемые по договору работы составляет 36 месяцев со дня подписания акта приемки законченного строительством объекта; на материалы, конструкции, изделия, смонтированное оборудование установлен гарантийный срок в соответствии с гарантийной документацией производителя, но не менее 12 месяцев со дня подписания акта приемки смонтированного оборудования. В связи с тем что выявленные недостатки в установленные сроки подрядчиком в полном объеме устранены не были, заказчиком в присутствии представителей подрядчика составлен акт приема-передачи выполненных работ, в котором зафиксированы неустраненные замечания к работам.
В адрес подрядчика направлены претензии об устранении выявленных недостатков в выполненных работах, а также требование о предоставлении обеспечения исполнения гарантийных обязательств. Поскольку недостатки в рамках гарантийных обязательств подрядчиком устранены не были, обеспечение гарантийных обязательств образовательному учреждению как заказчику работ не представлено, последнее обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении стоимости работ и материалов, необходимых для устранения недостатков. Требование удовлетворено, поскольку представленным заказчиком экспертным заключением подтверждено наличие в работах недостатков, за которые отвечает подрядчик, определена стоимость их устранения, доказательств, свидетельствующих о качественном выполнении работ, о возникновении недостатков по причинам, за которые подрядчик не отвечает, не представлено.
Соблюдение установленных законодательством требований, а также строительная экспертиза проекта и непосредственно ремонтных работ позволяют минимизировать возможные неблагоприятные последствия как для государственного заказчика, так и для подрядчика. Директор школы в Лукашах, проведя экспертизу, выявил неверно сформированный строительный проект, что послужило началом его действий по устранению неблагонадежного подрядчика от исполнения проекта. Однако, несмотря на все старания директора, жалобы в прокуратуру, расторжение контракта с подрядчиком, неподписание акта по приему работ, школа аврально была сдана к новому учебному году со всеми недостатками и недоделками, о которых знали все: от директора школы и подрядчика до комитета по закупкам и прокуратуры.
Сельской школой заинтересовались федеральные СМИ, а затем и Следственный комитет РФ, начались многочисленные проверки, которые выяснили, что директор был прав, нарушений выявлено много, однако директора не восстановили в должности, а школа функционирует в том виде, как ее отремонтировал подрядчик. После капитального ремонта был и пожар, и неработающая техника, но это никак не повлияло на необходимость переделки капитального ремонта сельской школы.
Кирьяк Семен, юридическая фирма "Кирьяк и партнеры", партнер.
История, рассказанная в статье, преподносится как большая редкость - директор школы не готов был согласовать капитальный ремонт школы, который проводился с большими нарушениями. Автор статьи акцентирует внимание на человеческих качествах директора школы, вместе с тем с юридической точки зрения директор действовал абсолютно верно.
Руководитель образовательного учреждения имеет значительное количество обязанностей, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых может наступить ответственность. Речь идет не только об административной или уголовной ответственности, но и гражданско-правовой - за убытки, причиненные учреждению. В настоящее время суды исходят из того, что руководитель образовательного учреждения является в том числе работником, поэтому сроки на привлечение к такой ответственности сокращенные, а стандарт доказывания для истца, требующего возмещение убытков, достаточно высокий.
На практике руководитель образовательного учреждения, принимая некачественно выполненные или вообще не выполненные работы, принимает на себя риск привлечения ответственности за нецелевое использование денежных средств. Так, ст. 14.15 КоАП РФ предусматривает ответственность для должностных лиц в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификации на срок до 1 до 3 лет. Обе санкции являются существенными в масштабе размера заработной платы руководителя образовательного учреждения, а дисквалификация приведет к невозможности продолжить работу в соответствующей должности.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Проблема лежит глубже - требования к кандидатам на должности директоров школ не соотносятся с их обязанностями.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Как мы видим, при назначении руководителя образовательного учреждения от кандидата опыт в сфере строительных работ не требуется, поэтому при приемке работ таким руководителям приходится самостоятельно разбираться в проектировании, технической документации, видах строительных работ.
В отсутствие опыта велика вероятность приемки некачественно выполненных работ и наступления ответственности руководителя. Таким образом, если директор школы действует добросовестно и видит, что проект выполнен так, что не позволит качественно выполнить работы, или не отвечает иным требованиям, он обязан принять меры к недопущению реализации такого проекта - самостоятельно обратиться с жалобами на действия лиц, нарушающих положения 44-ФЗ, проектных организаций или подрядчиков. В отсутствие перспектив изменения действующих правил об ответственности единственной рекомендацией руководителям образовательных учреждений может быть повышение квалификации в сфере 44-ФЗ, бюджетного законодательства, строительно-монтажных работ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.