Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ЛИДЕРАМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
А.Н. СУХАРЕНКО
Активная интеграция России в мировое экономическое пространство сопровождается значительным притоком мигрантов. По масштабам миграции Россия занимает второе место в мире после США. Ежегодно в страну с разными целями въезжают более 20 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (ИГ и ЛБГ) <1>. Однако слабый пограничный и миграционный контроль, а также высокая коррумпированность компетентных органов способствовали появлению значительного числа незаконных мигрантов. По данным ФМС России, на территории страны находится 4 млн. таких лиц <2>.
--------------------------------
<1> Из-за финансового кризиса поток мигрантов заметно сократился. Если в 2008 г. на территорию РФ въехали 14,4 млн. ИГ и ЛБГ, то за неполный 2009 г. - лишь 11,9 млн.
<2> См.: Грицюк М. Управляемый мигрант // Российская газета. 2009. 27 мая.
Находясь на нелегальном положении, иностранцы нередко объединяются в преступные группы или вливаются в уже существующие в целях обеспечения своего существования. Таким образом, незаконная миграция становится источником формирования и дальнейшего существования транснациональных организованных преступных формирований (ТОПФ). Наибольшую общественную опасность представляют преступные сообщества, сформированные гражданами Закавказья (азербайджанские, армянские и грузинские) и Средней Азии (узбекские и таджикские). Основными видами их деятельности являются: незаконный оборот наркотиков и оружия, вымогательство, похищение и торговля людьми, преступления против собственности и на потребительском рынке.
Несмотря на это, количество ИГ и ЛБГ, ежегодно привлекаемых к ответственности за совершение преступлений в составе ОПФ, остается незначительным. Удельный вес таких лиц в общем числе выявленных участников ОПФ не превышает 5%.
Таблица 1 <3>
Динамика числа выявленных ИГ и ЛБГ, совершивших
преступления в составе ОПФ, за 2003 - 2008 гг.
--------------------------------
<3> См.: форма 1-ОП ГИАЦ МВД России за 2003 - 2008 гг.
--------------------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Годы ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество ИГ и ЛБГ¦ 510 ¦ 673 ¦ 601 ¦ 580 ¦ 597 ¦ 530
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦из них граждан ¦ 455 ¦ 596 ¦ 536 ¦ 502 ¦ 518 ¦ 451
¦стран СНГ и Балтии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Уд. вес от общего ¦ 4,9% ¦ 5,9% ¦ 5,2% ¦ 4,8% ¦ 5,0% ¦ 4,2%
¦числа выявленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦участников ОПФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------
В сложившейся ситуации повышается роль федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и государственному надзору в сфере миграции <4>. Согласно существующей классификации к специальным функциям этих органов отнесены также обеспечение общественной безопасности и борьба с преступностью <5>.
--------------------------------
<4> См.: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы".
<5> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
В ряде случаев меры миграционного контроля являются единственным средством воздействия на лидеров преступной среды, относящихся к категории "воров в законе". Как правило, они сами не совершают преступлений, а лишь координируют деятельность ОПФ <6>. В настоящее время на территории РФ находится около 1200 "воров в законе", из которых 60% - грузины. В столичном регионе постоянно проживают около сотни грузинских воров, многие из которых находятся либо нелегально, либо используют поддельные документы <7>.
--------------------------------
<6> Третьего ноября 2009 г. ст. 210 УК РФ была дополнена новым квалифицирующим признаком, предусматривающим наказание за организацию преступного сообщества (либо руководство им), создание устойчивых связей между различными организованными группами, раздел сфер преступного влияния и преступных доходов лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии. Его могут лишить свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненно.
<7> См.: Интерфакс. 2009. 31 марта.
Впервые такой нетрадиционный способ борьбы был апробирован в июле 2005 г., когда по решению городского суда г. Кимры был выдворен грузинский "вор в законе" Т. Окроперидзе ("Томик"), контролировавший каналы поставок и сбыта героина в Тверской области. За последующие три года за пределы страны были выдворены еще 9 "воров в законе" (6 - из Грузии, 3 - из Армении). Вместе с тем за 8 месяцев 2009 г. из России выдворили 6 грузинских "воров в законе" <8>.
--------------------------------
<8> Данные пресс-службы ДепУР МВД России.
Недавно обновленное миграционное и административное законодательство содержит действенные механизмы, позволяющие правоохранительным органам бороться с проникновением на территорию РФ представителей ТОПФ.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" незаконно находящимися на территории РФ признаются иностранные граждане или лица без гражданства, въехавшие с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание), либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган ФМС, либо уклоняющиеся от выезда по истечении срока пребывания (проживания), а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в России <9>. После принятия оно незамедлительно доводится в письменной форме до сведения указанных лиц, которые обязаны в установленный срок выехать из страны. Лица, отказывающиеся от добровольного выезда, подлежат депортации. Следует отметить, что решение о нежелательности пребывания (проживания) является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
--------------------------------
<9> См.: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 решение о нежелательности пребывания (проживания) уполномочены принимать МВД (ФМС), МИД, Минздравсоцразвития, Минобороны, СВР, ФСБ, ФСФМ, ФСКН, Роспотребнадзор и ФМБА России. Приказ ФМС России от 21 мая 2009 г. N 119 "Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" вступил в силу 21 июля 2009 г.
В июле 2009 г. Верховный Суд оставил в силе решение директора ФМС России о нежелательности пребывания грузинского "вора в законе" Л. Шушанашвили ("Лаша Руставский"). Следует отметить, что в августе 2008 г. Замоскворецкий райсуд г. Москвы принял решение о незаконности получения им российского гражданства, а в сентябре и о его выдворении за пределы РФ. По оперативной информации, он является ключевой фигурой в истории конфликта между двумя грузинскими воровскими кланами - А. Усояна ("Дед Хасан") и Т. Ониани ("Тарэл") за контроль над югом страны <10>.
--------------------------------
<10> См.: Вершов Ю. "Вор в законе" угрожает безопасности России // ИА "Росбалт". 2009. 23 июля.
Аналогичной принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации является такая административно-предупредительная мера, как сокращение срока проживания или временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина может быть сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Россию. При этом законодатель прямо не указывает на соответствующие условия или обстоятельства. Между тем ст. 5.1 Закона определяет цели сокращения срока временного пребывания, которыми являются: обеспечение национальной безопасности; поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов; содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, решение иных задач внутренней и внешней политики государства. В случае принятия решения о сокращении срока проживания или временного пребывания иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней.
Следует отметить, что ст. 28 ФЗ N 114-ФЗ позволяет ограничить выезд иностранным гражданам или лицам без гражданства из России, если они:
1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых;
2) осуждены за совершение преступления на территории РФ;
3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом;
4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов;
5) привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории РФ.
Действующее миграционное законодательство предусматривает ряд случаев, когда иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть не разрешен въезд в Российскую Федерацию. Согласно ст. 26 ФЗ N 114-ФЗ основанием для принятия такого решения может стать:
1) нарушение правил пересечения границы в пункте пропуска через Государственную границу РФ, таможенных правил и санитарных норм - до устранения нарушения;
2) использование подложных документов либо сообщение заведомо ложных сведений о себе или о цели своего пребывания в РФ;
3) наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
4) привлечение два и более раза в течение трех лет к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ;
5) уклонение от уплаты налога или административного штрафа либо невозмещение расходов, связанных с административным выдворением за пределы РФ или с депортацией в период своего предыдущего пребывания в РФ, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
Кроме того, в ст. 27 ФЗ N 114-ФЗ закреплен перечень оснований, при наличии которых въезд иностранному гражданину или лицу без гражданства в Россию может быть запрещен:
1) если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;
2) если в период своего предыдущего пребывания в РФ они подвергались административному выдворению за пределы РФ либо депортировались, - в течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы РФ или депортации;
3) если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
4) если они не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления;
5) если они не представили полис медицинского страхования, действительный на территории РФ, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;
6) если при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу РФ они не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда из РФ или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ;
7) если в отношении их принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Меры административного пресечения в миграционной сфере применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Среди них следует выделить аннулирование разрешения на временное проживание либо вида на жительство. Основания для применения данных мер закреплены в ст. 7 и 9 ФЗ N 115-ФЗ:
1) выступление за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иные действия, создающие угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
2) финансирование, планирование террористических (экстремистских) актов, оказание содействия в совершении таких актов или совершение их, а равно иные действия, поддерживающие террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) факт применения административного выдворения за пределы РФ либо депортации <11>;
--------------------------------
<11> Отличительными особенностями применения указанных мер является то, что отказ в выдаче разрешения на временное проживание связан с 5-летним сроком, который устанавливается для лиц, ранее подвергавшихся административному выдворению (депортации).
4) представление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений;
5) осуждение вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократное (два и более раза) в течение 1 года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) невозможность представления доказательства о содержании себя и членов своей семьи в России в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда отсутствие у иностранного гражданина в России жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
10) выезд из России в иностранное государство для постоянного проживания;
11) непрерывное нахождение за пределами РФ более 6 месяцев;
12) заключение брака с гражданином РФ, послужившее основанием для получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
13) заболевание наркоманией или одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также отсутствие сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
14) неполучение в течение 1 года со дня въезда в Российскую Федерацию свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе.
В случае принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание либо вида на жительство иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны выехать из Российской Федерации в течение 15 дней.
Перечисленные основания для принятия решения органом исполнительной власти об аннулировании разрешения на временное проживание либо вида на жительство идентичны для причин отказа в выдаче соответствующих документов. Однако отказ иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание либо вида на жительство как меру принуждения следует отличать от аннулирования указанных документов. Если процедура аннулирования направлена на прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий, то процедура отказа в выдаче соответствующих документов применяется в целях предупреждения возможных правонарушений со стороны иностранных граждан. Таким образом, отказ в выдаче разрешения на временное проживание либо вида на жительство следует относить к административно-предупредительным мерам воздействия. То же можно сказать и об отказе в рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем (ст. 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах").
Наиболее сложной процедурой применения административного принуждения в миграционной сфере является высылка иностранного гражданина или лица без гражданства, реализуемая посредством административного выдворения за пределы РФ либо депортации <12>. Отличительными особенностями данных мер принуждения являются:
--------------------------------
<12> См.: Приказ МВД России от 26 августа 2004 г. N 533 "Об организации деятельности ОВД и ФМС России по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства".
- выдворение назначается судьей районного суда, а также соответствующими должностными лицами пограничных органов ФСБ России за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, ст. 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ. Решение о депортации принимает директор ФМС России по мотивированному представлению начальника территориального органа в случаях, когда отпали законные основания для нахождения на территории РФ;
- выдворение осуществляют как пограничные органы ФСБ России, так и органы внутренних дел, а депортацию только органы внутренних дел;
- выдворение осуществляется как в принудительном, так и самостоятельном контролируемом выезде, а депортация только в принудительном и контролируемом выезде.
С конца 2007 г. на сайте ФМС России (http://www.fms.gov.ru) функционирует автоматическая служба приема обращений системы "Сервис проверки действительности паспортов граждан РФ". С ее помощью любой желающий сможет проверить подлинность гражданского паспорта по трем позициям: "действителен", "недействителен", "отсутствуют сведения". Сервис имеет защиту от неавторизованных пользователей <13>. Сегодня в базе данных содержится около 144 млн. информаций, из них около 24 млн. - по утраченным, похищенным и недействительным паспортам. При этом в базе нет никакой персональной информации о владельце паспорта.
--------------------------------
<13> См.: Ефременко Т. Поддельные паспорта не предъявлять // Российская газета. 2007. 7 сентября.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", в редакции от 28 марта 2008 г. N 220, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт <14>. Вместе с тем изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства, приобретенного лицом по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в законе.
--------------------------------
<14> Полномочия органов внутренних дел, ФМС или ее территориального органа на изъятие недействительного паспорта как относящегося к предмету административного правонарушения непосредственно вытекают и из п. 4 ч. 1 ст. 27.1, ст. 27.10, ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответствующая норма содержится и в Административном регламенте ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина на территории РФ, утвержденном Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105.
Согласно Конституции РФ и Федеральному закону от 3 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве РФ", гражданин не может быть лишен своего гражданства. Однако в ряде случаев его гражданство может быть прекращено. Так, одним из оснований прекращения гражданства является отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 ФЗ N 62-ФЗ). Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности. При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т.е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России - 5 лет.
Для борьбы с коррумпированными и недобросовестными сотрудниками миграционной службы Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 43-ФЗ в Уголовный кодекс РФ была введена ст. 292.1. Данная норма предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет за незаконную выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства российского паспорта, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение ими российского гражданства. По итогам 2008 г. по ст. 292.1 зарегистрировано 9 преступлений и выявлено 5 лиц, их совершивших.
Введение указанной статьи представляется весьма своевременным: только в 2008 г. на территории Центрального федерального округа РФ проведено 17 служебных проверок по фактам приобретения российского гражданства "ворами в законе". В результате в отношении их возбуждено два уголовных дела, 11 паспортов признаны выданными незаконно и подлежащими изъятию <15>.
--------------------------------
<15> См.: Интервью зам. начальника ГУ МВД России по ЦФО А. Каменева // ИТАР-ТАСС. 2009. 27 февраля.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.