Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
О.С. БЕЗДОЛЬНЫЙ
В настоящее время из-за многочисленных вооруженных конфликтов, экологических катастроф, неблагоприятной социальной и экономической обстановки, расизма, религиозных гонений и других факторов десятки тысяч людей стремятся покинуть свои прежние места проживания и спасти жизнь и здоровье себе и своим близким. Более того, согласно исследованиям количество таких вынужденных переселенцев лишь увеличивается <1>. Стоит отметить, что проблема беженцев затрагивает не только страны Европейского союза, но также и Российскую Федерацию. Сейчас в мире, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, насчитывается около 60 млн лиц, которые были вынуждены переселиться, при этом 20 млн из них являются беженцами <2>.
--------------------------------
<1> См.: Аванесова А.А. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах и перспективы принятия глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции // Миграционное право. 2017. N 2.
<2> См.: Цифры и факты // УВКБ ООН: официальный сайт. URL: http://unhcr.ru/index.php?id=15 (дата обращения: 28.02.2023).
Если же говорить о проблеме вынужденных переселенцев в Российской Федерации, то, по данным МЧС за июль 2022 г., с начала 2022 г. в Россию прибыло более 2 млн 800 тыс. беженцев - выходцев из Украины. Около 25 - 27 тыс. новых беженцев переходили в 2022 г. границу каждый день с начала конфликта.
Проблема, связанная с регулированием потоков вынужденных переселенцев, носит транснациональный характер. Поэтому ей посвящаются не только многочисленные международно-правовые акты, но также и научные работы <3>. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что проблема является крайне актуальной и представляет собой особый научный интерес.
--------------------------------
<3> См.: Овсепян Ж.И. Конституционные статусы религий в современном мире (государства Европы, Азии, Индостана и Дальнего Востока) // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 7; Егорова Е.Н. Правовые аспекты регулирования трудовой миграции граждан из третьих стран на территории Европейского союза // Миграционное право. 2017. N 2.
Однако необходимо констатировать тот факт, что вынужденная миграция является одним из самых деструктивных видов миграционных потоков. В связи с этим возникает необходимость в четком формировании государственной политики как по правовой защите местного населения от возможных негативных факторов, связанных с вынужденной миграцией, так и по усилению защиты безопасности государства в указанной области. Как подсказывает статистика, вынужденные мигранты приносят в принимающие страны серьезные проблемы, связанные с ростом различных негативных социальных явлений.
В частности, если обратиться к опыту европейских стран, несколько лет назад испытавших миграционный кризис, уровень преступности среди беженцев довольно высокий. В частности, сравнительный анализ, проведенный институтом М. Планка (Германия), показывает, что латентность преступлений со стороны беженцев и мигрантов превышает 90% <4>. В среде вынужденных переселенцев распространены кражи, грабежи, разбойные нападения, незаконный оборот наркотических средств, а также участие в массовых беспорядках. Как отмечалось отечественными учеными, Россия уже давно стала одним из наиболее крупных мировых центров, которые принимают вынужденных переселенцев <5>.
--------------------------------
<4> См.: Шевырев С.Н. Зарубежный опыт противодействия преступлениям, совершаемым незаконными трудовыми мигрантами // Российский следователь. 2009. N 14. С. 36.
<5> См.: Имансу А.С. Нотариальные аспекты оказания юридической помощи в России гражданам иностранных государств (мигрантам) // Нотариус. 2016. N 2.
Стоит отметить, что обязанность приема беженцев является моральным долгом общества, а также регулируется и правовыми нормами. И тем не менее существует ряд проблем в российской административно-правовой среде, которые остаются нерешенными на данный момент.
Так, например, согласно Федеральному закону "О беженцах" <6> беженцами признаются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которые находится вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений. Стоит отметить, что такая же формулировка закреплена и в Конвенции о правах беженцев от 28 июля 1951 г., к которой наша страна присоединилась в 1967 г. Однако статус беженцев вынужденным мигрантам в России предоставляется крайне редко. Так, согласно Росстату, в 2022 г. статус беженца имел всего 331 человек. Более того, как показано в таблице, с 1998 г. наблюдается тенденция к снижению этого показателя, и в прошлом году это значение достигло исторического минимума <7>.
--------------------------------
<6> См.: Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95 ФЗ "О беженцах" // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956.
<7> См.: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab_migr4.htm (дата обращения: 28.03.2023).
Численность беженцев (с 1998 г.) (человек, на 1 января)
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Всего |
128 390 |
79 906 |
26 065 |
17 902 |
13 790 |
8 725 |
614 |
598 |
592 |
572 |
487 |
455 |
331 |
Из них граждане государств / ранее постоянно проживали на территории: |
|||||||||||||
Азербайджана |
18 319 |
12 881 |
780 |
456 |
302 |
262 |
27 |
8 |
7 |
7 |
7 |
8 |
6 |
Армении |
1 055 |
498 |
117 |
104 |
100 |
87 |
- |
- |
- |
- |
1 |
4 |
3 |
Афганистана |
341 |
513 |
521 |
491 |
399 |
346 |
309 |
292 |
305 |
305 |
252 |
256 |
189 |
Беларуси |
26 |
179 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Грузии |
34 314 |
27 993 |
19 560 |
14 832 |
11 361 |
6 596 |
233 |
34 |
31 |
31 |
27 |
23 |
12 |
Казахстана |
19 616 |
7 668 |
747 |
472 |
365 |
328 |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Киргизии |
7 363 |
3 749 |
321 |
84 |
70 |
64 |
- |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
5 |
Латвии |
754 |
514 |
39 |
23 |
20 |
20 |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Литвы |
154 |
110 |
41 |
12 |
9 |
8 |
- |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Республики Молдова |
2 163 |
979 |
151 |
69 |
69 |
62 |
- |
9 |
15 |
20 |
16 |
16 |
8 |
Сирии |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Таджикистана |
22 956 |
12 299 |
2 061 |
759 |
694 |
590 |
- |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
Туркмении |
1 450 |
901 |
128 |
109 |
69 |
56 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Узбекистана |
18 102 |
10 985 |
1 519 |
453 |
305 |
279 |
- |
18 |
19 |
19 |
17 |
16 |
6 |
Украины |
1 394 |
389 |
20 |
5 |
2 |
1 |
- |
188 |
166 |
140 |
119 |
83 |
54 |
Эстонии |
372 |
231 |
41 |
13 |
13 |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Других государств или территория не указана |
11 |
17 |
19 |
20 |
12 |
16 |
24 |
32 |
31 |
31 |
30 |
33 |
37 |
В то же время стоит обратить внимание на количество лиц, получивших статус временного убежища на территории Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> См.: Банк готовых документов, Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России - 2022 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b22_01/Main.htm (дата обращения: 28.03.2023).
Распределение беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище, по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 июля 2022 г. (по данным МВД России, с начала регистрации)
|
Беженцы |
Вынужденные переселенцы |
Лица, получившие временное убежище |
|||
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу |
|
Всего |
300 |
100 |
423 |
100 |
70 751 |
100 |
Азербайджан |
6 |
2,0 |
41 |
9,7 |
22 |
0,03 |
Афганистан |
191 |
63,7 |
- |
- |
893 |
1,3 |
Грузия |
12 |
4,0 |
114 |
27,0 |
110 |
0,2 |
Казахстан |
1 |
0,3 |
51 |
12,1 |
35 |
0,05 |
Киргизия |
4 |
1,3 |
4 |
0,9 |
34 |
0,05 |
Россия |
- |
- |
98 |
23,2 |
- |
- |
Сирийская Арабская Республика |
2 |
0,7 |
6 |
1,4 |
278 |
0,4 |
Таджикистан |
4 |
1,3 |
19 |
4,5 |
30 |
0,04 |
Туркмения |
- |
- |
- |
- |
60 |
0,08 |
Узбекистан |
3 |
1,0 |
29 |
6,9 |
83 |
0,1 |
Украина |
25 |
8,3 |
22 |
5,2 |
59 588 |
84,2 |
другие страны |
52 |
17,3 |
39 |
9,2 |
9 618 |
13,6 |
Только за период с января по июль 2022 г. такой статус получили более 70 тыс. человек. Как можно увидеть из представленной выше статистики, несмотря на то что формально в Российской Федерации не так много беженцев, людей, которые ищут защиту на территории России, присутствует заметный рост их количества. В результате возникает закономерный вопрос: каким образом можно регулировать и контролировать миграционные потоки?
Ведь учитывая политико-экономическую обстановку, нельзя исключить возможности проникновения на территорию нашей страны потенциальных террористов, экстремистов, членов преступных группировок и запрещенных в России организаций с потоками вынужденных переселенцев, в первую очередь из Украины.
Если обратиться к Указам Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <9> и "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" <10>, можно обратить внимание, что в них не учитывается ситуация, при которой на территорию России обрушится мощный поток вынужденных переселенцев. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации речь идет о необходимости пресекать незаконную миграцию на территорию России, а также о противодействии экстремистским и радикальным организациям.
--------------------------------
<9> См.: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27. Ст. 5351.
<10> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" // СЗ РФ. 2018. N 45. Ст. 6917.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы указана необходимость социальной и культурной адаптации беженцев и лиц, получивших временное убежище. Но при этом абсолютно не раскрываются способы, которыми такое противодействие может быть осуществлено, и то, какими способами могла бы осуществляться адаптация вынужденных переселенцев в обществе.
В результате складывается ситуация, когда из-за отсутствия четкого понятийно-правового аппарата, а также эффективных методов противодействия потенциальным угрозам основная нагрузка за реализацию данных концепций ложится на отраслевые органы власти, в первую очередь силовые. Безусловно, в условиях нормальных миграционных потоков, а также отсутствия серьезных вызовов для государства расширение понятийного и методологического аппарата не имеет особого значения, нужды в мобилизации органов государственной власти нет. Однако в ситуации столь массовой вынужденной миграции на территорию России возникает необходимость в создании более четкой и структурированной концепции, в которой обозначались бы четкие действия, которые должны предпринимать государственные органы для предотвращения негативного влияния феномена миграции на общество, в том числе и идеологического. Причем такая "мобилизация" должна касаться не только силовых ведомств, но и вообще всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Открытым остается вопрос и касательно терминологии. Так, ни в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, ни в Федеральном законе "О беженцах" не раскрыт термин "вынужденный переселенец", что усложняет возможность дефиниции лиц, прибывающих на территорию России с целью получить убежище, от всех остальных иностранных граждан.
Кроме того, отсутствует и определение понятия "временное убежище" в Федеральном законе "О беженцах". В нем просто указаны признаки, согласно которым иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет право на получение такого статуса. Для получения временного убежища лицо должно:
- иметь основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
- не иметь оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Таким образом, даже исходя из существующих признаков не совсем ясно, что собой представляет временное убежище. Необходимо четкое определение данного понятия, которое позволит выделить конкретные признаки понятия и укажет на его отличительные черты.
Также нельзя не отметить, что сам по себе институт беженства практически не применяется на территории России. Из представленной ранее статистики видно, что количество беженцев неуклонно сокращается и тенденций к их росту не наблюдается. Таким образом, имеет смысл поднять вопрос о целесообразности существования понятия "беженец" в том виде, в каком оно есть сейчас. Представляется целесообразным также рассмотреть возможность конкретизации понятий "беженец" и "временное убежище", что может позитивно сказаться непосредственно на самих вынужденных переселенцах и не будет вводить их в заблуждение.
В заключение хотелось бы отметить, что многочисленные противоречия в мире, а также природные и техногенные катастрофы, которые на данный момент невозможно предотвратить, вынуждают людей из разных стран мира более активно покидать свое место жительства. И в связи с возможным ростом этой категории мигрантов Российской Федерации необходимо анализировать и по возможности адаптировать международную практику в области миграционного законодательства, внедряя и совершенствуя самые актуальные нормативные правовые акты, а также способы и методы регулирования потоков таких вынужденных мигрантов.
Литература
1. Аванесова А.А. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах и перспективы принятия глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции / А.А. Аванесова // Миграционное право. 2017. N 2. С. 21 - 22.
2. Егорова Е.Н. Правовые аспекты регулирования трудовой миграции граждан из третьих стран на территории Европейского союза / Е.Н. Егорова // Миграционное право. 2017. N 2. С. 23 - 26.
3. Имансу А.С. Нотариальные аспекты оказания юридической помощи в России гражданам иностранных государств (мигрантам) / А.С. Имансу // Нотариус. 2016. N 2. С. 41 - 44.
4. Овсепян Ж.И. Конституционные статусы религий в современном мире (государства Европы, Азии, Индостана и Дальнего Востока) / Ж.И. Овсепян // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 7. С. 34 - 44.
5. Шевырев С.Н. Зарубежный опыт противодействия преступлениям, совершаемым незаконными трудовыми мигрантами / С.Н. Шевырев // Российский следователь. 2009. N 14. С. 33 - 40.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.