Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВКЛАД ПРОФЕССОРА В.М. МАНОХИНА В РАЗВИТИЕ НАУКИ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
А.Ю. СОКОЛОВ
Заслуженный деятель науки РСФСР В.М. Манохин рассматривал административное право в привязке к конституционно-правовым предписаниям, посвящал свои исследования вопросам формирования органов государственного управления, государственной службы, государственной дисциплины, административной ответственности, организации правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации.
Среди многочисленных публикаций Василия Михайловича, представляющих значительный вклад в науку управления, особенно запоминаются его блестящие монографии, заложившие основы саратовской научной школы административного права.
Первой работой в основе фундамента саратовской школы административного права стала монография Василия Михайловича, вышедшая в свет в 1962 г. в Саратове <1>. Она была полностью посвящена изучению вопросов формирования исполнительных и распорядительных органов. Впервые в литературе были высказаны и обоснованы положения о государственно-распорядительных органах: ученым подробно рассмотрены правовые основания формирования органов; условия, с наступлением которых начинается и происходит формирование органа; сущность порядка формирования органов государственного управления, а также сроки полномочий данных органов. Профессор В.М. Манохин выделял в качестве предпосылки создания государственного органа наличие правового основания. В этой связи заслуживает внимания данное в монографии авторское определение "правового основания возникновения государственного органа", под которым Василий Михайлович понимал "норму права, определяющую, какой государственный орган может быть создан и по чьему волеизъявлению: по волеизъявлению непосредственно населения (избирателей) или по волеизъявлению другого государственного органа (органов)" <2>. Василий Михайлович рассматривал правовые основания возникновения государственных органов в качестве одной из гарантий обеспечения законности в государственной деятельности и отмечал, что правовыми основаниями могут быть нормы обязывающего характера или нормы уполномочивающего характера, однако независимо от этого нормы, регулирующие порядок формирования органов государственного управления, всегда носят обязывающий, распорядительный характер. Сами органы государственного управления Василий Михайлович классифицировал по источнику волеизъявления, по характеру этого волеизъявления, а также по форме выражения <3>.
--------------------------------
<1> Манохин В.М. Органы советского государственного управления. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1962.
<2> Там же. С. 8.
<3> Там же. С. 10; 19 - 20.
За этой работой последовала монография "Порядок формирования органов государственного управления" (1963), в которой автор продолжил исследование сущности порядка формирования органов государственного управления, акцентировав внимание на анализе организационной работы, выполнение которой необходимо в ходе формирования органа и налаживания его деятельности. Так, Василий Михайлович выявил особенность правовых оснований формирования органов управления (в них указывается, что эти органы создаются по решению только государственных органов и не формируются, например, непосредственно населением), выделил условия формирования органов государственного управления (фактические обстоятельства, с наступлением которых связывается начало формирования и в конечном счете создание органа), а также обратил внимание на необходимость отличать правовые основания и условия от правил, которые регулируют сам порядок формирования органа (эти правила должны быть отнесены к процессуальным нормам). Как писал В.М. Манохин, чтобы определить сущность порядка формирования государственного управления, необходимо исходить из двух предпосылок: 1) по чьему решению создаются органы государственного управления; 2) какими по своему характеру являются акты, принимаемые в ходе формирования органа управления. Исходя из того что орган управления формируется государственным органом, а принимаемые в связи с этим акты носят обязывающий, распорядительный характер, порядок формирования органов управления следует определить по его сущности как государственно-распорядительный. В этом Василий Михайлович видел один из признаков, отграничивающих органы управления от других органов государства <4>.
--------------------------------
<4> Манохин В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М., 1963. С. 6 - 8.
Помимо детального изучения правовых оснований В.М. Манохин выявил правила, регулирующие непосредственно порядок формирования органа управления, большая часть монографии посвящена вопросам установления наименования органа, разработки и утверждения его компетенции, организационной структуры и штатов, формирования личного состава - по сути автор предложил типовую модель формирования органов исполнительной власти, которая не теряет актуальность и в настоящее время.
Разработанные ученым структура компетенции органов управления и ее формы (положения, уставы и др.) вошли в качестве глав во многие современные учебники и пособия по административному праву. Василий Михайлович выделил и охарактеризовал шесть разделов компетенции:
"1) вводная часть включает в себя несколько статей нормативного акта, определяющего компетенцию соответствующего органа (полное наименование органа управления, его целевое назначение, к какой группе государственных органов относится);
2) задачи органа формулируются в соответствии с целевым назначением применительно к условиям деятельности органа;
3) основные функции органа. Этот раздел содержит перечень тех функций государственного управления, которые орган вправе и обязан осуществлять (планирование, контроль и проверка исполнения, подбор кадров и др.);
4) права и обязанности. В данном разделе определяется, в каком объеме должен осуществлять орган возложенные на него функции;
5) правовые формы деятельности - правовые акты, посредством которых орган выполняет возложенные на него задачи, функции, права и обязанности;
6) внутриорганизационная работа (порядок комплектования личного состава органа и утверждения его организационной структуры и штатов, права и обязанности руководителя, взаимоотношения составных структурных подразделений органа) и организационно-массовая работа (нормы, регулирующие участие масс в управлении государственными делами, взаимоотношения с общественными организациями") <5>.
--------------------------------
<5> Манохин В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М., 1963. С. 26 - 28.
В указанной монографии Василий Михайлович предложил новую систему построения аппарата органов государственного управления. Назвав ее функционально-отраслевой, ученый определил для нее два существенных признака: "...то, что подразделения аппарата осуществляют одну или несколько функций управления, и то, что эти функции осуществляются в объеме отрасли (или подотрасли) государственного управления (подчеркивая при этом, что само понятие "отрасль" в наименовании новой системы построения аппарата понимается шире)" <6>. Сегодня эта система является признанной в науке и практике.
--------------------------------
<6> Там же. С. 62.
По сей день остаются значимыми теоретические положения, разработанные профессором В.М. Манохиным в области реформирования государственной службы. Его монография 1966 г. "Советская государственная служба" заложила основы этого важнейшего административно-правового института, в работе представлены понятие государственной службы и государственной должности, основные принципы государственной службы. Суждения автора по этим вопросам весьма интересны. Исследуя аспекты государственной службы, Василий Михайлович предложил ставшее впоследствии традиционным в научной литературе определение государственной службы. По его мнению, "государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также саму деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства" <7>.
--------------------------------
<7> Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 5 - 14.
Определение государственно-служебной должности уже также по праву стало классическим в юридической литературе. Приведем его: "...государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему - в целях ее практического осуществления" <8>. Особо значимыми являются размышления Василия Михайловича относительно принципов государственной службы, включающих в себя "требования, которые:
1) обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе;
2) распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы;
3) охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы" <9>.
--------------------------------
<8> Там же. С. 72.
<9> Там же. С. 16.
Отдельного внимания заслуживает монография "Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование", вышедшая в 1997 г. На тот момент времени - единственная работа, в которой был представлен комплексный анализ всех основных видов службы, сложившихся на основе Конституции РФ 1993 г. и последующего законодательства. Василий Михайлович подразделял виды службы в соответствии со статусом организаций на государственные и негосударственные, при этом полагал целесообразным все виды негосударственной службы объединить под общим названием "гражданская служба" <10>. Логичным видится выделение категории лиц, находящихся на службе у государства, но не являющихся государственными служащими.
--------------------------------
<10> Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 19.
Современное российское законодательство о государственной службе создавалось на основе этих концептуальных научных работ Василия Михайловича, а сам он принимал непосредственное участие в разработке соответствующих нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровней.
Интересовали ученого и проблемные аспекты административной ответственности. Здесь интересна коллективная монография 1988 г. "Административная ответственность в СССР", изданная под редакцией Василия Михайловича. В рамках параграфа "Понятие и структура административной ответственности" им исследованы условия развития института административной ответственности, подходы к его понятию, подробно рассмотрены структурные элементы административной ответственности с учетом имеющихся научных категорий в рассматриваемой области. Так, Василий Михайлович в качестве ключевых, определяющих в конструкции понятия административной ответственности выделял два элемента: фактическое основание административной ответственности - административный проступок и меру ответственности - административное взыскание. Логику такого выделения ученый усматривал в том, что отправным моментом служит общее понятие юридической ответственности, и из всех элементов (основания, субъекты, условия, мера ответственности, процедура ответственности) лишь эти два имеют совершенно особый характер, что позволяет считать их критериями сущности и особенностей административной ответственности <11>.
--------------------------------
<11> Административная ответственность в СССР / В.М. Манохин, В.И. Новоселов, Д.Н. Бахрах и др. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1988. С. 27 - 28.
В 2002 г. памяти своего отца, солдата Великой Отечественной войны, павшего в 45-м, Василий Михайлович посвятил монографию "Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации". Рассматривая проблемные вопросы в области организации процесса регионального правотворчества, Василий Михайлович видел целью данной научной работы оказание помощи в этом деле организациям и заинтересованным лицам. Примечательно, что он долгие годы работал главным научным консультантом Поволжского регионального института законотворческой деятельности и проводил экспертизы проектов законов ряда субъектов Российской Федерации. Свой опыт работы профессор обобщил в данной монографии и за основу исследования взял нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся во "внутренней жизни" субъекта РФ, делая акцент на таких сферах, как кадровое обеспечение правотворческой деятельности, руководство ею, организационные формы, финансовое, материально-техническое обеспечение и т.д. вплоть до порядка принятия нормативного правового акта.
Василий Михайлович отдавал много душевных сил и времени подготовке и воспитанию научно-педагогических кадров, уделял внимание разработке качественных учебно-методических пособий и материалов, необходимых для усвоения курса административного права. В этой связи особо ценными можно назвать выдвинутые В.М. Манохиным фундаментальные предложения по вопросам понимания предмета административного права, его структуры, системы государственного управления и др., обоснованные в том числе посредством изучения конституционно-правового регулирования узловых вопросов административного права <12>.
--------------------------------
<12> Манохин В.М. Конституционные основы советского административного права. М.: Изд-во Саратовского университета, 1983. 216 с.
Изначально относя к предмету административно-правового регулирования три элемента: исполнительно-распорядительную деятельность субъектов исполнительной власти, внутриорганизационную деятельность во всех государственных органах и общегосударственную контрольную деятельность, профессор Манохин, учитывая изменения нормативно-правового регулирования, меняет также свое представление о структуре предмета административного права.
Так, в учебнике "Административное право России" 2010 г. Василий Михайлович, справедливо отмечая, что предмет административного права не может быть постоянным, "вечным", что обусловлено изменением типов и форм государства в историческом процессе, включает в него, помимо государственного управления и государственного контроля, государственное регулирование и государственные услуги, указывая в качестве критерия для разграничения способ регулирования, метод реализации определенных полномочий <13>.
--------------------------------
<13> Манохин В.М. Административное право России: Учебник. Саратов, 2010. С. 11 - 18.
По глубокому убеждению ученого, "динамичность административного права как отрасли - это его свойство, обуславливаемое жизнью, т.е. повседневными задачами управления, но не колеблющее при этом устойчивых основ отрасли" <14>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 18.
Преданность науке, глубокое понимание теоретических основ административного права, собственные практические наблюдения позволили Василию Михайловичу создать научную школу, снискавшую признание во всей России, воспитать достойных учеников (а их более 30), многие из которых стали известными юристами. Неоценимый вклад профессора Манохина в становление и развитие отечественной науки административного права очевиден: его замыслы и идеи продолжают жить и сейчас, получая развитие в научных исследованиях ученых-административистов.
Литература
1. Административная ответственность в СССР / В.М. Манохин, В.И. Новоселов, Д.Н. Бахрах [и др.]; Под редакцией В.М. Манохина, Ю.С. Адушкина. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. 166 с.
2. Манохин В.М. Административное право России: Учебник / В.М. Манохин. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 272 с.
3. Манохин В.М. Конституционные основы советского административного права / В.М. Манохин. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983. 216 с.
4. Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации / В.М. Манохин. Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2002. 240 с.
5. Манохин В.М. Органы советского государственного управления / В.М. Манохин. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1962. 162 с.
6. Манохин В.М. Порядок формирования органов государственного управления / В.М. Манохин. Москва: Госюриздат, 1963. 183 с.
7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М. Манохин. Москва: Юристъ, 1997. 296 с.
8. Манохин В.М. Советская государственная служба / В.М. Манохин. Москва: Юридическая литература, 1966. 194 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.