Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНСТИТУТА ЖАЛОБЫ В РАБОТАХ ПРОФЕССОРА В.И. РЕМНЕВА
Д.Р. ЗАЙНУТДИНОВ
Введение
Негативное отношение к институту административной юстиции продолжалось до конца 1940-х годов. Затем ситуация стала несколько смягчаться. Первые голоса, косвенно намекавшие на необходимость возврата к проблеме советской административной юстиции, стали слышны в начале хрущевской оттепели. В 1950-е годы советские ученые начали высказывать идеи о необходимости дальнейшего расширения судебного порядка разрешения жалоб в сфере земельных, жилищных, трудовых, финансовых и иных правоотношений.
Весьма плодотворными для развития отечественной теории административной юстиции были 1960 - 1980-е годы. Идею о необходимости расширения судебного порядка рассмотрения жалоб в сфере публично-правовых отношений поддержали такие советские правоведы, как А.Ф. Клейнман, С.Р. Кечекьян, Б.Р. Левин, В.И. Ремнев, Н.Г. Салищева, Ц.А. Ямпольская и др. В то же время А.Н. Артамонов указывает, что "наиболее радикальные предложения по совершенствованию механизма административной юстиции в советский период не выходили далее создания специализированных административных составов в судах общей юрисдикции" <1>. Тем не менее конец хрущевской оттепели отмечен появлением целого ряда весьма интересных трудов по проблеме административной юстиции.
--------------------------------
<1> Артамонов А.Н. Формирование и развитие органов административной юстиции в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25.
Жизненный путь
Среди работ советских ученых-административистов особый интерес вызывают труды доктора юридических наук, профессора Виктора Ивановича Ремнева (1924 - 1986 гг.). В его трудах институт административной юстиции рассматривается сквозь актуальное для того периода право жалобы, предоставленное советскому гражданину.
Среднюю школу в городе Катав-Ивановск Челябинской области В.И. Ремнев окончил в 1942 г. И уже в мае этого года был призван в армию. В течение 1942 - 1943 гг. В.И. Ремнев проходил обучение в Перми в Военно-морском авиатехническом училище, где получил квалификацию "авиамеханик". В дальнейшем он проходил службу в авиации Военно-морского флота.
В 1946 г. будущий ученый вступил в Коммунистическую партию. В этом же году В.И. Ремнев начал учиться в Риге, в Латвийском филиале Всесоюзного заочного юридического института. В 1950 г. он окончил институт.
После демобилизации в апреле 1949 г. Виктор Иванович поступил на службу в органы прокуратуры СССР, в которых прошел путь от следователя и прокурора Лудзенского района Латвийской ССР до межрайонного прокурора Краславского и Дагского районов Латвийской ССР.
С 1961 по 1963 г. В.И. Ремнев обучался в аспирантуре Института государства и права Академии наук СССР. В июне 1963 г. под руководством крупного профессора Цецилии Абрамовны Ямпольской он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему "Право жалобы в СССР" <2>.
--------------------------------
<2> Глазунова И.В. О В.И. Ремневе и А.Е. Луневе - видных ученых - сотрудниках ИГП РАН // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 3-1. С. 78.
В 1963 - 1968 гг. В.И. Ремнев занимал должность старшего научного сотрудника сектора прокурорского надзора Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
В январе 1968 г. В.И. Ремнев был принят на должность старшего научного сотрудника сектора правовых проблем управленческого труда Института государства и права Академии наук СССР, а в июле 1972 г. переведен в сектор науки управления и административного права. "В Институте Виктор Иванович вел активную научную работу, выезжал в научные командировки и научные экспедиции в союзные республики, в социалистические страны (ГДР, ПНР, ВНР, ЧССР). Удачно сочетал преподавательскую деятельность во Всесоюзном юридическом заочном институте с общественной работой по проведению занятий в министерствах, организациях" <3>.
--------------------------------
<3> Глазунова И.В. Указ. соч. С. 79.
Его активная общественная деятельность и усердная работа на научном поприще не остались незамеченными. В 1978 г. правоведу было присвоено почетное звание "Заслуженный юрист РСФСР".
В 1979 г. В.И. Ремнев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на тему "Теоретические проблемы законности в деятельности аппарата советского государственного управления".
В 1982 г. В.И. Ремневу было присвоено ученое звание профессора по кафедре общественных наук и управления.
Скончался Виктор Иванович Ремнев, к сожалению, рано, в шестьдесят два года, но за свою творческую жизнь он успел немало сделать для развития советской юриспруденции.
Вклад в науку
По мнению современных ученых, В.И. Ремнев впервые в советской юриспруденции начал разработку проблем административной деликтологии, провел серьезные научные исследования вопросов законности в деятельности аппарата государственного управления и защиты прав советских граждан <4>.
--------------------------------
<4> Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. М.: Юридическая литература, 1964. 132 с.; Ремнев В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан. М.: Юрид. лит., 1972. 71 с.; Ремнев В.И. "Вы обратились в учреждение...". М.: Моск. рабочий, 1977. 88 с.; Ремнев В.И. Социалистическая законность в государственном управлении. М.: Наука, 1979. 301 с.; Ремнев В.И. "Ваше письмо рассмотрено...". М.: Моск. рабочий, 1981. 93 с.
Им опубликовано более 120 научных работ, в том числе 13 индивидуальных монографий и брошюр, написано 9 глав в коллективных монографиях, он автор 46 методических и учебных пособий, 49 статей <5>.
--------------------------------
<5> Видные ученые-юристы России (вторая половина XX века). Энциклопедический словарь биографий / Под ред. д-ра юрид. наук В.М. Сырых. М.: РАП, 2006. 548 с.
В каждом из своих научных исследований В.И. Ремнев уделял немало внимания институту права жалобы, который являлся одним из важных элементов советской модели административной юстиции. Он считал, что институт права жалобы в регулировании общественных отношений "является не только средством защиты субъективных прав граждан, но и средством предотвращения правонарушений, укрепления социалистического правопорядка и социалистической законности, средством улучшения работы госаппарата" <6>.
--------------------------------
<6> Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. С. 4.
Главные цели, которые он ставил в своих исследованиях, - это стремление показать характерные черты института права жалобы в СССР, объяснить основные причины, побуждающие граждан подавать жалобы, а также выявить пути и конкретные юридические средства дальнейшего улучшения порядка приема, рассмотрения, проверки и удовлетворения законных и обоснованных жалоб. Фактически В.И. Ремнев, не касаясь напрямую института административной юстиции, углубился в важнейшую его составляющую - форму, в которой гражданин реализует свое право на защиту от незаконных действий или решений органов управления.
Профессор В.И. Ремнев, в отличие от других советских административистов, в значительно большей степени исследовал природу института жалобы, изучив ее формирование и развитие под влиянием социалистических идей. Например, исходя из понимания ленинских принципов разбора жалоб он сформулировал основные положения данного института <7>.
--------------------------------
<7> Там же. С. 15 - 17.
В духе эпохи оттепели В.И. Ремнев отдал должное критике культа личности, указав, что в процессе его ликвидации началось восстановление ленинских принципов государственного управления, "в жизни советского общества партия обратила большое внимание на необходимость всемерного улучшения порядка разбора жалоб" <8>. Ученый считал, что в условиях сталинизма институт жалобы имел ограниченную сферу применения, что негативно сказывалось на правах и свободах советских граждан.
--------------------------------
<8> Там же. С. 21.
Предложенное В.И. Ремневым определение жалобы звучало следующим образом: "Жалоба - это обращение в государственные органы или общественные организации по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина или обращение гражданина по поводу нарушения прав и интересов общественных организаций и органов государства" <9>.
--------------------------------
<9> Там же. С. 29.
Правовед весьма лаконично обозначил причину появления жалоб - нарушение законных прав и интересов граждан. Подача жалобы положила начало становления сложной системы административных правоотношений. Так, В.И. Ремнев писал: "Обращение с жалобой вызывает возникновение правовых отношений, с одной стороны, между жалобщиком и государственным органом, в который поступила жалоба, и, с другой стороны, между государственным органом и субъектом правонарушения (гражданином, органом государства или общественной организацией), на которого принесена жалоба. Подав жалобу, гражданин согласно действующему законодательству о жалобах имеет право требовать от государственного органа и должностных лиц разрешения в установленный срок его требований. Государственный орган обязан принять жалобу, провести проверку, если в этом есть надобность, разрешить жалобу по закону - удовлетворить полностью или частично или отказать в удовлетворении в случае незаконности и необоснованности требований жалобщика" <10>. Определение В.И. Ремневым сути жалобы и последовательность реализации гражданином права на нее отдаленно напоминает сущностное назначение административного иска.
--------------------------------
<10> Там же. С. 25.
Необходимо отметить, что В.И. Ремнев принципиальным образом разграничивал жалобу, поданную по поводу нарушенного права, от жалобы, поданной по поводу нарушенного законного интереса. В данном отношении с приведением конкретных примеров ученый пояснял: "Сущность права гражданина (его субъективного права) заключается в гарантированной возможности совершать определенные действия. Однако можно обладать правом, не представляющим никакого интереса для его носителя: например, правом на изменение гражданства, на отправление религиозных культов, на перемену имени, фамилии и т.п., но в то же время иметь интерес к благу, не гарантированному правовыми нормами" <11>. Предложенное В.И. Ремневым разграничение права от интереса представляется весьма любопытным не только для административного права, но и для общей теории государства и права.
--------------------------------
<11> Там же. С. 26.
Преимуществом жалобы (в сравнении с буржуазным институтом административного иска) В.И. Ремнев считал возможность ее подачи не только конкретным гражданином, но и коллективом граждан. Возможность групповых обращений, как замечал правовед, вытекала из основных принципов советского общества, пронизанного чувством коллективизма и товарищеской взаимопомощи. В то же время данная форма подачи жалоб не нашла своего воплощения в масштабах всего СССР. Возможность подачи коллективной жалобы была закреплена лишь в Эстонской ССР, а если быть точнее, то в Инструкции "О порядке рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений в учреждениях и предприятиях" от 27 августа 1953 г. <12>
--------------------------------
<12> Инструкция "О порядке рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений в учреждениях и предприятиях в Эстонской ССР", утвержденная Постановлением Совета Министров Эстонской ССР от 27 августа 1953 года // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1958. N 12. Ст. 184.
Подобный порядок профессор предлагал реализовать и в других союзных республиках, что способствовало бы дальнейшей юридической регламентации института права жалобы <13>.
--------------------------------
<13> Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. С. 27.
Следует указать на то, что теоретическая составляющая работы В.И. Ремнева "Право жалобы в СССР" имеет хорошую аргументацию. Она ясно показывала, что институт жалобы в советском законодательстве был реализован крайне слабо. В данной работе правовед указал на немалый ряд недостатков, которые содержали в себе нормативные правовые акты различного уровня. Например, он отметил, что термины "письма", "жалобы" и "заявления" неоднократно употребляются в ряде нормативных правовых актов, но "в одних случаях просто невозможно уяснить, какое значение орган, выносивший постановление, придает каждому из этих терминов, либо становится очевидным, что под каждым из них понимается такое обращение, в котором гражданин с чем-то не согласен, на что-то жалуется" <14>. В связи с этим В.И. Ремнев подчеркивал, что необходимо точно определить содержание каждого вида обращения. Здесь профессор писал: "Правильная терминология будет способствовать точному применению и исполнению актов, она поможет наилучшему ведению статистики по вопросам жалоб... Четкое уяснение содержания понятий различных видов обращений граждан поможет также и установлению наиболее правильного их учета в государственных органах и общественных организациях" <15>. На основании этого ученый предлагал выработать примерную инструкцию о порядке учета жалоб, заявлений и предложений трудящихся.
--------------------------------
<14> Там же. С. 31 - 32.
<15> Там же. С. 32 - 33.
Следует указать на общий недостаток всех советских ученых-административистов, которые, отбрасывая административный иск, как форму защиты гражданином своих прав, одновременно обращались к институту права жалобы. Они стремились максимальным образом проработать теоретическую часть жалобы и на основе полученных результатов регламентировать, упорядочить и придать четкие рамки этому институт в советском законодательстве, что, по сути, было невозможно сделать. Одним из таких ученых был В.И. Ремнев. В частности, задаваясь вопросом о том, какие конкретные жалобы на деятельность администрации правомочны рассматривать суды в СССР, он выделял следующие виды жалоб:
1. Жалобы на деятельность работников по поводу записей в книгу актов гражданского состояния.
2. Жалобы по вопросу о неправильностях в списках избирателей.
3. Жалобы на действия нотариальных органов и органов, выполняющие нотариальные функции.
4. Жалобы на административные штрафы, налагаемые на граждан уполномоченными государственными органами.
5. Жалобы на выдачу ордера на пользование жилым помещением.
6. Жалобы на отказ жилищного управления в удовлетворении ходатайства о выдаче брони на жилую площадь.
7. Жалобы на отказ жилищных органов в разрешении на обмен жилого помещения.
8. Жалобы по вопросам, связанным с описью имущества по решению административных органов о наложении штрафа.
9. Жалобы на решения государственных органов и должностных лиц по трудовым вопросам.
10. Жалобы избирателей и рационализаторов по вопросу размера, порядка начисления и сроков выплаты вознаграждения <16>.
--------------------------------
<16> Там же. С. 39 - 44.
Однако этот перечень был далеко не исчерпывающим.
Проблема жалобы всегда заключается в ее практически неограниченном диапазоне просительной части. В отличие от административного иска она может быть подана по любому вопросу. Для института жалобы невозможно установить некий рамочный перечень, куда и по каким вопросам она может подаваться. Само сущностное значение жалобы призвано быть неограниченным. Гражданин может жаловаться практически на все подряд. Поэтому и содержательная, и просительная сторона жалобы может быть посвящена различным правонарушающим актам или действиям (бездействию) органов власти и должностных лиц.
По этой причине советские ученые-административисты, стремясь регламентировать каждый вид жалобы в советском законодательстве, параллельно все же признавали, что в реальности сделать это невозможно. В.И. Ремнев также указывал: "В нашей стране ведется громадная работа по улучшению экономики, по повышению уровня материального производства, что будет способствовать снижению количества таких жалоб. Однако причины, порождающие подавляющее количество жалоб, носят субъективный характер. Этот вывод подтверждается исследованием причин, вызывающих жалобы на протяжении всей истории деятельности Советского государства, хотя по мере развития политической организации советского общества менялся и характер жалоб" <17>.
--------------------------------
<17> Там же. С. 50.
Основную причину возникновения жалоб В.И. Ремнев, как было принято в советской науке, сводил к бюрократизму, который, однако, по мнению коммунистов, был чуждым социалистическому обществу явлением, уходящим своими корнями в прошлое <18>. Иначе говоря, все пороки советской системы государственного управления он также сводил к царскому наследию.
--------------------------------
<18> Там же. С. 57.
В.И. Ремнев отмечал, что в СССР существуют объективные условия законного, справедливого рассмотрения и разрешения жалоб граждан. Поэтому он подробно описывал основные юридические гарантии института жалобы в СССР <19>.
--------------------------------
<19> Там же. С. 59.
Советская государственная система власти, строящаяся на основах одной идеологии, весьма болезненно реагировала на критику в свой адрес. С этим советская власть боролась на протяжении всех лет своего существования. До 1950-х годов борьба с клеветниками велась довольно жесткими методами. Ее главными инструментами были террор и репрессии. С начала оттепели с клеветниками (и истинными, и мнимыми) советская власть боролась, но уже более гуманными способами.
Проблеме клеветничества В.И. Ремнев отвел важное место в своей работе о праве жалобы в СССР. Стремясь не выбиваться из общего представления о проблеме, при котором не поощрялась подача жалоб по разным областям деятельности советских органов власти, ученый все же подчеркивал необходимость уделять внимание каждой из них с целью ограждения порядочных граждан от клеветников. Дадим слово самому правоведу: "Добросовестно заблуждающееся лицо, полагая, что нарушение прав и интересов имеет место на самом деле, реализует принадлежащее ему право на жалобу. Для того чтобы убедиться в необоснованности жалобы, ее обязательно надо проверить, отказ в требованиях жалобщика необходимо мотивировать" <20>. Тем самым ученый подчеркивал, что не все необоснованные жалобы есть желание навредить деятельности советских органов власти. В значительной части эта необоснованность проистекала из элементарного незнания гражданами закона.
--------------------------------
<20> Там же. С. 69 - 70.
Борьба с критикой, которую зачастую необоснованно называли клеветничеством, являлась ахиллесовой пятой Советского государства и наносила вред самому советскому обществу, подрывая авторитет власти, вызывая недоверие существующему порядку рассмотрения жалоб.
Отрицая институт административной юстиции как систему специализированных органов или суда, правомочных разрешать споры граждан и органов управления, в то же время советские ученые-административисты пытались решить вопрос о гарантиях защиты законных прав и интересов граждан в административном порядке. В повестке для всегда был вопрос о том, как административный орган должен защитить гражданина от своих же неправомерных действий. По этому поводу В.И. Ремнев писал: "Должностные лица, пытающиеся расправиться с тем, кто честно сообщает о недостатках, зачисляя этих людей в категорию "кляузников", требуя привлечь их к ответственности, совершают правонарушения. Они по существу сами являются клеветниками и подлежат самой суровой ответственности. Советское государство ведет непримиримую борьбу с зажимщиками критики, но до тех пор, пока подобные чуждые нашему строю проявления будут иметь место, не все анонимные жалобы надо оценивать одинаково" <21>.
--------------------------------
<21> Там же. С. 71.
В.И. Ремнев говорил о необходимости рассмотрения не только индивидуальных, но и анонимных жалоб. Тем не менее для борьбы с клеветниками он предлагал расширить круг субъектов, которые вправе ставить вопрос о возбуждении уголовных дел против таких граждан <22>.
--------------------------------
<22> Там же. С. 74.
Важным рычагом укрепления социалистической законности в разборе жалоб, как считал В.И. Ремнев, является усиление юридических гарантий в процессе производства по ним. Здесь профессор уделил пристальное внимание административному производству, порядок которого регулировался особыми процессуальными нормами. Он отмечал, что "эти нормы создают определенные процессуальные гарантии во взаимоотношениях аппарата управления с другими субъектами административно-правовых отношений. Цель процессуальных административно-правовых норм заключается в том, чтобы в первую очередь обеспечить гарантии прав и законных интересов советских граждан" <23>.
--------------------------------
<23> Там же. С. 92.
Административное производство, по мнению В.И. Ремнева, "это не только форма регулирования отношений между гражданином и органом, принявшим жалобу, но и регламентация отношений между указанным органом и вышестоящим. Процессуальные нормы облекают в форму правовых обязанностей все действия, которые должен производить орган или его должностное лицо, принявшие жалобу, а также вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица" <24>. Ученый описывал административный процесс и как особый вид процессуальной деятельности органов управления, имеющий определенную самостоятельность в рамках общей управленческой деятельности, и как особый административно-юрисдикционный порядок рассмотрения публично-правовых споров.
--------------------------------
<24> Там же. С. 92 - 93.
В.И. Ремнев делал особый акцент на том, что хорошо развитое административное производство всецело способствует развитию личной инициативы и личной заинтересованности советских граждан, без чего государственная власть никогда не сумеет уловить мелкие, но каждодневные нарушения закона, которые имеют место в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов <25>. Необходимо отметить, что эта проблема и в настоящее время, как подчеркивают современные ученые, никуда не исчезла <26>.
--------------------------------
<25> Там же.
<26> Домченко А.С. Рассмотрение судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти, устанавливающих обязательные требования: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2022. N 5. С. 27 - 30.
Заключение
Очевидно, что профессор В.И. Ремнев концентрировал внимание на проблеме отсутствия системного подхода в законодательстве о праве гражданина на подачу жалобы, плохой проработке терминологического аппарата в нормативных правовых актах, а также на отсутствии аналитических материалов по данной проблеме. Например, он подчеркивал, что существует настоятельная необходимость в кодификации как союзного, так и республиканского законодательства о жалобах. Ее результаты должны были оказать положительное влияние на дальнейшее укрепление правопорядка и охрану прав и интересов советских граждан. В связи с этим он предлагал закрепить в Конституции СССР и в конституциях союзных и автономных республик нормы о праве граждан на жалобу и его гарантиях <27>. Для ученого было особо важно, чтобы законодатели в процессе правотворческой деятельности уделили должное внимание совершенствованию реализации советским гражданином его права на жалобу.
--------------------------------
<27> Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. С. 129.
Советский ученый профессор В.И. Ремнев, без сомнения, относится к числу незаурядных личностей. Его талант, творческие способности, глубокие знания сполна отразились в работах, посвященных институту права жалобы, позволили ему глубоко проанализировать эту важную составляющую гражданского права. Его работа "Право жалобы в СССР" и в настоящее время имеет огромную теоретическую ценность.
Литература
1. Артамонов А.Н. Формирование и развитие органов административной юстиции в России: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Н. Артамонов. Москва, 2004. 35 с.
2. Видные ученые-юристы России (вторая половина XX века): Энциклопедический словарь биографий / Под редакцией В.М. Сырых. Москва: РАП, 2006. 548 с.
3. Глазунова И.В. О В.И. Ремневе и А.Е. Луневе - видных ученых - сотрудниках ИГП РАН / И.В. Глазунова // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. N 3-1. С. 77 - 83.
4. Домченко А.С. Рассмотрение судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти, устанавливающих обязательные требования: проблемы и перспективы / А.С. Домченко // Административное право и процесс. 2022. N 5. С. 27 - 30.
5. Ремнев В.И. Право жалобы в СССР / В.И. Ремнев. Москва: Юридическая литература, 1964. 132 с.
6. Ремнев В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан / В.И. Ремнев. Москва: Юридическая литература, 1972. 71 с.
7. Ремнев В.И. Социалистическая законность в государственном управлении / В.И. Ремнев. Москва: Наука, 1979. 301 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.