Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ И МЕСТО ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ (ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.В. САБАЕВА
Величие народа в том,
Что носит в сердце он своем...
Майков А.Н.
Деятельность государственных органов по обеспечению безопасности включает в себя определение основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности с учетом принципа соблюдения и защиты прав, свобод человека <1>. Актуальность предложенной темы и потребность в совершенствовании государственной политики в сфере духовно-культурной безопасности (включая использование административно-правовых мер) определяется следующими положениями.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
В настоящее время международные отношения во многом определяются цивилизационным противостоянием между так называемым коллективным Западом и Россией как государством, охраняющим традиционные нравственные ценности <2>. Наблюдается тенденция неправового регулирования многих сфер общественной жизни, обеспечивающих безопасность в духовно-культурной сфере. Это обусловлено следующими причинами: 1) отнесение общих вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов <3>; 2) правовая неопределенность компетенции широкого круга субъектов публичной власти и административно-правового статуса институтов гражданского общества в развитии духовно-культурной сферы; 3) отсутствие эффективного административно-правового механизма реализации духовно-культурных прав человека; 4) механизм обеспечения национальной безопасности традиционных духовно-нравственных ценностей ограничен со стороны государства лишь их защитой.
--------------------------------
<2> К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся прежде всего жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть II). Ст. 5351.
<3> См.: п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
В административных правовых актах уделяется внимание отдельным проблемам обеспечения безопасности страны. Еще до принятия поправок к Конституции РФ 2020 г. в указах Президента РФ <4> в качестве основных национальных целей и стратегических задач развития России определены такие цивилизационные составляющие, как укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, сохранение и развитие единого культурного пространства страны, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Принятие поправок в Конституцию РФ повлекло изменение и стратегических документов. Например, в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия) отмечается, что одним из стратегических национальных приоритетов является защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (подп. 8 п. 26). Посвященный этому специальный раздел данной Стратегии затрагивает следующие сферы общественной жизни, составляющие объекты духовно-культурной безопасности: воспитание, психическое (духовное, душевное) здоровье (п. 84 - 86, подп. 3, 6, 9, 13 п. 93), межнациональные и межконфессиональные отношения (п. 85 - 86, 91, подп. 1, 10 п. 93), образование (подп. 5 п. 93), историческая память (п. 90, подп. 2, 11 п. 93), наука (подп. 11 п. 93), культура (п. 88, подп. 7 - 8, 11 п. 93), язык (п. 89, подп. 12 п. 93), информационная деятельность (подп. 4 п. 93). Следует обратить внимание, что в данном Указе определены только государственная, общественная, информационная, экономическая и экологическая безопасности. Соответственно, прежде всего в отношении этих видов создается более четкий механизм реализации такой государственной функции, как обеспечение национальной безопасности.
--------------------------------
<4> О необходимости сохранения культурного суверенитета России упоминается в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", в котором также поставлена цель защитить российское общество от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия. См. также: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817; Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. N 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666" // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843.
Данный подход к понятию национальных приоритетов и употребление термина "защита" в п. 84 - 93 Стратегии представляется слишком узким, поскольку не учитывает необходимость создания государством условий для организации правомерного поведения граждан и их объединений. В ней отмечается, что информационно-психологические диверсии и "вестернизация" культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета; участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа; закрепляется необходимость сохранения материального и нематериального культурного наследия российского народа, популяризация достижений российской науки и техники, литературы, художественной культуры, музыки и спорта, в том числе путем доработки учебных программ образовательных организаций, а также создания произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции; оказание услуг, направленных на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культуры, защиту исторической правды и сохранение исторической памяти, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа. Однако данный узкий подход к понятию культуры не учитывает, например, следующие сферы: градостроительного, храмового, садово-паркового, ландшафтного искусства, информационно-телекоммуникационных технологий, дизайна, художественных народных промыслов, фотографического искусства, детской игровой культуры, культурных традиций в одежде, коллекционной деятельности <5>. Моральные установки, привычки, поступки формируются также следующими сферами общественной жизни: организация досуга и отдыха, туризм, спорт, территориальное планирование, интеллектуальная собственность, миграционная политика, отношение к природе, животным и др. Воздействие на поведение человека осуществляется через его естественные, природные характеристики (рефлексы и инстинкты), которыми являются пять основных органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание); в совокупности у человека формируются более сложные формы чувственного отражения - эмоции, которые постоянно пробуждают и структурируют актуальные потребности и интересы. Способность противостоять воздействию внешних раздражителей на человека непосредственным образом влияет на мотивацию его поведения, формирование психологических ориентиров и волевых установок, которые доминируют в конкретном представителе и обществе в целом. Следовательно, для развития гармоничной личности необходимы соответствующая среда (историко-культурная, образовательная, духовно-нравственная, пространственная, социально-экономическая, цифровая и т.д.), необходимость правового регулирования которой недооценивается законодателем.
--------------------------------
<5> См.: Понкин И.В. Концепция и проектировочный норморайтерский дизайн нового федерального закона о культуре: меры возможного и необходимого // Журнал института наследия. 2021. N 4.
Сфера духовной жизни, конечно, не регулируется правом. Оно содержит крайние формы безнравственности, представляющие угрозу общественной и государственной безопасности (в Уголовном кодексе РФ, КоАП РФ), а также условия, которые могут способствовать возрастанию личности или ее деградации и разрушению (причем определяющими будут выступать сформированные характеристики конкретной личности). Необходимо уделить также внимание такому методу государственного управления, как убеждение, включающее поощрение, стимулирование, разъяснение о границах дозволенного поведения в соответствии с конституционными и традиционными нравственными ценностями при принятии нормативных правовых актов и управленческих решений. Административно-правовое воздействие на рассматриваемые сферы общественной жизни требует не только инструментов защиты, но более тонкой настройки мер государственного управления, "мягкой" силы через косвенное воздействие на смежные объекты национальной безопасности с целью обеспечения их нормальной жизнедеятельности. Это позволит предвидеть режимы функционирования системы, угрожающие ее существованию, и меры по их предотвращению. В связи с этим предлагается рассматривать раздел Стратегии "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" с более широких подходов к обеспечению национальной безопасности, включающей духовно-культурную безопасность. Под ней понимается состояние защищенности духовно-нравственных, культурно-исторических и религиозных основ жизни российского народа, включая способность системы "государство - общество - личность - нация" поддерживать свое нормальное функционирование в условиях воздействия внешней среды и внутренних возмущений <6>. В ст. 14 Декларации прав культуры закреплено, что субъект власти - государство обязан рассматривать культуру в качестве основы духовной безопасности народа и базовой предпосылки, критерия выработки моделей общественных преобразований <7>.
--------------------------------
<6> Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия "безопасность". Подходы к определению и виды // Безопасность бизнеса. 2010. N 1. С. 34 - 37.
<7> Декларация прав культуры. Разработана в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов под научным руководством академика Д.С. Лихачева в рамках комплексного университетского исследования "Гуманитарная культура как фактор преобразования России" // Журнал российского права. 2006. N 12.
Результаты анализа нормативных правовых актов показали, что термины "духовно-культурная безопасность", "культурная безопасность" не употребляются в действующем законодательстве России. Понятие "духовная безопасность" используется в научных исследованиях педагогов, социологов, политологов, криминологов, а также юристов. В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации под духовной безопасностью понимается также религиозная безопасность. Действительно, основой морально-нравственной системы координат в обществе могут быть как религиозные вероучения, так и философские идеологические установки, формирующие социально желательное поведение, систему ценностей, психологию, стиль поведения, гражданское сознание своих последователей. Понимая опасность последствий воздействия некоторых религиозных объединений на здоровье общества, семьи, граждан России, депутаты Государственной Думы в обращении к Президенту Российской Федерации 15 декабря 1996 г. в Постановлении N 918-II ГД предлагали считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности, наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной. В Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П Конституционный Суд РФ отметил, что государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы, в частности, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния.
Зачастую духовность трактуется в двух измерениях: 1) относящаяся к той или иной конфессии или вероисповеданию и 2) светское понимание духовности (когда она отождествляется с нравственными началами общественной жизни и моральными нормами поведения человека, а обретение духовности чаще всего предполагается через интеллектуальное познание или эстетическое развитие). В своей основе эти измерения духовности не всегда совместимы, поскольку первое основывается на трансцендентном (от лат. transcendens - "переступающий", "превосходящий", "выходящий за пределы") восприятии прошлого, настоящего и будущего, а второе - основано на материальном восприятии мира. Эти подходы зачастую противоречат друг другу, однако они могут быть совместимы, если понятия нравственности, морали в общественном поведении совпадают: в этом случае создается основа для стабильности общества и устойчивости государственного устройства. Важное значение имеет соответствие цивилизационным основам государства <8>. То есть традиционные цивилизационные восточно-православные ценности российского общества определяют культурную доминанту общества и государства <9>. Идентифицировать себя - означает определиться с принадлежностью к чему-то фундаментальному, устойчивому, определяющему принадлежность некоей общности и действующим в ней важнейшим стереотипам поведения.
--------------------------------
<8> Некоторые примеры достаточно убедительно иллюстрируют противоположность ценностных ориентаций в различных областях общественной жизни. Это касается в первую очередь мировоззренческой основы взаимоотношений мужчин и женщин, родителей и детей, государства и общества. Российское государство сформировалось как восточно-христианское (православное), в основе вероучения которого заложено уважение к людям различных национальностей (каждый человек воспринимается как образ Божий) и имманентным свойством которого является собирание вокруг себя малых народностей, спасая их от вымирания. Как отмечено П.В. Черновым, именно русская этнодоминанта является цементирующим, объединительным стержнем органического межцивилизационного взаимодействия. Социально-генетический код цивилизации транслирует ценности мира из поколения в поколение, и поэтому ранние государства считали стабильность главным условием самосохранения и с осторожностью воспринимали культурные новации (характерно прежде всего для цивилизаций, право которых основано на морали и религии). См.: Чернов П.В. Россия: этногеополитические основы государственности. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999. 208 с.
<9> Подробнее см.: Сабаева С.В. Культурные права человека: приоритет свободы самореализации личности или духовно-цивилизационной безопасности общества и государства? // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблем / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир; Европейский институт JUSTO, 2019. С. 283 - 302; Сабаева С.В. Права и свободы человека в Российской Федерации и их защита органами исполнительной власти в контексте духовно-культурной безопасности личности, общества, государства: мировоззренческий выбор // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N 6. С. 104 - 115.
В 2020 г. впервые в нормативных правовых актах Правительства РФ был употреблен термин "цивилизационная безопасность Российской Федерации" <10>. В связи с этим необходимо установить соотношение данных понятий с целью совершенствования законодательства о национальной безопасности и правоприменительной деятельности. Полагаю, что термин "цивилизационная безопасность" может рассматриваться синонимом понятию "духовно-культурная безопасность". Для раскрытия его содержания может быть предложен анализ содержания духовно-культурных прав человека, составляющих важнейший элемент административно-правового статуса личности, и пределов государственного вмешательства в их реализацию (во взаимосвязи с обеспечением национальных интересов общества и государства).
--------------------------------
<10> К основным научным задачам, решаемым российскими философами, относятся анализ ключевых проблем в области философских исследований языка и сознания, философское обоснование цивилизационной безопасности Российской Федерации, опирающейся на долговременную стратегию развития собственного цивилизационного проекта и разработку проекта глобализации как всечеловеческого содружества культур, переосмысление теоретического образа морали. См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 3684-р (ред. от 21.04.2022) "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы)" // СПС "КонсультантПлюс".
Культурная сфера в целом и культурные права в частности призваны обеспечивать духовное развитие человека, различные способы его самореализации и интеграцию личности в общественную систему. Целью нормативного закрепления духовно-культурных прав является признание ценности собственного национального пути развития, в котором каждый человек имеет право на пользование культурным наследием и участие в культурной жизни при безусловном уважении прав и свобод других людей, в том числе прав верующих. После развала СССР влияние Запада на Россию было подавляющим, в результате чего на протяжении многих лет в теории и правоприменительной деятельности возобладала западноевропейская концепция прав человека. Этот процесс сопряжен также с постепенным, по сути экуменическим, движением к единому пониманию прав человека, распространяющемуся на все цивилизации и народы. В первую очередь это нашло отражение в действующей Конституции РФ и привело к нарушению основного права человека - быть представителем своей цивилизации, определяющей его мировоззренческую позицию и отношение к окружающему миру (права на национальную идентичность) <11>. Реализацию и защиту культурных прав, определяющих общественное пространство, нельзя рассматривать вне контекста всей совокупности прав граждан, защиты национальных интересов и обеспечения безопасности <12>.
--------------------------------
<11> Подробнее см.: Сабаева С.В. Защита нравственности - конституционная цель ограничения прав и свобод человека и гражданина // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы: Материалы V Межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию династии Романовых / Под ред. С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. М.: Книжный мир; Европейский институт JUSTO, 2013. С. 315 - 341.
<12> В связи с этим культурная политика государства призвана обеспечивать баланс интересов государства - общества - личности, чтобы культурное пространство не было источником пропаганды иных ценностей, общественных конфликтов, провокационных ситуаций, которые могут оскорбить традиционные, нравственные, религиозные или иные чувства значительной части общества, а реализация культурных прав и свобод отдельных деятелей искусства не угрожала бы общественной стабильности и безопасности. О недопустимости осквернения святынь и многовековой истории народов России выступили не только православные верующие, но и мусульмане, обращая внимание, что историческая память объединяет и формирует фундамент социального согласия федеративного государства. См.: URL: http://map.rightsrf.ru/Karta_Yadro/prav_z_karta/doklad/doklad.pdf (дата обращения: 01.06.2023).
В системе прав человека <13> духовно-культурные права тесно взаимосвязаны с личными (гражданскими) правами и свободами. Личные права и свободы человека составляют его природные (естественные, неотчуждаемые, созданные Богом) характеристики. Осуществление и защита государством личных прав и свобод являются показателями ценности человеческой жизни, автономии личности и обеспеченности ее безопасности. В этом смысле соблюдение прав человека является универсальным индикатором реального состояния и устойчивого развития общества, в том числе качества жизни людей. В связи с наметившейся тенденцией к передаче вопросов регулирования прав человека на подзаконный уровень Российской Федерации, на уровень субъектов Российской Федерации особенно важно проводить регулярный мониторинг правоприменения на предмет обеспеченности тех или иных духовно-культурных прав и свобод, а также возможностей их защиты. Данный подход потребует пересмотра предметов ведения и полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, п. 29 - 33, 36 - 43, 46 - 47, 57 - 58, 63 - 64, 74 - 77, 96 - 97, 103, 144, 146 - 148, 153 - 154, 158 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и, соответственно, изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Данная группа прав является индикатором духовно-культурной безопасности общества и государства. Следовательно, защищая культурные права человека и проводя культурную политику, соответствующую цивилизационным основам общества, государство обеспечивает себе прочный культурный и этический фундамент.
--------------------------------
<13> См.: Сабаева С.В. Система конституционных ценностей, прав и свобод человека в Российской Федерации как основа проведения мониторинга состояния их защищенности // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 2.
В системе обеспечения национальной безопасности применительно к исследуемой сфере государственное управление осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, которое совмещает функции нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, а также обширные контрольные и надзорные полномочия <14>. Их осуществление возложено на территориальные органы, образованные в семи федеральных округах во взаимодействии с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, подведомственными организациями и широким кругом институтов гражданского общества. Законодательное закрепление сферы духовно-культурной безопасности повлечет уточнение компетенции не только Минкультуры России, но и иных субъектов обеспечения национальной безопасности, включая федеральные органы исполнительной власти (Минюста России, Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора, ФАДН, Росмолодежи, Минцифры, МВД, ФСБ России и др.), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в государственной функции по обеспечению национальной безопасности.
--------------------------------
<14> См.: Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 (ред. от 20.07.2022) "О Министерстве культуры Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве культуры Российской Федерации") // СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.
На основании изложенного в процессе определения основных тенденций развития современного мира предлагается совершенствование административно-правового режима национальной безопасности: 1) расширение понятия национальной безопасности, которая должна включать духовно-культурную (цивилизационную) безопасность государства и общества; необходимо повысить значимость этой сферы в структуре безопасности; 2) введение термина "духовно-культурная (цивилизационная) безопасность" в административно-правовое законодательство; 3) внесение изменений в федеральное законодательство с учетом права человека быть представителем своей цивилизации: уточнение пределов и эффективности административно-правового регулирования духовно-культурной сферы, а также оценки ее регулирующего воздействия; 4) закрепление полномочий субъектов духовно-культурной безопасности, участвующих в обеспечении законности, в том числе используемые ими правовые средства предупреждения, выявления и нейтрализации данных угроз; 5) совершенствование организационного механизма путем привлечения экспертного сообщества, институтов гражданского общества (включая религиозные объединения) для выявления негативных условий, источников и факторов, создающих опасность нарушения баланса интересов государства - общества - личности в сфере обеспечения духовно-культурной (цивилизационной) безопасности.
Литература
1. Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия "безопасность". Подходы к определению и виды / А.Ю. Кирьянов // Безопасность бизнеса. 2010. N 1. С. 34 - 37.
2. Понкин И.В. Концепция и проектировочный норморайтерский дизайн нового федерального закона о культуре: меры возможного и необходимого / И.В. Понкин // Журнал института наследия. 2021. N 4(27).
3. Сабаева С.В. Защита нравственности - конституционная цель ограничения прав и свобод человека и гражданина / С.В. Сабаева // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы: Материалы V Межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию династии Романовых (г. Москва, 23 апреля 2013 г.): Сборник научных статей / Под редакцией С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. Москва: Книжный мир; Европейский институт JUSTO, 2013. С. 315 - 341.
4. Сабаева С.В. Культурные права человека: приоритет свободы самореализации личности или духовно-цивилизационной безопасности общества и государства? / С.В. Сабаева // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблем: Материалы Межвузовской научной конференции / Под редакцией С.Н. Бабурина и А.М. Осавелюка. Москва: Книжный мир; Европейский институт JUSTO, 2019. С. 283 - 302.
5. Сабаева С.В. Права и свободы человека в Российской Федерации и их защита органами исполнительной власти в контексте духовно-культурной безопасности личности, общества, государства: мировоззренческий выбор / С.В. Сабаева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. N 6. С. 104 - 115.
6. Сабаева С.В. Система конституционных ценностей, прав и свобод человека в Российской Федерации как основа проведения мониторинга состояния их защищенности / С.В. Сабаева // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 2. С. 12 - 19.
7. Чернов П.В. Россия: этногеополитические основы государственности / П.В. Чернов. Москва: Восточная литература, 1999. 208 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.