Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЕГО ПРИНЦИП
В.В. ГОНЧАРОВ, Л.А. СПЕКТОР, А.Д. МАЛЮТИН
Существование современного демократического государства предполагает закрепление и реализацию конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, которые нуждаются в сложной системе юридических гарантий их реализации, охраны и защиты, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля. Данный институт гражданского общества был закреплен в Российской Федерации на федеральном уровне сравнительно недавно, с принятием Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", и посредством его функционирования граждане России, общественные объединения и некоммерческие негосударственные организации могут осуществлять контроль за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, реализующих на основании федеральных законов отдельные публичные полномочия.
Организация и осуществление общественного контроля в Российской Федерации строится на основе ряда принципов - основных, наиболее общих начал, определяющих содержание и основные направления правового регулирования данного института гражданского общества в России.
Принципы общественного контроля в Российской Федерации закреплены в федеральном и региональном законодательстве, а также в соответствующих нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.
На федеральном уровне, например, принципы общественного контроля закреплены в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, по признаку воздействия на процесс осуществления общественного контроля их можно классифицировать на принципы организации общественного контроля (например, принцип многообразия форм общественного контроля) и принципы осуществления общественного контроля (в частности, принцип публичности и открытости осуществления общественного контроля).
На уровне субъектов Российской Федерации принципы общественного контроля формализованы в региональных законах, как посвященных регулированию общественного контроля, так и организации, а также деятельности общественных палат субъектов России. При этом региональное законодательство об общественном контроле (и региональных общественных палатах) закрепляет, как видно на примере Закона Краснодарского края от 03.03.2017 N 3575-КЗ "Об Общественной палате Краснодарского края и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края", меньшее количество принципов общественного контроля, чем федеральное.
Анализ муниципальных нормативно-правовых актов о муниципальных общественных палатах (советах) показывает, что в большинстве из них принципы общественного контроля отдельно не выделяются, хотя и делается оговорка о том, что данные субъекты общественного контроля создаются, в частности, для реализации определенных принципов. В частности, в муниципальном образовании город Краснодар муниципальная общественная палата создана в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.08.2010 N 6214 "Об Общественной палате муниципального образования город Краснодар" для реализации демократических принципов развития гражданского общества, учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, эффективного решения вопросов местного значения.
Представляется, что перечень принципов общественного контроля, закрепленный в Федеральном законе от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" не является исчерпывающим и требует дополнения рядом иных принципов.
Чем же обусловлена необходимость расширения перечня принципов общественного контроля, закрепленных в вышеназванном Федеральном законе, предлагаемыми нами принципами?
Во-первых, перечень данных принципов необходимо дополнить универсальным принципом ответственности (как представителей субъектов общественного контроля, так и органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий). Это позволит обеспечить, с одной стороны, организацию и осуществление общественного контроля представителями субъектов общественного контроля в полном соответствии с требованиями действующего законодательства под угрозой привлечения их к ответственности в случае, если они будут либо нарушать требования законодательства, либо использовать данный институт гражданского общества для реализации собственных целей и задач. С другой стороны, закрепление и реализация принципа ответственности позволяет мотивировать должностных лиц органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий, к соблюдению действующего законодательства об общественном контроле, например в части не воспрепятствования процессам организации и проведения представителями субъектов общественного контроля его мероприятий (под угрозой привлечения их к различным мерам правовой ответственности).
Во-вторых, перечень принципов общественного контроля требует дополнения принципами, упорядочивающими процесс организации и осуществления мероприятий общественного контроля в рамках данного института гражданского общества в стране, в частности принципом централизма и децентрализации в организации и деятельности субъектов общественного контроля. Включение в перечень данного принципа позволит сочетать в процессе функционирования системы общественного контроля концентрацию вопросов координации процессов формирования и функционирования одних субъектов общественного контроля в руках других субъектов общественного контроля (например, Общественной палаты Российской Федерации) с закреплением перечня предметов ведения и полномочий за тем или иным субъектом общественного контроля, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства как со стороны других субъектов общественного контроля, так и органов публичной власти и их должностных лиц.
В-третьих, система принципов общественного контроля должна быть дополнена принципами, закрепляющими систему требований к лицам, осуществляющим полномочия представителей субъектов общественного контроля и иных организационных структур общественного контроля (в части их профессионализма, а также соблюдения правил этического долженствования, соответствующих реализуемым полномочиям). При этом, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, соблюдение вышеназванных требований выступает базовой гарантией реализации ряда иных принципов, обеспечивающих правовое регулирование тех или иных направлений жизнедеятельности в российском обществе и государстве [3, с. 28 - 35].
В связи с этим, в рамках настоящего научного исследования рассмотрим более подробно этику и профессионализм в деятельности представителей субъектов общественного контроля как принцип общественного контроля.
Представляется, что под этикой в деятельности представителей субъектов общественного контроля следует понимать необходимость соблюдения лицами, осуществляющими организацию и проведение мероприятий общественного контроля, системы моральных и нравственных норм, принятых и соблюдаемых в современном российском обществе.
Действующее законодательство об общественном контроле не содержит единого кодифицированного свода правил этического долженствования представителей любых субъектов общественного контроля, например в виде Кодекса этики общественного контроля. Однако Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" закрепляет в статье 5 возможность разработки и принятия Общественной палатой страны Кодекса этики членов Общественной палаты Российской Федерации.
В свою очередь, анализ учебной и научной литературы, а также нормативных документов, принимаемых в рамках различных профессиональных сообществ, показывает, что в Российской Федерации активно разрабатываются как различные теоретико-методологические подходы в определении необходимого и достаточно перечня правил этического долженствования в рамках тех или иных профессиональных сообществ [2, с. 20 - 26; 5, с. 2 - 7; 9, с. 160 - 165], так и нормативные документы, закрепляющие указанные правила (например, Восьмым Всероссийским съездом судей 19.12.2012 был утвержден Кодекс судейской этики).
При этом данные документы закрепляют различные правила этического долженствования (как в процессе осуществления лицами своих полномочий в рамках своей профессиональной деятельности, так и вне ее).
В частности, упомянутый выше Кодекс судейской этики закрепляет: перечень общих требований, предъявляемых к поведению судьи (например, на протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов); принципы и правила профессионального поведения судьи (в частности, принципы объективности и беспристрастности, равенства, компетентности и добросовестности судьи, правила поведения судьи при осуществлении организационно-распорядительных полномочий, его взаимодействия со средствами массовой информации); принципы и правила поведения судьи во внесудебной деятельности (например, судья во внесудебной деятельности и судья во внеслужебных отношениях должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости) [6].
Законодательство об общественном контроле формализует отдельные правила этического долженствования представителей субъектов общественного контроля при организации и проведении мероприятий общественного контроля.
В частности, Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ закрепляет в части 2 статьи 10 обязанность субъектов общественного контроля соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами.
Кроме того, отдельные субъекты общественного контроля, как упоминалось ранее, уполномочены на разработку и принятие кодексов этики. В частности, Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации, одобренный протоколом пленарного заседания Общественной палаты Российской Федерации от 08.12.2022 N 6, закрепляет основные принципы и этические правила поведения члена данного субъекта общественного контроля (например, запрет совершать определенные действия, вменение в обязанность совершение определенных действий при осуществлении своих полномочий как представителя субъекта общественного контроля), а также нормы ответственности членов Общественной палаты Российской Федерации, нормы вышеназванного Кодекса этики.
В свою очередь, под профессионализмом в деятельности представителей субъектов общественного контроля, на наш взгляд, следует понимать наличие у данных лиц совокупности свойств, благодаря которым они в состоянии систематически, эффективно и надежно осуществлять деятельность по организации и осуществлению мероприятий общественного контроля в любых условиях и в отношении любых объектов общественного контроля.
При этом критерий эффективности проведения мероприятий общественного контроля, как отмечает ряд авторов, приобретает все большую актуальность в связи с тем, что субъекты общественного контроля обладают ограниченными финансовыми возможностями в организации и проведении общественного контроля [1, с. 94 - 98; 8, с. 24 - 30; 10, с. 315 - 317].
Законодательство об общественном контроле закрепляет большую группу обязанностей представителей субъектов общественного контроля, направленную на обеспечение профессионализма в их деятельности при организации и проведении мероприятий общественного контроля.
Так, согласно статье 10 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" на представителей субъектов общественного контроля возложены обязанности по соблюдению законодательства об общественном контроле, ограничений, связанных с деятельности органов публичной власти, а также запрет на вмешательство в их деятельность.
Кроме того, как мы отмечали ранее, важное значение в реализации этики и профессионализма в деятельности представителей общественного контроля занимает функционирование института конфликта интересов при осуществлении данного института гражданского общества [4, с. 71 - 75], назначение которого состоит в том, чтобы представители субъектов общественного контроля отказывались от участия в проведении мероприятий общественного контроля, если имеются основания предполагать наличие конфликта интересов, то есть ситуации, при которой личная заинтересованность вышеназванных лиц влияет либо может влиять на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью данных лиц и целями и задачами общественного контроля.
Закрепление и реализация принципа этики и профессионализма в деятельности представителей субъектов общественного контроля связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить следующие:
Во-первых, значительной проблемой выступает отсутствие закрепления данного принципа общественного контроля как в Федеральном законе от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", так и иных федеральных и региональных законах, муниципальных нормативно-правовых актах, посвященных общественному контролю, либо организации и деятельности отдельных субъектов общественного контроля и иных организационных структур общественного контроля.
Во-вторых, определенной проблемой в закреплении и реализации принципа этики и профессионализма в деятельности представителей субъектов общественного контроля выступает отсутствие закрепления в вышеназванном Федеральном законе обязанности субъектов контроля разрабатывать и принимать кодексы этики членов данного субъекта общественного контроля, которые позволят определить, например: основные параметры этически должного поведения представителей субъектов общественного контроля; запреты совершать определенные действия и рекомендации воздерживаться от определенных видов действий (бездействия) как в процессе организации и осуществлении мероприятий общественного контроля, так и вне данного вида деятельности.
В-третьих, значительной проблемой выступает и отсутствие в законодательстве об общественном контроле перечня профессиональных и этических требований к представителям субъектов общественного контроля (лицам, претендующим участвовать в организации и проведении мероприятий общественного контроля).
В-четвертых, определенную проблему в реализации принципа этики и профессионализма в деятельности представителей субъектов общественного контроля представляет и отсутствие закрепления в законодательстве об общественном контроле системы оценки профессионализма и соблюдения правил этического долженствования в деятельности представителей субъектов общественного контроля, а также критериев оценки эффективности данного вида деятельности.
Для разрешения вышеназванных проблем следует разработать и реализовать систему мероприятий, в числе которых можно выделить следующие:
Во-первых, следует закрепить в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" принцип этики и профессионализма в деятельности представителей субъектов общественного контроля.
Во-вторых, необходимо дополнить вышеназванный Федеральный закон положением относительно того, что субъекты общественного контроля обязаны разрабатывать и принимать кодексы этики членов данного субъекта общественного контроля, в которых они могут закрепить, в частности, этические принципы и правила поведения представителей субъектов общественного контроля как в процессе организации и осуществления ими мероприятий общественного контроля, так и вне данного вида деятельности.
В-третьих, в законодательстве об общественном контроле, в частности в вышеназванном Федеральном законе, следует закрепить перечень профессиональных и этических требований к представителям субъектов общественного контроля (лицам, претендующим участвовать в организации и проведении мероприятий общественного контроля). Например, необходимо закрепить запрет на участие в данной деятельности: лицам, имеющим не снятую или непогашенную судимость, гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, лицам, осужденным за рубежом за определенные категории преступлений (например, преступления против личности, геноцид, экоцид и т.д.).
В-четвертых, в законодательстве об общественном контроле необходимо закрепить систему оценки профессионализма и соблюдения правил этического долженствования в деятельности представителей субъектов общественного контроля, а также систему критериев оценки эффективности данного вида деятельности.
Представляется, что оценка профессионализма и соблюдения правил этического долженствования в деятельности представителей субъектов общественного контроля должна осуществляться на общих заседаниях данных субъектов общественного контроля либо вышестоящими по территориальности субъектами общественного контроля (например, оценка профессионализма и соблюдения правил этического долженствования представителей региональных общественных палат должна осуществляться Общественной палатой Российской Федерации).
Библиография
1. Белик В.Н. Эффективность общественного контроля в местах лишения свободы: анализ состояния и проблемы развития // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 1. С. 94 - 98.
2. Бросалина А.А. Правовая и этическая регламентация деятельности государственных служащих // Государственная служба. 2022. Т. 24. N 6 (140). С. 20 - 26.
3. Гончаров В.В. Этика и профессионализм государственных служащих исполнительной власти // Труд и социальные отношения. 2008. Т. 19. N 6. С. 28 - 35.
4. Гончаров В.В., Малютин А.Д. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля в России: конституционно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2023. N 2 (218). С. 71 - 75.
5. Зырянова Т.Е., Даниленко Н.И. О кодексе профессиональной этики государственного контролера // Экономический анализ: теория и практика. 2005. N 21 (54). С. 2 - 7.
6. Кодекс судейской этики: утвержден Восьмым Всероссийским съездом судей 19.12.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Info/LegalBases/Kodeks/Pages/default.aspx (дата обращения: 01.04.2023).
7. Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации: одобрен протоколом пленарного заседания Общественной палаты Российской Федерации от 08.12.2022 N 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Info/LegalBases/Kodeks/Pages/default.aspx (дата обращения: 01.04.2023).
8. Корягин П.А. Оценка эффективности деятельности субъекта общественного контроля в современной Российской Федерации: построение модели // Право и политика. 2017. N 6. С. 24 - 30.
9. Маслеев А.Г. Профессиональная мораль юриста как объект изучения // Kant. 2020. N 3 (36). С. 160 - 165.
10. Саламов Э.К. Оценка эффективности общественного контроля в сфере закупок: проблемы и перспективы // Инновации и инвестиции. 2018. N 9. С. 315 - 317.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.