Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА И ГРАЖДАН <*>
О.И. ЧЕРДАКОВ
--------------------------------
<*> Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Современные технологические достижения свидетельствуют о движении человечества в новом направлении, а именно в виртуальном пространстве, которое позволяет существовать в кажущейся действительности. Иллюзия присутствия формирует совсем не иллюзорные отношения, позволяющие реализовать множество бизнес-проектов.
Еще недавно активно дискутировались вопросы реализации проекта "Индустрия 4.0", который относили к четвертой промышленной революции, способствовавшей появлению умных технологий в виде искусственного интеллекта, облачных сервисов и новых социальных коммуникаций в интернет-пространстве, а уже сегодня поднимается вопрос о повышении эффективности киберфизических систем. В повестку внедряется проект "Индустрия 5.0", который направлен на активное интегрирование в социальную среду и экономику искусственного интеллекта, роботов, квантовых компьютеров для повышения производительности и экономического роста, решения социальных задач и обеспечения досуга. Основным объектом данной философии является "кобот" - робот-гуманоид, создаваемый для коммуникации с людьми в производственном и социальном процессах.
Движение к виртуальному и цифровому благоденствию вносит свои поправки в правовое регулирование процессов, связанных с IT-технологиями, искусственным интеллектом, интернет-коммуникациями. По свидетельству специалистов в сфере интернет-коммуникаций, трендом развития современного постиндустриального общества является применение в экономике искусственного интеллекта, позволяющего выйти на новый уровень социально-экономического развития <1>.
--------------------------------
<1> Куликов А. Движение к виртуальному и цифровому благоденствию // Digital.Report. 2016. 31 марта.
В связи с этим возникает проблема обеспечения безопасности в интернет-среде и защиты от воздействия IT-технологий, данная тема с каждым днем актуализируется и заставляет обращать внимание на то, как в нашем правовом пространстве решаются вопросы правовой защиты бизнеса и граждан от воздействия современных технологий.
Попробуем разобраться в этом непростом вопросе, для анализа используем один из дискуссионных документов - Концепцию развития технологий машиночитаемого права, которая была разработана и утверждена протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности <2>.
--------------------------------
<2> Концепция развития технологий машиночитаемого права (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15.09.2021 N 31). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 28.03.2023).
Машиночитаемое право, по мнению разработчиков Концепции, представляется одним из эффективных способов непротиворечивого изложения правовых норм с целью повышения удобства правоприменения для государства, предпринимательского сообщества и граждан <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
В Концепции особо отмечается, что развитие машиночитаемого права, возможно, приведет к его преобладанию в законодательном массиве над нормами, изложенными на естественном языке. В свою очередь, нормы на естественном языке будут представлять собой производное изложение норм формального языка на естественном языке. В перспективе одни и те же нормы права, представленные как на естественном, так и формальном языках, будут вступать в силу одновременно и иметь равную юридическую силу <4>.
--------------------------------
<4> Там же.
Посредством инструментов машиночитаемого права возможно обеспечить встраивание норм права в работу информационных систем, предоставляющих различные сервисы в автоматическом режиме, а также обменивающихся данными без участия человека (например, беспилотный транспорт, интернет вещей) <5>.
--------------------------------
<5> Там же.
В названном документе в систематизированном виде сформировано представление о методах и сферах перспективного развития технологий машиночитаемого права и подготовлены предложения по стимулированию развития соответствующих технологий в данной области. В качестве решения актуальных задач можно назвать: создание сквозных сценариев использования инструментов машиночитаемого права; определение технических и организационных возможностей для внедрения технологий машиночитаемого права в информационно-аналитических системах по поддержке процессов нормотворческой и правоприменительной деятельности, включая процессы подготовки, экспертизы и межведомственного согласования проектов нормативных правовых актов; обеспечения возможности тестирования технологий машиночитаемого права с учетом доступа к информации, формируемой и используемой в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов <6>.
--------------------------------
<6> Там же.
Появление Концепции стимулировало научную общественность к дискуссии на тему технологий в юриспруденции. Некоторые авторы отметили, что машиночитаемое право - это движение в сторону реализации конституционного права по обеспечению разумного срока судебного производства, гарантия конституционного права на судебную защиту <7>.
--------------------------------
<7> Липчанская М.А., Привалов С.А. Перспективы и проблемы использования машиночитаемого права в судопроизводстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22. N 4. С. 426.
Существует мнение, что нормы машиночитаемого права скорее дополняют, а не заменяют нормы, написанные на естественном языке <8>.
--------------------------------
<8> Сазонова М. О государственных проектах использования современных технологий в нормотворчестве // Гарант.ру. 2021. 22 октября.
В Ассоциации больших данных считают, что переход к машиночитаемому праву неизбежен и процесс уже начат. Обращается внимание, что в повседневной жизни юристы пользуются автоматизацией, например, при обращении к справочно-правовым систем, таким как Гарант <9>.
--------------------------------
<9> Машиночитаемое право: возможно ли его применение в ближайшем будущем? URL: https://rubda.ru/market_news/diskussiya-o-mashinochitaemom-prave-sostoyalas-na-pmyuf/ (дата обращения: 27.03.2023).
В исследовательской среде сложилось суждение о том, что машиночитаемое право изменит сущность права, основанного на принципах свободы, справедливости, равенства и всего того, что уже принято социумом. Считается, что посредством алгоритмизации можно трансформировать основополагающие идеи права <10>.
--------------------------------
<10> Порываева Н.Ф. Алгоритмизация права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022.
Полагаем, что машиночитаемое право - это движение в сторону перевода юриспруденции на цифровые технологии, которые в условиях цифровизации экономики значительно машинизируют деятельность юристов во всех направлениях, начиная от юридических консультаций до судебной работы.
В юридической науке существуют полярные мнения о правовых технологиях. Одни считают юридические технологии научной дисциплиной и инструментом юридического производства, другие относят юридическую технологию к мультифункциональному инструментарию <11>.
--------------------------------
<11> Червонюк В.И. Юридические технологии ("правовая инженерия"): методологическое значение, природа, соотношение с юридической техникой, статус в системе правоведения // Вестник Мордовского университета. 2009. Т. 19. N 4. С. 87 - 93.
Мы отчасти не согласны с данными суждениями, считаем, что утверждения о мультифункциональности юридической технологии не соответствуют действительности.
Можно констатировать, что в современной теории права понятие "юридическая технология" неоднозначно воспринимается отечественными исследователями и компаративистами применительно к юридической сфере деятельности. Некоторые теоретики права считают данный термин "чужеродным в юридическом понятийном аппарате" <12>. Другие включают в понятие "юридическая технология" различные юридические термины, в результате чего образуется псевдоюридическая абстракция <13>.
--------------------------------
<12> Умедов К.М. Юридическая технология // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. N 12(57).
<13> Карташов В.Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования // Юридическая техника. 2007. N 1. С. 16 - 24; Юридическая техника: Учебник / Под ред. В.М. Баранова. М.: Проспект, 2021. С. 161.
Так, В.Н. Карташов в понятие "юридическая технология" интегрировал набор различных компонентов, начиная от юридической стратегии и заканчивая деятельностью субъектов правотворчества <14>. Данное авторское толкование не позволяет понять и разграничить предмет юридической технологии, что, естественно, вселяет сомнение в его содержательной объективности.
--------------------------------
<14> Карташов В.Н. Указ. соч.
В этой связи можно согласиться с заявлением В.М. Баранова, что наделение общеупотребительного слова или словосочетания особым правовым значением накладывает на автора дополнительную ответственность <15>.
--------------------------------
<15> Юридическая техника: Учебник / Под ред. В.М. Баранова. М.: Проспект, 2021.
В нашем понимании юридическая технология в контексте машиночитаемого права может рассматриваться как совокупность методов, приемов и техник, используемых для решения конкретной юридической задачи. При этом юридическую технологию можно рассматривать в двух смыслах. В широком и узком.
В широком смысле юридическую технологию нужно трактовать как научное описание способов юридического производства, накопленный объем знаний, умений и навыков, которые используются в процессе решения масштабной юридической задачи.
В узком смысле юридическая технология представляет собой определенные операции, приемы организационного характера, связанные с качественным изменением правовых актов.
Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере информационных и цифровых технологий в Российской Федерации, подвергается справедливой критике, так как не всегда достаточно проработано, не учитывает ранее подготовленных действующих правовых актов, а иногда и отраслевой специфики. Это касается национальных проектов, иных документов, имеющих концептуальную основу или стратегию развития.
В профессиональном сообществе юристов выражается надежда на создание кодифицированного документа, обеспечивающего реализацию прав человека в киберпространстве. Этому может способствовать появление "Цифрового кодекса прав человека".
Президент России В.В. Путин назвал защиту прав в цифровом пространстве, "возможно, самой проблемной на сегодняшний день". Появилась потребность в едином документе, защищающем человека от угроз новых технологий <16>.
--------------------------------
<16> Зачем России Цифровой кодекс? URL: https://dzen.ru/a/Ysv1QLFVEmdT4aXW (дата обращения: 16.03.2023).
В 2021 г. президентский Совет по правам человека представил концепцию защиты прав граждан в цифровой среде. Разработчики документа констатировали, что за последние пять лет число "цифровых" преступлений выросло в 25 раз. При этом до 75% мошеннических цифровых схем не будут раскрыты, так как на это нет средств, навыков и пока специалистов. По мнению руководителя Совета по правам человека, основная задача - снять риски цифровизации и защитить права людей <17>.
--------------------------------
<17> Емельяненко Е. СПЧ готовит "Цифровой кодекс прав человека" // Российская газета. 2021. 5 сентября.
Анализ поступающих в Совет обращений граждан о фактах несоблюдения их прав в цифровом пространстве способствовал типологизации основных правонарушений. Первая группа включает действия, связанные с распространением кибербуллинга. Как правило, его жертвами становятся не только дети и подростки, но и взрослые, в том числе известные личности. Вторая группа правонарушений связана с манипулированием мнением граждан на основе собранной с помощью компьютерной техники информации. Третья группа - с тайной идентификации. Четвертая группа правонарушений касается утечки, кражи данных из систем видеонаблюдения, установленных в общественном транспорте и иных местах города. Пятая группа - с цифровым неравенством. Шестая группа - с мошенничеством при помощи интернет-технологий и телефонии. Седьмая - с цифровой дискриминацией. Помимо перечисленных групп существуют правонарушения в киберпространстве, которые не систематизированы. Например, правонарушения в игровой сфере в Интернете, киберспорте и проч.
Помимо названных причин, стимулирующих создание цифрового кодекса, существует множество иных аспектов, требующих защиты общества от цифровых угроз. К ним можно отнести: технологический, образовательный, регуляторный. Каждый из названных аспектов требует решения.
Цифровой кодекс прав человека должен включать, кроме правил цифровой гигиены, и ответственность провайдеров за информационный контент, который вбрасывается в Интернет.
Некоторые исследователи, и, в частности, В.А. Лаптев, уверены, что российское законодательство не имеет возможности регламентировать правоотношения в виртуальной сфере, что подталкивает к мысли о создании отдельного направления - цифрового права, которое может охватывать несколько отраслей права, где используются цифровые технологии <18>.
--------------------------------
<18> Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 79 - 102.
Мы разделяем данную точку зрения и полагаем, что назрела целесообразность формирования цифрового, или киберправа, которое имеет свой предмет и объект регулирования правоотношений. Объективности ради можно констатировать, что на законодательном и доктринальном уровнях точного определения киберправа пока нет. Существуют дискуссии по поводу названия этого направления. Сложилось несколько принятых в юридическом сообществе точек зрения по названию, которое ассоциируется с одним и тем же предметом регулирования. В юридическом обороте чаще всего используются: "цифровое право", "интернет-право" и "киберправо". Как правило, авторы толкуют их примерно одинаково.
Киберправо - это сфера законодательства, регулирующая правоотношения в цифровой сфере, в частности в Интернете. Она затрагивает различные отношения, поэтому предполагает использование методологии разных сфер права <19>.
--------------------------------
<19> Глушко И. Что нужно знать бизнесу о киберправе // Контур. 2021. 7 апреля.
В то же время существует иная точка зрения, в основу которой положено суждение о том, что предмет цифрового права пока не нашел четкого определения. При этом авторы заявляют, что такие правовые институты, как искусственный интеллект и криптовалюта, прямо или косвенно можно соотнести с предметом правового регулирования в цифровой сфере <20>.
--------------------------------
<20> Василькова Е.В., Шелковникова З.А. К вопросу об определении предмета цифрового права // Молодой ученый. 2021. N 14(356). С. 182 - 184.
Е.В. Василькова и З.А. Шелковникова представили цифровое право как "совокупность правовых норм и институтов, регулирующих разнообразные отношения, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий", отметив при этом, что данные нормы не связаны единым праворегулирующим элементом и не принадлежат к одной отрасли права <21>.
--------------------------------
<21> Там же.
Автор учебного пособия В.Э. Волков рассматривал цифровое право в двух ракурсах - как механизм регулирования цифрового общества и как межотраслевой правовой институт, связанный с реализацией информационных и цифровых технологий <22>.
--------------------------------
<22> Цифровое право. Общая часть: Учебное пособие / В.Э. Волков. Самара: Издательство Самарского университета, 2022. С. 11.
Своеобразное толкование названной дефиниции предложил А.В. Минбалеев, полагавший, что "в будущем цифровое право можно рассматривать как искусственно создаваемый социобиотехнический регуляторный механизм, основанный на совокупности потенциально неограниченного набора регуляторов различной природы, призванный упорядочить, контролировать и развивать отношения в цифровой среде" <23>.
--------------------------------
<23> Минбалеев А.В. Цифровое право как комплексный институт российского права // Проблемы права. 2019. N 4(73). С. 59.
А.В. Минбалеев в предмете цифрового права увидел правоотношения, складывающиеся в процессе действий, связанных с поиском, распространением, хранением или другими манипуляциями, имеющими связь с IT-технологиями, и правоотношения, имеющие в своей основе информационную природу, но не связанные с отраслями права <24>.
--------------------------------
<24> Там же.
Полагаем, что цифровое право можно отнести к межотраслевому институту юриспруденции, осуществляющему регулирование цифровой среды посредством отраслевых норм.
Большинство специалистов в цифровое право интегрируют регулятивные, императивные, охранительные нормы, которые определяют общественные отношения, возникающие по поводу внедрения и использования цифровых технологий. Таким образом, расширяется диапазон правового регулирования. Это оправданно в том случае, если рассматривать цифровое право как самостоятельную отрасль права, имеющую свой предмет и объект правового регламентирования.
Подводя итог, важно констатировать, что в России на протяжении трех десятилетий осуществляется системная работа по урегулированию правоотношений в цифровой среде. Эта деятельность включает три направления. Первое направление связано с разработкой нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в информационной сфере. Подготовленные законодательные и подзаконные акты обеспечивают информационную безопасность.
Второе направление включает регуляторы цифровой экономики. Это самый значительный по количеству документов массив, интегрирующий федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, концепции, стратегии и ведомственные приказы, определяющие деятельность государства в цифровом сегменте.
Третье направление связано с разработкой документов, регулирующих правоотношения в киберпространстве, к ним можно отнести документы, направленные на развитие инновационных технологий, такие как "Концепция развития технологий машиночитаемого права", или обеспечивающие безопасность в киберсреде - проект цифрового кодекса прав человека.
Все документы независимо от их статуса, будь то федеральные законы или стратегии, выражают стремление государства создать систему регуляторов, обеспечивающих правовую защиту законных прав и интересов личности при использовании информационных и цифровых технологий в киберпространстве в Российской Федерации.
Литература
1. Василькова Е.В. К вопросу об определении предмета цифрового права / Е.В. Василькова, З.А. Шелковникова // Молодой ученый. 2021. N 14(356). С. 182 - 184.
2. Глушко И. Что нужно знать бизнесу о киберправе / И. Глушко // Контур. 2021. 7 апреля.
3. Емельяненко Е. СПЧ готовит "Цифровой кодекс прав человека" / Е. Емельяненко // Российская газета. 2021. 5 сентября.
4. Карташов В.Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования / В.Н. Карташов // Юридическая техника. 2007. N 1. С. 16 - 24.
5. Куликов А. Движение к виртуальному и цифровому благоденствию / А. Куликов // Digital.Report. 2016. 31 марта.
6. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу / В.А. Лаптев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 79 - 102.
7. Липчанская М.А. Перспективы и проблемы использования машиночитаемого права в судопроизводстве / М.А. Липчанская, С.А. Привалов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22. N 4. С. 424 - 431.
8. Минбалеев А.В. Цифровое право как комплексный институт российского права / А.В. Минбалеев // Проблемы права. 2019. N 4(73). С. 58 - 64.
9. Порываева Н.Ф. Алгоритмизация права: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.Ф. Порываева. Москва, 2022. 23 с.
10. Сазонова М. О государственных проектах использования современных технологий в нормотворчестве / Сазонова М. // Гарант.ру. 2021. 22 октября.
11. Умедов К.М. Юридическая технология / К.М. Умедов // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. N 12(57). С. 32 - 33.
12. Цифровое право. Общая часть: Учебное пособие / В.Э. Волков. Самара: Издательство Самарского университета, 2022. 110 с.
13. Червонюк В.И. Юридические технологии ("правовая инженерия"): методологическое значение, природа, соотношение с юридической техникой, статус в системе правоведения / В.И. Червонюк // Вестник Мордовского университета. 2009. Т. 19. N 4. С. 87 - 93.
14. Юридическая техника: Учебник / Под редакцией В.М. Баранова. Москва: Проспект, 2021. 648 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.