Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
И.С. ТРЕГУБОВ
Проблемы определения и повышения эффективности реализации правовой нормы являются важными как в доктринальном, так и в практическом аспекте. Вопросы эффективности действия правовой нормы рассматривались в самых различных аспектах, в этой связи на сегодняшний день имеется целый ряд точек зрения относительно проблемы эффективности процесса применения правовой нормы. Надо отметить, что вопрос относительно эффективности или эффективной работы той или иной системы, а также субъекта достаточно детально анализируется в экономической науке. За основу эффективности берутся качественные и количественные показатели соответствующей работы, а также возможность достижения заданной цели с наименьшей затратой сил, средств и времени. В связи с этим вполне очевидно, что в деле определения эффективности работы соответствующей системы всегда выходит на первый план вопрос относительно цели, т.е. того результата, который нужно достичь в той или иной ситуации.
В определении эффективности с точки зрения правового регулирования также важно учитывать возможность достижения заданной цели. Если определенная цель достигнута, значит, правовое регулирование эффективно. Надо сказать, что без определения цели правового регулирования соответствующее регулирование утратит свой практический смысл. Между тем надо отметить, что определение цели осуществляется зачастую формально, с опорой на нормативное предписание. Однако нормативно можно урегулировать далеко не все отношения, в том числе и те, которые связаны с применением мер административного и административно-процессуального принуждения. В этой связи цель применения административного принуждения определяется весьма узко.
В реальной действительности цель применения административного принуждения решает достаточно широкий спектр социальных задач, которые формально лежат за рамками рассматриваемого правового воздействия. Данному факту есть соответствующие нормативные подтверждения. Как определено в КоАП РФ, "административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ст. 3.1). Однако цель административного наказания не только в предупреждении административных правонарушений. Так, М.Я. Саввин верно в свое время писал, что "эффективность правовой санкции предполагает наступление определенных положительных изменений в поведении субъекта соответствующего воздействия. Это поведение как внешнее проявление деятельности человека зависит от непосредственного или опосредованного наказания и процесса его воздействия на психику индивида. Следовательно, изучение механизма правового воздействия не может быть достаточно полным и глубоким, если опираться только на достижения науки административного права. Здесь нужно использовать данные иных наук (психологии, медицины), чтобы выявить направленность механизма воздействия рассматриваемых средств правовой охраны" <1>.
--------------------------------
<1> Саввин М.Я. Цели административных взысканий и средства их достижения // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 26.
Из обозначенного тезиса следует, что цель административного наказания - это не только предупреждение административных правонарушений, но и исправление (воспитание) соответствующего правонарушителя. Административное принуждение в своих нормативных формах в целом призвано обеспечить правопорядок, охрану и защиту прав граждан. Исходя из этого, "эффективность административного принуждения оценивают не только по результату его воздействия на правонарушителя, но и по фактическому влиянию на состояние правопорядка" <2>.
--------------------------------
<2> Административное право и административная деятельность ОВД / под ред. Л.Л. Попова. М., 1990. С. 216.
Как уже отмечалось, применение целого ряда мер административно-процессуального принуждения зависит от использования технических средств, кроме того, нужно сказать, что и возможности медицины также важны для повышения эффективности применения некоторых мер административно-процессуального принуждения, иногда об этом прямо говорится в законе. Так, одна из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях так и называется "медицинское освидетельствование на состояние опьянения" (п. 6 ч. 1 ст. 27.1). Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения определяется Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2022 г. "О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения" <3>, а Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. определен перечень заболеваний, которые препятствуют отбыванию административного ареста <4>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2022. N 44. Ст. 7564.
<4> СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7442.
Далее обратим внимание, как доктринально определяется понятие эффективности в правовом регулировании вообще и связанном с применением мер административного принуждения в частности. Так, В.А. Козлов в свое время отметил, что "юридическая эффективность характеризуется результативностью самого механизма правового регулирования, способностью права осуществлять цели, поставленные законодателем" <5>.
--------------------------------
<5> Козлов В.А. Вопросы теории эффективности правовой нормы: автореф дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1972. С. 7.
В свою очередь А.С. Пашков и Л.С. Явич связывали эффективность действия правовой нормы с развитием социальных процессов, а также достижением нормой права той цели, ради которой она принималась или реализовывалась. В частности, обозначенные авторы констатировали, что "норма права социально эффективна, если она соответствует потребностям развития общества, данная норма предусматривает оптимальный вариант поведения, который требуется для достижения научно обоснованной цели и реально обеспечивает наступление фактического результата, соответствующего этой цели" <6>.
--------------------------------
<6> Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы (К методологии и методике социологического исследования) // Советское государство и право. 1970. N 3. С. 40.
Как уже отмечалось, цель - это, по сути, результат, который необходимо достичь. Целью мер административно-процессуального принуждения является пресечь совершаемое правонарушение, собрать и оценить необходимые доказательства, исполнить вынесенное постановление по делу об административном правонарушении и др. В связи с этим Д.А. Керимов с позиции философии права отмечал, что "цель лежит в основе познания существа права, процесса его создания и реализации. Цель в праве возникает раньше, чем результат его реального воплощения в жизнь. Помимо этого, цель в праве, будучи идеальным выражением объективной закономерности, представляет собой те материальные и духовые результаты, которые достигаются с использованием правотворчества, а затем уже и реализации норм права" <7>.
--------------------------------
<7> Керимов Д.А. Категория цели в советском праве // Правоведение. 1964. N 3. С. 31.
Достижение цели - это идеальный вариант действия нормы права, однако он имеет место далеко не всегда, и это связано с целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Как уже было отмечено, в КоАП РФ определяется, что "меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления" (ст. 27.1).
Нужно согласиться с тем, что цель, закрепленная нормативно, несколько идеализирует реальность, обусловлено это тем, что применение данных мер принуждения может и не привести к соответствующему результату или достижению заданной цели. Несмотря на применение мер административно-процессуального принуждения, административное дело своевременно не будет рассмотрено, а вынесенное постановление о применении административного наказания не будет исполнено. Имеются случаи, когда вместо достижения определенной законом цели, применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении можно видеть нарушение прав граждан, чрезмерное административное воздействие и другие отрицательные последствия применения соответствующего административного принуждения. В этом случае можно говорить, напротив, о неэффективном действии соответствующих нормативных предписаний.
Эффективность применения мер административно-процессуального принуждения зависит от адекватности их нормативного закрепления, четкости нормативных предписаний, данные меры должны отвечать конституционным требованиям, связанным с ограничением прав граждан, применение рассматриваемых мер должно быть технически и организационно обеспечено. По данной проблеме Ю.И. Попугаев верно указывает, что "качество и эффективность реализации норм административного права обусловлено множеством факторов, среди которых важнейшее место занимает качество правового материала, подлежащего применению" <8>.
--------------------------------
<8> Попугаев Ю.И. Теоретико-прикладные проблемы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2020. С. 4.
Кроме того, должны быть минимизированы, а в идеале и вовсе исключены дефекты, лежащие в правоприменительной плоскости. Процесс применения мер административно-процессуального принуждения может свести к минимуму усилия законодателя относительно качественного нормативного закрепления как системы мер административно-процессуального принуждения в целом, так и отдельной меры в частности. В этом смысле Н.Н. Цуканов прав, говоря о том, что "попытки обеспечить высокую эффективность производства по делам об административных правонарушениях только путем совершенствования действующего законодательства не дают желаемого эффекта, поскольку само по себе качество закона не гарантирует эффективности его практического применения" <9>.
--------------------------------
<9> Цуканов Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: автореф дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 3.
Практика применения мер административно-процессуального принуждения может вскрыть недостатки их нормативного закрепления и механизма реализации. В этой связи Д.А. Керимов верно отметил, что цель в праве достигается только при сочетании качественного правотворчества и применения права. Только при такой взаимосвязи можно говорить об эффективности действия соответствующего нормативного предписания.
Можно сделать вывод, что эффективность применения мер административно-процессуального принуждения определяется достижением цели, ради которой данные меры приняты, а также с учетом требований законности при реализации соответствующих мер. Эффективность применения мер административно-процессуального принуждения определяется несколькими компонентами, а именно качеством их нормативной регламентации, а также процессом их применения. Данные компоненты между собой логически взаимосвязаны и могут быть положены в основу определения эффективности применения мер административно-процессуального принуждения. Эффективность действия системы мер административно-процессуального принуждения определяется эффективностью каждой из мер данного принуждения. Помимо этого, эффективность применения мер административно-процессуального принуждения зависит и не от правовых факторов, а от умения работать с информацией об административных правонарушениях, организационно-технических условий, квалификации субъекта, применяющего ту или иную меру административного воздействия. Эффективность применения мер административно-процессуального принуждения во многом зависит от эффективности применения иных мер административного принуждения, в частности административных наказаний.
Как можно видеть, вопросы эффективности правового принуждения достаточно сложны, однако, несмотря на это, они привлекают внимание, обусловлено это тем, что именно от качества охранительных предписаний зачастую формируется мнение о праве в целом. Как уже отмечалось, в оценке эффективности действия нормативного предписания значим социальный фактор. Не случайно Е.Л. Бонк в свое время писал, что "степень социальной эффективности нормы права характеризуется общественной полезностью ее цели, затратами на ее достижение, а также мерой приближенности фактически достигнутого результата к намеченной законодателем цели" <10>.
--------------------------------
<10> Бонк Е.Л. Общественное мнение и эффективность юридической нормы // Правоведение. 1979. N 5. С. 41.
Учет общественного мнения о действии права, а также работе структур, его реализующих, может повысить эффективность их работы. Как отмечается в соответствующих исследованиях, "оценка деятельности полиции предоставляет гражданам право голоса в решении целого ряда проблем в деле обеспечения правопорядка. Совершенствование методов оценки способствует повышению эффективности полицейской деятельности в деле охраны общественного порядка, позволяет полицейским формированиям выполнять свои функции по обеспечению правопорядка, а также охране и защите прав граждан" <11>.
--------------------------------
<11> Мазаев Ю.Н., Камаев Б.Г., Мельник Е.А. и др. Формирование и изучение общественного мнения о полиции за рубежом. М., 2003. С. 48.
Эффективность действия права - это всеобъемлющий процесс, несмотря на тот факт, что в этом процессе особое место занимает эффективность государственного принуждения, которое реализуется в самых различных формах.
Надо также отметить, что вопросы эффективности были предметом рассмотрения и применительно к вопросу реализации государственного принуждения. В частности, З.З. Зинатуллин писал, что "под эффективностью применения мер уголовно-процессуального принуждения следует понимать способность всей системы этих мер обеспечить при наименьших социальных издержках достижение стоящих перед ними целей" <12>.
--------------------------------
<12> Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность. Казань, 1981. С. 11.
Такой подход говорит нам о том, что эффективность системы предопределяется эффективностью каждого из ее элементов. В этой связи нет смысла совершенствовать реализацию отдельной меры административно-процессуального принуждения, например, применяемой на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, если действие последующих принудительных мер сведет к минимуму ее правоохранительный или процессуальный результат. Как отметил В.Д. Ардашкин, "важным условием повышения эффективности правоохранительной политики является системность отраслевых институтов ответственности и принуждения" <13>. Надо отметить, что связь уголовной и административной ответственности прослеживается через институт административной преюдиции. Как отметила З.Э. Эргашева, "сущность административной преюдиции заключается в трансформации административной ответственности в уголовную ответственность" <14>.
--------------------------------
<13> Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988. N 1. С. 11.
<14> Эргашева З.Э. Административная преюдиция в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 7.
Меры административного принуждения различной функциональности зачастую применяются в комплексе. Меры административно-процессуального принуждения обеспечивают в дальнейшем применение административных наказаний. Нужно понимать, что эффективность применения мер административно-процессуального принуждения важна не сама по себе, соответствующая эффективность должна обеспечивать правовое качество применения данных мер воздействия, что, в свою очередь, предопределяет эффективность и, как следствие, законность применяемых административных наказаний. На вопросы эффективности применения административных наказаний обращалось внимание. Как отметил И.И. Веремеенко, "эффективность административно-правовой санкции определяется через соотношение результата, достигнутого воздействием этой санкции, с ее целью" <15>. Об эффективности применения административного наказания может говорить такой момент, как рецидив совершения административных правонарушений. Совершение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, в течение определенного периода времени того же самого или более грубого административного правонарушения говорит о неэффективности соответствующего принуждения.
--------------------------------
<15> Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975. С. 185.
В обозначенном выше подходе можно видеть также указание на цель применения принуждения. Административное наказание, как и любое другое принуждение, не должно применяться ради того, чтобы человека наказать. Принуждение реализуется для достижения нормативного результата, а также решения иных социальных задач. Это еще раз подтверждает тезис о том, что в "эффективности" как институциональной категории, в том числе и применительно к предмету нашего исследования, сочетаются как юридический, так и социальный компоненты. Данные компоненты должны иметь место и в административно-процессуальном принуждении, об эффективности которого говорит такой формальный аспект, насколько данное принуждение в конечном итоге повлияло на характер примененного административного наказания.
Исходя из этого, надо отметить, что вопрос относительно эффективности применения мер административно-процессуального принуждения - это во многом вопрос о совершенствовании законодательства об административных правонарушениях, а также повышения качества применения иных мер административного принуждения. Вопрос относительно исследования законодательства об административных правонарушениях в науке административного права является одним из ключевых. Обратим внимание, что проблемам повышения качества законодательства об административных правонарушениях в контексте повышения эффективности действия административного принуждения посвящен ряд работ. Так, О.С. Рогачева отмечает, что "об эффективности правовой нормы свидетельствуют уровень и качество ее реализации. Практическая реализация правовых предписаний, содержащихся в норме административного права, служит показателем ее эффективности" <16>.
--------------------------------
<16> Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: автореф дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2012. С. 38.
Учитывая взаимосвязь различных явлений и процессов, которые складываются в правовой реальности, говорить об эффективности исключительно в рамках одной отрасли права крайне сложно. Нужно отметить, что и правовая реальность также далеко не однозначна, реализация мер административно-процессуального принуждения происходит не изолированно, действие соответствующих мер осуществляется в едином правоохранительном механизме. Исходя из этого, можно согласиться с А.В. Куракиным, который отметил, что "в правоохранительном механизме государства присутствуют не только меры административного принуждения, данные меры взаимосвязаны с иными правоохранительными средствами. А поэтому эффективность реализации административно-принудительных средств в определенной мере зависит от эффективности действия правовых средств иной отраслевой принадлежности" <17>.
--------------------------------
<17> Куракин А.В. К вопросу о соотношении и эффективном применении административного и полицейского принуждения // Государство и право. 2021. N 3. С. 57.
Также надо отметить, что эффективность применения права зависит от целого ряда обстоятельств, причем далеко не всегда соответствующие факторы имеют правовой характер. Как отметил А.П. Коренев, "к основным факторам повышения эффективности применения законодательства об административных правонарушениях относятся: улучшение правового обеспечения работы с информацией о правонарушениях; повышение эффективности исполнения соответствующих постановлений. Также качество соответствующей работы может улучшить повышение профессиональной подготовки должностных лиц, уполномоченных применять меры административного принуждения в самых различных формах, а также организация работы по применению законодательства об административных правонарушениях" <18>.
--------------------------------
<18> Коренев А.П. О совершенствовании практики применения законодательства об административных правонарушениях органами внутренних дел // Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: вопросы охраны социалистической собственности и общественного порядка. Горький, 1985. С. 135.
Учитывая это, наша задача - обратить внимание прежде всего на правовые аспекты, которые могут повлиять на эффективность действия административно-процессуального принуждения. При этом нужно сказать, что повышение эффективности только данных мер правового воздействия, без повышения эффективности применения иных мер административного принуждения, в частности административных наказаний, конечно, невозможно. Как уже было отмечено, институт административного принуждения имеет сложную конструкцию. В данном правовом институте его элементы между собой взаимосвязаны, а поэтому его эффективность зависит от действия каждой меры административного принуждения в отдельности. А.П. Коренев выше перечислил факторы, влияющие на эффективность, в связи этим надо обратить на них внимание. Соответствующие факторы, или, как иногда говорят, условия, вносят весомый вклад в дело повышения эффективности действия административно-процессуального принуждения.
Условия могут влиять на эффективность правового регулирования как прямо, так и косвенно. Так, А.В. Малько к условиям эффективности правового регулирования отнес "адекватность действия правовых стимулов и ограничений, уровень правовой культуры общества и отдельных субъектов; состояние законности и др." <19>. Обратим внимание, что в деле повышения эффективности применения административного принуждения с недавнего времени используются средства стимулирующего характера. Так, при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение некоторых административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа (ст. 32.2). Надо отметить, что каких-то действенных стимулов в деле реализации мер административно-процессуального принуждения законодательство пока не предусматривает.
--------------------------------
<19> Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. N 6. С. 61.
Несмотря на это, обратим внимание еще на некоторые условия, которые могут обеспечить условия эффективности применения мер административно-процессуального принуждения. Уже было указано, что условий эффективности действия правовой нормы достаточно много, как отметил В.М. Лебедев, "важным критерием эффективности гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства выступает качество правосудия, которое обеспечивается в том числе единообразием судебной практики" <20>.
--------------------------------
<20> Лебедев В.М. Не судите строго // Российская газета. 2022. 29 ноября.
Данное условие с позиции определения эффективности действия правовой нормы очень важно. Исходя из этого, его также можно взять за основу и в деле повышения эффективности реализации административно-процессуального принуждения. Повышению эффективности реализации мер административно-процессуального принуждения может способствовать единообразное толкование соответствующих норм, соблюдение требований законности при реализации соответствующих мер административного воздействия. Также нужно учитывать вопросы целесообразности применения некоторых мер административно-процессуального принуждения, не допускать чрезмерности данного процессуального воздействия, а также обеспечивать возможность своевременного обжалования применения соответствующих принудительных мер.
Литература
1. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: учебник / Г.А. Туманов, Л.М. Розин, П.М. Самохин [и др.]; под редакцией Л.Л. Попова. Москва: Академия МВД СССР, 1990. 222 с.
2. Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма / В.Д. Ардашкин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1988. N 1. С. 11 - 16.
3. Бонк Е.Л. Общественное мнение и эффективность юридической нормы / Е.Л. Бонк // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1979. N 5. С. 41 - 44.
4. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции / И.И. Веремеенко. Москва: Юридическая литература, 1975. 192 с.
5. Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность: вопросы теории и практики / З.З. Зинатуллин. Казань: Издательство Казанского университета, 1981. 136 с.
6. Керимов Д.А. Категория цели в советском праве // Правоведение. 1964. N 3. С. 31 - 38.
7. Козлов В.А. Вопросы теории эффективности правовой нормы: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Козлов. Ленинград, 1972. 26 с.
8. Коренев А.П. О совершенствовании практики применения законодательства об административных правонарушениях органами внутренних дел / А.П. Коренев // Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: вопросы охраны социалистической собственности и общественного порядка: сборник научных статей / члены редколлегии: И.Е. Васильев, Т.К. Зарубицкая, В.И. Костин [и др.]; ответственный редактор И.А. Скляров. Горький: ГВИ МВД СССР, 1985. С. 135 - 142.
9. Куракин А.В. К вопросу о соотношении и эффективном применении административного и полицейского принуждения / А.В. Куракин // Государство и право. 2021. N 3. С. 57 - 66.
10. Мазаев Ю.Н. Формирование и изучение общественного мнения о полиции за рубежом / Ю.Н. Мазаев, Б.Г. Камаев, Е.А. Мельник [и др.]. Москва: ВНИИ МВД России, 2003. 64 с.
11. Малько А.В. Эффективность правового регулирования / А.В. Малько // Правоведение. 1990. N 6. С. 61 - 67.
12. Пашков А.С. Эффективность действия правовой нормы (к методологии и методике социологического исследования) / А.С. Пашков, Л.С. Явич // Советское государство и право. 1970. N 3. С. 40 - 48.
13. Попугаев Ю.И. Теоретико-прикладные проблемы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях: автореферат диссертации доктора юридических наук / Ю.И. Попугаев. Москва, 2020. 43 с.
14. Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: автореферат диссертации доктора юридических наук / О.С. Рогачева. Воронеж, 2012. 50 с.
15. Саввин М.Я. Цели административных взысканий и средства их достижения / М.Я. Саввин // Проблемы теории и практики административной ответственности: сборник научных статей / члены редколлегии: Н.Н. Баранов, Б.В. Бойцов, И.И. Веремеенко [и др.]; ответственный редактор Н.А. Стручков. Москва: Издательство ВНИИ МВД СССР, 1983. С. 26 - 36.
16. Цуканов Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: автореферат диссертации доктора юридических наук / Н.Н. Цуканов. Челябинск, 2011. 34 с.
17. Эргашева З.Э. Административная преюдиция в уголовном праве: диссертация кандидата юридических наук / З.Э. Эргашева. Москва, 2018. 215 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.