Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: НОВЫЙ ПОРЯДОК - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И.Е. РУБИНА
Проводимая в Российской Федерации в последние годы политика "регуляторной гильотины" затронула все сферы жизни общества, в том числе здравоохранение. Объективно назрела необходимость масштабных изменений нормативных правовых актов в целях их актуализации, а также сокращения общего числа дублирующих или содержащих различные правовые нормы, направленные на регулирование одних и тех же общественных отношений, а также возможной инкорпорации удачных норм. Установление неопределенных, а нередко невыполнимых обязательных требований, неудачные конструкции норм права не позволяют надлежащим образом обеспечивать применение подобного рода нормативных правовых актов. На практике это влечет нарушение интересов не только государства, но и личности. Нормотворчество не должно сводиться исключительно к принятию того или иного нормативного правового акта. На наш взгляд, оно является инструментом для правоприменителя, позволяющим решать возникающие перед обществом проблемы, регулировать общественные процессы и отношения. В связи с этим практический интерес представляет анализ тех подзаконных актов, которые принимаются в последнее время в сфере охраны здоровья граждан, в частности, по вопросам проведения диспансеризации не только взрослого населения, но и несовершеннолетних.
К сожалению, вопросы правового регулирования диспансеризации особой категории детей, к которой относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не привлекают внимание юристов. И это несмотря на то, что в многочисленных нормативных правовых актах обнаруживаются серьезные пробелы и противоречия, приводящие к нарушению прав детей.
Можно найти работы, посвященные вопросам оказания медицинской помощи, качества ее оказания, влияния на здоровье детей <1>. Многочисленные исследования связаны с рассмотрением мер социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как на федеральном уровне, так и уровне отдельных субъектов РФ <2>. Рассматриваются даже вопросы диспансеризации населения с точки зрения экономической целесообразности <3>.
--------------------------------
<1> См.: Саленков В.Г., Живанкова У.Ф., Канаева Л.Ф., Артеменкова Г.Н. Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках национального проекта "Здоровье" // Вестник Смоленской медицинской академии. 2010. N 2. С. 120 - 122.
<2> См.: Кейзерова Л.А. Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. N 5. С. 265 - 269; Жигарь О.В. Об оценке и повышении эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. N 2. С. 14 - 19.
<3> См.: Шейман И.М., Шишкин И.М., Шевский С.В., Сажина С.В., Понкратова О.Ф. Диспансеризация населения: ожидания и реальность // Мир России. 2021. N 4. С. 6 - 29.
В связи с вышеизложенным полагаем уместным обращение к комплексному анализу недостатков правового регулирования диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как отмечает Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Генеральной Ассамблеи ООН, "здоровье является одним из основных прав человека, необходимым для реализации других прав человека" (п. 1 Замечаний общего порядка N 14 <4>).
--------------------------------
<4> Приняты Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам Генеральной Ассамблеи ООН на 22-й сессии 25 апреля - 12 мая 2000 г.
Каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья, обеспечивающий ему достойные условия жизни. Государства обязаны не только уважать право на здоровье (п. 34 Замечаний общего порядка), но и защищать данное право, что означает, в частности, ответственность государств за принятие законодательства или иных мер, обеспечивающих равный доступ к услугам здравоохранения и другим, связанным с охраной здоровья, услугам (п. 35 Замечаний общего порядка). Обязанности государства в части права на здоровье распространяются и на детей. Одновременно в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. государства должны обеспечивать ребенку и его семье доступ к основным медицинским услугам, который непосредственно связан с обеспечением доступа к информации о поведении, способствующем профилактике заболеваний и укреплению здоровья, а также с оказанием семьям содействия в реализации этих действий. Важно, что информация должна быть ориентирована именно на детей и позволять им понимать, в чем заключаются укрепление здоровья и профилактика заболеваний.
Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). При этом государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан). Государство также гарантирует обеспечение прав и законных интересов ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка) (ст. 6).
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ст. 10 Закона об основных гарантиях прав ребенка). Содержание прав несовершеннолетних в области здоровья непосредственно раскрыто в Законе об основах охраны здоровья граждан. Так, дети имеют право на прохождение диспансеризации и диспансерное наблюдение, на получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме и др. (ст. 54 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Законодательные нормы в сфере охраны здоровья конкретизируются в многочисленных подзаконных актах. Принимаемые подзаконные акты по вопросам правового регулирования обеспечения прав детей в области охраны здоровья характеризуются наличием достаточного количества некорректных правовых норм, противоречий, терминологической неопределенности, пробелов и конструкций, не позволяющих обеспечить их исполнение и применение. При анализе нормативных правовых актов также необходимо разграничивать категории детей, учитывая дополнительные требования, устанавливаемые для обеспечения их права на охрану здоровья. Особой категорией являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это достаточно значительная часть населения <5>. К ней относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых отсутствуют родители по причине их смерти, лишения родительских прав или ограничения в родительских правах. Родители таких детей в том числе могут быть признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) или объявлены умершими. Кроме того, дети могут остаться без попечения родителей и по иным причинам <6>.
--------------------------------
<5> Данные Федеральной службы государственной статистики показывают ежегодный рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. См. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 21.11.2022).
<6> См. абз. 1, 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В рамках настоящего исследования проанализируем состояние юридической техники в нормативных правовых актах, регулирующих порядок проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее - Порядок N 1) был утвержден Приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. N 216н (далее - Приказ N 216н), который утратил силу с 1 сентября 2022 г. Новый одноименный Порядок диспансеризации (далее - Порядок N 2) утвержден Приказом Минздрава России от 21 апреля 2022 г. N 275н (далее - Приказ N 275н), вступившим в силу с 1 сентября 2022 г.
Общий недостаток этих Приказов заключается в том, что, несмотря на меняющиеся общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования, порядок диспансеризации указанной выше категории детей по сути сохраняется. В Приказах обнаруживаем идентичные нормы, а также те, которые вызывают сложность толкования и применения с учетом действующего законодательства. Более того, новая терминология вводит в заблуждение, поэтому для ее понимания требуется обращение к многочисленным нормативным правовым актам.
Срок действия Приказа N 275н ограничен периодом с 1 сентября 2022 г. - по 1 сентября 2028 г. Смысл ограничения срока действия нормативного правового акта заключается в необходимости регулирования общественных отношений посредством актуальных правовых норм. Позиция государства в данном смысле вызывает поддержку. Однако при анализе данного Приказа создается иное впечатление.
В первую очередь определимся с пониманием того, что представляет собой диспансеризация. Исходя из Порядка N 1, диспансеризация понималась как комплекс мероприятий, в который входят в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования (п. 2 Порядка N 1). Однако предложенное понимание диспансеризации уже не соответствовало сущности диспансеризации, установленной ч. 4 ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан. В соответствии с данным Законом диспансеризация - это комплекс мероприятий, который включает профилактический медицинский осмотр, а также дополнительные методы обследований, проводимые с целью оценить состояние здоровья, определить группы здоровья и группы диспансерного наблюдения обследуемого. В Порядке N 1 в определении диспансеризации отсутствует указание на такой вид медицинского вмешательства, как медицинский осмотр (профилактический), а также цели проведения диспансеризации, что дает право рассматривать регулируемую Порядком N 1 диспансеризацию как категорию, не предусмотренную законодательством Российской Федерации. Понимание же диспансеризации, закрепленное Порядком N 2, соответствует норме Закона об основах охраны здоровья граждан.
В Порядке N 1 определены следующие цели проведения диспансеризации: раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития; формирование групп состояния здоровья и выработка рекомендаций для несовершеннолетних (п. 5). Однако в Порядке N 2 цели диспансеризации находим в п. 1 и 6. С удивлением обнаруживаем, что цели различаются. С одной стороны, это оценка состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения), как предусмотрено п. 1. С другой стороны, раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития; формирование групп состояния здоровья и выработка рекомендаций для несовершеннолетних (п. 6). В результате возникает необходимость определить, имеет ли какая-либо цель преимущество или они дополняют друг друга. Кроме того, выявляется разночтение в формулировках: следует определить группы здоровья или группы состояния здоровья. В Порядке N 2 далее обнаруживаем именно группы состояния здоровья (например, п. 6, 17, 18). Категория "группа состояния здоровья" встречается и в иных нормативных правовых актах. Например, в тех, которыми утверждаются формы медицинских документов <7>. Однако формулировка "группа состояния здоровья" не соответствует норме ч. 4 ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан, а также иным нормативным правовым актам, содержащим термин "группа здоровья" <8>. Устранение указанного недостатка возможно путем внесения единообразной формулировки цели диспансеризации, соответствующей Закону об основах охраны здоровья граждан. В данном случае речь идет о том, что именно по общему состоянию здоровья несовершеннолетнего устанавливается его группа здоровья (п. 2 Правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетнего <9>).
--------------------------------
<7> Пункт 19 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"; п. 15.9 Карты диспансеризации несовершеннолетнего по форме N 030-Д/с/у-13, утв. Приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н.
<8> См., например, абз. 2 п. 2, п. 23 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утв. Приказом Минздрава России от 27 апреля 2021 г. N 404н; Приказ Минздрава РФ от 3 июля 2000 г. N 241 "Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений"; п. 16.8 Карты профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего по форме N 030-ПО/у-17, утв. Приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (п. 23).
<9> Утв. Приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. N 514н.
Также отметим, что с учетом иных нормативных правовых актов возможно установить как группу состояния здоровья несовершеннолетнего (например, п. 4 Положения об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях <10> и др.), так и группу его здоровья (например, п. 3 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" <11> и др.). В связи с этим становится очевидным введение в заблуждение правоприменителя в части определения того, что именно должно быть установлено в ходе диспансеризации. Различные понимания могут привести к различным правовым последствиям, искажению смысла диспансеризации.
--------------------------------
<10> Утверждено Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. N 822н.
<11> Утвержден Приказом Минздрава России от 20 октября 2020 г. N 1130н.
Для устранения выявленных недостатков требуется использовать унифицированную терминологию, соответствующую законодательству Российской Федерации и позволяющую однозначно понимать, с какой именно целью проводить диспансеризацию, по результатам которой устанавливать группу здоровья, отражающую состояние здоровья несовершеннолетнего.
Порядки N 1 и 2 устанавливают императивное требование для проведения медицинского вмешательства - наличие информированного добровольного согласия (далее - ИДС), что соответствует ч. 1 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан. Отметим, что дача ИДС имеет предварительный характер. В связи с этим в случае отказа оформить ИДС (документ, имеющий письменную форму, подписываемый ребенком (одним из его родителей, законным представителем) и медицинским работником, содержится в медицинской документации ребенка) диспансеризация не проводится.
Указанные Порядки содержат отсылочную норму к ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан с целью соблюдения дачи ИДС. Однако норма указанной статьи Закона не в полном объеме применима при проведении диспансеризации рассматриваемой категории детей. Кроме того, в отношении несовершеннолетних обозначенная норма также содержит отсылку, но уже к ст. 47 и 54 вышеназванного Закона. Полагаем, что требуется указать в новом Порядке N 2 часть (части) ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан, которой следует руководствоваться медицинскому работнику при оформлении дачи (или отказа) ИДС. Проанализировав предложенные законодательные нормы, приходим к выводу, что до проведения диспансеризации самостоятельно дает ИДС ребенок в возрасте старше 15 лет или ребенок, больной наркоманией, в возрасте старше 16 лет. В остальных случаях согласие дают законные представители детей. Аналогичным образом с учетом положений ст. 22, 54 названного Закона требуется внести изменения в п. 19 Порядка N 2 в части установления лиц, которым предоставляется информация о состоянии здоровья ребенка по результатам диспансеризации: лично ему или его законному представителю. Иное может повлечь нарушение медицинской организацией законодательства в сфере здравоохранения.
Кроме того, полагаем целесообразным прямое закрепление обязанности медицинских работников оформлять письменное согласие (отказ) ребенка (его законного представителя) на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, полученных в ходе диспансеризации. Включение данной нормы позволит сократить количество нарушений со стороны медицинских работников при оказании медицинских услуг. Как показывают результаты проверок соблюдения обязательных требований в сфере здравоохранения, проводимых Росздравнадзором, к основным нарушениям прав граждан в сфере охраны здоровья, в частности, относится отсутствие в медицинской документации пациента согласия на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну <12>.
--------------------------------
<12> См. Приказ Росздравнадзора от 24 ноября 2022 г. N 11084 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в 2023 году".
Обратим внимание, что в Порядке N 1 предусматривалось право медицинской организации привлекать к проведению диспансеризации определенных медицинских работников, обследования которых обязательны при проведении диспансеризации (например, детские уролог-андролог, психиатр и др.). Потребность привлечения объяснялась отсутствием необходимых медицинских работников или лицензии на медицинскую деятельность в части выполнения ими работ (услуг). Правовым основанием привлечения медицинских работников иных медицинских организаций являлся договор, заключавшийся с медицинскими организациями, обладающими необходимыми ресурсами (п. 4 Порядка N 1). В отличие от Порядка N 1, конструкция нормы Порядка N 2 не позволяет установить, в каких случаях медицинская организация имеет право осуществлять диспансеризацию, привлекая соисполнителя: при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение всех перечисленных работ (оказание услуг), или только тех, после наименования которых указано, что они оказываются лишь при условии привлечения соисполнителя (п. 3, 4).
Вызывает недоразумение формулировка сведений, вносимых в поименные списки несовершеннолетних, необходимых для проведения диспансеризации. В Порядке N 1 (п. 8) в числе прочих указывался юридический адрес образовательного учреждения, а в Порядке N 2 (п. 9) - адрес юридического лица (образовательной организации) в пределах места нахождения юридического лица. Обе конструкции являются не соответствующими законодательству Российской Федерации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) <13>. Соответственно, место нахождения юридического лица (адрес, по которому оно располагается) указывается в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 54 ГК РФ). Распространенная ошибка указания юридического адреса какой-либо организации находила закрепление и в Порядке N 1. Еще более удивительной представляется формулировка Порядка N 2, поскольку ее смысл не отражает сущность требований Гражданского кодекса, а является набором слов, искажающих содержание п. 2 ст. 54 ГК РФ. Поэтому требуется изменить формулировку "юридический адрес образовательного учреждения" на "адрес места нахождения образовательного учреждения".
--------------------------------
<13> См. п. 2 ст. 54 ГК РФ.
Порядком N 1 (п. 10) предусматривалась обязанность врача, ответственного за проведение диспансеризации, вручить направление на диспансеризацию несовершеннолетнему или его законному представителю (с учетом положений ч. 1, 2 ст. 20 и ч. 2 ст. 54 Закона об основах охраны здоровья граждан). Однако Порядком N 2 данная обязанность не установлена вовсе, что является неоправданным решением, поскольку остается открытым вопрос о том, кто именно будет обязан вручить направление. Полагаем, что указанный недостаток на практике будет порождать также нарушения интересов медицинских работников при вменении им данной обязанности без учета специфики занимаемой должности.
Одновременно п. 11 Порядка N 2 предусмотрено информационное взаимодействие медицинской организации и территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями. Целью предусмотренного взаимодействия является организация информирования несовершеннолетних (законных представителей) о необходимости прохождения диспансеризации. Однако норма не позволяет однозначно установить лицо, обязанностью которого является своевременное информирование о прохождении диспансеризации. Также исключена возможность определения срока уведомления по причине того, что Правила обязательного медицинского страхования <14> не регулируют обозначенные выше вопросы. Правила закрепляют лишь общую обязанность страхового представителя страховой медицинской организации обеспечить организацию информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи. Перечисленные выше обязанности распространяются также и на профилактические мероприятия и включают, в частности, формирование списков лиц, подлежащих диспансеризации, и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, организацию индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий и диспансерной явки (п. 234).
--------------------------------
<14> Утверждены Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
С учетом положений абз. 2 п. 11 Порядка N 2 целесообразно установить не только обязанность конкретного лица в страховой медицинской организации (например, врача, ответственного за проведение диспансеризации), но и срок уведомления о дате начала проведения диспансеризации. В таком случае становится понятным, что в процессе диспансеризации участвуют не только медицинские организации, в которых несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь, но и страховые медицинские организации. Соответственно, в Порядке N 2 следует определить конкретные их обязанности, сроки их выполнения в рамках диспансеризации.
Неудачными видятся нормы п. 13, 14 Порядка N 1 и п. 15, 16 Порядка N 2. Исходя из сложного анализа указанных норм, становится очевидным, что диспансеризация включает два этапа. Первый заканчивается при условии прохождения предусмотренных перечнем осмотров врачами-специалистами и выполнения лабораторных, инструментальных и иных исследований <15>, а также отсутствия подозрений на наличие недиагностированного заболевания (состояния) и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья из других медицинских организаций.
--------------------------------
<15> Утвержден Приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н.
И только в случае подозрения на наличие заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований в рамках объемов диспансеризации, имеет место второй этап. На втором этапе проводятся дополнительные консультации, исследования, собирается информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций. Только после этого диспансеризация будет считаться завершенной.
Полагаем, что требуется четкое выделение и разграничение двух этапов, их характеристик для устранения сложных конструкций правовых норм и правильного понимания правоприменителями.
После этого положения п. 16 Порядка N 2 (ранее - п. 15 Порядка N 1) не будет вызывать недоумение. В настоящее время для понимания указанных сроков требуется иметь математические знания. Устанавливая общую продолжительность диспансеризации, состоящей из двух этапов, не более 45 рабочих дней, Минздрав России определил максимальную продолжительность только первого этапа - не более 10 рабочих дней. Соответственно, осуществив вычитание, узнаем максимальную продолжительность и второго этапа, который не должен превышать 35 рабочих дней.
Анализируя изъяны обоих Порядков, подходим к необходимости установления юридического понимания того, что такое медицинская документация несовершеннолетнего. В российском законодательстве отсутствует определение медицинской документации несовершеннолетнего, не закреплен и перечень медицинских документов, образующих ее. Оба Порядка ограничены императивным закреплением видов сведений, вносимых в документацию (п. 16 Порядка N 1 и п. 17 Порядка N 2). Несмотря на отсутствие нормативного закрепления понятия "медицинская документация несовершеннолетнего", неправомерным считаем закрепление в качестве синонима термина "история развития ребенка" (п. 16 Порядка N 1 и п. 22 Порядка N 2). История развития ребенка как вид медицинской документации был предусмотрен утратившим силу Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения".
Отметим, что в Письме Минздравсоцразвития России отражена позиция государственного органа относительно возможности продолжения использовать медицинскими организациями для учета деятельности бланки, утвержденные утратившим силу названным Приказом N 1030, до издания нового альбома образцов учетных форм <16>. До настоящего времени новый альбом отсутствует.
--------------------------------
<16> См. Письмо Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2009 г. N 14-6/242888.
Любопытно, что в 2015 г. Минюстом России был принят Приказ N 59 <17>. Целью его принятия являлось совершенствование правовой системы Российской Федерации в соответствии с подп. "б" п. 1 Распоряжения Президента РФ от 18 марта 2011 г. N 158-рп "Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации". Минюсту России поручалось обеспечить инкорпорацию правовых актов СССР и РСФСР, их отдельных положений в законодательство Российской Федерации, а возможно, и признать указанные акты недействующими на территории Российской Федерации еще в 2015 г. Однако в настоящее время обнаруживаем значительное число нормативных правовых актов, не соответствующих времени и законодательству по содержанию, юридической терминологии.
--------------------------------
<17> См. Приказ Минюста России от 18 марта 2015 г. N 59 "Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2015 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2015 году".
Считаем, что в Порядке N 2 недопустимо использование формулировок, содержащихся в утративших силу формах медицинских документов. Еще большее недоразумение вызывают п. 22 - 24 Порядка N 2, предусматривающие обязанность медицинской организации заполнить ряд форм медицинских документов на основании результатов диспансеризации, внесенных в медицинскую документацию несовершеннолетнего. В связи с этим требуется установить перечень медицинских документов (форм), которые образуют медицинскую документацию несовершеннолетнего, возможно, включая предусмотренные указанными выше пунктами. В этом случае медицинскую документацию в первую очередь будет образовывать учетная форма N 030-Д/с/у-13 "Карта диспансеризации несовершеннолетнего" <18>.
--------------------------------
<18> Утв. Приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н.
Основополагающей при внесении изменений в части юридического закрепления понимания (содержания) медицинской документации несовершеннолетнего может стать норма п. 18 Приказа Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н, в результате чего медицинская документация несовершеннолетнего будет включать историю развития ребенка, медицинскую карту ребенка. Также должны быть определены и иные медицинские документы, оформляемые в отношении несовершеннолетних.
Недостатком п. 17 Порядка N 2 является отсутствие в перечне обязательных сведений, образуемых по результатам диспансеризации, такой информации, как группа диспансерного наблюдения (при наличии). Включение недостающего вида информации будет соответствовать одной из целей диспансеризации, установленной п. 1 Порядка N 2. В противном случае указанная цель не находит отражения в медицинской документации.
Оба Порядка предусматривают обязанность медицинских работников обеспечить информирование органов внутренних дел в случаях, установленных п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан в соответствии с Порядком информирования медицинскими организациями органов внутренних дел <19> (далее - Порядок информирования). Казалось бы, основания информирования должны быть одинаковыми. Однако они различаются. Если в Порядке N 1 обязанность возникала в случае выявления признаков причинения вреда здоровью ребенка, в отношении которых имеются основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий (п. 19), то Порядок N 2 предусматривает наличие достаточных оснований полагать причинение вреда по таким же причинам (п. 20). Формулировка "имеются основания полагать" Порядка N 1 соответствовала подп. 14 п. 1 Порядка информирования. Таким образом, Порядок N 2 содержит норму иную, чем предусмотрена Порядком информирования, не имеющую разъяснения того, что следует считать достаточными основаниями. Достаточность всегда имеет оценочный характер.
--------------------------------
<19> Утвержден Приказом Минздрава России от 24 июня 2021 г. N 664н.
В настоящее время в законодательстве обнаруживаются формулировки "достаточные основания полагать". Так, в подп. 3.1 п. 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) находим данную конструкцию <20>. Одновременно п. 6 закреплены признаки, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. Кроме того, в п. 2 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения также видим формулировку "достаточные основания полагать". И там же (п. 3) находим перечень признаков, наличие одного или нескольких из которых является достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения <21>.
--------------------------------
<20> См. Приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)".
<21> См. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".
В результате приходим к выводу о необходимости привести п. 20 Порядка N 2 в соответствие с Порядком информирования.
Для разрешения выявленных пробелов правового регулирования диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в многочисленных подзаконных актах необходимо использовать не только четкие, но и единообразные, исключающие различные толкования формулировки. Особого внимания требует используемая терминология, не имеющая юридического определения и содержания, а также вводящая в заблуждение и влекущая различные правовые последствия. Устранение выявленных изъянов, пробелов и терминологических расхождений проанализированных нормативных правовых актов видится в применении правотворческими органами единых правил юридической техники, согласовании нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности по единым для них целям, содержанию и предмету правового регулирования. Иными словами, требуется гармонизация законодательства в целях обеспечения права особой категории детей на охрану здоровья. Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, "...из принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства... вытекает общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, без чего немыслимо ее единообразное понимание и применение. Неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают неограниченное усмотрение в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод" <22>.
--------------------------------
<22> Пункт 4.3 Постановления КС РФ от 24 ноября 2022 г. N 51-П по делу о проверке конституционности примечания к ст. 12.8 КоАП РФ.
Список литературы
1. Саленков В.Г., Живанкова У.Ф., Канаева Л.Ф., Артеменкова Г.Н. Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках национального проекта "Здоровье" // Вестник Смоленской медицинской академии. 2010. N 2.
2. Кейзерова Л.А. Законодательное обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. N 5.
3. Жигарь О.В. Об оценке и повышении эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. 2017. N 2.
4. Шейман И.М., Шишкин И.М., Шевский С.В., Сажина С.В., Понкратова О.Ф. Диспансеризация населения: ожидания и реальность // Мир России. 2021. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.