Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
Правовое положение органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации
Е.А. Глухов, кандидат юридических наук, доцент
1. Общие положения законодательства о структуре Вооруженных Сил.
Оборона связана с применением военной силы (в военное время) и подготовкой к применению военной силы (в мирное время). Важно подчеркнуть, что «только совокупное сочетание военных методов с решением задач военной безопасности позволяет включать ту или иную государственную организацию и орган в военную организацию государства»[1].
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы) – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Основной функцией Вооруженных Сил исторически являлась оборона страны от нападения извне, для чего они наделялись необходимой боевой мощью и компетенцией. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил и в войска, не входящие в них.
Приведенная формулировка не очень точно отражает имеющуюся структуру Вооруженных Сил. Согласно формулировке закона в Вооруженных Силах имеются лишь центральные органы военного управления, остальные структуры являются не органами управления, а воинскими формированиями. Однако, это не совсем так. Любое крупное воинское формирование, говоря упрощенно, само состоит из органа его военного управления и подчиненных воинских формирований. То есть аппарат управления армии, например, это – одновременно и отдельная воинская часть, и самостоятельный орган военного управления (штаб армии), и структурный элемент воинского формирования «армия». Вместе с тем, в законе эти составляющие сведены вместе. Поэтому, по мнению автора, было бы правильнее и точнее указать в данной статье формулировку «состоят из … управлений объединений, управлений соединений и воинских частей».
В действовавшем ранее одноименном Законе РФ от 24.09.1992 г. № 3531-1 «Об обороне»[2] перечислялись большее количество видов воинских формирований. В частности, в самом тексте закона в качестве структурных единиц Вооруженных Сил были указаны органы управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военные академии, институты и училища (абз. 1 ст. 11). Вместе с тем, и такое более подробное перечисление видов воинских формирований не отражало их полный перечень, оставались без внимания военные комиссариаты, военные представительства, военные предприятия и некоторые научные организации. В дальнейшем законодатель объединил все такого рода воинские формирования под наименованием «организации». К сожалению, исключена из текста действующего закона «Об обороне» и существовавшая ранее норма о невозможности вхождения в состав Вооруженных Сил подразделений и других формирований, деятельность которых не связана с предназначением Вооруженных Сил и обеспечением их жизнедеятельности.
Структуру, состав Вооруженных Сил до объединения включительно утверждает Президент Российской Федерации (пп. 11 п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обороне»). Управление Вооруженными Силами осуществляет Министр обороны через возглавляемое им Минобороны России. Министр обороны утверждает структуру возглавляемого министерства, положения о центральных органах военного управления и иных подразделениях, принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей до полка включительно.
Дислокация объединений, соединений и воинских частей осуществляется в соответствии с их боевым предназначением и возможностями. Система органов, осуществляющих военное управление, создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил[3]. Структура органов военного управления и их подчиненность оформляется штатами военных организаций и документами боевого применения соответственно.
Вооруженные Силы, как и любая другая достаточно сложная организация, строятся по иерархическому принципу. Термин «иерархическая организация» используется для описания многих структур древовидной топологии. Руководитель нижестоящей военной организации подчиняется руководителю вышестоящего органа военного управления и обязан исполнять его приказы. В свою очередь, каждый орган военного управления обладает определенной самостоятельностью и функционирует согласно определенной для него компетенции.
2. Структура и состав Вооруженных Сил.
Существующая в настоящее время структура Вооруженных Сил представлена тремя видами Вооруженных Сил[4]: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот, а также двумя родами войск[5]: Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.
Сухопутные войска являются наиболее многочисленным по боевому составу и разнообразным по вооружению и способам боевых действий видом Вооружённых Сил. Они предназначены для прикрытия Государственной границы, отражения ударов агрессора, удерживания занимаемой территории, разгрома группировок врага и овладения территорией противника. Сухопутные войска организационно состоят из Главного командования Сухопутных войск, объединений, соединений и воинских частей мотострелковых войск, танковых войск, ракетных войск и артиллерии, войск противовоздушной обороны, разведывательных соединений и воинских частей, инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, войск связи. Всего личный состав Сухопутных войск на 2021 год насчитывал 280 тысяч человек[6].
Воздушно-космические силы предназначены для ведения боевых действий преимущественной в воздушном и космическом пространстве. Они состоят из Главного командования ВКС и трех компонентов: Военно-воздушных сил, Космических войск и Войск противовоздушной обороны – противоракетной обороны.
Военно-Морской Флот (ВМФ) предназначен для обеспечения безопасности Российской Федерации на морских акваториях, защиты ее территории с моря, а также выполнения задач на морских акваториях за пределами границ, как в мирное, так и в военное время. Военно-морской флот состоит из Главного командования ВМФ, береговых войск, надводных сил, подводных сил, морской авиации и объединений флота (Северный флот, Балтийский флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия).
Рода войск Вооруженных Сил РФ:
1) Ракетные войска стратегического назначения включают в свой состав Командование, ракетные армии, ракетные соединения, учебные центры и школы техников, высшие военно-учебные заведения;
2) Воздушно-десантные войска имеют в своем составе Командование, воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии, десантно-штурмовые бригады, воинская часть специального назначения.
Кроме вышеперечисленных воинских формирований в Виды ВС РФ и рода войск ВС РФ могут входить воинские части обеспечения, ремонтные подразделения, командные пункты, полигоны арсеналы и базы хранения, образовательные и научные организации, учебные центры. Некоторые воинские формирования могут замыкаться непосредственно на центральные органы военного управления, т.е. не входить в виды ВС РФ и рода войск (например, силы специальных операций, формирования 12 ГУ МО).
В соответствии с оперативно-стратегическим предназначением Вооруженные Силы включают два компонента: стратегические ядерные силы и силы общего назначения. Стратегические ядерные силы поддерживаются в готовности к гарантированному выполнению поставленных задач в войне с применением ядерного оружия и подчинены центральным органам военного управления. Они включают Ракетные войска стратегического назначения, авиационные и морские ядерные силы, а также силы, средства и органы, предназначенные для обеспечения стратегических ядерных сил и управления ими. Силы общего назначения предназначены для решения задач в региональной и локальной войнах с применением обычного оружия. Они включают в себя все виды и рода войск без ядерного вооружения и подчинены командующим (командирам) на местах.
3. Органы военного управления и их виды.
На официальном сайте Минобороны России дается следующее определение органа военного управления – это предусмотренные штатами или временно созданные коллективы, предназначенные для выполнения определённых задач (функций) по руководству войсками (силами) в различных звеньях.
В зависимости от масштаба решаемых задач органы военного управления Вооруженных Сил подразделяются на:
- центральные – Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб ВС РФ, главные командования видов и командования родов войск Вооруженных Сил РФ, главные и центральные управления Минобороны России;
- оперативно-стратегические – управления военных округов (фронтов), флотов;
- оперативные – управления армий, флотилий, корпусов, эскадр[7].
В зависимости от места в иерархии Вооруженных Сил систему органов военного управления Вооруженных Сил в мирное время составляют:
а) центральные органы военного управления;
б) органы военного управления видами и родами войск Вооруженных Сил;
в) органы военного управления военных округов (оперативно-стратегических командований);
г) органы военного управления объединений, соединений, воинских частей и военных организаций;
д) местные органы военного управления (военные комиссариаты);
е) гарнизонные органы военного управления (администрация гарнизонов и военных комендатур гарнизонов).
В военное время вдобавок к существующим могут вводиться такие органы военного управления как Ставка Верховного Главнокомандования, управления фронтов, группировок войск, штабы территориальной обороны, органы управления создаваемых на военное время специальных формирований.
3.1 Центральные органы военного управления.
Само Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и одновременно центральным органом управления всеми Вооруженными Силами[8]. Сказанное означает, во-первых, что нельзя отождествлять все Вооруженные Силы с центральным органом его управления – Министерством обороны. Минобороны России само входит в состав Вооруженных Сил в качестве управленческой структуры; они соотносятся как часть и целое. А, во-вторых, министерству обороны подчинены все иные воинские формирования Вооруженных Сил.
Как указано в п. 5 Положения о министерстве обороны РФ, оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы.
К центральным органам военного управления кроме самого Министерство обороны РФ относятся также: аппарат министра обороны РФ и его заместителей, Главные управления, Управления, Департаменты и Службы Минобороны России, Генеральный штаб Вооруженных Сил и входящие в него главные управления, управления и Национальный центр управления обороной РФ[9].
Каждый заместитель Министра обороны отвечает за определенный круг вопросов и для их решения имеет в своем подчинении соответствующие центральные органы военного управления. Вместе с тем, некоторые из перечисленных центральных органов военного управления подчиняются непосредственно министру обороны (например, правовой департамент, управление пресс-службы и др.).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Генеральном штабе ВС РФ[10] названный центральный орган военного управления является также основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Он осуществляет управление Вооруженными Силами, организует планирование обороны, мобилизационную подготовку и мобилизацию в пределах полномочий, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны.
Важно подчеркнуть функцию организации взаимодействия в сфере обороны между всеми ведомствами и органами исполнительной власти, возлагаемыми на Генеральный штаб ВС РФ. Данный орган осуществляет разработку Плана обороны Российской Федерации, представляющего собой комплекс взаимоувязанных документов военного планирования для всей военной организации государства. Возложено на Генеральный штаб ВС РФ и координация разработки концепций, планов строительства и развития других войск и воинских формирований в интересах обороны, их оперативная и мобилизационная подготовка, мобилизационное развертывание, организация перевода на состав военного времени. Задействован Генеральный штаб и в решении задач развития систем управления всех военных ведомств в интересах обороны. В этих целях функционирует Национальный центр управления обороной и аналогичные по функциям центры как в подведомственных органах военного управления, так и во всех федеральных органа исполнительной власти, решающих задачи в области обороны.
К одной из важнейших задач Генерального штаба ВС РФ относится также управление разноведомственными группировками войск (сил) в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, координация действий всех военных организаций в мирное время при проведении мероприятий стратегического сдерживания. В этой связи можно говорить о том, что Генеральный штаб ВС РФ выступает надведомственым органом, который собирает всю необходимую информацию, разрабатывает документы военного планирования, координирует вопросы военного строительства со всеми органами государственной власти страны.
Кроме того, начальник Генерального штаба – первый заместитель министра обороны РФ утверждает структуру и штатную численность органов военного управления (за исключением органов центрального аппарата Минобороны России), соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Отметим, что некоторые возложенные на Генеральный штаб ВС РФ функции дублируют те же функции, имеющиеся у Минобороны России.
Руководители видов и родов войск Вооруженных Сил именуются командующими. Главные командования видов и родов войск Вооруженных Сил концентрируют свои усилия на организации боевой подготовки подчиненных структур, подготовке кадров для них и обеспечении по специальным видам.
3.2 Органы военного управления войскового звена.
Нижестоящими по отношению к центральным органам военного управления являются органы военного управления объединений, соединений и воинских частей. Самые крупные из них – оперативно-стратегические командования (ОСК), осуществляющие руководство войсками военных округов.
Исторически сложившейся в России формой размещения войск являются военные округа. Они – основа военно-административного деления территории страны с учётом её географических особенностей, возможных театров военных действий и операционных направлений. Указом Президента от 05 июня 2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации»[11] вся территория России поделена на сферы ответственности оперативно-стратегических командований.
Одним из весомых аргументов проведения в начале первого десятилетия XXI века был постулат о том, что в войне будущего победит не тот, кто имеет только самый совершенный танк, самый быстрый истребитель или самую мощную ракету, а тот, кто сможет наиболее эффективно и скоординированно управлять всем комплексом своих наземных, воздушных, морских, космических и информационных вооружений[12].
Поэтому вместо существующих ранее шести военных округов как общевойсковых объединений в декабре 2010 года на территории России были сформированы четыре объединенные стратегические командования Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов, которым стали подчинены не только воинские формирования Сухопутных войск (как было ранее), но и иные дислоцированные на территории военного округа воинские части, соединении и объединения Вооруженных Сил. Таким образом, военный округ стал не общевойсковым, а межвидовым объединением. В декабре 2014 года Северный флот также объявлен военно-административной единицей Российской Федерации и наделен полномочиями межвидового стратегического территориального объединения[13].
Согласно Положения о Военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации[14] он является основной военно-административной единицей Российской Федерации, межвидовым (а не как ранее общевойсковым) стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом ВС РФ и могут быть шире территории военного округа.
Статус военного округа носит, как минимум, двойственный характер. С одной стороны, это часть территории страны, элемент военно-территориального устройства, где дислоцируются войска и силы, а также местности, где не имеется воинских формирований, но входящие в зону ответственности военного округа. С другой стороны, военный округ как воинское объединение – это часть Вооруженных Сил, включающая в свой состав несколько воинских формирований меньшей иерархии[15].
По своему уровню военный округ относится к оперативно-стратегическому объединению – это крупное воинские формирование, состоящее из нескольких оперативных объединений, отдельных соединений и частей различных видов вооруженных сил, родов войск, специальных войск и служб[16]. К такому типу воинских формирований кроме военного округа (фронта) в России относились также флоты ВМФ, а в некоторых случаях и объединения специальных родов войск – авиации, ПВО.
Руководство военными округами осуществляет Министр обороны, а управление – Генеральный штаб ВС РФ в соответствии с решениями Министра обороны. Ранее в управлении военным округом был задействован Главнокомандующий Сухопутными войсками ВС РФ, в ныне действующем Положении о военном округе ВС РФ таких полномочий у него нет.
В состав военного округа входят: его управление – объединенное стратегическое командование, а также объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил, дислоцированные на его территории, в соответствии с перечнями, утвержденными Министром обороны.
Командующим войсками военных округов в мирное время подчинены не только воинские формирования Сухопутных войск, как было прежде, но и формирования военно-космических сил и силы флота. ОСК организует применение воинских формирований Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, а также руководит организацией их боевого управления.
Воинские части и организации Вооруженных Сил, дислоцированные на территории военного округа или выполняющие задачи в границах ответственности военного округа, по решению министра обороны могут подчиняться командующему войсками военного округа непосредственно, оперативно или по специальным вопросам.
Интересно отметить, что командующему войсками округа могут быть подчинены также воинские формирования иных военных ведомств оперативно и (или) по специальным вопросам.
Подчинение по специальным вопросам предусматривает их подчиненность командующему войсками военного округа по вопросам: боевой и мобилизационной готовности; подготовки и проведения мобилизационного развертывания; противодействия терроризму; гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; защиты государственной тайны; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; организации военно-политической работы; материально-технического, медицинского и других видов обеспечения; по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами.
В подчинение командующего войсками военного округа в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут передаваться войска и силы иностранных государств, выделенные в состав коалиционных группировок войск (сил).
К сожалению, переподчинение командующим войсками военных округов воинских организаций иных родов войск произошло ранее правовой регламентации процесса организации их совместных действий. По словам начальника Генерального штаба ВС РФ «наставления, регламентирующие применение разноведомственных группировок войск (сил), на сегодняшний день отсутствуют»[17].
Так, например, не разработано в юридической науке цельного механизма оперативного подчинения и подчинения по специальным вопросам. Приведенные формы отношений власти-подчинения не являются полными и не наделяют соответствующего воинского руководителя дисциплинарной властью по отношению к тем должностным лицам, которые ему подчинены в оперативном отношении либо по специальным вопросам. Объясняется данное положение тем, что при оперативном и специальном подчинении соответствующие подчиненные должностные лица не вышли из подчинения своих штатных командиров (начальников), именно они и обладают по отношению к ним всей полнотой дисциплинарной власти как единоначальники (ст. 10 Дисциплинарного Устава ВС РФ). Так, Верховный Суд РФ признал незаконным дисциплинарное взыскание, наложенное помощником командующего войсками военного округа по правовой работе на помощника командира полка по правовой работе по причине отсутствия у первого из них соответствующих полномочий[18].
Территория военных округов разделена на более мелкие единицы – военные гарнизоны. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации[19] (УГ и КС ВС РФ) дает определение гарнизона через его состав. В соответствии со ст. 1 УГ и КС ВС РФ гарнизон составляют воинские части, расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах. Такое определение акцентируется лишь на закреплении воинских формирований за гарнизоном и не раскрывает важную черту гарнизона – его строго определенную территорию.
Гарнизоны могут быть территориальными и местными. Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны по представлению командующего войсками военного округа. Перечень местных гарнизонов и их границы утверждаются командующим войсками военного округа.
Таким образом, военные округа и гарнизоны являются территориальными единицами военно-административного деления страны, причем их границы включают в себя также и местности, на которых не дислоцируются воинские формирования, однако входящие в зону ответственности последних.
Согласно ст. 10 УГ и КС ВС РФ в каждом гарнизоне назначаются начальник гарнизона и другие должностные лица гарнизонной службы. Все они, за исключением помощника начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, исполняют свои должностные обязанности по совместительству, т.е. внештатно.
Начальник территориального гарнизона назначается приказом командующего войсками военного округа, начальник местного гарнизона – приказом начальника территориального гарнизона. В гарнизонах, где базируются воинские части (корабли) ВМФ, приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом назначается старший морской начальник, который исполняет обязанности начальника гарнизона. Одновременно на начальников гарнизонов возлагаются обязанности начальников гражданской (местной) обороны гарнизона (также внештатно).
Начальник гарнизона имеет право для выполнения задач гарнизонной службы привлекать личный состав и транспортные средства воинских частей гарнизона, т.е. издаваемые им в пределах своей компетенции приказы обязательны для командиров воинских частей и учреждений гарнизона, но опять-таки дисциплинарной властью по отношению к ним он не обладает[20].
Для выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах создаются военные комендатуры, являющиеся одновременно территориальными органами военной полиции. Военные коменданты гарнизонов, будучи руководителями подразделений военной полиции, исполняют свои обязанности на штатной основе и имеют в подчинении штатные воинские подразделения. Военные коменданты вправе издавать письменные приказы в рамках своей деятельности. Они имеют двойное подчинение: начальнику гарнизона – по вопросам гарнизонной и караульной службы, и вышестоящему органу управления в иерархии военной полиции – в ракурсе осуществления полномочий, возложенных на военную полицию. Деятельность военных комендатур и органов военной полиции большею частью направлена на реализацию правоохранительных, а не военных функций.
Другими территориальными органами Минобороны России в каждом субъекте РФ являются военные комиссариаты, которые создаются в целях в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения военно-транспортной обязанности, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии.
Согласно Положению о военных комиссариатах[21] они входят в состав военных округов (Северного флота) как структурные подразделения данного войскового объединения. Военные комиссариаты муниципальных образований не являются филиалами или представительствами военных комиссариатов субъектов РФ, это структурные подразделения самого военного комиссариата субъекта РФ. Для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в различные воинские формирования уже в мирное время создается аппарат усиления военного комиссариата.
Следует отметить, что деятельность военных комиссариатов основывается не только на нормах федерального законодательства, но и на приказах, директивах и указаниях командующих войсками военных округов, актах федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, изданных в пределах их полномочий.
В конце 2020 года должности военных комиссаров субъектов РФ снова стали воинскими, ранее (с 2012 по 2020 г г.) они комплектовались государственными гражданскими служащими[22].
4. Правовое положение воинских частей.
Самыми большими по численности личного состава и наиболее распространенными воинскими формированиями Вооруженных Сил являются подчиненные центральным органам военного управления либо оперативно-стратегическим командованиям воинские объединения, соединения и воинские части. В наиболее общем виде структуру их подчинения сверху вниз можно представить как: военный округ (Главное командование вида ВС РФ или рода войск ВС РФ) – армия (армейский корпус) – дивизия (бригада) – полк (отдельный батальон, дивизион). Все они обладают организационной самостоятельностью, являются боевыми и административно-хозяйственными единицами с типовыми боевыми возможностями.
С отдельной воинской частью как с работодателем заключают трудовые договоры лица гражданского персонала, именно за воинской частью закрепляется военное имущество, воинская часть самостоятельно участвует в налоговых отношениях, командир воинской части самолично издает письменные приказы, воинская часть имеет печать, условное и действительное наименование, для воинской части разрабатываются боевые и мобилизационные документы и т.д. И, что самое важное, исходя из специфики своего рода войск, вооружения и присущих ей методов, воинская часть способна выполнять поставленные для нее боевые задачи наиболее обособленно.
Поэтому более крупное воинское формирование хоть и включает в свой состав подчиненную воинскую часть, но не поглощает ее, не ликвидирует ее самостоятельности как отдельной структурной единицы, в т.ч. с точки зрения гражданского и трудового права. В этом ракурсе, например, военный округ будет являться совокупностью органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил, входящих в его состав[23], а не одной монолитной военной организацией (о ней можно говорить лишь в отношении оперативно-стратегического командования).
Органы управления объединений, соединений и воинских частей в противоположность от командований военных округов создаются не по территориальному признаку. Они должны быть способны осуществлять управление подчиненными войсками (подразделениями), в том числе в процессе осуществления боевых задач, в процессе передислокации[24]. Поэтому очень важно постоянно иметь действующие каналы связи для передачи командной и иной информации между нижестоящими и вышестоящими органами военного управления. Повреждение вышестоящего органа управления (или просто вывод из строя средств передачи команд) приводит к прекращению управляющего воздействия и потере управления сверху.
Структурной единицей Вооруженных Сил РФ является войсковая или воинская часть, имеющая свой индивидуальный номер. В отличие от воинских соединений и объединений воинская часть не имеет подчиненных отдельных воинских формирований – других воинских частей.
В п. 1 Порядка присвоения, применения и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, кораблей и судов ВМФ[25] отдельно раскрыты понятия воинской части и организации Вооруженных Сил, которые тождественными не являются. При этом указано, что под воинской частью понимается организационно самостоятельная, административно-хозяйственная структура Вооруженных Сил, содержащаяся по утвержденному штату. В частности, к воинским частям относятся: все полки независимо от их подчиненности, отдельные роты и батальоны (им равные и выше). Воинская часть состоит из управления и других структурных подразделений в соответствии с ее штатом. Также отличительным признаком воинской части является наличие боевого знамени, которое воинским частям при их сформировании.
Согласно материалам складывающейся судебной практики не все отдельные воинские формирования считаются воинскими частями. Так, не относятся к ним военные комендатуры гарнизонов[26], командный пункт армии[27], военный комиссариат[28]. Наличие правомочий их руководителей по изданию письменных приказов, гербовой печати и своего делопроизводства, наличие у воинского формирования условного наименования «войсковая часть 00000» само по себе недостаточно для отнесения их к воинским частям.
Согласно п. 1 ст. 11.1 Закона «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица какого-либо отдельного воинского формирования, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны РФ (п. 2 ст. 11.1 Федерального закона «Об обороне»).
Бесспорно, что подведомственные Минобороны России юридические лица, с одной стороны, являются самостоятельными участниками гражданских отношений. С другой стороны, они находятся в экономической и распорядительной зависимости от Минобороны России (а иногда еще и от своего вышестоящего органа военного управления), а потому являются аффилированными. Как указывает В.В. Манов, "в военной сфере гражданские правоотношения являются тесно связанными с военно-административными отношениями и нередко имеют один и тот же предмет, но используют различные методы правового регулирования"[29]. Действительно, с одной стороны, Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти может управлять организациями Вооруженных Сил административно-правовыми способами, но как юридическое лицо Минобороны России имеет ограниченную компетенцию и специальные механизмы участия в гражданском обороте и влияния на деятельность подведомственных учреждений в зависимости от их типа[30].
Согласно п. 5 – 7, 16 Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ, созданных в качестве юридических лиц, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 560, права юридического лица воинская часть приобретает с момента внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанные юридические лица имеют печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием, от своего имени приобретают и осуществляет гражданские права, несут гражданские обязанности, выступают истцом и ответчиком в суде, им открываются лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства. Командир воинской части, помимо прочего, заключает государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств.
Структура управления типовой воинской частью (полком) и основные обязанности его должностных лиц определены главой 3 Устава внутренней службы ВС РФ. Ввиду отсутствия в Уставе внутренней службы ВС РФ конкретизации обязанностей должностных лиц иных воинских формирований, кроме полка (бригад, дивизий, военных вузов и т.п.) правоприменительная практика распространяет типовые обязанности должностных лиц полка на одноименных должностных лиц иных воинских формирований по аналогии. Также отметим, что ведомственными нормативными правовыми актами полномочия и обязанности воинских должностных лиц могут уточняться и расширяться.
Выводы:
Организационная структура Вооруженных Сил должна быть гибкой и позволять осуществлять быстрый перевод их на военное положение, реализовывать в короткие сроки необходимую структурную модернизацию органов управления без значительных материальных и временных затрат. Кроме того, организационная структура объединений, соединений и частей видов Вооруженных Сил РФ должна быть экономически целесообразной, т. е. иметь оптимальное количество личного состава и военной техники на каждую организационную единицу при одновременном обеспечении их максимальных боевых возможностей[31].
Повышение эффективности и безопасности функционирования системы военного управления, обеспечение информационного взаимодействия между всеми ее элементами при решении задач в области обороны и безопасности признано одной из основных задач развития военной организации в Военной доктрине Российской Федерации[32] (п. б. ст. 35).
Эффективное управление военной организацией оптимально реализуется лишь в созданной под его цели конкретной системе управления, состоящей из совокупности военно-управленческих функций, организационно-управленческих структур, выполняющих эти функции, и технологий их реализации[33]. Структуры управляющей системы (совокупности органов военного управления) кроме реализуемых целей определяется также числом уровней управления и связями между ними. В некоторых случаях достаточно одного (единственного) уровня управления, однако в большинстве случаев требуется определенная иерархия уровней. Чрезмерно громоздкая структура управляющей системы снижает эффективность управления, однако такой же эффект дает и замыкание на одном управляющем центре всех нитей управления при невозможности оперативной обработки им всей поступающей информации.
Система военного управления создается для решения заранее заданных конкретных задач в определенных условиях, и с изменением своих целей, задач, средств их достижения также подлежит реконструкции. В свою очередь, любое реформирование структуры и системы управления, введения новых органов управления, изменения связей между ними, введение новых средств и методов управления должно неминуемо влечь и корректировку нормативно-правовой базы, касающейся регламентации военного управления.
Библиография:
[1] Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб: «Юридический центр Пресс». 2003.
[2] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2331. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», вступившего в силу 06.06.1996.
[3] Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: РГ-Пресс, 2019.
[4] Вид Вооруженных Сил – это составная часть военной организации государства, предназначенная для ведения свойственных только ей военных действий в определённой географической области: на суше, на море или в воздушном пространстве // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия. 1969 – 1978.
[5] Род войск – воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их применения. Для различия военнослужащих по родам войск (сил) применяются петличные (погонные) эмблемы // Военная энциклопедия/ Под ред. С. Б. Иванова. М.: Воениздат. 2003. Т. 7. С. 251.
[6] The Military Balance. London: IISS. 2021. P. 192.
[7] Официальный сайт Минобороны России URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=7724@morfDictionary (дата обращения: 17.01.2022).
[8] Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 26.07.2021) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.
[9] Официальный сайт Минобороны России URL: https://structure.mil.ru/structure/structuremorf.htm (дата обращения: 17.01.2022).
[10] Утверждено Указом Президента РФ от 23.07.2013 № 631 (ред. от 21.12.2020) "Вопросы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. № 30 (часть II). Ст. 4085.
[11] СЗ РФ. 2020. № 23. Ст. 3629.
[12] Попов И.М. «Сетецентрическая война»: миф или реальная угроза военной безопасности Российской Федерации // материалы всероссийской научной конференции «Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание». М. 2010. С. 446 – 456.
[13] Далее для экономии, говоря о военном округе, будем иметь в виду, что Северный флот обладает равными правомочиями.
[14] Утверждено Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 177 (ред. от 05.11.2020) // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2547.
[15] Глухов Е.А., Мишуков М.В. Военный округ в условиях реформирования: проблемы правового регулирования // Военное право. 2011. № 4. С. 149 – 170.
[16] Советская военная энциклопедия. Т. 5. М. 1978. С. 679.
[17] Герасимов В.В. Роль Генерального штаба в организации обороны страны в соответствии с новым Положением о Генеральном штабе // Вестник Академии военных наук. 2014. № 1. С. 14 – 23.
[18] См. Обзор практики рассмотрения военными судами дел о привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016) // Военное право. 2016. № 3. С. 145 – 146.
[19] Утвержден Указом Президента России от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
[20] В одном из дел Верховный Суд РФ рассматривал спор по заявлению командира воинской части к начальнику гарнизона (Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2009 г. № 5н-7/09(г) // URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=319094).
[21] Утверждено Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 (ред. от 21.12.2020) // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 5). Ст. 7017.
[22] Известия. 2020. 06 ноября.
[23] Кудашкин А.В., Перепелкин А.Ю., Ярмак Р.Н. В Вооруженных Силах Российской Федерации появилась правовая основа для создания воинских частей - юридических лиц (комментарий к ст. 11.1 Федерального закона «Об обороне») // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 6.
[24] Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. М.: За права военнослужащих. 2008.
[25] Утверждено приказом Минобороны России от 5 августа 2010 г.
[26] См. определение кассационного военного суда от 25 мая 2021 г. № 88а-892/2021.
[27] См. определение кассационного военного суда от 20 мая 2021 г. № 88а-934/2021.
[28] См. кассационное определение Московского окружного военного суда от 22 декабря 2011 г. № КГ – 1955.
[29] Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М. 2000. С. 45.
[30] Ефимов А.В. К вопросу об аффилированности между Министерством обороны Российской Федерации и подведомственными федеральными государственными учреждениями // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 4. С. 115 – 119.
[31] Военная администрация: учебник. Глухов Е.А., Калашников В.В., Корякин В.М, Кудашкин А.В. и др. под общ. ред. В.М.Корякина. М.: РАП. 2012.
[32] Утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976 // Рос. газ. 2014. 30 дек.
[33] Справочник командира: практическое издание. Авторский коллектив: Бадэко В.И. и др. М.: «За права военнослужащих». 2006.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.