Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
С.В. КАЛИНИНА, Г.Н. КИРИЛЛОВА
На сегодняшний день в Российской Федерации Федеральная миграционная служба (далее - ФМС России) <1> выполняет основные функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, федеральному государственному контролю (надзору) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с Положением о Федеральной миграционной службе) // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
<2> См.: Морукова А.А., Калинина С.В. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел Российской Федерации // Миграционное право. 2012. N 3.
Хотелось бы отметить, что в последнее время особое внимание со стороны государства уделяется вопросам взаимодействия ФМС России с институтами гражданского общества. Так, одним из основных механизмов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации является совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции <3>.
--------------------------------
<3> См.: Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную 13 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
В свою очередь, под институтами гражданского общества следует понимать направления деятельности граждан, ориентированные на решение социально значимых задач, реализованные через различные организационные формы.
Деятельность государства в сфере миграции направлена на решение задач по регулированию миграционных процессов, которыми являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности России, рациональное размещение населения на территории страны, удовлетворение потребностей российской экономики в трудовых ресурсах, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов. В настоящее время вопросы управления миграционными процессами не могут быть только прерогативой государства, они тесно связаны с деятельностью общественных объединений, неправительственных организаций и других сообществ.
Общественные, неправительственные и международные организации оказывают необходимую помощь мигрантам, осуществляют научно-исследовательскую деятельность в сфере миграции и многое другое. Уже довольно длительное время на территории Российской Федерации действуют такие организации, как Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет "Гражданское содействие"; Российское общество Красного Креста; юридическая сеть "Миграция и Право"; правозащитный центр "Мемориал"; Фонд поддержки социальных проектов "Миграция XXI век"; некоммерческая организация "Мигрант-партнер" и др.
Рассмотрим деятельность некоторых из указанных организаций более подробно.
Так, Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет "Гражданское содействие" (далее - Комитет) ведет успешную деятельность по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам во многом благодаря активному сотрудничеству с Федеральной миграционной службой Российской Федерации, ее региональными отделениями. Комитет осуществляет правовые консультации и защиту социальных прав мигрантов; материальную и иную гуманитарную помощь беженцам и вынужденным переселенцам; поддержку мигрантов в судах. Также Комитетом реализуются проекты: "Помощь жертвам насильственных преступлений на почве ненависти", "Права человека на Северном Кавказе", "Защита прав жителей Северного Кавказа в местах лишения свободы" и многие другие. Особого внимания заслуживает проект "Школа прав для мигрантов", который направлен на изучение мигрантами и вынужденными переселенцами русского языка, компьютерной грамотности, а также получение правовых знаний <4>. Обучение продлится один год, но с окончанием занятий проект не завершится, сотрудниками Комитета будут отслеживаться судьбы подопечных и проверяться, какие знания для них оказались самыми полезными. В результате такой проект поможет мигрантам защищать свои права в нашей стране и облегчит их интеграцию в российское общество.
--------------------------------
<4> Зуева А.С. Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 1. С. 145 - 149.
В вопросах психологической и социальной поддержки мигрантов значительную роль играет общественная благотворительная организация Российский Красный Крест (далее - РКК), которая всю свою деятельность направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям. РКК имеет богатый опыт разработки и участия в программах, связанных с оказанием помощи мигрантам. Так, за последние годы был исполнен проект срочной помощи РКК "Психосоциальная помощь беженцам из Южной Осетии", продолжается реализация целевой программы "Помощь перемещенным лицам и социально незащищенным слоям населения, проживающим на территории субъектов Российской Федерации Северного Кавказа", проводятся выездные мероприятия мобильных групп РКК по правовому и медико-социальному консультированию в местах компактного размещения мигрантов в Московской области.
В паспортно-визовых центрах Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управления ФМС России по Москве работают Общественные приемные Российского Красного Креста для мигрантов. Консультации в Паспортно-визовом центре осуществляются совершенно бесплатно и с элементами первичной адаптации. Проект подразумевает помощь всем без исключения мигрантам, независимо от их правового статуса и положения.
Деятельность Юридической сети "Миграция и Право" (далее - Сеть) весьма обширна и распространяется на 41 регион России, в которых проживает в общей сложности более 80% всех вынужденных мигрантов. В первую очередь правовой помощью обеспечиваются регионы, граничащие с территориями, ставшими постоянным источником миграции. Программа действует при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Европейской комиссии, Фонда Форда, Фонда Мотта.
Непосредственная задача Сети - защита прав и законных интересов вынужденных мигрантов: оказание им бесплатной консультативной помощи, составление для них юридических документов, поддержка в административных органах и судебных инстанциях.
Конкретная задача оказания правовой помощи является лишь частью более общей и перспективной цели: обеспечить условия для интеграции мигрантов в общество, добиться решения их проблем на основе общепризнанных правовых стандартов, устранить дискриминационный подход и произвол со стороны чиновников всех уровней <5>. Поэтому, помимо оказания конкретной правовой помощи мигрантам, Сеть ставит перед собой более общие цели.
--------------------------------
<5> Зуева А.С. Анализ зарубежного опыта регулирования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // Мир политики и социологии. 2012. N 8. С. 69 - 73.
Основу Сети составляют региональные пункты. Как правило, они создаются на базе неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции и отстаивающих права беженцев, вынужденных переселенцев. Сотрудники пунктов оказывают помощь в составлении жалоб и заявлений в судебные и административные органы <6>; осуществляют выезд в центры временного размещения и компактные поселения мигрантов для консультирования; проводят совместные "круглые столы" с представителями местных органов власти по вопросам миграции; привлекают студентов-юристов к работе с мигрантами и др.
--------------------------------
<6> См.: Морукова А.А., Калинина С.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан в Федеральной миграционной службе Российской Федерации // Миграционное право. 2015. N 1.
Краткий анализ основных направлений деятельности указанных институтов гражданского общества позволил нам убедиться в том, что они направлены на правовую поддержку, оказание психосоциальной и медико-социальной помощи, а также проведение консультативной и разъяснительной работы для достижения определенной цели - облегчить интеграцию мигрантов в российское общество <7>.
--------------------------------
<7> Завьялов И.А., Зуева А.С. Криминологическая характеристика экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 7. С. 68 - 70.
Необходимо указать, что такими организациями осуществляется анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы миграции, разрабатываются предложения в органы законодательной и исполнительной власти по совершенствованию привлечения и использования иностранной рабочей силы, проводятся научно-практические мероприятия с привлечением представителей Федеральной миграционной службы и других властных структур.
Нельзя обойти вниманием и то, что одним из институтов гражданского общества является Общественный совет при Федеральной миграционной службе, который создан с целью оказания содействия ФМС России в подготовке предложений по выработке и реализации мероприятий по совершенствованию государственной миграционной политики. По инициативе Общественного совета при ФМС России во всех субъектах РФ созданы и активно работают общественно-консультативные советы при территориальных управлениях Федеральной миграционной службы <8>. Опыт работы Общественного совета при Федеральной миграционной службе дает основания полагать, что данная практика является конструктивным элементом развития институтов гражданского общества при формировании государственной миграционной политики Российской Федерации <9>.
--------------------------------
<8> См.: Приказ ФМС РФ от 16 июля 2007 г. N 150 "Об утверждении Типового положения об Общественно-консультативном совете при территориальном органе Федеральной миграционной службы" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореф. дис. ... докт. полит. наук, специальность: 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии. М., 2013.
Состав Общественного совета формируется с учетом представительства профессиональных объединений и иных социальных групп, осуществляющих свою деятельность в сфере полномочий Федеральной миграционной службы.
Так, по состоянию на 2015 год председателем Общественного совета при Федеральной миграционной службе является Волох Владимир Александрович - профессор Государственного университета управления, доктор политических наук, почетный работник Федеральной миграционной службы; заместителем - Курдюмов Н.В., председатель совета Международного альянса "Трудовая миграция". Членами совета являются такие видные деятели в сфере защиты прав мигрантов, как Графова Л.И. - журналист-правозащитник, председатель исполкома Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям "Форум переселенческих организаций", член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации; Муженский В.И. - председатель комитета по труду, миграционной и демографической политике Торгово-промышленной палаты Воронежской области, председатель правления Некоммерческого партнерства "Мигрант-партнер", председатель Общественно-консультативного совета при УФМС России по Воронежской области и другие. Участие в Совете осуществляется на принципах добровольности, самоуправления, гласности, самостоятельности в принятии решений в рамках компетенции.
Общественный совет при ФМС России является постоянно действующим совещательным органом при Федеральной миграционной службе, решения которого носят рекомендательный характер.
В соответствии с Положением об Общественном совете при Федеральной миграционной службе <10> основными его задачами являются:
--------------------------------
<10> См.: Приказ ФМС России от 2 декабря 2010 г. N 439 "Об утверждении Положения об Общественном совете при Федеральной миграционной службе" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на совершенствование государственной политики в сфере миграции, а также научных и управленческих инициатив, связанных с решением наиболее сложных проблем в сфере миграции;
- развитие взаимодействия ФМС России с общественными объединениями, диаспорами, религиозными и иными организациями, научными учреждениями и использование их потенциала для повышения эффективности реализации ФМС России законодательства Российской Федерации в сфере миграции населения и его совершенствования, формирования обоснованных и взвешенных предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;
- привлечение граждан Российской Федерации и организаций к обсуждению наиболее важных вопросов и перспектив в сфере деятельности ФМС России, в том числе имеющих повышенный общественный резонанс.
К основным функциям Общественного совета относятся:
- участие в подготовке предложений по разрабатываемым целевым программам, планам, национальным и региональным проектам;
- обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, концепций, федеральных целевых и иных программ по основным направлениям государственной миграционной политики в пределах компетенции ФМС России;
- выработка предложений по совместным действиям общественных объединений, научных учреждений и средств массовой информации по вопросам, связанным с миграцией населения;
- участие в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности ФМС России по оказанию гуманитарной и социальной помощи и др.
Члены Общественного совета проводят большую индивидуальную работу и принимают активное участие во многих общественно значимых мероприятиях по проблемам миграции населения, уделяя особое внимание совершенствованию работы общественно-консультативных советов в субъектах Российской Федерации.
Анализируя роль институтов гражданского общества, можно сделать вывод о том, что различные формы объединения граждан играют важную роль в формировании и реализации миграционной политики.
На наш взгляд, сегодня очень важно привлекать общественные, неправительственные и другие негосударственные организации для осуществления взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам формирования правовых, экономических и организационных условий для обеспечения скоординированной конструктивной деятельности в сфере миграции.
Литература
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
2. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с Положением о Федеральной миграционной службе) // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
3. Приказ ФМС РФ от 16 июля 2007 г. N 150 "Об утверждении Типового положения об Общественно-консультативном совете при территориальном органе Федеральной миграционной службы" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
4. Приказ ФМС России от 2 декабря 2010 г. N 439 "Об утверждении Положения об Общественном совете при Федеральной миграционной службе". Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
5. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореф. дис. ... докт. полит. наук, специальность 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии. М., 2013.
6. Завьялов И.А., Зуева А.С. Криминологическая характеристика экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 7. С. 68 - 70.
7. Зуева А.С. Анализ зарубежного опыта регулирования деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов // Мир политики и социологии. 2012. N 8. С. 69 - 73.
8. Зуева А.С. Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 1. С. 145 - 149.
9. Морукова А.А., Калинина С.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан в Федеральной миграционной службе Российской Федерации // Миграционное право. 2015. N 1.
10. Морукова А.А., Калинина С.В. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел Российской Федерации // Миграционное право. 2012. N 3.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.