Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ ПОНЯТИЯ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Ю.Н. КАЛЮЖНЫЙ
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью обеспечения безопасности Российской Федерации.
Вопросы обеспечения безопасности (как внутренней, так и внешней) постоянно находятся в числе основных задач любого общества и государства. Признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, государство через органы законодательной, исполнительной и судебной власти обеспечивает и осуществляет функцию защиты (охраны) личности (ее прав и свобод), общества (материальных и духовных ценностей), государства (конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности), окружающей среды от воздействия многочисленных внешних и внутренних угроз <2>.
--------------------------------
<2> Елагин А.Г., Казаков А.Я. Управление деятельностью по обеспечению безопасности: Научное издание. М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 9.
Несмотря на то что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения интересовали человечество с момента возникновения транспортных средств, термин "безопасность дорожного движения" (как в международно-правовых документах, так и в нормативных правовых актах нашего государства) употребляется с середины прошлого века <3>, а как научно-правовая категория термин "безопасность дорожного движения" начал формироваться сравнительно недавно, в середине 70-х годов XX века, и не находит однозначного толкования в настоящее время.
--------------------------------
<3> Конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах (заключена в Женеве 19 сентября 1949 г.) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
Представители отечественной науки разрабатывают понятие, особенности и отличительные признаки правовых категорий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, в российской правовой науке. Несомненно, содержание элементов, характеризующих признаки исследуемых терминов, трансформировалось с учетом совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в области дорожного движения, а также с учетом развития научных представлений в указанной области.
Невозможно не согласиться с В.В. Головко, который, исследуя безопасность дорожного движения, указывает на существование методологических трудностей, связанных с определением границ между содержательной частью рассматриваемого процесса (т.е. структур и функций, подлежащих защите) и аспектом, связанным с методами и средствами обеспечения их безопасности <4>.
--------------------------------
<4> Головко В.В. К вопросу о понятии безопасности дорожного движения // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. N 1 (4). С. 62 - 69.
Сравнительный анализ международных нормативных правовых актов <5>, а также нормативных правовых актов нашего государства позволяет утверждать, что, несмотря на закрепление и использование термина "безопасность дорожного движения", законодательное толкование рассматриваемого понятия не приводилось до принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в котором под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий <6>.
--------------------------------
<5> Конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах (заключена в Женеве 19 сентября 1949 г.), Конвенция о дорожном движении (заключена в Вене 8 ноября 1968 г.) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
<6> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
Является бесспорной позиция Босхамджиевой Н.А., согласно которой происходящие политические и социально-экономические преобразования в обществе, изменения в системе государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения, направленные на ее организационно-правовое совершенствование, позволили сформулировать концептуальное понимание безопасности дорожного движения, которое получило нормативное закрепление, однако продолжение научной дискуссии говорит о необходимости его дальнейшего исследования <7>.
--------------------------------
<7> Босхамджиева Н.А. Общая характеристика безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2013. N 9.
Исследуя гносеологические особенности закрепления понятия "безопасность дорожного движения" в структуре законодательства Российской Федерации, необходимо отметить, что безопасность дорожного движения относится к разновидности безопасности в целом. В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" под безопасностью понималось состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Таким образом, логично предположить, что разработчики Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в 1995 году интерпретировали отдельные методологические составляющие элементы понятия безопасности как общего аспекта применительно к понятию "безопасность дорожного движения" как частному (разновидности безопасности), хотя не совсем понятно, почему Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" не содержит понятийный аппарат и, соответственно, не раскрывает основные термины, используемые в нем, в том числе и не раскрывает термин "безопасность". Вполне возможно, что наличие значительного количества научных подходов к понятию "безопасность" не позволило законодателям прийти к единому пониманию совокупности качественных и количественных характеристик, в полной мере раскрывающих рассматриваемое понятие.
При анализе лексического содержания понятия "безопасность дорожного движения" обращает на себя внимание признанная большинством авторов совокупность двух терминов: "безопасность" и "дорожное движение".
Обращаясь к этимологическому содержанию понятия "безопасность", необходимо отметить, что под безопасностью понимается состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности <8>.
--------------------------------
<8> Словарь русского языка (ок. 57000 слов) / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. 750 с.
Основной нормативный правовой акт определяет безопасность дорожного движения как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий <9>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
Лингвистический анализ смыслового содержания законодательно закрепленного понятия "безопасность дорожного движения" на основе использования семантических подходов позволяет установить использование в рассматриваемом понятии качественных характеристик, оценочных показателей и критериев. Так, состояние обозначает множество значений переменных состояний объектов. Соответственно, применительно к состоянию дорожного движения законодатель умышленно закрепляет изменчивость дорожного движения, и это соответствует реальной ситуации. А закрепляя термин "степень защищенности" его участников, законодатель снова использует оценочные критерии защищенности, указывает на прямую зависимость "степени" от факторов, влияющих на устойчивость функционирования "защищенности" таких, как возможность наступления потенциально опасных ситуаций - дорожно-транспортных происшествий и их последствий, которые являются источником возникновения негативных явлений.
Одним из первых представителей отечественной науки, изучавших совокупность общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, является В.В. Лукьянов, который утверждает, что "безопасность дорожного движения - это не степень защищенности участников дорожного движения, а полная их защищенность от дорожно-транспортных происшествий", а под безопасностью понимает состояние процесса дорожного движения, которое исключает угрозу совершения ДТП со всеми вытекающими последствиями, поскольку водитель сохраняет возможность управления автомобилем по своей разумной воле, руководствуясь правилами дорожного движения <10>.
--------------------------------
<10> Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М., 1974.
Со смысловой стороны указанное понятие наиболее точно характеризует безопасность, хотя, конечно же, полная защищенность участников дорожного движения от ДТП является идеалом обеспечения безопасности дорожного движения, а сохранение водителем возможности управления автомобилем по своей разумной воле, руководствуясь Правилами дорожного движения, не гарантирует возможности невозникновения ДТП по причине технической неисправности транспортного средства либо по вине другого водителя, пренебрегающего требованиями ПДД, а также иных обстоятельств и условий дорожного движения. В этом отношении показательны беспилотные автомобили. В частности, разработкой автомобиля, который ездит без водителя, занимается корпорация Google. В целях реализации проекта разработчики добились существенных корректировок Правил дорожного движения в штатах Невада и Калифорния. Теперь там допускается эксплуатация автомобиля без водителя <11>.
--------------------------------
<11> Когда руль не нужен. Машины с автопилотом выходят на дороги. URL: www.rg.ru/2014/05/29/google-auto.html.
В июле 2015 года впервые произошло ДТП с участием беспилотного автомобиля, в котором есть пострадавшие: незначительные травмы получили сотрудники компании Google, наблюдавшие за работой беспилотного автомобиля, и водитель авто, который врезался в самоуправляемый автомобиль сзади. По данным компании Google, за шесть лет испытаний машин без водителей, с учетом трех миллионов километров общего пробега этих машин, это ДТП стало четырнадцатой аварией с беспилотными автомобилями, но первой, в которой есть люди, получившие травмы <12>.
--------------------------------
<12> Беспилотное авто Google впервые попало в ДТП с пострадавшими. URL: www.rg.ru/2015/07/17/car-site.html.
Таким образом, технический прогресс изменяет общественные отношения, связанные с дорожным движением, допуская в него беспилотный автомобиль, который, несомненно, спустя время будет внедряться на российские автодороги, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Россия будет стремиться представить к чемпионату мира по футболу 2018 года свой самодвижущийся автомобиль, пообещал вице-премьер Российской Федерации Аркадий Дворкович <13>. Научно-технический прогресс вносит определенные опасности, риски в процесс дорожного движения, но его диалектика заключается в том, что без дальнейшего технического развития невозможно решить многие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
--------------------------------
<13> Дворкович: Российская Федерация стремится представить к 2018 году беспилотную машину. URL: ria.ru/economy/20151004/1296400446.html.
Конечно, допуску подобных транспортных средств к участию в дорожном движении должны предшествовать изменения нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в рассматриваемой области, которые будут направлены на совершенствование, в том числе и основополагающего понятийного аппарата. Закономерно возникают вопросы. Какой будет законодательная терминология в отношении данных автомобилей (беспилотный автомобиль, самодвижущийся автомобиль, машина с автопилотом или иная интерпретация)? Кто является водителем в случае движения по дорогам беспилотного автомобиля? Насколько беспилотный автомобиль является безопасным для остальных участников дорожного движения? Кто в случае наступления ДТП будет нести административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность за вред, причиненный этим автомобилем и т.д.?
В.И. Майоров, обращаясь к существующему понятию "безопасность дорожного движения", указывает на то, что оно не отражает всей совокупности общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной потребности общества, которая гораздо шире, так как процессу транспортного перемещения предшествуют процессы его подготовки. Он предлагает расширить понятие "дорожное движение", включив в его содержание совокупность общественных отношений, складывающихся на этапах подготовки и организации процесса непосредственно пространственного перемещения, а также вместо термина "дорожное движение" использовать термин "сфера дорожного движения" <14>.
--------------------------------
<14> Майоров В.И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4.
В какой мере является обоснованной позиция по отношению включения в понятие дорожного движения процесса подготовки к нему, покажут дальнейшие научные исследования в рассматриваемой области, однако процесс подготовки к какому-либо событию и факт его совершения - совершенно разные этапы, последующий из которых не всегда является следствием предыдущего в силу множественности причин, зависящих как от воли субъекта, осуществляющего подготовительные мероприятия, так и от объективных факторов, лежащих за пределами воли такового.
В.И. Майоров определяет безопасность дорожного движения как состояние защищенности интересов людей и общества в эффективном удовлетворении транспортной потребности, сохранении жизни, здоровья участников дорожного движения, сохранности материальных ценностей от дорожно-транспортных происшествий, а обеспечение безопасности дорожного движения - как деятельность по разработке и реализации мер по снижению вероятности возникновения происшествий и тяжести их последствий <15>.
--------------------------------
<15> Он же. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения. Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 290.
В.В. Головко, В.И. Майоров, Е.А. Ортман, исследуя подходы к понятию "безопасность дорожного движения", указывали на постоянную необходимость разрешения конфликта противоречия "время - безопасность" в пользу последней <16>, а анализируя понятие "безопасность дорожного движения", одним из его признаков выделили состояние и характер защищенности общественных отношений от угрозы, связанной с опасностью возникновения ДТП, которые могут привести к негативным последствиям. В качестве второго отличительного признака рассматривается место возникновения общественных отношений, т.е. экономическая сфера жизнедеятельности человека, и обосновывают они свою позицию тем, что в экономике общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью.
--------------------------------
<16> Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Учебное пособие. Омск, 2008. С. 17.
А.А. Бахаев утверждает, что содержание исследуемого понятия определяется: состоянием и характером защищенности общественных отношений от угрозы, связанной с опасностью возникновения дорожно-транспортных происшествий и причиненного в результате них вреда, а также с самостоятельностью объекта охраны, защиты и обеспечения интересов участников дорожного движения, осуществляемых государством; связью с защитой прав граждан на жизнь, охрану здоровья и безопасные условия труда <17>.
--------------------------------
<17> Бахаев А.А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 7.
Анализ научных позиций ученых, проводивших исследование понятия "безопасность дорожного движения", показывает, что большинство из них определяют рассматриваемое понятие как некое "состояние защищенности". Аналогичной позиции придерживается и законодатель, причем подобный подход прослеживается в отношении определения терминов, связанных с безопасностью в целом (например, транспортная безопасность - состояние защищенности... <18>, национальная безопасность - состояние защищенности... <19>, безопасность дорожного движения - степень защищенности... <20>).
--------------------------------
<18> Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 13 июля 2015 г.) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
<19> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 1 июля 2014 г. N 483) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
<20> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ред. от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
Таким образом, термин "безопасность" определяется через оценочную категорию "состояние (степень) защищенности" и не представляет полную (абсолютную) защищенность чего-либо, так как добиться полной защиты от рисков невозможно. Указанный подход находит свое отражение в научных трудах исследователей. В частности, М.Ю. Зеленков, анализируя задачи обеспечения безопасности государства, указывает на то, что абсолютная безопасность ни в одной области недостижима. Необходимо верно определить желаемую степень, пределы безопасности государства <21>. Близкую по смысловой нагрузке точку зрения высказывают и такие ученые, как Северцев Н.А., Бецков А.В., исследуя требования к теории безопасности, выделяют научную основу концепции приемлемого риска, т.е. такого риска, который допускает государство и относится к нему как к норме.
--------------------------------
<21> Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юридический институт МИИТ, 2002. С. 63.
Изложенное позволяет утверждать, что безопасность дорожного движения представляет собой состояние защищенности участников дорожного движения от рисков возникновения ДТП и их последствий. Но какова допустимая степень безопасности, пределы безопасности, где границы приемлемых рисков, с учетом того, что аварийность и количество пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий невозможно свести к нулю? Частично ответы на обозначенные вопросы находят свое выражение в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", в которой обозначены ее цели и задачи, выделены целевые индикаторы и показатели.
Проведенный анализ позволяет сформулировать понятие "безопасность дорожного движения" как публично-правовую категорию: это единый процесс государственного управления совокупностью общественных отношений, урегулированных нормативными правовыми актами, связанных с перемещением людей и грузов (как транспортными средствами, так и вне их) по дорогам, по поддержанию на необходимом для стабильного развития государства уровне постоянного риска возникновения обстоятельств, препятствующих продолжению этого процесса и (или) негативных последствий в виде гибели или ранения людей, повреждений транспортных средств, сооружений, грузов либо причинения иного материального ущерба.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
2. Елагин А.Г., Казаков А.Я. Управление деятельностью по обеспечению безопасности: Научное издание. М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 9.
3. Конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах (заключена в Женеве 19 сентября 1949 г.) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
4. Головко В.В. К вопросу о понятии безопасности дорожного движения // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. N 1 (4). С. 62 - 69.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
6. Босхамджиева Н.А. Общая характеристика безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 37 - 40.
7. Словарь русского языка (ок. 57000 слов) / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. 750 с.
8. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М., 1974.
9. Когда руль не нужен. Машины с автопилотом выходят на дороги. URL: www.rg.ru/2014/05/29/google-auto.html.
10. Беспилотное авто Google впервые попало в ДТП с пострадавшими. URL: www.rg.ru/2015/07/17/car-site.html.
11. Дворкович: Российская Федерация стремится представить к 2018 году беспилотную машину. URL: ria.ru/economy/20151004/1296400446.html.
12. Майоров В.И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения. Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 290.
13. Майоров В.И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 - 42.
14. Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Учебное пособие. Омск, 2008. С. 17.
15. Бахаев А.А. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 7.
16. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 13 июля 2015 г.) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
17. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 1 июля 2014 г. N 483) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
18. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юридический институт МИИТ, 2002. С. 63.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.