Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОЛИТИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КОРРУПЦИЯ
Г.С. ГОНЧАРЕНКО
В процессе глобализации международное сообщество сталкивается с самыми различными угрозами не только природного, но и политического характера. Приходит осознание важных мировых проблем, в том числе вездесущности коррупции. И оно, осознание, способно породить довольно странные мысли, что коррупция является абсолютно неизбежным и зачастую однозначно толкуемым злом. Более того, нередко возникает, на первый взгляд, казалось бы, нелепый вопрос: даже при условии, что с коррупцией можно бороться, а нужно ли это делать? Возможно, в социальном и политическом плане было бы правильным, взвешенным, логически подуманным решением принять коррупцию как явление реальной действительности, как сложившуюся систему отношений, но при этом выработать механизмы ее "приручения" взамен разного рода принципов и правил противодействия, минимизации и, наконец, "искоренения".
Более того, на сегодня существует множество примеров принятия во многих странах мира эффективных мер по борьбе с коррупцией и получения положительных результатов. Вместе с тем в значительной части из них коррупция продолжает существовать на системном уровне, что оказывает отрицательное влияние фактически на все аспекты повседневной жизни. Практически в каждом государстве существуют разные в зависимости от степени экономического, социального, политического правосознания, наконец, менталитета мнения о причинах и степени проникновения коррупции. 161 государство, ратифицировав Конвенцию ООН 2003 г. против коррупции [1] и предоставив свои площадки для еще более глубокого ее изучения внутри страны неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International, видимо, предполагали, что на основании анализа проводимых исследований организацией будет предложена не только методика и рекомендации, но и общий для всех стран эффективный механизм борьбы с коррупционными проявлениями. Однако, несмотря на пафосное название, например "Индекс коррупции 2014", показатели реального взяточничества или подкупа организация не отражает. Созданная в 1993 г. бывшим директором Всемирного банка Петером Айгеном в Берлине, Transparency International никакого действительного осмысления причин коррупции никогда не проводила и не проведет, так как организация структурно является ответвлением Национального фонда за демократию (National Endowment for Democracy (NED)) и организация ее работы связана с выявлением сора в чужих глазах [2]. А по заявлению директора российского отделения Елены Панфиловой, индекс является лишь "отражением той информации, которая имеется в наличии", составленной на основании мнений экспертов и обычных людей [3].
Опрос в 2013 г. фондом "Общественное мнение" в 43 субъектах РФ показал, что реакция общества на "информацию, которая имеется в наличии" оказалась непредсказуемой. Так, несмотря на то, что 79% россиян не сталкивались со взяточничеством вообще, 84% из них все равно уверены в слишком высоком уровне коррупции в стране. "Почему?" - "Из информации, которая имеется в наличии". Это феномен "хвоста, который виляет собакой", а Transparency International лишь замеряет его амплитуду, тот уровень информации, на которую не скупятся ее "массовые средства" [4].
Возьмем другой пример, когда после подписания Россией в декабре 2013 г. соглашения о финансовой помощи Украине буквально на второй день Washington Post высказала свои сожаления, что теперь "Украина окажется в российской сфере влияния, где коррупция, фальсификации на выборах и неуважение к верховенству закона..." [5]. Уточнить у Washington Post, откуда они взяли, что "в российской сфере влияния" коррупция, - видимо, напрямую сошлются на отчет Transparency International. И это несмотря на то, что, согласно исследованию International Budget Partnership, Россия вошла в десятку стран с наиболее "открытым" бюджетом, опережая, к примеру, Германию, а международная аудиторская компания Ernst & Young еще два года назад отметила, что "коррупционные риски... по многим параметрам стали даже ниже среднемирового уровня" [6].
Поэтому процесс глобализации в настоящее время, по мнению автора, стал возможен лишь благодаря политике, позволившей сделать экономики многих стран открытыми как на национальном, так и на международном уровне. Во второй половине XX в., и особенно в его последней четверти, многие правительства ввели свободные рыночные экономики, увеличив при этом их производственный потенциал и создав новые реальные возможности для международной торговли и инвестиций. Тем не менее глобализация во многом остается противоречивым явлением. Зачастую ее сторонники считают, что она повышает бедным странам шанс поднять уровень жизни и "взбодрить" экономику, противники, наоборот, склонны утверждать, что глобализация выгодна только многонациональным корпорациям в ущерб местным предприятиям, местным культурам и простым людям и не способствует созданию свободного международного рынка.
Этот тезис всецело нашел подтверждение в России, когда ожидание быстрого и, главное, законного становления рыночных отношений не оправдалось. На протяжении пятнадцати лет законодатель не желал ни принимать общенормативный акт по борьбе с коррупцией, ни вносить изменения в законодательство, повышающее ответственность должностных лиц. Действующие же нормативные акты не исполнялись государственными чиновниками из-за отсутствия правовых механизмов их реализации. Участие в течение этого времени в процедурах подготовки, обсуждения законопроектов по борьбе с коррупцией со всей очевидностью свидетельствовали о явном сопротивлении принятию действенного антикоррупционного законодательства, игнорировании многих действенных мер, в том числе рекомендованных Советом Европы, по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Да и в своих публичных выступлениях многие политики не скрывали мотивов отрицания необходимости эффективной борьбы с коррупцией. По оценке бывшего помощника Президента РФ А.Я. Лившица, данной им еще в 1993 г., усиление борьбы с коррупцией способно "привести к потере равновесия в экономике", а поэтому он "против резких движений в вопросах борьбы с коррупцией" [7]. А по высказываниям в 1995 г. Е.Т. Гайдара: "...сегодня мы можем подвести предварительный итог социально-экономическим переменам последних лет. Если постараться обобщить их в виде формулы, то ее можно представить как обмен власти на собственность... Россию у номенклатуры нельзя, да и не нужно отнимать силой, ее можно "выкупить" [8]. А сам "выкуп" проводился странным образом, носившим четко выраженный коррупционный характер. В результате "шоковой терапии" при насыщении потребительского рынка произошел резкий спад производства, что повлекло повсеместно неплатежи и массовую безработицу. Это и стало основной причиной возникновения разного рода криминальных структур, которые практически блокировали развитие здоровых рыночных институтов <1>.
--------------------------------
<1> Совокупное потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме - это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг.
Да и в настоящее время в научной экономической литературе коррупцию не всегда оценивают с позиций негативных проявлений. В качестве критерия оценки, отвечающего базисным принципам экономической теории, предлагается некоторыми авторами рассматривать увеличение или, напротив, уменьшение объема совокупного потребления [9], вызванное фактором коррупции. А в случае, когда коррупционная практика способствует прирастанию совокупного потребления, она становится "выгодной" для общества в целом [10].
Коррупция как явление всегда существовала в различных обществах и в разные времена, принимая различные формы, беря свое начало у истоков человеческой цивилизации. Упоминания о коррупции содержатся в индийских документах, датированных IV в. до н.э., и работах таких древнегреческих философов, как Аристотель и Платон. Сейчас слово "коррупция" имеет много значений, но обычно оно связано с правительствами и широко используется для обозначения коррупции в политике или злоупотребления властью с целью получения личной выгоды. Но коррупция как системное явление не вписывается в теорию конкурентных отношений, предусматривающих безличный характер сделок. И не так важно, что взятка по абсолютно ясным причинам носит индивидуальную направленность, существеннее всего то, что практически любая коррупционная сделка не связана с механизмом действующего ценообразования и логика ее совершения не зависит от логики формируемых конкурентных отношений. Более того, поведение коррумпированного чиновника, наделенного властными полномочиями по проведению торгов или размещению заказов, не может служить реакцией на сигналы рынка. В его мотивационный план не включаются ни интересы конкретных государственных и муниципальных заказов, ни какая-либо конкретная установка на обеспечение равновесия цен или система понижающих коэффициентов. Поэтому деятельность чиновника не направлена на установление конкурентных отношений, хотя вполне может вмешаться в порядок его проведения. Например, в 2013 г. было размещено около 2,5 млн. государственных и муниципальных заказов на общую сумму 6,5 трлн. руб. Обнаружено порядка 500 нарушений, связанных с нарушениями конкурсов без обоснования начальной цены, заключение контрактов без конкурсных процедур, непредъявление штрафных санкций в случае нарушения процедур. И самое частое - изменение условий контракта и по срокам, и по цене, причем без вразумительных обоснований. Большую озабоченность вызывает практика оплаты в конце года за не выполненные по контрактам работы. Общая сумма нарушений составила более 230 млрд. руб. [11].
Но если допустить, что коррупционером движет исключительно корыстная мотивация - и в ожидании значительно большего размера взятки он может склоняться к выбору наиболее конкурентоспособной организации. Но в этом случае, видимо, "сработает" инстинкт самосохранения по ряду причин. В первую очередь это скрытое от государственных органов контроля снижение качественных показателей конечного результата, во-вторых, получаемые при равных прочих условиях преимущества вызовут "непонимание" других участников торгов. И в-третьих, его действия, нацеленные на "рациональное использование ограниченных ресурсов", вызываемые сокрытием факта коррупционного подкупа и ограничения информации о проводимой процедуре, окажут негативное влияние на весь процесс и, в конечном счете, на его эффективность. Следовательно, коррупция в этом случае вряд ли сможет найти подтверждающее функциональное оправдание, связанное с нормами рыночной регуляции.
В настоящее время не только страны, но и люди "включены" в глобальную мировую систему, связанную единой информационной сетью и практически единой системой финансового рынка. Более того, коррупция становится фактором, оказывающим ощутимое влияние на глобальные процессы, ведь ее национальные проявления оказывают серьезное влияние на мировые экономические, социальные и политические процедуры. Как следствие этого, глобализация порождает ряд глобальных проблем: возможную деиндустриализацию многих национальных экономик, вероятность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, допустимую дестабилизацию финансовой сферы, предполагаемую региональную или глобальную нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне, рост технологического отставания от развитых стран, увеличение социально-экономического расслоения, маргинализацию, обнищание основной массы населения, усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы, рост внешнего долга [12].
Таким образом, из основных проблем глобализации, с которыми сегодня борются (или должны бороться) государства, коррупция, которая имеет огромную силу, поскольку ее трудно оценить и она носит непрозрачный закулисный характер, вышла на первое место. Ущерб от ее последствий уже соизмеряют с ущербом, который наша страна, например, понесла после гитлеровского нашествия. А при таких темпах и размахах "развития" коррупция способна "подточить" фундамент любого государства (пример - Ирак, где для уничтожения и захвата страны оказалось достаточно подкупить несколько человек в руководстве армейской верхушки).
Сегодня ученые, среди которых и автор статьи, солидарны в одном из направлений решения этой проблемы, предлагая, как правило, использовать два проверенных практикой стимула: поощрение или наказание. Для нашей страны поощрения, видимо (даже с учетом сингапурского подхода к проблеме коррупции, опирающегося на эффективность административного управления), бесперспективны, так как размеры "отката", или коррупционного подкупа, всегда будут предпочтительней.
Второй путь - это наказание. Тем более что к нему прибегали в российской истории на протяжении многих веков. Но и здесь появилась тоже проблема. Как сказал В.В. Путин: "За коррупцию нужно вешать, но это не наш путь" [13]. На самом деле, если идти по этому пути (а он отработан в советский период), то мы рискуем остаться без большей части госчиновников. Более того, а кто будет принимать, "если что", подобные решения? Те же представители госаппарата, которые просто поменяют ценник. Получается, что для использования только "внешних факторов" (поощрение - наказание) просто упущено время [14]. Ярким примером этого стала проведенная в 2011 г. либерализация уголовного законодательства, которая позволила многим взяточникам и любителям откатов вздохнуть с облегчением - появилась возможность находить оправдание своим поступкам, предъявлять в судах сотни смягчающих обстоятельств и в итоге не только оставаться на свободе, но возвращаться в свои кресла. Так, в 2013 г. по возбужденным уголовным делам коррупционной направленности число обвиняемых превысило 10 тыс. человек, судами наложены штрафы за нанесенный ущерб в общей сложности на 20 млрд. руб., а возмещены были лишь 155 млн. руб. (7,75%) [15].
Несмотря на то, что большинство стран мира относит коррупцию к числу наиболее опасных глобальных социальных феноменов и в связи с расширением глобального сотрудничества, направленного на достижение экономического и социального роста, и пытаются противостоять ей, результаты этих попыток очень разные. Понятно, что международная коррупция присуща не только группе стран. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, ежегодно в мире выплачивается свыше миллиарда долларов в качестве взяток [16], что способствует усилению безнравственности и произвола беззакония.
Завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что на сегодня при росте коррупционной составляющей в экономических отношениях существует несколько причин быть уверенным в том, что отказ от политики глобализации если не невозможен, то крайне маловероятен. Это связано с тем, что технология сама по себе является достаточно мощной движущей силой процесса. Кроссграничные потоки информации будут расти независимо от решений политиков. Более того, системы международного управления (правила и институты) гораздо более развиты сейчас, чем это было в 1990-х гг. И последнее: несмотря на драматичность кризиса 2008 г., он несравним с некоторыми периодами XX в. Хотя вполне возможно, что глобальная коррупция при неудачном стечении обстоятельств или некомпетентности чиновников превратит недавние признаки слабости системы в коллапс, наподобие кризиса 1929 г. Страны, добившиеся успеха в разрешении проблемы коррупции, представляют скорее счастливое исключение на фоне государств, продолжающих оставаться коррумпированными или демонстрирующих минимальные сдвиги к лучшему.
Литература
1. URL: http://www.un.org/ru/sg/annan_messages/2003/corruption2.shtml; URL: http://communitarian.ru/publikacii/kritika_politicheskogo_razuma/transparency_international_ delaya_mir_prozrachnee_22012014/.
2. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Transparency_International.
3. Панфилова Е.С. Россия "застряла" на своем уровне коррупции / Е.С. Панфилова. URL: http://yandex.ru/yandsearch?lr=39&text=.
4. URL: http://zavtra.ru/content/view/indeks-korruptsii/.
5. URL: http://polpred.com/news/?cnt=165§or=15&page=3.
6. Вечерняя Москва. 29.07.1993.
7. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция / Е.Т. Гайдар. М., 1995. С. 143.
8. Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: учебное пособие / В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.М.Денисов. М.: Юристъ, 1999. С. 138.
9. Савицкий А.Г. Национальная безопасность / А.Г. Савицкий // Россия в мире: учебник. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 50 - 51.
10. Российская газета. URL: http://news.mail.ru/politics/18043006/?frommail=1.
11. URL: http://www.myshared.ru/slide/436967/.
12. URL: http://otchizna.su/society/2773/.
13. Писарев С.В. Президент фонда "Русский Предприниматель", сокоординатор государственно-патриотического клуба "Урал" партии "Единая Россия". Екатеринбург: Академия российской истории, 2010.
14. Писарев С.В. Как победить коррупцию в России? Екатеринбург, 2010. URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/09/17/kak_pobedit_korrupciyu_v_rossii/.
15. URL: http://www.unodc.org/documents/russia/Monitor/monitor_8_final.pdf.
16. URL: http://www.unodc.org/documents/russia/Monitor/monitor_8_final.pdf.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.