Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАПРЕТ ЕСТЬ, А ТОЛКУ?
П. БУЛАТЕЦКИЙ
"Антитабачный" закон запрещает оптовую и розничную продажу насвая. Но, как показывает правоприменительная практика, привлечь к ответственности продавца жевательного табака не так просто. Каковы же возможные пути законодательного решения проблемы?
Правовой абсурд
Высокая распространенность потребления табака и связанные с этим негативные медицинские, демографические и другие социально-экономические последствия явились предпосылками для разработки и принятия Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", закрепившего правовые основы регулирования указанной сферы с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21.05.2003), к которой в мае 2014 года присоединилась Россия (Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака").
Новеллой Закона N 15-ФЗ стало закрепление в ч. 8 ст. 19 правовой нормы, предусматривающей запрет на оптовую и розничную продажу насвая. Под последним, в свою очередь, согласно ч. 21 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" понимается "вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья". Несколько иное определение дается в п. 268 ГОСТа Р 52463-2005, утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 481-ст: "сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с добавлением или без добавления растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов". За несоблюдение данного запрета законодательством предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, в виде штрафа: для граждан - в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для должностных лиц - от 7 тыс. до 12 тыс. руб., для юридических лиц - от 40 тыс. до 60 тыс. руб.
На первый взгляд, казалось бы, проблема решена. Однако, если разобраться в терминологии, затронув при этом правоприменительную практику, становится очевидным, что сложившаяся ситуация - не что иное, как правовой абсурд, выражающийся в следующем.
Общеизвестно, что торговая деятельность в России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В частях 2, 3 ст. 2 данного Закона установлено, что оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В свою очередь, под торговой деятельностью (торговлей) согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 381-ФЗ понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Следовательно, оптовая и розничная торговля - это предпринимательская деятельность, то есть исходя из абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение в том числе от продажи товаров прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
Таким образом, решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ. Учитывая это, отдельные случаи продажи насвая лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, не образуют состав административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, в результате чего привлечь такое лицо к административной ответственности не представляется возможным, что следует и из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18. При этом практически невозможно привлечь лицо и к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) в силу сложности сбора доказательств, подтверждающих факт занятия лицом деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.
Между тем насвай продолжает получать все более широкое распространение, в особенности среди детей подросткового возраста <1>.
--------------------------------
<1> Андреева Т.И., Красовский К.С., Ананьева Г.А., Андреичева Е.Н. Потребление бездымного табака - дополнительная проблема контроля над табаком в России // Наркология. 2011. Т. 10. N 1 (109); Кудряшова Л.А., Зорина Л.М. Насвай - фактор опасности здоровья и жизни наших детей // Вестник НЦБЖД. 2011. N 1.
Насвай = наркотик?
Безусловно, образовавшийся правовой пробел требует своевременного восполнения путем законодательного регулирования. Учитывая, что в нарушение требований ст. 5 Закона N 268-ФЗ в состав насвая в целях "подсаживания" человека на наркотики нередко добавляются различные наполнители, в том числе психотропные вещества, возможно, следует задуматься о внесении его в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681). Причем следует отметить, что с соответствующей законотворческой инициативой уже выступали депутаты Государственной Думы РФ <2>.
--------------------------------
<2> Субботина С. Депутаты хотят приравнять жевательный табак насвай к наркотикам // Известия. 2013. 25 июня.
Однако, как нам представляется, следует пойти по иному пути, в частности установить запрет на производство, продажу и распространение некурительных табачных изделий, а также на их ввоз на территорию страны. При этом необходимо заметить, что проект Федерального закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака" предусматривал в п. 1 ст. 19 подобного рода запрет. В то же время нельзя оставить без внимания и тот факт, что с 2001 года от некурительного табака отказались практически все европейские страны, включая его производителей, а сам запрет на его распространение для внутриротового использования законодательно закреплен в ст. 8 Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза N 2001/37/ЕС "О сближении нормативных, регламентарных и административных положений государств - членов ЕС в отношении производства, представления на рынке и продажи табачных изделий" (Люксембург, 05.06.2001).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.