Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИПЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Н.В. КИСЕЛЕВА
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ <1> основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4179.
1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ.
Комментируя данный принцип, А.Н. Борисов пишет, что "речь идет о необходимости соблюдения указанными органами и организациями требований соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов" <2>. То есть правомерность означает законность деятельности услугодателей.
--------------------------------
<2> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. С. 16.
На наш взгляд, отсутствуют разумные основания именовать уже давно известный теории права принцип законности принципом правомерности. Во-первых, это приводит к отступлению от единообразия заданной в нормативных правовых актах системы принципов. Во-вторых, может появиться дополнительный смысл обозначенного принципа. Например, сторонники естественно-правовой школы права имеют вполне обоснованные причины толковать принцип правомерности шире, чем принцип законности. Правомерно же или соответствует природе прав человека и то право, которое пока не нашло закрепления в законе. В-третьих, может быть элементарное непонимание смысла принципа, т.к. законодательного определения термина "правомерность" мы не найдем, и он не имеет широкого распространения в нормативных правовых актах РФ.
Таким образом, принцип правомерности следует переименовать в принцип законности предоставления государственных и муниципальных услуг. А вот законность следует понимать в уже устоявшемся смысле этого слова как соответствие административному законодательству в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом мы подчеркиваем, что именно административный закон, а не гражданский или какой-либо другой, должен фиксировать правила организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Специфика государственных и муниципальных услуг по субъекту, который организует их предоставление, предопределила именно административно-правовое регулирование этой деятельности.
Мы не согласны с Л.Б. Ситдиковой, которая пишет, что "услуги (дополнительные платные услуги), оказываемые на возмездной основе государственными и муниципальными образованиями в лице их органов, а также некоммерческими организациями, обладающими правом юридического лица, должны подчиняться правилам гражданского законодательства соответствующих видов договоров возмездного оказания услуг" <3>.
--------------------------------
<3> Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 39.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг - это прерогатива административной власти, осуществляющей публично-правовую деятельность, которая не может быть подчинена правилам гражданского законодательства. Существует уже огромный массив нормативной правовой базы, включая подзаконные акты, регламентирующий административное обслуживание. Правовой институт "услуг" должен "прижиться" в административном праве, как бы он ни напоминал гражданско-правовой институт;
2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Данный принцип является гарантией того, что услугополучатель должен только заявить (устно, письменно, в электронном виде) о необходимости получить ту или иную государственную или муниципальную услугу, чтобы компетентный орган власти был обязан предоставить услугу.
Считаем, что данный принцип неуместен среди принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, во всяком случае, в той формулировке, в которой его привел законодатель. Принцип заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг скорее является принципом получения услуг.
Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг необоснованно вынесен в качестве принципа предоставления услуг еще и потому, что подача заявления (запроса по Федеральному закону N 210-ФЗ) является основанием для предоставления государственной или муниципальной услуги или началом процесса предоставления услуги, но не базовым, основополагающим принципом предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ.
Содержание же данного принципа определено в ст. 8 и 9, устанавливающих соответственно требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Применительно к термину "правомерность" нами уже были предложены некоторые рассуждения. То, что "правомерность" встречается неоднократно, наталкивает на мысль о еще большей необходимости раскрыть данный термин или заменить его на термин "законность".
Полагаем, что принцип "правомерности взимания с заявителей платы" входит по смыслу в принцип "правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги", поэтому его следует исключить из перечня принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Принцип "правомерности взимания с заявителей платы" по смыслу схож с принципом "платности" той или иной деятельности. Применительно к государственному и муниципальному обслуживанию принцип "платности" используется с оговоркой по виду услуг и субъектов, которые их предоставляют, а также по виду законодательства, которое фиксирует плату за услуги. Поэтому принцип должен быть сформулирован следующим образом: "платность необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляемых организациями за плату в случаях, обозначенных в налоговом и ином законодательстве".
Вопрос "платности" государственных услуг достаточно часто затрагивается в правовой теории.
Например, Э.В. Талапина заявляет, что "все публичные услуги не могут быть оказаны безвозмездно, что неизбежно ставит вопрос об их стоимости, порядке оплаты и контроле за этой деятельностью" <4>.
--------------------------------
<4> Талапина Э.В. Публичное право и экономика: Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 325.
Л.Н. Борисоглебская предлагает ввести минимальные социальные стандарты <5>, т.е. выделить тот минимум услуг, которые в результате своей социальной значимости гарантированно должны быть безвозмездными и безвозвратными, предоставляться за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов.
--------------------------------
<5> Борисоглебская Л.Н., Кирсанов С.А. Государственные и муниципальные финансы: финансирование социальных услуг: Учебник. СПб.: Андреевский издательский дом, 2008. С. 313.
Г.С. Кириенко в свою очередь считает целесообразным "создать общероссийский реестр платных услуг населению" <6>, а по мнению Г.Р. Гафаровой "государственная услуга" - это своеобразный товар" <7>, что позволяет говорить о такой неотъемлемой характеристике государственной услуги, как платность.
--------------------------------
<6> Кириенко Г.С. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основе государственных (муниципальных) функций и услуг: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 9. С. 26.
<7> Гафарова Г.Р. Финансово-правовые аспекты ценообразования в сфере государственных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 11. С. 24.
В.В. Иванов предлагает способ удешевления услуг - обеспечив предоставление электронных государственных услуг: "Если пользователи смогут в режиме самообслуживания заполнять электронные формуляры, то отпадет необходимость обработки заявлений путем их сканирования, регистрации в базе данных, сократится стоимость государственных услуг" <8>.
--------------------------------
<8> Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 345.
На наш взгляд, для единообразного установления платы за государственные и муниципальные услуги по всей стране целесообразно установить только в Налоговом кодексе РФ в виде государственной пошлины плату за предоставляемые населению государственные и муниципальные услуги. Так плата за государственные и муниципальные услуги будет выглядеть как федеральный или местный сбор.
Таким образом, полагаем, что никакой другой нормативный правовой акт, кроме Налогового кодекса РФ, не должен устанавливать сборы за предоставляемые государственные или муниципальные услуги.
В случаях, когда государственные или муниципальные услуги предоставляют негосударственные и немуниципальные организации при делегировании им соответствующих полномочий, то должны применительно к плате за услуги независимо от субъектов, их предоставляющих, применяться правила Налогового кодекса РФ, причем без права соответствующих субъектов изменить сумму пошлины. Конечно, некоторые виды государственных и муниципальных услуг могут оказаться "невыгодными" для услугодателей при невозможности повышения платы за предоставляемые услуги. В таких случаях следует осуществлять дополнительное финансирование за счет средств соответствующих бюджетов тех организаций, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги. Уровень бюджета, за счет которого будет происходить дополнительное финансирование, зависит от вида предоставляемой услуги. Соответственно государственные услуги финансируются за счет средств государственного бюджета (федерального или субъекта РФ), а муниципальные услуги - за счет средств местного бюджета;
4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.
В контексте организации предоставления государственных и муниципальных услуг этот принцип реализован в положении п. 2 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ, предусматривающем право заявителей при получении государственных и муниципальных услуг на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах определено в п. 1 ст. 10 Федерального закона N 210-ФЗ в качестве одного из требований к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Мы вполне согласны с выделением данного принципа предоставления государственных и муниципальных услуг.
Проблемным же моментом действия данного принципа можно обозначить неактивное обращение граждан к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также о субъектах, которые их оказывают;
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данный принцип заключается в гарантии для заявителя иметь доступ к государственным и муниципальным услугам, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (для инвалидов).
Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг может заключаться в информированности о видах услуг, сроках их предоставления и пр.; в достаточности окон для обслуживания услугополучателей в местах предоставления услуг; в оснащенности мест оказания услуг необходимыми информационными стендами, копировальной техникой и пр.
К сожалению, принцип доступности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг не может включить в свой смысл в полном объеме качество обслуживания граждан. Ведь обеспечить беспрепятственный доступ к местам предоставления услуг - это еще не значит гарантировать высокое качество процесса и обслуживания, и рассмотрения претензий (жалоб) граждан к услугодателям;
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Речь вновь заходит о принципе получения государственных или муниципальных услуг, а не принципе предоставления услуг, как заявлено в названии ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ. Также представляется, что мы комментируем способ получения услуг, что скорее может являться правом заявителя, но не принципом предоставления услуг.
Таким образом, из приведенных в Федеральном законе N 210-ФЗ принципов следует считать именно принципами и принципами предоставления услуг только: 1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ, и 2) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.
Принципами получения государственных и муниципальных услуг являются: 1) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и 2) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Принцип заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг не является по смыслу принципом.
Правомерность же взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ, следует переформулировать либо также исключить из числа принципов. В существующей формулировке данный принцип по смыслу входит в первый из перечисленных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Итак, на наш взгляд, предложенный законодателем перечень принципов предоставления государственных и муниципальных услуг включает также принципы получения данных услуг. Поэтому предлагаю переименовать ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ в "Принципы предоставления и получения государственных и муниципальных услуг".
Приведя в соответствие с теоретическими измышлениями о юридической природе принципов права уже выявленные законодателем принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо доработать, увеличив их число. Например, следует дописать принципы:
- минимальных сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
- соответствия предоставляемых услуг стандартам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- неотвратимости и действенности ответственности субъектов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при нарушении административных регламентов;
- равного доступа граждан и юридических лиц к предоставляемым государственным и муниципальным услугам;
- достаточного государственного и муниципального финансирования и материально-технического снабжения субъектов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Литература
1. ФЗ РФ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4179.
2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. 345 с.
3. Борисоглебская Л.Н., Кирсанов С.А. Государственные и муниципальные финансы: финансирование социальных услуг: Учебник. СПб.: Андреевский издательский дом, 2008. 544 с.
4. Гафарова Г.Р. Финансово-правовые аспекты ценообразования в сфере государственных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 11. С. 22 - 26.
5. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. М.: ИНФРА-М, 2010. 567 с.
6. Кириенко Г.С. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на основе государственных (муниципальных) функций и услуг: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 9. С. 26 - 29.
7. Ситдикова Л.Б. Публично-правовые образования в договоре возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 39 - 43.
8. Талапина Э.В. Публичное право и экономика: Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 325.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.