Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В 50-Х ГОДАХ XVI ВЕКА
А.Н. ПАРФЕНОВ
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков <1>. Одним из таких признаков, неизменно свойственных Российскому государству на протяжении всего исторического периода его существования, на разных уровнях развития, являются вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающие оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность государства <2>.
--------------------------------
<1> Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2005. С. 51.
<2> См.: Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. С. 52.
В настоящей статье подвергается рассмотрению относительно небольшой временной период из многовековой истории Российского государства, обусловленный рамками творческой деятельности Ермолая-Еразма, в значительной степени совпадающими со временем правления Иоанна Васильевича Грозного (IV) и подготовкой и принятием Земской и Губной реформ, обусловивших перестройку политических и военных основ русского государства уже как государства сословно-представительного типа <3>.
--------------------------------
<3> См.: Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л.: Наука, 1969. С. 9.
"Чтобы понять деятельность Ивана IV, - отмечает В.Б. Кобрин, - надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси" <4>. Его отец и дед Иван III и Василий III смогли, противопоставив централизм политическому партикуляризму, в целом присущему Средневековью, консолидировать русские земли в единое государство под суверенной властью Московского великого князя, а затем царя, и тем самым создать Русское централизованное государство во главе с Москвой. Однако, как справедливо полагает К.В. Базилевич, враждебные России соседи были заинтересованы в сохранении в ней остатков феодальной раздробленности, в создании условий, препятствовавших росту ее военно-политического могущества <5>.
--------------------------------
<4> Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989. С. 3.
<5> Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М.: Изд-во Московского университета, 1952. С. 16.
В непростых исторических условиях вопросы, касающиеся безопасности государства и строительства русского войска, волновали умы как государственных деятелей периода правления Ивана IV, так и публицистов, приобретая первостепенную значимость для сохранения Московии. В дальнейшем изложенные ими политико-правовые доктрины получали свое воплощение в нормативных актах и различных формах государственно-правового строительства.
Одним из таких политических писателей и публицистов был Ермолай-Еразм, о котором, к сожалению, нам известно немногое. Биографические сведения о нем скудны, и единственным источником служат его собственные сочинения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева. Л.: Наука, 1988. Вып. 2 (Вторая половина XIV - XVI в.) Часть 1. С. 220.
В настоящее время благодаря исследованиям И.А. Шляпкина, В.Ф. Ржиги, А.А. Зимина, А.И. Клибанова, Р.П. Дмитриевой и ряда других ученых-медиевистов нам известно, что Ермолай жил в 40-е годы XVI века в Пскове, а в конце 40 - начале 50-х годов оказался в Москве <7>. В 60-х годах он постригся в монахи под именем Еразма ("во иноцех Еразм"), впоследствии именуя себя "Еразмом Прегрешным".
--------------------------------
<7> См.: Шляпкин И.А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного и его сочинения. СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1911; Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма. Л.: АН СССР, 1926; Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: АН СССР, 1958. С. 110 - 142; Клибанов А.И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (ТОДРЛ). Т. XVI. М.-Л., 1960. С. 178 - 207; Дмитриева Р.П. Отражение в творчестве Ермолая-Еразма его псковских связей. ТОДРЛ. Т. XLII. Л.: Наука, 1989. С. 280 - 286; и др.
Несмотря на статус духовного лица, Ермолая-Еразма интересовали не только религиозные, но и общественно-политические вопросы. Выскажем основанное на близости Ермолая-Еразма к царскому двору и митрополиту Макарию предположение: именно в тот период волнующие Ермолая Прегрешного общественно-политические вопросы обсуждались Иваном Грозным совместно с образовавшимся при нем неинституированным правительством, впоследствии названном князем А.М. Курбским "Избранной радой" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989. С. 21 - 22.
Из всех произведений наибольшее внимание исследователей привлекло сочинение "Благохотящим царем правительница и землемерие" <9>. В "Правительнице" (так для краткости принято называть это произведение) изложены рассуждения Ермолая по разным общественно значимым вопросам, необыкновенно точно и красочно именуемым А.А. Зиминым "жгучими вопросами современной ему жизни" <10>.
--------------------------------
<9> См.: Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: АН СССР, 1958. С. 110.
<10> См.: Зимин А.А. Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М.: Наука, 1982. С. 56.
Предложенные автором "Правительницы" проекты реформ были направлены на решение крупнейших задач в области внешней и внутренней политики Московского государства, осуществление которых представлялось ему невозможным без сильных вооруженных сил. Ермолай, осознавая непосредственную зависимость качественного состояния последних от экономики государства, предложил на обозрение царя проекты податных реформ, переустройства поземельного обеспечения военной службы и "новую систему верстания (обеспечения)" <11> бояр, воевод, воинов на условиях несения ими ратной, административной либо дворцовой службы. В основе "Правительницы" заложена идея удовлетворения личных материальных потребностей (но без излишеств!) каждого из чинов государственного аппарата управления за счет предоставления ему земельного надела в определенном размере, установленном государством, и земледельцев ("ратаев"), которые несут все тяготы, связанные с обеспечением воинов. При обмерах названных наделов Ермолай-Еразм предлагает использовать новую единицу измерения - "четверогранное поприще" (квадратную версту), соответствовавшую обычному поместному окладу (т.е. 250 четвертей в одном поле), намного превышающую прежнюю четверть <12>, "скорости ради мерныя и вражды и тяжеб межных" (т.е. с целью ускорения измерения и сокращения поземельных споров) <13>.
--------------------------------
<11> Там же. С. 56.
<12> См.: Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма. Летопись занятий Археографической комиссии (ЛЗАК), вып. 33. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1926. С. 153; Колесникова Т.А. Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма. ТОДРЛ. Т. IX. М.-Л., С. 255.
<13> Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 137.
Р.Ю. Виппер высказал предположение, что Ермолай Прегрешный творчески использовал чужеземный опыт, опираясь в своей работе на византийские источники, убеждая читателя в том, что Ермолай был знаком "с наиболее демократическими законами римских императоров, которые не раз брались защищать своих крестьян-солдат против захвата со стороны крупных владетелей" <14>.
--------------------------------
<14> См.: Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.: Дельфин, 1922. С. 37; Колесникова Т.А. Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма. ТОДРЛ. М.-Л., Т. IX. 1953. С. 252.
Предлагаемое Ермолаем переустройство поземельного обеспечения военной службы должно было затронуть в той или иной мере имущественные интересы как воинов, так и бояр. Он писал: "точно так и боярам и воинам нужно давать каждому по его положению поприщами, а не четвертями". Однако Ермолай-Еразм не рассматривает эти две социальные группы в отдельности, несмотря на то, что между ними имелись существенные правовые и социальные различия. Сложно предположить, что автор "Правительницы" несерьезно относился к осмыслению и изложению предлагаемых им преобразований в армии и государстве, и элемент "относительного уравнивания в экономическом контексте" двух разных социальных групп есть допущенная описка или оплошность. Д.С. Лихачев в своем предисловии к девятому тому БЛДР отмечает, что "она (публицистическая литература. - А.П.) вносила на рассмотрение общества разработанные до мелочей деловые проекты (выделено мной. - А.П.) (Ермолай-Еразм и Иван Пересветов)" <15>.
--------------------------------
<15> Лихачев Д.С. Библиотека литературы Древней Руси (БЛДР). Вступление. Т. IX. Конец XIV - первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2000. С. 7.
Вероятнее, что в "относительном уравнивании в правах" двух социальных групп относительно наделения их землей Ермолай Прегрешный усмотрел определенный общественный и государственный интерес. Во-первых, единство самой природы государственной службы, будь она придворной, административной либо воинской, должно в итоге консолидировать, оформить в единое целое всех субъектов, ее осуществляющих, именуемых "служилыми людьми". Это целое будет иметь общие нравственные устои и стереотипы поведения, как на поле брани, так и в съезжой или приказной избе (приказе), отторгая ценности, присущие их прежнему социальному положению. Полагаем, что Ермолай-Еразм, будучи лицом, облеченным духовным саном, надеялся, что ненормативный, ценностной регулятор поведения людей, формируемый в профессиональной военной среде, значительно более важен для них, чем регулирование поведения представителей двух социальных групп посредством правовых норм. Во-вторых, "относительное уравнивание в правах" позволяет создать определенный правовой, экономический и моральный "задел на будущее" для государя с целью постепенного изменения сформировавшихся взглядов, психологических установок русского общества на местничество и его искоренения в государственном аппарате управления в ближайшие сроки.
Следует отметить, что Ермолай не высказывает идеи о равенстве воинов внутри той или иной социальной группы, выходцами из которой они являлись, поясняя свою позицию через призму человеческой природы: "Если же будет где поприще поприщу неравно землею, такое есть и среди людей: бывают одного достоинства, то есть равные, или же имеют некоторые отличия, оказываясь неравны друг другу, так что оценивай по человеку, чтобы лучших наделять лучшими поприщами" <16>.
--------------------------------
<16> См.: Сочинения Ермолая-Еразма / подготовка текста и комментарии Р.П. Дмитриевой, перевод А.А. Алексеева и Л.А. Дмитриева // БЛДР. Т. IX. Конец XIV - первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2000. С. 565.
Безусловно, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что Ермолай Прегрешный не делает попыток закрепить в специальном акте государства всей совокупности прав, свобод, обязанностей и юридической ответственности воинов того времени <17>, именуемой в современной юриспруденции "правовым статусом военнослужащих". Ермолай-Еразм рассматривает только некоторые из его составляющих. Так, он полагает, что наиболее значимыми и заслуживающими изложения в "Правительнице" являются права воинов, в их субъективном понимании, такие как право на выделение им "поприщ" за ратную службу и на получение материального довольствия от своих земледельцев. Важно уточнить, что материальное довольствие всеми воеводами, воинами и боярами, по мнению Ермолая Прегрешного, должно доставляться им земледельцам в натуральном, безденежном виде.
--------------------------------
<17> Иного изложения текста вряд ли следовало ожидать от Ермолая-Еразма, исходя из общего уровня юридической техники в тот исторический период.
Помимо отдельных прав военнослужащих, Ермолай-Еразм также предлагает закрепить в специальном акте государства некоторые обязанности подданных русского государя, несущих воинскую повинность и имеющих во владении "поприще". К ним он относит обязанности подданных по воинскому учету: во-первых, своевременное прибытие воинов к месту сбора (службы): "поэтому как только поступит к ним царская грамота о военных сборах, тотчас все, узнав ... единодушно за один день явятся на назначенную им службу" <18>, во-вторых, прибытие со своими слугами в обмундировании, с оружием и снаряжением - "тот должен явиться со слугой в полном вооружении" <19>. Кроме того, автор "Правительницы", используя запрещение, как один из способов правового регулирования поведения "воинников", наряду с управомочиванием и обязыванием, возлагает на бояр, воевод и воинов, имеющих земледельцев, обязанность воздерживаться от сбора денег с чужих земледельцев. Также Ермолай предлагает ограничить субъективное право воинов на выбор места жительства - "должен он (царь. - А.П.) велеть всем воинам жить не в селах и деревнях, но в городах" <20>, что, полагаем, было обусловлено потребностями оперативного реагирования на внезапно возникающие угрозы безопасности Московского государства путем повышения мобилизационных возможностей русского войска.
--------------------------------
<18> См.: Сочинения Ермолая-Еразма / подготовка текста и комментарии Р.П. Дмитриевой, перевод А.А. Алексеева и Л.А. Дмитриева // БЛДР. Т. IX. Конец XIV - первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2000. С. 565.
<19> См.: Там же. С. 565.
<20> См.: Сочинения Ермолая-Еразма / подготовка текста и комментарии Р.П. Дмитриевой, перевод А.А. Алексеева и Л.А. Дмитриева // БЛДР. Т. IX. Конец XIV - первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2000. С. 565.
Автор "Правительницы" не предусматривает какой-либо юридической ответственности для воинов за нарушение или ненадлежащее исполнение ими правовых норм, устанавливающих обязанности при несении воинской повинности. В качестве меры наказания Ермолай-Еразм предлагает лишь моральное принуждение, которое выражается, на его взгляд, в общественном осуждении нарушителей норм, не дифференцируя нормы права с нормами нравственности и этическими нормами: "Поэтому, как только поступит к ним царская грамота о военных сборах, тотчас все, узнав, постыдятся друг от друга отстать" <21> (выделено мной. - А.П.). Вероятно, он целенаправленно ограничивается только одним из видов социального принуждения по отношению к правонарушителям, как наиболее близким ему по духу и разуму, как служителю Русской православной церкви.
--------------------------------
<21> Там же. С. 565.
Несомненный интерес представляет воплощение идей и воззрений Ермолая-Еразма, изложенных в "Правительнице", в нормативных актах и государственно-правовом строительстве того периода.
Уже давно исследователи связывают этот проект Ермолая-Еразма с реформами 50-х годов XVI в. <22>. Ряд предложений Ермолая-Еразма нашел отражение в "Уложении о службе", части единого "Приговора царского о кормлениях и о службе", которым был установлен строгий порядок несения ратной службы для дворянства <23>. Воинская служба отныне строго регламентировалась и приводилась в соответствие с поземельным описанием 50-х годов. А.А. Зимин, отмечая, что проект Ермолая-Еразма близок к "Уложению о службе 1555 - 1556 гг.", при этом усматривает существенную разницу между ними. Прежде всего, в величине земельных наделов при условии выставления от каждого из них по одному воину. Также, в отличие от Уложения, автор "Правительницы" предлагал ликвидировать денежное жалование служилым людям, считая военную службу естественным наделением землей воинов, которые не нуждаются в дополнительной компенсации <24>.
--------------------------------
<22> См.: Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 121.
<23> См.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XIII. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 267 - 268.
<24> См.: Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 139.
Некоторые положения "Правительницы" утопичны <25>. Однако, несмотря на утопичность отдельных идей, выдвигаемых Ермолаем Прегрешным в "Правительнице", постановка им столь сложного и важного вопроса, как строительство армии путем совершенствования системы ее комплектования и достижение при ее участии внешнеполитических целей в будущем, в совокупности с последующим разрешением Ермолаем данного вопроса посредством проведения целого комплекса мероприятий (податная реформа и др.), позволяет аргументированно утверждать, что ему удалось довольно четко подметить в "Правительнице" взаимосвязь двух важнейших сфер общественной жизни: политической, военной и экономической. Позволим себе предположить, что им в достаточной мере осознавалась необходимость проведения крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований в Русском едином государстве того периода, которые практически невозможно было осуществить без значительных финансовых затрат. При этом финансовая система страны должна быть способна обеспечить свершение названных реформ. А.А. Свечин отмечал, что "русская экономика XVI века требовала наступательной политики" <26>. Это обстоятельство еще в большей степени должно было способствовать увеличению финансовых затрат со стороны государства.
--------------------------------
<25> См.: Трахтенберг О.В. Общественно-политическая мысль в России в XVI - XVII вв. // Из истории русской философии: сборник. Л., 1951. С. 71 - 72; Клибанов А.И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма. ТОДРЛ. Т. XVI. М.; Л., 1960. С. 188; Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 137.
<26> Свечин А.А. Эволюция военного искусства. Том I. М.-Л.: Военгиз, 1928. С. 274.
По оценкам исследователей военного искусства и военного дела, в результате реформ, осуществляемых на протяжении царствования Ивана Грозного, значительно усовершенствовалась вся военная система государства, повысилась боеспособность войск, расширился состав русского войска, улучшилось состояние и организация поместного ополчения. Русская военная система того периода в общем не уступала военной организации главных европейских стран <27>. Очевидно, что историки достаточно высоко оценивали практические результаты преобразований в русской армии, считая, что конечная цель реформ в целом была достигнута.
--------------------------------
<27> См.: Базилевич К.В. Русское военное искусство. М.: Воениздат НКО, 1945. С. 4; Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в XV - XVII вв. М.: Воениздат, 1954. С. 73 - 74, 104 - 105; История военной стратегии России / под ред. В.А. Золотарева. М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000. С. 36.
Таким образом, проведенный анализ творчества Ермолая-Еразма показал, что в нормативных правовых актах, регламентирующих строительство вооруженных сил Русского государства во второй половине XVI века, были воплощены многие идеи, изложенные Ермолаем-Еразмом, и реализованные высшими органами власти в государственно-правовом строительстве.
Литература
1. Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М.: Изд-во Московского университета, 1952. С. 16.
2. Базилевич К.В. Русское военное искусство. М.: Воениздат НКО, 1945. С. 4.
3. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.: Дельфин, 1922. С. 37.
4. Дмитриева Р.П. Отражение в творчестве Ермолая-Еразма его псковских связей. ТОДРЛ. Т. XLII. Л.: Наука, 1989. С. 280 - 286.
5. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 110 - 142.
6. Зимин А.А. Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М.: Наука, 1982. С. 56.
7. История военной стратегии России / под ред. В.А. Золотарева. М.: Кучково поле; Полиграфресурсы, 2000. С. 36.
8. Клибанов А.И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (ТОДРЛ). Т. XVI. М.-Л., 1960. С. 178 - 207.
9. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989. С. 3, 21 - 22.
10. Колесникова Т.А. Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма. ТОДРЛ. Т. IX. М.-Л., С. 252, 255.
11. Лихачев Д.С. Библиотека литературы Древней Руси (БЛДР). Вступление. Т. IX. Конец XIV - первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2000. С. 7.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2005. С. 51.
13. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л.: Наука, 1969. С. 9.
14. Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма. Летопись занятий Археографической комиссии (ЛЗАК), вып. 33. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1926. С. 153.
15. Свечин А.А. Эволюция военного искусства. Том I. М.-Л.: Военгиз, 1928. С. 274.
16. Словарь книжников и книжности Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева. Л.: Наука, 1988. Вып. 2 (Вторая половина XIV - XVI в.). Часть 1. С. 220.
17. Сочинения Ермолая-Еразма / подготовка текста и комментарии Р.П. Дмитриевой, перевод А.А. Алексеева и Л.А. Дмитриева // БЛДР. Т. IX. Конец XIV - первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2000. С. 565.
18. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. С. 52.
19. Трахтенберг О.В. Общественно-политическая мысль в России в XVI - XVII вв. // Из истории русской философии: сборник. Л., 1951. С. 71 - 72.
20. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в XV - XVII вв. М.: Воениздат, 1954. С. 73 - 74, 104 - 105.
21. Шляпкин И.А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного и его сочинения. СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1911.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.