Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИММИГРАЦИЯ И ПРАВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ
И.А. ЗИМИН
Зимин Илья Андреевич, юрист Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД".
Первая миграция населения произошла, по современным представлениям, примерно 125000 лет назад, когда наши еще очень далекие предки покинули прародину человечества к югу от современной Сахары в Африке и через Аравию (по другой версии - через Синай) <1> проникли в Азию, а оттуда уже распространились практически по всему миру, оказавшись в итоге в Америке (куда пришли всего несколько тысяч лет назад из Сибири) и даже на островах Тихого океана (за несколько веков до наших дней) <2>.
--------------------------------
<1> Hints of earlier human exit from Africa: new finds suggest surprisingly early migrations by Homo sapiens out of Africa through an oasis-studded Arabia // Science News. 2011. Febr. 26; URL: http://news.mail.ru/society/5210855/Science.
<2> Здесь уместно напомнить, что некоторые острова и территории, как, например, Антарктида, были первично освоены человеком только в XX в.
Но в доисторические времена человеку при его перемещениях по миру противостояли только вызовы бескрайних незаселенных пространств и стихия. Чуть позже пришлось считаться также с мнением уже освоившего ту или иную территорию автохтонного населения, которое могло не допускать на свои земли чужаков. И лишь примерно пять тысяч лет назад, с появлением в дельте Нила и в Месопотамии первых на Земле государств, в сферу миграции населения стал, наконец, вмешиваться закон.
Рассматривая регулирование иммиграции правом Вавилона, мы сознательно оставим за скобками аморейское военное вторжение, породившее ситуацию, через несколько десятков столетий повторенную в Англии после экспансии норманнов в земли саксов, и все сложные (в т.ч. династические) перипетии в отношениях пришлых кочевников с шумерцами, касситами и другими народами региона, т.к. во всех вышеперечисленных случаях речь шла о войне и насилии, а не о законе. Поэтому обратимся сразу же ко временам более стабильным.
В установлениях вавилонского царя Хаммурапи <3> сказано среди прочего:
--------------------------------
<3> Законы вавилонского царя Хаммурапи // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm.
(§ 280) Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня - дети страны, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно.
(§ 281) Если они - сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню.
Эти слова явно свидетельствуют о том, что: 1) вавилоняне могли покинуть свою страну с целью коммерции (в данном случае - для покупки рабов) или будучи уведены в плен врагами; 2) иностранные рабы жили в Вавилоне, из-за своего рабского статуса не имея возможности вернуться домой (хотя, как видим при внимательном прочтении фрагмента выше, пленными и не были); 3) обращенные в рабство вавилоняне, выкупленные на чужбине, попав обратно на родину, иногда подлежали освобождению.
Другой пример отношения древних цивилизаций к переселению народов - легенда об исходе евреев из Египта. Не касаясь ее достоверности (что и не нужно, т.к. она сама по себе достаточно стара, чтобы нести информацию о законах и обычаях древности) и опуская лишние детали, уместно напомнить читателю, что еврейский народ, согласно легенде, находился в рабстве у египтян, решил выйти из Египта в лучшие земли (Ханаан, "где течет молоко") и жить там свободно, однако фараон посчитал подобные действия противоправными и пытался остановить эмигрантов военной силой, организовав их преследование.
Между тем Древний Египет активно торговал с другими государствами. Так, финикийцы привозили из Ливана кедр и металлы и посещали страну пирамид, возвращаясь затем на свои корабли свободными людьми и увозя домой папирус, благовония, предметы роскоши. И это примерно в то же время, когда многочисленных иностранных рабов из числа бывших пленников древние египтяне называли "живыми убитыми".
В середине I тысячелетия до н.э. грек Геродот смог посетить все основные государства Древнего Мира - Египет, Ассирию и Вавилон. Из контекста его повествований понятно, что он сделал это легально и планомерно, а затем успешно вернулся в Элладу, где и умер, прожив еще много лет и, в частности, написав свою знаменитую "Историю".
Таким образом, хотя последовательной системы правовой защиты свободных иностранцев, впервые предложенной и реализованной в греческих полисах (институт проксении), в государствах Древнего Мира не существовало, распространенной практикой было все же не нарушать их прав без нужды. Впрочем, на пленников и рабов (не только чужеземцев) свобода перемещения "на свой страх и риск" не распространялась, более того, любой иностранец мог потерять и личную свободу, и имущество в случае злоупотреблений, негативного отношения или попав в чужом краю в сложное положение. Грань между гостем и невольником все еще была очень условной и зависела часто от случая или прихоти конкретного местного властителя.
Можно, однако, также сделать и отчасти парадоксальный вывод о том, что, хотя путешествия в древности были много более трудоемки и опасны да и просто доступны немногим, а ойкумена ограничивалась ближайшими окрестностями Средиземноморья и Ближним Востоком, в какой-то мере переселиться из одной страны в другую в мирное время нашим предкам было легче, чем нам, их потомкам.
Отсутствовали документы, развитая бюрократия, визы и виды на жительство, а несовершенство транспорта в некоторой степени компенсировалось избытком времени. Более того, все еще существовали мало или совсем неосвоенные людьми территории, где приморские народы (финикийцы, греки, ханаанцы) могли основывать свои колонии, а кочевые (амореи, гиксосы, скифы) - находить новые земли для своих жилищ и пастбища для скота. Мир все еще не был поделен устоявшимися и незыблемыми границами, что несло в себе как серьезные риски, так и большие возможности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.