Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
М.С. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ
Благовещенская Мария Сергеевна, соискатель кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.
В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях назначению административных наказаний посвящена глава 4. Так, в частности, ст. 4.1 устанавливает общие правила назначения административного наказания и указывает на обстоятельства, подлежащие учету при вынесении решения о применении санкций к нарушителю. Само название ст. 4.1 говорит о том, что данные правила распространяются на все виды правонарушений в рамках КоАП РФ, в том числе и на правонарушения в сфере недропользования.
Первым закрепленным в ст. 4.1 основополагающим правилом назначения административного наказания является законность применения мер административной ответственности, что выражается в назначении наказания только в пределах, установленных законом, т.е. в пределах санкций соответствующих статей КоАП РФ. Так, если ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за пользование недрами без соответствующей лицензии в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей - на граждан, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей - на должностных лиц и от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей - на юридических лиц, то орган, уполномоченный рассматривать дело о данном правонарушении, не вправе выйти за пределы установленных для каждой из категорий субъектов санкций, назначив административный штраф в большем или меньшем размере, либо вообще применить иную меру административной ответственности.
Следующим правилом, установленным ст. 4.1, является необходимость оценки всех обстоятельств дела, включая характер совершенного правонарушения, личность виновного (в случае привлечения к административной ответственности физического лица), имущественное и финансовое положение лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области недропользования представляются широкие возможности для практической реализации указанного выше правила: соответствующие статьи КоАП РФ предусматривают возможность привлечения к ответственности всех категорий субъектов - граждан, должностных лиц и юридических лиц. Характер и мотивация совершаемых ими правонарушений может значительно отличаться также в связи со спецификой самого процесса недропользования (в частности, его достаточно детальным законодательным регулированием, допущением к процессу недропользования на основании лицензии, необходимостью для недропользователя обладать соответствующими техническими и профессиональными ресурсами) и его организации. При этом определенные правонарушения могут совершаться только гражданами или должностными лицами (см., например, ст. 7.26 КоАП РФ - "утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации"). В рамках ст. 8.18 КоАП за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований предусмотрены санкции только для должностных и юридических лиц. Это обстоятельство нельзя игнорировать при назначении административного наказания за административные правонарушения в сфере недропользования.
Далее Кодекс требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дела об административном правонарушении, учитывать те обстоятельства, которые дают основания для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание.
Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, дан в ст. 4.2 КоАП РФ и не является закрытым. Следует отметить, что Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ этот перечень был существенно расширен.
Среди указанных в ст. 4.2 обстоятельств, учет которых возможен при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере недропользования, необходимо указать раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное сообщение им о совершенном деянии, добровольное возмещение им причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
После внесения в декабре 2011 г. изменений в ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств, которые могут быть учтены при привлечении к ответственности за правонарушения в сфере недропользования, следует назвать такие:
1) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия уполномоченному органу в производстве по делу;
2) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Совершение правонарушения в сфере недропользования в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств представляется маловероятным, равно как и совершение таких правонарушений несовершеннолетним или беременной женщиной. Другое дело, что процесс недропользования тесно связан с различного рода административными процедурами и зачастую во многом зависит от действий государственных органов. Представляется, что данный перечень в такой категории дел возможно дополнить анализом действий или бездействия государственных органов при учете совершенного недропользователем правонарушения.
Список обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.3 КоАП и является исчерпывающим. Реализация положений данной статьи позволяет усилить административную ответственность в пределах санкций статьи Особенной части Кодекса, ориентирует на применение дополнительного наказания, даже если оно указано как альтернативное.
При этом, если отягчающее обстоятельство в рамках конкретной статьи предусмотрено в качестве квалифицирующего признака, то данное обстоятельство не может быть учтено как отягчающее. В нормах КоАП РФ, относящихся к сфере недропользования, признак повторности указан в качестве квалифицирующего только в ч. 2 ст. 14.9 - "Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления". Таким образом, любое из обстоятельств, указанных в ст. 4.3 КоАП РФ, может быть рассмотрено как отягчающее при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере недропользования, за исключением правонарушений, перечисленных в ст. 14.9 Кодекса.
При назначении наказаний необходимо учитывать также, что недропользование, как уже говорилось, является специфической сферой деятельности, осуществление которой строго регламентируется и производится на основании соответствующих лицензий и разрешений. В силу этого субъект административной юрисдикции должен учитывать, что лица, совершающие правонарушения в области недропользования, как правило, являются либо специалистами в данной сфере (речь идет о должностных лицах), либо специализированными организациями, чья деятельность связана с недропользованием, в связи с чем они в основном прекрасно осведомлены об установленном порядке и требованиях по недропользованию, и нарушение ими действующих правил чаще всего не носит случайного характера.
Иным образом может обстоять дело с гражданами, которые в силу недостаточности правовых знаний, могут допускать нарушения законодательства о недрах, не имея изначально такого намерения. Такие ситуации возможны при пользовании недрами без лицензии либо при самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, наказание за которые предусмотрены ст. 7.3 и ст. 7.4 КоАП РФ.
Безусловно, совершение правонарушения в сфере недропользования физическим или юридическим лицом с учетом знания или незнания норм законодательства о недропользовании как таковое не может быть расценено как смягчающее или отягчающее обстоятельство. Однако при рассмотрении соответствующих дел, по нашему мнению, необходимо учитывать и различать степень юридической подготовки или уровень юридических знаний в России у граждан и юридических лиц, в штате которых, как правило, работают квалифицированные юристы.
Следующими общими правилами назначения административных наказаний, применяемых в полной мере к правонарушениям при пользовании недрами, являются:
- сохранение необходимости для лица, совершившего правонарушение, исполнить ту обязанность, за неисполнение которой было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП);
- недопустимость повторного привлечения лица к административной ответственности за одно и то же правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП);
- исчисление срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию: в соответствии со ст. 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Назначение административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений осуществляется в соответствии с правилами, установленными в ст. 4.4 КоАП РФ: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило действие, содержащее составы административных правонарушений, предусмотренных двумя и более статьями, то лицо, рассматривающее данное дело, назначает санкцию в размере наиболее строгого наказания, предусмотренного соответствующими статьями.
Сроки давности привлечения к административной ответственности в соответствии с нормами ст. 4.5 КоАП РФ поставлены в зависимость от вида и характера совершенного правонарушения, вида административного наказания и органа, который рассматривает дело. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (если же дело рассматривается судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в КоАП РФ, срок давности увеличен до одного года. В этот перечень включены и правонарушения в области охраны окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о промышленной безопасности, о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, внутренних морских водах и территориальном море. Постановление по делам данного вида не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Так, в частности, постановления по делам об административных правонарушениях в рамках ст. 8.9 и 8.10 КоАП РФ (нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов и нарушение требований по рациональному использованию недр) могут быть вынесены не позднее одного года, а постановления в рамках ст. 7.4 КоАП РФ (самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых) - не позднее двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.
При длящемся правонарушении сроки исчисляются с момента обнаружения административного правонарушения.
Частью 3 ст. 4.5 КоАП РФ особо выделен срок давности привлечения к административной ответственности при применении такого вида административного наказания, как дисквалификация. В том случае, если за совершенное правонарушение предусмотрена санкция в виде дисквалификации, срок привлечения лица к административной ответственности ограничивается одним годом со дня совершения данного административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. Статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области недропользования, содержат в качестве меры ответственности в основном административные штрафы. Однако есть ряд статей, в рамках которых лицо может быть привлечено к такой мере ответственности, как дисквалификация. К ним относятся статьи, находящиеся в главе 14 КоАП РФ - "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" (ст. 14.9, 14.31 - 14.33, направленные на противодействие ограничению конкуренции), а также в главе 19 КоАП РФ - "Административные правонарушения против порядка управления" (ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)"). По этим делам постановления о привлечении к административной ответственности в виде дисквалификации могут выноситься не позднее одного года со дня совершения или обнаружения административного правонарушения.
Необходимо отметить некоторую нестыковку в правовом регулировании сроков давности привлечения к административной ответственности, когда речь идет о статьях, где за совершение правонарушения по одному и тому же факту, постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а в отношении руководителя этого юридического лица, к которому применена дисквалификация, допускается вынесение постановления в течение одного года со дня совершения правонарушения (см., например, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). По этому поводу в юридической литературе обоснованно отмечается, что такой подход нарушает установленный ст. 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом лиц, совершивших административное правонарушение.
При анализе правил назначения административных наказаний за административные правонарушения необходимо упомянуть и о возможности освобождения от административной ответственности в рамках ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения, что позволяет ограничиться устным замечанием. Однако в сфере недропользования, учитывая его специфику, экономическую и экологическую значимость, применение положений ст. 2.9 вряд ли целесообразно. Все статьи КоАП, связанные с правонарушениями в сфере недропользования, фиксируют действия, совершение которых имеет дальнейшие серьезные последствия для охраняемых законом интересов, начиная с пользования недрами без лицензии или с нарушением ее условий (что наносит ущерб отношениям по лицензированию в целом как регулятивному механизму и средству контроля в этой сфере, а также имеет материальные последствия в виде невнесения соответствующих платежей), уклонения от передачи копий геодезической информации (нарушающего порядок государственного учета недр) и заканчивая нарушением требований по охране недр и сокрытием или искажением экологической информации. В связи с этим представляется, что характер правонарушений в сфере недропользования не дает возможности говорить об их малозначительности, даже если реальный ущерб от них был незначительным.
Таким образом, назначение административных наказаний в рамках статей КоАП РФ, предусматривающих ответственность за правонарушения в области недропользования, подчиняясь общим правилам назначения административных наказаний, имеют, тем не менее, свою специфику, связанную с условиями осуществления деятельности по недропользованию и оценкой обстоятельств совершения правонарушений в этой сфере. Безусловно, только применение всей совокупности инструментов и возможностей, предоставленных законодательством, позволит наиболее полно оценить обстоятельства того или иного дела об административном правонарушении в сфере пользования недрами, вынести объективное решение и назначить законное и адекватное административное наказание с учетом особенностей данной отрасли.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.