Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 Г.
Т.Ф. МИНЯЗЕВА
Минязева Татьяна Федоровна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного права и уголовного процесса Российского университета дружбы народов.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), находящаяся в ведении Министерства юстиции РФ, осуществляет правоприменительные функции, среди которых функции по контролю и надзору за действием уголовно-исполнительной системы. Уголовно-исполнительная система (УИС) в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ включает в себя учреждения, исполняющие наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы, пожизненного лишения свободы. К таким учреждениям относятся уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии, следственные изоляторы (в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ).
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. <1> обращено внимание на то, что действующая УИС сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. В ее работе мало учитываются нынешнее состояние экономики, интеграция РФ в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р // rg.ru2011/03/08penitenciariy-site-dok.html.
За время, прошедшее со дня принятия Концепции (с октября 2010 г.), в работе УИС России произошли существенные изменения. В частности, начало применяться по существу новое наказание в виде ограничения свободы, что потребовало перемен в работе уголовно-исполнительных инспекций.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в УК РФ введено новое наказание в виде принудительных работ, которое должны исполнять исправительные центры. Последние предстоит создавать, с одной стороны, с учетом новых подходов к обращению с осужденными (это наказание как альтернатива лишению свободы может применяться не только за преступления небольшой и средней категорий тяжести, но и за тяжкие, а в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 15 УК РФ, и за особо тяжкие преступления). С другой - организация порядка обращения с осужденными в исправительных центрах, как и во всех учреждениях УИС, должна содействовать выводу экономики современной России из кризисного состояния. Поэтому важно устанавливать тесные контакты между органами власти и территориальными подразделениями ФСИН, привлекать осужденных к труду с учетом потребностей экономического развития России.
В духе времени меняется подход к порядку исполнения мер уголовно-правового характера, особенно таких, как обязательные, исправительные, принудительные работы и лишение свободы. Процесс исполнения наказания должен реализовывать цели действия УИС, доведения ее работы до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития (выделено автором). Потребности общественного развития диктуют ФСИН проведение целенаправленной работы по обеспечению трудовой занятости осужденных таким образом, чтобы они были заинтересованы в работе. Для этого необходимо повышать конкурентоспособность продукции, выпускаемой в УИС, и размещать там муниципальные и государственные заказы. Это заложено в содержание большинства видов наказания, в том числе сравнительно нового наказания в виде принудительных работ, которое заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
ФСИН предстоит разработать и вводить в действие новые принципы привлечения осужденных к труду в условиях тюремного содержания (к которому предполагается перейти в свете Концепции), создавать там небольшие рабочие камеры-мастерские и активно внедрять индивидуальные формы занятости осужденных, что возможно при постоянном взаимодействии территориальных органов УИС с органами местного самоуправления.
Пора уже на государственном уровне решить вопрос об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания.
ФСИН в соответствии с Концепцией следует активизировать работу по привлечению коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях, расширению производства сельскохозяйственной продукции и стимулированию создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями. Вместе с тем службам ФСИН следует сохранять и обновлять уже имеющиеся производственные базы своих учреждений. Решение этих вопросов неразрывно связано с оптимизацией системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечения работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью. Необходимо в целях повышения заинтересованности осужденных в трудовой занятости осуществлять своевременный пересмотр расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, пропорционально изменяя размер части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного.
Реализация перспективных направлений производственной деятельности учреждений УИС, повсеместное создание дополнительных рабочих мест для осужденных на разные наказания (обязательные, исправительные, принудительные работы и лишение свободы, в т.ч. и пожизненное лишение свободы) существенно помогут решению триединой задачи УИС: воспитывать осужденных в духе необходимости прежде всего трудом искупить свою вину, а вернее, таким образом возместить хотя бы частично причиненный преступлением вред и не жить в местах изоляции за счет общества; содействовать повышению уровня профессиональной подготовки виновных, необходимой как для производства в зонах, так и после освобождения от наказания; содействовать решению экономических задач государства.
В свете Концепции особое внимание в работе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) следует уделять повышению эффективности социальной и психологической работы с осужденными, не только содержащимися в местах лишения свободы и в исправительных центрах, но и с осужденными условно и с отсрочкой отбывания наказания.
Следовало "еще вчера" оптимизировать работу по созданию и развитию системы постпенитенциарной помощи лицам, освобожденным из исправительных, воспитательных и лечебных учреждений. Рецидив среди этих лиц составляет 37%. Большая часть новых преступлений совершается в течение первого года после освобождения. Сокращение рецидива преступлений среди лиц, отбывших реальный срок лишения свободы, напрямую связано с повышением эффективности социальной и психологической работы в УИС и развитием системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
В истории Российского государства уже имелся опыт организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В частности, согласно положениям ст. 227 ИТК РСФСР 1924 г. освобожденным заключенным, не имеющим жилья, должны были предоставляться на первое время помещение и питание на льготных условиях. В этих целях использовались рабочие общежития. Закон рекомендовал предоставление освобожденным ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода, устройство мастерских и предприятий для применения труда бывших заключенных; подыскание им занятий; оказание юридической и медицинской помощи; профессиональное и общеобразовательное их развитие <2>.
--------------------------------
<2> СУ. 1924. N 86. Пункты "в", "г", "д, "ж", "з" ст. 227 ИТК РСФСР 1924 г.
В последующих нормативных актах, регламентирующих правовое положение осужденных, рассмотренные положения ИТК РСФСР 1924 г. не получили дальнейшего развития. В СССР помощь освобожденным оказывали трудовые коллективы предприятий, на которых работали освобожденные, за ними закреплялись наставники, но и это к середине восьмидесятых годов было сведено на нет.
В современный период к решению проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, необходимо подходить комплексно, придавая особое значение оказанию им в первую очередь реальной психологической помощи и помощи в трудовой занятости, устройстве быта, особенно в первые полгода после освобождения. В этой работе важно взаимодействие органов и учреждений ФСИН с органами местного самоуправления, отдельными предпринимателями, гражданами. Заслуживают внимания предложения о создании фондов оказания социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, о подготовке специальных кадров, об оснащении этих органов современными техническими средствами наблюдения за лицами, поведение которых в местах изоляции от общества вызывало опасения.
Вместе с тем политическая и экономическая неопределенность современной России не позволяет в полной мере реализовывать высказанные предложения, а порой даже способствует усилению неизбежных негативных последствий отбывания наказания. А ведь в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), несмотря на линию государства по сокращению применения наказаний в виде реального отбывания лишения свободы, отбывают наказание тысячи людей, среди них - несовершеннолетние, женщины с малолетними детьми, лица пожилого возраста. Все они когда-то выйдут на свободу. Даже пожизненно лишенные свободы имеют возможность быть представленными к условно-досрочному освобождению от наказания. Так, по состоянию на 1 февраля 2012 г. в учреждениях УИС содержались 749,6 тыс. человек (- 6,6 тыс. человек к началу года), в том числе: - в 147 колониях-поселениях отбывали наказание 42,9 тысячи человек (- 1061 человек); в 5 ИК для осужденных на пожизненное лишение свободы отбывало наказание 1612 человек (+ 2 человека); в 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержались 110,6 тыс. человек (- 1492 человека); в 7 тюрьмах отбывали наказание 1,0 тыс. человек (- 43 человека); в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 2,8 тыс. человек (+ 20 человек).
В учреждениях содержатся 60,8 тыс. женщин (- 1012 человек), при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 786 детей <3>. Всех этих людей предстоит готовить к жизни на свободе.
--------------------------------
<3> http//фсин.рф
Концепция обращения с осужденными, содержащимися в местах изоляции, ориентирована на гуманизацию условий их содержания, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Это сложная задача, поскольку процесс отбывания лишения свободы непредсказуем и противоречив. Он призван, с одной стороны, удерживать осужденных от совершения преступлений, с другой - с ним связано порождение массы проблем. Ставя задачу приспособления человека к жизни в обществе, его отделяют от общества; желая научить его полезному активному поведению, содержат в обстановке строгой регламентации, вырабатывающей пассивность и безразличие к происходящему; думая заменить в сознании человека вредные привычки полезными, его содержат среди себе подобных. А в местах изоляции от общества свои законы.
Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает на втором этапе реализации Концепции (2013 - 2016 гг.) перепрофилировать большую часть исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режимов, создать новые колонии-поселения. В этих учреждениях будет осуществляться раздельное содержание осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики их личности от двух до шести человек в камере. В рамках Концепции к 2020 г. предполагается фактическое прекращение коллективного содержания осужденных, что, по мнению разработчиков Концепции, приведет к улучшению психического состояния виновных, обусловленного сегодня их постоянным пребыванием в состоянии стресса, необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных. Привитие осужденным чувства ответственности за происходящее возможно при сведении до минимума негативного влияния различных групп заключенных друг на друга и персонала учреждений на заключенных.
Режим отбывания наказания будет меняться в зависимости от поведения виновных. Уже сегодня в порядке эксперимента в отдельных учреждениях идет апробация системы социальных лифтов для осужденных. Это набор условий отбывания наказания, при выполнении которых они облегчаются вплоть до условно-досрочного освобождения, а при невыполнении ужесточаются вплоть до перевода осужденного в тюрьму особого режима.
Концепция направлена на изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовкой ее к жизни в современном обществе. В этой связи Концепция предусматривает совершенствование форм проведения воспитательной работы с осужденными с усилением внимания к организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания.
По уровню жизни Россия занимает 65 место в мире <4>. Уровень жизни в современном понимании характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов, таких как состояние здоровья большинства населения, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и происходящим в стране и др.
--------------------------------
<4> www.go-worldwide.ru/rating.html
Повышение уровня жизни россиян предполагает пересмотр ценностных приоритетов, среди которых не стоит, как это сейчас происходит, отводить реорганизации работы ФСИН одно из последних мест. Напротив необходимо готовить специальные кадры, владеющие навыками психологических приемов обращения с разными категориями осужденных.
Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой будет происходить постепенно, и ФСИН должна ориентировать подчиненные этому органу учреждения на работу под ведомственным контролем, использующим инновационные разработки комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов УИС.
Концепция не ставит перед ФСИН задачу превращения исправительных учреждений в нечто среднее между хорошим учебным заведением, нормальным кооперативным хозяйством и уютным пансионатом с неплохим питанием. Она призвана обеспечить осужденным достойную жизнь в период отбывания наказания, жизнь со специфическими ограничениями в рамках закона их прав и законных интересов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.