Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ЧЕРТЕ ОСЕДЛОСТИ ЕВРЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Н.Ю. ИВАНОВА
В последнее время в России, как и во всем мире, особое внимание уделяется такому понятию, как толерантность.
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение, признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единению или преобладанию какой-либо одной точки зрения <1>.
--------------------------------
<1> Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность: Введение в проблему. М., 2003. С. 17.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
Понятие "толерантность", происходящее от латинского tolerantia - терпение, в современном контексте имеет много значений. Уже в античности обнаруживаются приметы того, что сегодня принято обозначать термином "толерантность". Один из путей постижения смыслов и границ толерантности - анализ форм и проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует <2>.
--------------------------------
<2> Матушанская Ю. Толерантность и интолерантность в Танахе и Новом Завете // Научные труды по иудаике. М., 2010. Т. 1. С. 132.
В XXI веке вопросы правового обеспечения межконфессиональной толерантности стали одним из факторов безопасности. Юридическая наука и практика еще в XVIII веке нашли универсальное средство поддержания религиозной свободы - свободу совести, получившую свою конкретизацию в формуле "свобода вероисповедания и право на атеистические взгляды и образ жизни" <3>. Современная юридическая наука относит свободу совести к числу проблем, имеющих постоянную актуальность <4>.
--------------------------------
<3> Дорская А.А. Правовое обеспечение межконфессиональной толерантности как фактор безопасности // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность: Сборн. статей по мат. XIII Международной научно-практ. конференции. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С. 126.
<4> Дорская А.А. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала XX века. СПб., 2001. С. 4.
Декларация принципов толерантности, утвержденная Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО, подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию, как особую проблему, вызывающую чувство тревоги, представляющую угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющуюся препятствием на пути развития, называет проблему антисемитизма <5>.
--------------------------------
<5> Декларация принципов толерантности, утв. Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995. Преамбула // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ declarat/ toleranc.htm#l.
В 1879 году немецкий журналист Вильгельм Марр ввел в оборот термин "антисемитизм", означающий ненависть к евреям, а также к различным либеральным, космополитическим и интернациональным политическим движениям и идеям восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые обычно ассоциируют с евреями. Однако особая ненависть к евреям была замечена задолго до появления термина "антисемитизм". Одними из типичных проявлений антисемитизма в истории были погромы, насильственные выступления против евреев, которые зачастую поощрялись властями.
Рассматривая эти проблемы в комплексе, пытаясь решить их в современной России, исследователи приходят к очевидной необходимости исторического подхода к их анализу.
В России каждому приходится много слышать про евреев. Много говорят про евреев, и все разное: одни говорят, что бедных евреев больше, чем богатых, а другие говорят наоборот, что все евреи очень богаты. Прошло уже более ста лет с момента написания этих строк, однако звучат они по-прежнему современно: одни говорят, что евреи очень страдают и терпят и голод, и холод, а другие говорят, что все евреи живут очень хорошо, что они сами давят и заставляют страдать других, что среди евреев мошенников, обманщиков не больше, чем среди других, а другие говорят, что все евреи обманывают и обирают народ.
Так разно говорят про евреев, поэтому разно говорят и про то, что делать с ними: одни говорят, что надо облегчить тяжелое положение евреев, что надо дать им такие же права, какие имеют все остальные жители России, а другие - наоборот, что их надо стеснить еще больше. Есть и такие, которые говорят, что евреев надо выгнать из России, что их надо убивать <6>.
--------------------------------
<6> Евреи в России // Народное право. 1906. N 16. С. 3 - 4.
Бытовало даже мнение, что никакие реформы, до конституции и даже республики, не устранят неприязненности отношений, т.к. причина такого характера отношений заключается в самых душах двух народов. Лучшим и даже единственным средством навсегда устранить это печальное явление признавалась "разлука двух народов" - полное выселение еврейского населения из Российской империи <7>.
--------------------------------
<7> Хр. Пр...ко. Евреи!!! // Издание "Русского Братства". Киев, 1906. С. 3 - 4.
С 1775 г. начинается история евреев Государства Российского. Возникает роковой "еврейский вопрос". Целый ряд самых разнообразных законодательных экспериментов был направлен на то, чтобы так или иначе решить этот вопрос. Консервативное отношение к евреям екатерининского и павловского царствований сменялось либеральными мероприятиями начала царствования Александра I, которые позже опять уступают место строго ограничительной политике, достигающей в 1825 - 1855 гг. своего апогея <8>.
--------------------------------
<8> Дубнов С.М. Об изучении истории русских евреев. СПб., 1891. С. 45.
Как справедливо отмечает Л.В. Кальмина, "положение евреев регулировалось многочисленными, порой неясными, часто противоречащими друг другу законами и подзаконными актами: даже высшие сановники не всегда знали, как трактовать тот или иной законодательный акт" <9>.
--------------------------------
<9> Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. - февраль 1917 г.). Улан-Удэ, 2003. С. 18.
К концу XIX века правовое положение евреев в российском законодательстве было уникальным. В Своде законов 1899 года население империи делилось на три категории: природных обывателей (городское и сельское население), инородцев и иностранцев. Евреи были отнесены ко второй категории. Но даже среди нерусского населения страны, которое, согласно законодательству, делилось на два разряда, евреи занимали особое положение. Это объяснялось рядом особенностей в разрешении "еврейского вопроса" <10>.
--------------------------------
<10> Лызлова Т. Антисемитские настроения на Смоленщине в первой трети XX века // Родина. 2006. N 2.
В законодательстве Российской империи находилось более 50 глав с 400 сепаратными статьями о евреях, которыми прямо или косвенно ограничиваются права их, то с целью ограждения населения от вредного влияния евреев, то ради пользы самих же евреев. Среди этих мер существует ограничение оседлости евреев <11>.
--------------------------------
<11> Евреи в Южной России. Историческая справка // Оттиск из журнала "Киевская старина".
В России все, кроме евреев, имели право жить повсеместно; для евреев же была установлена особая черта оседлости, дальше которой они не имели права жить; для выезда из черты оседлости необходимо было особое разрешение <12>.
--------------------------------
<12> Киев, 1901. С. 22.
В частности, существовал закон, воспрещавший евреям жительство в 50-верстной полосе от западной границы. Он был принят в 1825 г. с целью пресечения контрабанды, однако практического применения не имел, ввиду явной невозможности выселить столь огромное количество людей. В 1858 г. он был отредактирован в том смысле, что евреям впредь запрещалась приписка и приобретение недвижимости на указанном пространстве.
Однако местные власти достаточно часто пользовались своим правом на выселение евреев. Во многих случаях выселение не было оправдано. Тем не менее жалобы на действия администрации поступали достаточно редко.
Дела по жалобам частных лиц на неправильные действия местной администрации и о привлечении к ответственности чиновников за злоупотребления по службе поступали в I Департамент Сената. 1-я экспедиция рассматривала дела по жалобам на постановления городских дум, утвержденные министром внутренних дел или губернатором, и на постановления губернских по городским делам присутствий.
В описи за 1871 г. имеется четырнадцать записей о поступлении в Сенат жалоб по делам евреев <13>, однако на сегодняшний момент в архиве сохранилось только 9 из них.
--------------------------------
<13> Евреи в России // Народное право. 1906. N 16. С. 3.
Большинство просителей жаловались на распоряжения властей об удалении их за 50-верстную от границы черту <14>.
--------------------------------
<14> См.: РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Л. 1 - 150.
Все исследованные дела имеют свои особенности, но объединяют их вынесенные Правительствующим Сенатом решения - все они оставлены без последствий. Показательно в этом смысле дело по жалобе мещанина Штеренберга на распоряжение Бессарабского Областного Правления об удалении его за 50-верстную от границы черту.
Чаще всего люди, подающие прошения, неграмотны, жалобы писаны со слов просителя, в некоторых случаях даже подпись ("руку приложил") разобрать невозможно, в некоторых случаях подпись на идише.
Прошение получено Правительствующим Сенатом 1 мая 1871 года. Просит проживающий Хотинского уезда в селении Клишков мещанин Пинкос Кельманович Штеренберг: "Из нескольких жалоб моих единоверцев, проживающих в Бессарабии в 50 верстной от границы черты, Правительствующему Сенату известны все стеснительные действия местного начальства исполняющего смело Закон о выселении евреев из означенной черты, распоряжением Высшего Начальства евреи до некоторого времени оставлены на местах оседлости своей. В настоящее время Хотинское Уездное Полицейское Управление несмотря на то, что я владею в селении Клишков, состоящего в 50 верстной от Границы черты недвижимой собственность, приобретенной еще до 1858 года, по проискам некоторых недоброжелателей требует выселения моего, не обращая внимания на закон и распоряжения начальства, что евреи, приобретшие оседлость до 27.10.1858 имеют право на жительство в 50 верстной от границы черте <15>, почему Всеподданнейше прошу:
--------------------------------
<15> См.: Высочайше утвержденное 13 апреля 1835 года Положение о евреях // Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев / Сост. В.О. Леванда. СПб., 1874. С. 359 - 376.
Дабы повелено было по настоящему моему прошению учинить распоряжение об оставлении меня на жительстве в Селении Клишкове по месту моей оседлости, распоряжение же Хотинского Уездного Полицейского Управления о выселении меня уничтожить" <16>.
--------------------------------
<16> Там же.
Через 23 дня данное прошение было рассмотрено I Департаментом Правительствующего Сената. По рассмотрении приказали означенное прошение послать при указе к Новороссийскому и Бессарабскому Генерал-Губернатору, поручив ему по содержанию оного истребовать от кого следует надлежащие сведения <17> и представить их Правительствующему Сенату со своим заключением, возвратив при том и посылаемое прошение.
--------------------------------
<17> РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Д. 261. Л. 1, 1 об.
Данное решение Сената было исполнено 28 июня 1871 года, однако 14 июня 1983 года в I Департаменте слушали доклад Первой Экспедиции о том, что Указом Правительствующего Сената от 28 июня 1871 года за N 28435 было поручено Новороссийскому и Бессарабскому Генерал-Губернатору, но исполнительного донесения по прошествии двух лет так получено и не было. Вновь было приказано немедленно доставить исполнительное донесение на указ <18>. По нашему мнению, данное напоминание является несомненной заслугой Сената. Хочется также отметить, что прошение еврея Штеренберга, находящееся в деле, было порвано и впоследствии склеено. Возникает вопрос, не в ведомстве ли Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора оно было повреждено?
--------------------------------
<18> Ст. 188, ст. 943 Общ. учр. губ. // Свод законов Российской империи. 1857. Т. 2.
Рапорт от Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора поступил в Сенат 10 октября:
"Так как из вышеизложенного оказывается, что еврей Штеренберг удален из селения Клишковец на основании закона о евреях, проживающих в 50 верстной черте и изобличенных в контрабандном промысле <19>, а не в силу закона, воспрещающего пребывание в этой черте тем из евреев, которые не приобрели там до 27 октября 1858 года недвижимой собственности, то по сему я полагал бы ходатайство еврея Штеренберга о дозволении ему проживать в Клишковцах ввиду того, что он имеет там собственность, приобретенную до 1858 года, как не заслуживающее уважения, оставить без последствий" <20>.
--------------------------------
<19> РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Д. 261. Л. 3.
<20> Согласно примечанию к ст. 23 Т. XIV Уст. о пасп. и бегл. по прод. 1863 года.
Любопытно, что в рапорте Генерал-Губернатор вовсе не упоминает о двухгодичной задержке ответа.
Всего через неделю Сенат вновь рассматривает это дело и определяет означенное дело препроводить, при указе, к Министру внутренних дел, с тем чтобы по содержанию он доставил надлежащие сведения со своим заключением, возвратить посылаемое дело <21>.
--------------------------------
<21> РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Д. 261. Л. 6.
Итак, разъяснения по жалобе требуют от тех, на кого эта жалоба и приносится. Более того, несмотря на то что Правительствующий Сенат не удовольствовался одним заключением, Министру внутренних дел отправляется не только прошение, но и рапорт Генерал-Губернатора. Следствием этого явилась полная идентичность рапорту документа, полученного Сенатом 29 ноября 1873 года от Министра внутренних дел. Весь текст повторен дословно! <22>
--------------------------------
<22> РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Д. 261. Л. 7.
Вполне очевидно, что при таком положении дел решение не может быть положительным. Это подтверждается всеми рассмотренными нами делами по жалобам евреев, поступивших в 1-ю экспедицию I Департамента Правительствующего Сената в 1871 году <23>.
--------------------------------
<23> См. напр.: РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Д. 14; Ф. 1341. Оп. 126. Д. 36; Ф. 1341. Оп. 126. Д. 313 и др.
Дело мещанина Штеренберга поражает сроками: прошение поступило в Правительствующий Сенат 1 мая 1871 года, окончательное решение об оставлении ходатайства без последствий было принято только 11 сентября 1874 года <24>, а исполнено 6 ноября. В течение трех с половиной лет происходила лишь пересылка бумаг.
--------------------------------
<24> РГИА. Ф. 1341. Оп. 126. Д. 261. Л. 9.
Рассмотренное дело показывает не столько работу зарождающейся административной юстиции, сколько существующие реакционные взгляды на еврейский вопрос. Некоторые даже утверждали, что русское правительство пред законом сравняло евреев со всеми жителями края и даже поставило их в гораздо лучшее положение, нежели в каком находились другие обитатели западного края <25>.
--------------------------------
<25> Евреи в западном крае России. СПб., 1869. С. 57.
К антисемитизму сегодня приводит антисемитизм вчерашний. Сегодня мы ушли от столь очевидного разграничения, но работа должна продолжаться: формирование толерантного мышления народов России - важнейшее условие достижения стабильности в российском обществе.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.