Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
О.В. ПОПОВА
Полномасштабные преобразования российского общества, свидетелями и участниками которых мы являемся, осуществляются во многих областях государственной и общественной жизни. Такие преобразования давно назрели и в деятельности государственного аппарата, в работе его персонала - государственных служащих <1>.
--------------------------------
<1> Буравлев Ю.М. Государственная служба России: реформы управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 5. С. 26.
Развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и указами Президента Российской Федерации, устанавливающими порядок реализации его отдельных положений. Принятие данных нормативных правовых актов коренным образом перестраивает государственную гражданскую службу регионов <2>.
--------------------------------
<2> Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. И.Н. Барциц; Рук. авт. кол. В.Г. Игнатов. Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2007. С. 95.
Период после принятия Федеральных законов от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) характеризуется активной работой органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе входящих в Сибирский федеральный округ (Республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев; Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей), по реализации полномочий по правовому регулированию государственной гражданской службы.
В соответствии с п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в исключительном ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Вопросы организации государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 79-ФЗ решаются органами власти субъекта Федерации самостоятельно в рамках федерального законодательства <3>.
--------------------------------
<3> Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008. С. 261.
Отдельные положения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации регулируют государственно-служебные отношения на региональном уровне. Наряду с федеральными нормативными правовыми актами для регулирования таких отношений формируется региональное законодательство о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации. Законодательные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с вышеназванными Федеральными законами N 58-ФЗ и N 79-ФЗ и устанавливают, как правило, особенности правового регулирования государственной гражданской службы конкретного региона.
Один из авторов Комментария к Федеральному закону "О государственной гражданской службе", Т.В. Нечаева, отмечает, что отличия в определении сущностных особенностей гражданской службы субъектов Российской Федерации по сравнению с федеральной гражданской службой следует искать в следующих направлениях:
- во-первых, исходя из особенностей системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которую они устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также с учетом сферы собственных и делегированных полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
- во-вторых, с учетом различий субъектов Российской Федерации в обеспечении кадровыми ресурсами и сложившихся национально-культурных традиций, которые проявляются в организационном разнообразии гражданской службы <4>.
--------------------------------
<4> Кириллин А.В., Нечаева Т.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. С. 14.
По содержанию законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе специалисты в области служебного права условно разделяют на следующие блоки:
I. Организация системы должностей и классных чинов, куда включаются:
- закон субъекта Российской Федерации об утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
- закон субъекта Российской Федерации о квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы и стажу (опыту) работы по специальности.
II. Финансирование гражданской службы и оплата труда государственных гражданских служащих, куда можно отнести:
- закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о денежном содержании (оплате труда) гражданских служащих;
- закон о бюджете субъекта Российской Федерации, предусматривающий расходы на финансирование государственной гражданской службы;
- закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении окладов денежного содержания (размеров должностных окладов и окладов за классный чин) по должностям гражданской службы;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении порядка формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющихся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
- закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке и условиях выплаты гражданским служащим субъекта Российской Федерации единовременного поощрения.
III. Государственные гарантии, предоставляемые гражданским служащим, включающие:
- закон субъекта Российской Федерации о выплатах гражданским служащим по обязательному медицинскому страхованию;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке и условиях командирования гражданских служащих субъекта Российской Федерации;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке и условиях получения гражданским служащим субъекта Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилой площади.
IV. Формирование кадрового состава гражданской службы, включающее:
- закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации;
- закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке размещения, объеме и структуре государственного заказа субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации.
V. Управление гражданской службой, обеспечение ее развития и контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе, включающее:
- закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об органе по управлению гражданской службой субъекта Российской Федерации;
- нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении программы развития гражданской службы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной службы и порядка проведения экспериментов в рамках соответствующей региональной программы <5>.
--------------------------------
<5> Гусев А.В. Проблемы реформирования законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 8. С. 6 - 8.
Необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации Сибирского федерального округа по-разному подошли к законотворческому процессу в сфере правового регулирования государственной гражданской службы.
К примеру, законодатели Томской области, приняв Закон Томской области от 9 декабря 2005 г. N 231-ОЗ "О государственной гражданской службе Томской области" <6>, урегулировали многие из отнесенных к их полномочиям вопросов непосредственно в базовом законе о гражданской службе (утвердили реестр должностей гражданской службы, установили квалификационные требования к должностям, порядок присвоения классных чинов, предусмотрели порядок и сроки перехода на новые условия оплаты труда, определили орган управления гражданской службой). Аналогичным образом поступили законодатели Республики Хакасия, приняв Закон Республики Хакасия от 28 февраля 2006 г. N 9-ЗРХ "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" <7>. Другие субъекты Российской Федерации, входящие в Сибирский федеральный округ, предпочли принять отдельные законы или подзаконные нормативные акты. К таким субъектам Федерации относятся Республика Алтай (Закон Республики Алтай от 7 июня 2005 г. N 37-РЗ "О государственной гражданской службе Республики Алтай" <8>), Алтайский край (Закон Алтайского края от 28 октября 2005 г. N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края" <9>), Кемеровская область (Закон Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" <10>) и др.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Томской области. 2005. N 5.
<7> Вестник Хакасии. 2006. 9 марта.
<8> Сборник законодательства Республики Алтай. 2005. N 25(31).
<9> Сборник законодательства Алтайского края. 2005. N 114.
<10> Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. 2005. N 39.
Проведенный анализ принятых органами государственной власти регионов Сибирского федерального округа нормативных правовых актов в сфере гражданской службы показывает, что в целом ими реализованы полномочия по регулированию правоотношений в данной сфере, предоставленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В течение 2004 - 2008 гг. во всех регионах Сибирского федерального округа принято большинство нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам, предусмотренным федеральным законодательством в сфере государственной гражданской службы.
В соответствии с Федеральной программой "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261, в 2009 г. программы развития государственной гражданской службы приняты в 6 из 12 субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа - Республиках Алтай, Бурятия, Хакасия, Алтайском, Забайкальском краях, Новосибирской области. Программами предусмотрены мероприятия по развитию гражданской службы, внедрению на гражданской службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, повышению эффективности гражданской службы и результативности служебной деятельности гражданских служащих, противодействию коррупции на гражданской службе субъектов Российской Федерации. В Республике Тыва, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областях проекты программ развития государственной гражданской службы разработаны и в настоящее время находятся в стадии утверждения.
Необходимо отметить, что субъектами Федерации, входящими в Сибирский федеральный округ, достаточно активно проводится работа по внедрению профессиональных этических кодексов (приняты в трех регионах округа). Так, в мае 2009 г. на конференции гражданских служащих Алтайского края принят Этический кодекс государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края в органах государственной власти Алтайского края, иных государственных органах Алтайского края. В июле 2009 г. Кодекс поведения государственных гражданских служащих утвержден указом Президента Республики.
В регионах округа ведется также работа по формированию индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих. В целом по округу они разработаны по 73% гражданских служащих, при этом индивидуальные планы имеют все гражданские служащие Республики Бурятия и Алтайского края.
Программы государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих разработаны в 15% государственных органов регионов Сибирского федерального округа. Более активно эта работа проводится в Республиках Бурятия, Хакасия, Омской области. В Иркутской области в 2009 г. подготовлен проект Программы "Профессиональное развитие государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Иркутской области на 2009 - 2011 годы". Однако данный проект не был утвержден из-за проблем с финансированием государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих Иркутской области, вызванных финансово-экономическим кризисом.
Таким образом, в России устанавливается единая система государственной службы, проникнутая федеративными началами, обладающая признаками двухуровневой организации и учитывающая особенности государственной гражданской службы в условиях федеративного государства. К числу основных принципов ее построения и функционирования прежде всего относится федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации <11>.
--------------------------------
<11> Барциц И.Н. Указ. соч.
Думается, что среди вопросов, имеющих ключевое значение для повышения эффективности государственно-служебной деятельности, следует в первую очередь выделить правовое обеспечение организационных основ государственной гражданской службы как федерального, так и регионального уровней. Следовательно, нормотворческий процесс по совершенствованию правовых основ государственной гражданской службы в перспективе будет оставаться центральным направлением формирования в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа высокопрофессионального кадрового состава государственной гражданской службы, способного обеспечить повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов в регионах.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.