Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ (1917 - 1929 ГГ.)
Л.Г. БЕРЛЯВСКИЙ
В Доктрине развития российской науки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, констатируется, что российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества, однако административно-командный механизм в экономике, высокая степень закрытости научно-технической сферы, неоправданные ограничения прав интеллектуальной собственности снижали эффективность использования научного потенциала страны. Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние <1>.
--------------------------------
<1> Доктрина развития российской науки. Утв. Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 (в ред. Указа Президента РФ от 23 февраля 2006 г. N 169) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 3005; 2006. N 9. Ст. 988.
Содержание правовой политики в сфере регулирования научной деятельности в 1917 - 1920 гг. в процессе реализации Декрета ВЦИК и СНК РСФСР об учреждении Государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 г. <2> заключалось в демократической направленности. Создавались условия для деятельности автономных вузов, для использования в качестве источников советского права разработанных в дореволюционный период законопроектов.
--------------------------------
<2> Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об учреждении Государственной комиссии по просвещению. 9 (22) ноября 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР (далее - СУ РСФСР). 1917. N 3. Ст. 32.
С начала 1918 г. приоритетом правовой политики в данной сфере стала мобилизация науки для нужд государственного строительства. Ее характерными чертами были: этатистская направленность; привлечение научных организаций, отдельных ученых к выполнению научных исследований прикладного характера, осуществлявшихся в конституционно определенных целях построения социализма; финансирование научных разработок из средств государственного бюджета; допущение временного функционирования научных организаций в организационно-правовых формах, в которых они существовали до октября 1917 г.; мобилизация научных работников и профессорско-преподавательского состава вузов в виде трудовой повинности с освобождением от призыва на военную службу для исполнения обязанностей перед военным ведомством и продолжения своей профессиональной деятельности.
Разработку правовой политики в сфере регулирования научной деятельности в 1917 - 1920 гг. осуществляли ВЦИК, СНК РСФСР, Государственная общеплановая комиссия РСФСР. Непосредственное руководство научными исследованиями находилось в компетенции Народного комиссариата по просвещению (в его структуре были созданы Главнаука, Главный ученый совет, Главпрофобр), а также Научно-технического отдела ВСНХ. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР об учреждении Государственной комиссии по просвещению от 9 (22) ноября 1917 г. был предусмотрен Отдел автономных высших учебных заведений, на автономный характер Социалистической академии общественных наук было указано в п. 1 ее Положения <3>. Причинами отказа органов управления от ориентации на автономию были этатизация как приоритетное направление правовой политики в сфере регулирования научной деятельности; предоставление автономии исключительно научным организациям, ведущим исследования в рамках социалистической парадигмы; отрицание организации научных исследований на началах автономии на территории, контролируемой белогвардейскими правительствами.
--------------------------------
<3> Положение о САОН от 25 июня 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. Ст. 573.
Правовое регулирование деятельности научных организаций в Советском государстве в 1917 - 1920 гг. осуществлялось на основе советского законодательства, а также дореволюционных нормативных актов в сфере регулирования научной деятельности, если они не отменены соответствующими декретами ВЦИК и СНК и если они не противоречили "завоеваниям революции", а также действовавшему советскому законодательству.
Академия наук продолжала действовать на основании Устава 1836 г. <4>, так как в нем были нормативно закреплены обязанности Академии в сфере проведения научных исследований, зафиксированы права и привилегии Академии, ее членов, обеспечивавшие устойчивую научную работу; имелись нормы, регулировавшие автономные начала организации ее деятельности, не носившие политической направленности и способные продолжить свое действие в условиях Советского государства. Правовое регулирование деятельности высших учебных заведений в отсутствие универсального устава осуществлялось на основании декретов ВЦИК и СНК, распоряжений и разъяснений Наркомата просвещения. Впервые были приняты нормативные акты об учреждении государственных научно-исследовательских институтов.
--------------------------------
<4> Устав Санкт-Петербургской академии наук. 1836 г. // Уставы академии наук СССР. 1724 - 1974 / Отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1974. С. 92 - 120.
Особенности правового положения научных работников в 1917 - 1920 гг. определялись отменой ученых степеней на основании Декрета Совета Народных Комиссаров "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых высших учебных заведений Российской Республики" от 1 октября 1918 г. <5>; принятием нормативных актов об учреждении рабочих факультетов, создававших правовую основу формирования кадров советских научных работников, преподавателей высшей школы, политических руководителей; осуществлением реквизиций и конфискаций в отношении научных работников.
--------------------------------
<5> Декрет СНК РСФСР от 1 октября 1918 г. "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых высших учебных заведений Российской Республики" // СУ РСФСР. 1918. N 72. Ст. 789.
В целях стимулирования научной деятельности Декретом СНК об улучшении положения научных специалистов от 23 декабря 1919 г. предусматривались правовые льготы и создавалась система правовых поощрений научной деятельности на основании Постановления СНК от 3 декабря 1920 г. в связи с 50-летием научной деятельности Н.Е. Жуковского <6>.
--------------------------------
<6> Постановление СНК от 3 декабря 1920 г. в связи с 50-летием научной деятельности Н.Е. Жуковского // Организация науки в первые годы советской власти (1917 - 1925): Сб-к док-в / сост. М.С. Бастракова, Л.В. Жигалова, В.Н. Макеева и др. Л., 1968. С. 360 - 361.
Правовая политика Советского государства в сфере регулирования научной деятельности в условиях нэпа приобрела либерально-этатистский характер. В процессе ее разработки и реализации обозначились следующие противоречия: между элементами усиливавшейся административно-командной системы управления наукой и сохранявшимися элементами самоуправления в научных организациях (Академии наук, научных обществах, ассоциациях научно-исследовательских институтов при высших учебных заведениях); между отказом от политики мобилизации науки и сохранением преимущественно директивных методов управления научными организациями; между красной профессурой, поддерживавшейся Советским государством, и учеными с дореволюционной научной подготовкой; между принятыми нормативно-правовыми актами, стимулировавшими научную деятельность, и административными решениями, направленными на ликвидацию Московского союза научных деятелей, Объединенного совета научных учреждений, отстаивавших принцип свободы научного творчества.
В 20-е годы были заложены организационно-правовые основы административно-командной системы управления советской наукой. Они сводились к учреждению общегосударственных органов управления научными организациями (Особого временного комитета науки при Совете Народных Комиссаров <7>, Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК Союза ССР <8>). Были приняты нормативные акты союзного уровня, характерными чертами которых были: соответствие советской Конституции, ее направленности на централизацию управления, результатом чего явилось установление подведомственности АН СССР Совнаркому, государственных научно-исследовательских институтов - соответствующим наркоматам и ведомствам, существенное ограничение автономных начал в управлении вузами, ужесточение административного контроля за научными обществами.
--------------------------------
<7> Декрет СНК РСФСР от 20 июня 1922 г. "Об учреждении при Совете Народных Комиссаров Особого временного комитета науки" // СУ РСФСР. 1922. N 42. Ст. 493.
<8> Положение о Комитете по заведованию учеными и учебными учреждениями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Утверждено Постановлением Президиума ЦИК СССР от 30 апреля 1927 г. // Собрание законодательства СССР (далее - СЗ СССР). 1927. N 34. Ст. 355.
Противоречивая правовая политика периода нэпа нашла отражение в советском законодательстве этого периода. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 г. Академия наук была признана высшим ученым учреждением <9>, а в 1927 г. принят Устав Академии наук СССР, устанавливавший ее подконтрольность Совету Народных Комиссаров <10>. Двойственность правовой политики в 20-х годах привела к кризису в научно-образовательной сфере, на разрешение которого был направлен Декрет СНК от 3 июля 1922 г. "Положение о высших учебных заведениях" <11>. На его разрешение также были нацелены Положения о научно-исследовательской работе вузов 1923 и 1927 гг., в соответствии с которыми субъектами научно-исследовательской деятельности были признаны исследовательские кафедры, научные сотрудники, научные общества, студенческие научные кружки, научно-исследовательские институты и ассоциации при высших учебных заведениях РСФСР <12>. Усиливался административный надзор за деятельностью научных обществ.
--------------------------------
<9> Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 г. о признании Российской академии наук высшим ученым учреждением Союза ССР // Организация науки в первые годы советской власти (1917 - 1925). С. 203.
<10> Устав Академии наук СССР. Утвержден 18 июня 1927 г. // СЗ СССР. 1927. N 35. Ст. 367.
<11> Декрет СНК РСФСР от 3 июля 1922 г. "Положение о высших учебных заведениях" // Государственный архив Ростовской области (далее - ГАРО). Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 1. Л. 29.
<12> Положение о научно-исследовательских институтах и об ассоциациях при высших учебных заведениях РСФСР: утверждено коллегией НКП. 30 апреля 1923 г. // ГАРО. Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 18. Л. 101; Положение об увязке работы вузов с научно-исследовательскими институтами, не состоящими в ведении Наркомпроса: утверждено коллегией Наркомпроса 17.03.1927 // Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 2306. Оп. 69. Д. 728. Л. 28.
В правовом положении научных работников в 20-е годы отразилась противоречивая и двойственная правовая политика государства в сфере регулирования научной деятельности. Были приняты нормативные акты, направленные на материальную поддержку ученых и решение их социальных проблем, наряду с которыми в правовой политике продолжали присутствовать правовые ограничения и репрессивный элемент (проверки социального состава научных работников и аспирантов, судебные процессы над деятелями науки, подготовка научных кадров по классовому принципу). Это сказалось на выработке понятийного аппарата в науке и законодательстве.
В нормативных актах СССР и союзных республик не было дано легальных определений научного работника и научной деятельности. Определение научного работника давалось в Положении о научных работниках высших учебных заведений, утвержденном Декретом СНК РСФСР от 21 января 1924 г. <13>, которое было проявлением либерально-этатистской тенденции в правовой политике, поскольку все профессора, преподаватели и научные сотрудники вузов, работавшие в них на момент принятия данного нормативного акта, получили статус научного работника. В 20-е годы не сложилась единая система присуждения ученых степеней и званий, порядок их присуждения определялся законодательством отдельных союзных республик.
--------------------------------
<13> Положение о научных работниках высших учебных заведений: утверждено Декретом СНК РСФСР от 21 января 1924 г. // СУ РСФСР. 1924. N 7. Ст. 44.
Этатистская тенденция правовой политики в сфере регулирования научной деятельности проявилась в принятии и особенностях реализации Декрета ВЦИК от 10 августа 1922 г. "Об административной высылке" <14>. Она заключалась в депортации, которая в значительной мере затронула деятелей науки и культуры, специалистов высшей квалификации, занятых в научных организациях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в кооперативах, возродившихся в условиях нэпа.
--------------------------------
<14> Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. "Об административной высылке" // СУ РСФСР. 1922. N 51. Ст. 646.
Высылка в административном порядке устанавливалась в целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, в отношении которых испрашивалось у Президиума ВЦИК разрешение на изоляцию свыше двух месяцев и в тех случаях, когда имелась возможность не прибегать к аресту. Высланные лишались избирательного права и поступали под надзор ГПУ. В нарушение декрета высылка была осуществлена бессрочно. Причинами высылки были рост авторитета ученых, принявших активное участие в деятельности Всероссийского комитета помощи голодающим (Помгола) в 1921 - 1922 гг., непосредственная связь высылки с подготовкой судебного процесса над правыми эсерами, надежды научных работников на возможную политическую либерализацию в условиях нэпа <15>. Как в период подготовки высылки, так и при оценке ее итогов в среде высшего советского государственного руководства не сформировалась единая позиция по вопросу о целесообразности массовых депортаций деятелей науки и культуры. Административная высылка стала методом борьбы с интеллектуальной оппозицией, считавшейся советским руководством враждебной новой власти <16>.
--------------------------------
<15> Берлявский Л.Г. Административная высылка деятелей науки и культуры в 1922 г. // Государство и право. 2008. N 2. С. 72 - 77.
<16> Берлявский Л.Г. Административная высылка представителей российской интеллигенции 1922 г.: дискуссионные проблемы // Правоведение. 2009. N 2. С. 236 - 247.
Таким образом, в 1917 - конце 20-х годов в правовой политике Советского государства в сфере регулирования научной деятельности выделяются три этапа. Критерием периодизации является содержание данной политики. На начальном этапе (1917 - 1920 гг.) осуществлялась политика мобилизации научных организаций и ученых для нужд государственного строительства, носившая явно выраженный этатистский характер.
На втором этапе (1921 - 1926 гг.) обусловленная нэпом правовая политика в данной сфере приобрела либерально-этатистскую направленность: были приняты и реализованы Постановление СНК РСФСР от 24 января 1921 г. "Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников" <17> и Декрет СНК РСФСР от 6 декабря 1921 г. "Об улучшении быта ученых" <18>. В этот период в административном порядке была ограничена управленческая автономия научных обществ, высших учебных заведений, проведены судебные процессы над научными работниками, была организована административная высылка из страны видных ученых и специалистов разных областей знания. Вместе с тем положения о научно-исследовательской работе вузов предоставили реальные возможности для организации научных исследований.
--------------------------------
<17> Постановление СНК РСФСР от 24 января 1921 г. "Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников" // СУ РСФСР. 1921. N 10. Ст. 67.
<18> Декрет СНК РСФСР от 6 декабря 1921 г. "Об улучшении быта ученых" // СУ РСФСР. 1922. N 1. Ст. 5.
На третьем этапе (1927 - 1929 гг.) усиливается этатистская направленность, элементы директивности и централизации: в 1927 г. принимается устав Академии наук СССР, устанавливается ее подконтрольность Совнаркому и Политбюро ЦК правящей партии, ликвидируется автономия высших учебных заведений в решении управленческих и организационно-научных вопросов, принимаются нормативные акты, обеспечивающие деятельность государственных научно-исследовательских институтов.
Государственный характер управления научной деятельностью имел и позитивную направленность и обусловил негативные последствия, которые выразились в формировании административно-командной системы управления научными организациями, которая существовала в неизменном виде практически до середины 80-х годов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.