Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Н.А. ДЕЙЦЕВА, А.В. МАРТЫНОВ
Реформирование системы государственной службы в России сталкивается со значительными трудностями, которые вызваны укоренившимися и застойными проблемами этого института: высокая коррупция в системе государственной службы; малоэффективная деятельность государственных служащих; низкий уровень профессионализма и компетенции государственных служащих; отсутствие доверия населения к государственным служащим; нежелание государственных служащих повышать профессиональный уровень и овладевать новыми технологиями управления и т.д.
Очень серьезной проблемой остается и нежелание государственных служащих выполнять требования к служебному поведению, а также избегать конфликта интересов при прохождении государственной службы.
В подтверждение этому можно привести данные руководителя администрации Президента РФ о том, что только в 2009 г. было выявлено контролирующими органами 263 тысячи нарушений законодательства о государственной службе и кодекса поведения государственного служащего <1>.
--------------------------------
<1> См.: Власть. Коммерсантъ. 2010. 12 апреля. N 14 (868).
Понятно, что мерами только уголовной ответственности переломить ситуацию в этом вопросе вряд ли представляется возможным. Следовательно, необходимо использовать другие правовые механизмы совершенствования деятельности государственных служащих.
К таким правовым механизмам, на наш взгляд, относится эффективная и правильная работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.
Правовую основу деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих, безусловно, составляет Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе РФ" <2>. Данный Федеральный закон содержит общие положения и нормы, касающиеся правового статуса данных комиссий. В частности, ст. 19 Закона посвящена конфликту интересов, возникающих на гражданской службе. В ней находят свое отражение основные понятия, такие как "конфликт интересов", "личная заинтересованность гражданского служащего", и основные правовые категории, в частности регламентируется порядок создания и основные функции комиссий по соблюдению требований, предъявляемых к служебному поведению гражданских служащих.
--------------------------------
<2> См.: Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
Кроме того, порядок образования и деятельность комиссий устанавливаются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" <3> и федеральным законодательством о государственной тайне и защите информации, в частности Федеральным законом от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" и Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела" <4>.
--------------------------------
<3> См.: Собрание законодательства РФ. 2005. N 6. Ст. 440.
<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
Наиболее важным и детальным правовым актом, регулирующим деятельность комиссий по соблюдению требования к служебному поведению гражданских служащих и развивающим положения Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", является Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов" <5>.
--------------------------------
<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Данный Указ утверждает Положение о комиссиях, где раскрываются основные задачи и функции комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих. Если анализировать задачи комиссий, то основными можно назвать:
- содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими РФ требований к служебному поведению;
- содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
Таким образом, поставленные перед данными комиссиями задачи обусловливают два основных направления их деятельности: с одной стороны, содействовать тому, чтобы гражданские служащие выполняли требования, предъявляемые к их служебному поведению, слаженно и эффективно, контролировать этот процесс, с другой стороны, осуществлять деятельность по урегулированию конфликта интересов, который неизбежно возникает на гражданской службе. Именно эти два направления указываются в качестве основных и приоритетных. Но нельзя не учитывать и другие сферы деятельности комиссий, которые непосредственно граничат или вытекают из основных направлений. Комиссии играют роль стабилизатора служебных отношений и гаранта их гармоничного и эффективного развития. Именно поэтому законодатель детально регламентирует порядок их создания в силу особого юридического статуса.
Комиссии по урегулированию конфликтов интересов образуются путем принятия специальных правовых актов государственных органов и функционируют на постоянной основе <6>.
--------------------------------
<6> См.: Собрание законодательства РФ. 2005. N 6. Ст. 461.
В состав комиссий входят:
- представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);
- представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
- представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.
Наличие различных независимых представителей в составе комиссии свидетельствует о том, что законодатель стремится сделать работу данного органа более прозрачной и компетентной, тем самым увеличить эффективность его работы <7>.
--------------------------------
<7> См.: Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2004. С. 53.
На наш взгляд, при формировании состава комиссий по урегулированию конфликтов интересов необходимо соблюдать все условия для исключения возможности возникновения конфликтов интересов уже внутри самой комиссии с тем, чтобы гипотетически такая ситуация не могла повлиять на принимаемые комиссиями решения. Это требование касается и приглашаемых экспертов.
Однако на практике возникает множество вопросов о независимости указанных представителей, в частности, отсутствует механизм отбора и приглашения данных представителей, не предусмотрены гарантии их независимости и ответственность, достойная оплата труда и т.п. При этом следует констатировать, что руководители государственных органов приглашают "знакомых" и лояльных экспертов, чтобы обеспечить нужное решение комиссии.
Следующее, при формировании составов комиссий по урегулированию конфликтов интересов необходимо исключить возможность возникновения таких конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения. Так как комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа, то руководитель государственного органа, утверждающий данный акт, несет ответственность за деятельность комиссии в утвержденном составе и обязан принимать меры по предотвращению конфликта интересов <8>. При возникновении угрозы появления конфликта интересов состав комиссии должен быть изменен таким образом, чтобы принятое решение было объективным и непредвзятым.
--------------------------------
<8> См.: Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы // Государственная служба РФ: первые шаги и перспективы. С. 16.
Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти (за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ и Правительством РФ), рассматривает комиссия, образуемая в федеральном органе исполнительной власти. В отношении гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, указанные вопросы рассматриваются в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.
К примеру, Федеральной службой по финансовому мониторингу был издан Приказ от 27 января 2010 г. N 16 "Об утверждении Порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу и урегулированию конфликта интересов". Согласно данному Приказу комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федеральной службы по финансовому мониторингу (за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ), а также в отношении руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу <9>.
--------------------------------
<9> См.: Собрание законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 3528.
Подобные Приказы были изданы практически в большинстве федеральных органов государственной власти, в подтверждение и в качестве примера можно привести следующие нормативно-правовые акты:
- Приказ Роструда от 15 августа 2007 г. N 235-к "О комиссии Федеральной службы по труду и занятости по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ Россвязькомнадзора от 23 июля 2008 г. N 13 "О комиссии Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ Минкультуры РФ от 5 сентября 2008 г. N 82 "О создании Комиссии Министерства культуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ Минкомсвязи РФ от 21 ноября 2008 г. N 95 "О комиссии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ Минтранса РФ от 7 декабря 2009 г. N 227 "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов Министерства транспорта РФ";
- Приказ Ростехнадзора от 28 августа 2008 г. N 661 "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ ФМБА РФ от 8 июля 2009 г. N 504 "О комиссии Федерального медико-биологического агентства по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ Росархива от 28 октября 2009 г. N 49-к "Об утверждении Порядка работы комиссии Федерального архивного агентства по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Росархива и урегулированию конфликта интересов";
- Приказ Ростуризма от 8 сентября 2008 г. N 121 "О комиссии Федерального агентства по туризму по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов".
Данный факт свидетельствует о том, что система федеральной государственной гражданской службы стремится к тому, чтобы создать внутри каждого федерального органа отлаженный механизм преодоления "конфликта интересов" и механизм контроля за соблюдением требований, предъявляемых к служебному поведению гражданских служащих. Эта цель достигается путем создания комиссий, осуществляющих эти две взаимосвязанные функции <10>.
--------------------------------
<10> См.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 405.
Но мало того, чтобы просто создать данные комиссии, формально закрепив их существование в нормативно-правовых актах. Необходимо выработать именно механизм их функционирования. Механизм реального участия комиссии в делах по урегулированию "конфликта интересов" на гражданской службе. Данные комиссии также должны на практике эффективно справляться с поставленными перед ними задачами, в частности, контролем за соблюдением требований, предъявляемых к служебному поведению гражданских служащих.
Данные цели могут быть достигнуты только путем тщательной правовой подготовки и регулирования данных комиссий.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента РФ, что указывает на значимость и важность данного аспекта для организации деятельности гражданских служащих. Государственные органы исполнительной власти, как отмечалось ранее, имеют право принимать в развитие указа Президента РФ нормативные правовые акты, детально регламентирующие порядок деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов.
Таким образом, в настоящее время федеральным органам государственной власти предстоит большая работа по разработке качественного правового регулирования деятельности комиссий. Результатом данной работы должно явиться создание целостной и динамичной системы органов, содействующих преодолению "конфликта интересов". И только тогда можно будет говорить о создании стройной и прозрачной системы государственной службы в целом. А это немаловажно, учитывая тот факт, что именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства.
Более того, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления <11>.
--------------------------------
<11> См.: Кузьмин В. Кадры Президента: Дмитрий Медведев озаботился поиском талантливых управленцев // Российская газета. 2008. 24 июля.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.