Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МИНИСТРЫ ФИНАНСОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
М.В. ЛУШНИКОВА
Люди науки вовсе не должны отказываться от политической
деятельности ради объективности своих научных исследований;
подобный отказ был бы, несомненно, потерей для страны:
и в политической борьбе чрезвычайно важны ясная формулировка
лозунгов и научное предвидение, спасающее от бесплодной
затраты сил на неосуществимые проекты.
В.Н. Твердохлебов. Финансовые очерки. Петроград, 1916
1917 год был переломным в судьбе России. Во Временном правительстве, просуществовавшем менее года, сменилось четыре министра финансов: М.И. Терещенко, А.И. Шингарев, Н.В. Некрасов, М.В. Бернацкий. Отметим, что практически все они были личностями незаурядными, каждый внес свой посильный вклад в формирование финансовой политики государства в указанный период.
Нашу галерею открывает Андрей Иванович Шингарев (1869 - 1918), который предпринимал активные попытки по проведению в жизнь своих финансово-правовых взглядов на бюджетную реформу в России, местные финансы, местное и косвенное налогообложение, финансовый контроль.
А.И. Шингарев окончил физико-математический (1891 г.) и медицинский факультеты (1894 г.) Московского университета, затем долгие годы занимался врачебной практикой, а также санитарно-экономическими исследованиями в Воронежской губернии <1>, получил опыт работы в органах местного самоуправления. Судьбой ему была уготовлена роль местного интеллигентного вождя, честного земского труженика, но бурные события начала XX в. опрокинули этот сценарий. Он вышел на всероссийскую арену, стал одним из видных деятелей партии кадетов, членом ее ЦК, депутатом II, III, IV Государственной Думы. А.И. Шингарев был одним из первых специалистов - депутатов Государственной Думы, который активно занимался проблемами государственного бюджета <2>. Андрей Иванович считался главным оратором кадетов в Думе III, IV созывов по финансовым вопросам, активно поддерживал позицию П.И. Милюкова, был его единомышленником. Его постоянный оппонент по думской трибуне, бывший глава правительства и министр финансов В.Н. Коковцов отзывался об А.И. Шингареве с уважением, вспоминая его пламенные речи в пользу охранения народа от гнета и злоупотреблений власти <3>.
--------------------------------
<1> См.: Шингарев А.И. Вымирающая деревня: Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда. Саратов, 1901, и др.
<2> См.: Шингарев А.И. Бюджетное право законодательных установлений и их работа в области бюджета. СПб., 1910; Он же. Вопросы государственного хозяйства и бюджета в III Государственной Думе // Русская мысль. 1908. N 8 - 10, и др.
<3> Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903 - 1919: в 2 кн. Кн. 1. М., 1992. С. 257.
Его образование, мировоззрение и карьера врача мало способствовали его финансовым изысканиям. Однако природные задатки вкупе с предварительной подготовкой вопросов ведущими думскими экспертами (Н.Н. Кутлер, Ф.Ф. Кокошкин и др.) и хорошая школа кадетских партийных собраний сделали свое дело. К тому же его предыдущая деятельность, открытость и доброжелательность снискали ему большой авторитет, как в низовом кадетском активе, так и среди широких слоев населения. Этому способствовала и его простота, внешность типичного земского врача, которым он в душе и остался. К тому же еще в Воронежской губернии он активно занимался сметами на медицину, был хорошим полемистом, едким и настойчивым в проведении своих взглядов, решительным и убежденным в правоте избранной линии. При этом все отмечали его личное бескорыстие и идейную цельность. Его постоянной идеей было расширение бюджетных полномочий Думы в пересмотре смет и государственной росписи и обязательное вотирование всех новых налогов парламентом.
Будучи членом III Государственной Думы, он выступил на заседании Вольного экономического общества в декабре 1909 г. с докладом "Бюджетные права законодательных установлений и их работа в области бюджета". В нем он дал практически постатейный критический разбор Правил о порядке рассмотрения государственной росписи (1862 г.) и Указа от 8 марта 1906 г., проиллюстрировал это яркими примерами из практики Государственной Думы. Автор делает вывод о том, что эти законодательные положения и "практика текущей государственной жизни установили очень крупные принципиальные и материальные ограничения бюджетных прав. Причем эти ограничения такого рода, какие не имеются ни в одной конституционной стране... Неясность, пробелы и крайняя спутанность - вот краткая характеристика нашего бюджетного законодательства" <4>. А.И. Шингарев считал, что игнорирование бюджетного вопроса представляет серьезную опасность для государства, ибо бюджетный вопрос захватывает все государственные функции. В этой связи он призывал в ближайшее время принять необходимые изменения и дополнения в законодательные положения. Однако не верил в реальную возможность реализации этих предложений, которые встретят, по его мнению, сопротивление со стороны ведомств. Свой доклад он завершил весьма пессимистичной фразой о том, что "в этом непонимании насущных требований, в этом упорном непонимании, заключается трагизм русской государственности" <5>. А.И. Шингареву принадлежит фраза, которая выражала в значительной степени его финансово-правовое кредо: "Скажите, какое у вас бюджетное законодательство, и я скажу вам, какая у вас Конституция" <6>.
--------------------------------
<4> Бюджетные права законодательных установлений и их работа в области бюджета. Доклад А.И. Шингарева (в заседании III Отделения И.В.Э.О. 8 декабря 1909 г.). Стенографический отчет. СПб., 1910. С. 9 - 10.
<5> Там же. С. 14.
<6> Русские ведомости. 27.10.1909.
Другой не менее яркий и содержательный доклад был сделан А.И. Шингаревым на тему "Об улучшении финансов местных органов самоуправления" (12 февраля 1911 г.). Он предложил развернутую программу, среди мероприятий которой назывались передача местным органам самоуправления (земствам и городам) государственных реальных налогов (поземельные налоги, городской налог на недвижимые имущества) и основного промыслового налога. В качестве еще одной из мер предлагалось установить субсидии со стороны Государственного казначейства местным органам самоуправления по опыту Англии, Бельгии, Пруссии. Подчеркивалось, что там государство не только дает субсидии, но и устанавливает тот предмет, на который оно их предоставляет <7>. Этот доклад вызвал оживленные дебаты, в которых приняли участие ведущие ученые-финансисты Н.Н. Кутлер, М.И. Фридман, В.Н. Твердохлебов, И.М. Кулишер и др.
--------------------------------
<7> См.: Доклад Члена Государственной Думы А.И. Шингарева "Об улучшении финансов местных органов самоуправления" // Известия Общества финансовых реформ. 1911. N 4. С. 1 - 12.
А.И. Шингарев и сам активно участвовал в прениях по докладам на финансово-правовую тематику. Например, по докладу сенатора С.В. Иванова "Государственный контроль и законодательные учреждения" (1911 г.) он отмечал полную хаотичность, неполноту и несовершенство российского законодательства о государственном контроле, что негативно сказывается как в отношении обсуждения бюджета, так и в отношении исполнения уже законно принятой росписи <8>. А.И. Шингарев писал о неприемлемости ситуации, когда государственный контролер является чиновником Совета министров. Этот чиновник не заинтересован предоставлять необходимую для бюджетного контроля информацию Государственной Думе, более того, без разрешения свыше он не может предоставить такую информацию. А.И. Шингарев делает неутешительный вывод о том, что "в России Контроля не существует, ни законодательных палат, ни ведомственного контроля, ни государственного..." <9>.
--------------------------------
<8> См.: Прения по докладу сенатора С.В. Иванова "Государственный контроль и законодательные учреждения" // Известия Общества финансовых реформ. 1911. N 3 (апрель). С. 41.
<9> Там же. С. 43.
В составе первого Временного правительства А.И. Шингарев занимал пост министра земледелия, провел конфискацию кабинетных и удельных земель, ввел хлебную монополию. В мае 1917 г. стал предпоследним министром финансов в этом правительстве. На этом посту он активно пропагандировал так называемый "Займ свободы", который был направлен на аккумулирование денежных средств для продолжения участия России в Первой мировой войне. Проведенные им налоговые законы от 12 июня 1917 г. предусматривали резкое увеличение прогрессивного подоходного налога, обложения прибылей, что встретило резкий отпор среди промышленников и играло на руку социалистам.
А.И. Шингарев считал необходимым расширить права земских учреждений в сфере обложения земскими сборами таких имуществ и доходов, которые пока не облагались. Он писал, что, в отличие от благоустроенных государств (Англия, Франция, Германия), "в России местные сборы и местные расходы на народные нужды очень малы, и поэтому у нас так плохо поставлено просвещение, так много болеет народ, так скверны дороги, и так малодоходно наше сельское хозяйство". В этой связи он полагал: "Для того чтобы и Россия стала государством просвещенным, сильным и богатым, помимо лучшего устройства государственной власти и государственного порядка, необходимо как можно лучше устроить и местные дела, упорядочить и местные финансы, повысить местные сборы и дать земствам новые источники доходов, чтобы они могли справиться со своим делом" <10>. Именно в этом ключе Временным правительством был издан закон, по которому земствам губернским и уездным предоставлялись права устанавливать новые сборы с грузов, привозимых в губернию или уезд и вывозимых из них, а также права по введению особых специальных сборов с недвижимых имуществ, устанавливать добавки к государственному подоходному налогу. По мнению автора, такие специальные сборы целесообразно вводить на осушение болот или - наоборот, на орошение земель. Но тем не менее А.И. Шингарев не ограничивал источники доходов земств только налогами, он ратовал за оказание помощи земствам за счет государственных средств, за счет казны на дела народного образования, на медицину, на дорожное строительство и прочее.
--------------------------------
<10> См.: Шингарев А.И. Земские финансы (доходы и расходы земских учреждений) М., 1917. С. 24 - 25.
Второго июля 1917 г. он добровольно вышел из состава Временного правительства, но продолжил активное участие в политической и общественной жизни. Работа по 15 - 18 часов в день и личная трагедия (смерть жены) надломили его, и после отставки он стал раздражительным, желчным и даже озлобленным.
По воспоминаниям видного меньшевика Н.Н. Суханова: "Шингарев был превосходным деловым министром - со знанием, с огромной энергией, с твердостью и авторитетом... был яростным врагом советской демократии" <11>. В.Д. Набоков так вспоминал о нем: "Шингарев всю свою жизнь оставался, по существу, тем, чем он должен был остаться при более нормальных условиях: русским провинциальным интеллигентом, представителем третьего элемента, очень способным, очень трудолюбивым, с горячим сердцем и высоким строем души, с кристально чистыми побуждениями, чрезвычайно обаятельным и симпатичным как человек, но в конце концов "рассчитанным" не на государственный, а на губернский или уездный масштаб. Совершенно случайно он сделался финансистом. Благодаря своему таланту и трудолюбию, он в этой области настолько освоился, что мог удачно выступать на думской трибуне в оппозиционном направлении и одерживать победы. Но настоящим знатокам - теоретикам и практикам он совершенно не мог импонировать. Слишком очевиден был его дилетантизм, слабая подготовка, ограниченный кругозор... Но он говорил легко и свободно, ход его мыслей всегда был очень ясен и доступен, нередко его полемика была находчивой и остроумной, манера и голос очень подкупали. Если его можно было без всякого сожаления перестать слушать, то почти никогда не приходилось чувствовать, что его и не стоит слушать..." <12>.
--------------------------------
<11> Суханов Н.Н. Воспоминания: в 3 т. Т. 1. Кн. 1 - 2. М., 1991. С. 305.
<12> Набоков В.Д. Временное правительство. М., 1991. С. 410.
Андрей Иванович представляет редкий тип политика, о котором как его сторонники (в частности, товарищ министра финансов А.Г. Хрущев), так и политические противники (меньшевик Н.Н. Суханов и др.) отзывались по меньшей мере уважительно. Его высокие деловые качества и личная порядочность сомнений не вызывают.
Октябрьскую революцию в силу своих либеральных убеждений А.И. Шингарев не принял, стал активным участником кампании по созыву Учредительного собрания. В ноябре 1917 г. был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость <13>. Убит матросами и красногвардейцами 7 января 1918 г.
--------------------------------
<13> См.: Два народолюбца. А.И. Шингарев и Ф.Ф. Кокошкин. М., 1918; Тюков Н.А. Андрей Иванович Шингарев // Вопросы истории. 1995. N 5/6. С. 131 - 135; Хрущев А. А.И. Шингарев. Его жизнь и деятельность. М., 1918 и др.
А.И. Шингарева на посту министра финансов сменил Николай Виссарионович Некрасов (1879 - 1940). По своему образованию и началу карьеры он был технократом, выпускником Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения (1902 г.). Он избирался в III и IV Государственную Думу (с 1916 г. - товарищ ее председателя), где входил в ее финансовые комиссии. В годы Первой мировой войны Н.В. Некрасов входил в состав Особого совещания по обороне государства, возглавлял один из санитарных отрядов. Он принимал участие в свержении Николая II, редактировал акт отречения от престола великого князя Михаила Александровича, был членом Временного комитета Государственной Думы, в составе первого Временного правительства занял должность министра путей сообщения. Его современники оценивали его деятельность на этом посту следующим образом: "Это был Некрасов, сыгравший в начале переворота в марте 1917 г. видную роль в качестве первого комиссара по ведомству путей сообщения, и ему именно принадлежит заслуга внесения в железнодорожную среду первых проявлений величайшей демагогии и разложения, которые определили всю деятельность этого ведомства в первый период революции до большевистского переворота" <14>.
--------------------------------
<14> Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания: в 2 кн. Кн. 2. М., 1991. С. 264 - 265.
В июле 1917 г. он занял пост заместителя министра-председателя и министра финансов, пытался проводить умеренную политику. 12 августа 1917 г. выступил на Государственном совещании с докладом о финансовом положении страны. В сентябре 1917 г. был назначен генерал-губернатором Финляндии. В.Д. Набоков писал о том, что это "...один из немногих крупных людей, выдвинутых на политическую арену за последние годы. У него огромные деловые способности, умение ориентироваться, широкий кругозор, практическая сметка. Человек умный, хитрый, красноречивый, он умеет казаться искренним и простодушным, когда это нужно. Но очевидно, этические его свойства не находятся на высоте его интеллектуальных качеств... Некрасов оставил именно ощущение двуличности - маски, скрывающей подлинное лицо, и это особенно чувствуется потому, что все его внешние приемы подкупают своим видимым добродушием..." <15>.
--------------------------------
<15> Набоков В.Д. Временное правительство. М., 1991. С. 409.
К Октябрьской революции отнесся терпимо, стал управляющим Московской конторы "Синкредсоюза", работал статистиком в Наркомпроде РСФСР. В этот период он был вынужден сменить фамилию на "Голгофский", опасаясь репрессий со стороны большевиков за участие во Временном правительстве. Впоследствии Николай Виссарионович работал в системе кооперации, но в марте 1921 г. его арестовали. После личной встречи с В.И. Лениным был освобожден и продолжил работу на хозяйственных должностях. В 1921 - 1930 гг. он стал членом правления Центросоюза РСФСР и СССР, преподавал в 1-м Московском государственном университете и Институте потребительской кооперации. Г.Я. Сокольниковым, наркомом финансов, Н.В. Некрасов был привлечен к подготовке денежной реформы 1922 - 1924 гг. В своих многочисленных публикациях 20-х гг. Николай Виссарионович затрагивал некоторые проблемы налогообложения, внешней торговли, оптимизации расходов и др. <16>.
--------------------------------
<16> См.: Некрасов Н.В. Капиталы потребительских кооперативов. М., 1925; Он же. Средства потребительских кооперативов и их рациональное использование. М., 1925; Он же. Кооперативная торговля. Ч. 1 - 3. М., 1926 - 1928; Он же. Снижение цен в кооперации. М., 1927; Он же. Пути сокращения транспортных и складских расходов. М., 1929; Он же. Финансовая практика торговых предприятий. М., 1929, и др.
В конце 1930 г. он был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы. Будучи заключенным, Н.В. Некрасов участвовал в проектировании и строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1933 г. он был досрочно освобожден, после чего работал на строительстве канала Москва - Волга на руководящих должностях. В 1938 г. его наградили орденом Трудового Красного Знамени за досрочный пуск канала. Однако это не спасло его от ареста в 1939 г. за "вредительство" при строительстве каналов и последующего расстрела в мае 1940 г. Ученый был реабилитирован только в 1990 г. <17>.
--------------------------------
<17> См.: Политические деятели России 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 231 - 232.
Последним министром финансов Временного правительства был Михаил Владимирович Бернацкий (1876 - 1943). Это был выпускник юридического факультета Киевского университета, который впоследствии слушал лекции в Берлинском университете. Первоначально его карьера была вполне академической, а венчала ее ученая степень магистра политической экономии (1912 г.). Он защитил ее в Томском университете по монографии "Теоретики государственного социализма в Германии и социально-политические воззрения князя Бисмарка" (издана в 1911 г.). Впоследствии Михаил Владимирович был профессором политэкономии петербургских Политехнического и Технологического институтов. Он активно занимался также проблемами банков и денежного обращения <18>. Так, в работе, посвященной русскому Государственному банку, он исследовал правовое положение Госбанка на основе его Устава и внесенных в него изменений, обрисовал с цифрами состояние денежной системы, отметив, что с момента своего основания Госбанк не был эмиссионным банком, и последние изменения в Устав (1894 г.) сохранили прежнюю ситуацию, в Уставе отсутствовали статьи об эмиссионных операциях Госбанка. Остановился М.В. Бернацкий и на характеристике денежной политики министров финансов Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградского. Таким образом, автор дал теоретико-прикладной срез современного ему состояния денежной системы России и роли Госбанка, его операций.
--------------------------------
<18> См.: Бернацкий М.В. Русский государственный банк как учреждение эмиссионное. СПб., 1913; Он же. Германские законодательные новеллы по денежному обращению // Известия Санкт-Петербургского Политехнического института. 1908.
Февральскую революцию он принял, в составе Временного правительства работал в Министерстве торговли и промышленности, впоследствии был товарищем министра. В сентябре 1917 г. он стал министром финансов в последнем составе Временного правительства. На этом посту он выступил сторонником всеобщего прогрессивного подоходного налога, повышения налога на наследство, налогообложения военных сверхприбылей. М.В. Бернацкий пытался бороться с инфляцией с помощью увеличения косвенных налогов и введения государственной монополии на чай, сахар и спички. В условиях нарастания финансового кризиса предложил прекратить вывоз ценностей за границу.
25 октября 1917 г. он был арестован в Зимнем дворце вместе с другими министрами. После освобождения ученый уехал в Ростов-на-Дону, где примкнул к Белому движению. В 1918 - 1920 гг. В.М. Бернацкий возглавлял управление финансов Вооруженных сил Юга России, был членом Особого совещания при главнокомандующем генерале А.И. Деникине. На этих должностях он руководил выпуском казначейских кредитных билетов, аннулировал хождение на территории, подконтрольной белым, советских денежных знаков. После эвакуации Белой армии в Крым весной 1920 г. возглавил последнее правительство А.И. Деникина. В новом правительстве барона П.Н. Врангеля снова занял пост министра финансов. В Крыму он ввел государственную монополию на вывоз зерна, разработал новый бюджет, сделав акцент на косвенное обложение при его формировании. В этом проявились его традиционные пристрастия к косвенным налогам, тем более что прямые налоги в условиях войны было собрать крайне сложно. Он также выезжал на переговоры в Париж по вопросу предоставления союзниками внешних займов. Осенью 1920 г. П.Н. Врангель и премьер-министр его правительства А.В. Кривошеин пришли к выводу о необходимости отставки министра финансов как "теоретика" и замены его на "человека дела и практики". Однако в условиях наметившегося краха Белого движения такой замены найти не удалось, М.В. Бернацкий продолжил свою деятельность в правительстве. Примечательно, что даже такой волевой человек, как В.В. Шульгин, оставил о нем вполне благожелательный отзыв <19>. М.В. Бернацкий руководил закупкой угля для кораблей, на которых осуществлялась эвакуация из Крыма остатков белых частей и гражданского населения. При этом за весь период своего министерства он сохранил репутацию честного человека, что для того смутного времени было крайне редким явлением.
--------------------------------
<19> См.: Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920 год. М., 1990. С. 739.
В эмиграции он занимался обустройством беженцев, затем стал председателем Финансового совета при Совете послов в Париже, в распоряжение которого были переданы заграничные фонды русского правительства. Он ведал достаточно крупными суммами денег, но при этом вел скромный образ жизни. Когда у него опасно заболел сын и потребовалась срочная госпитализация, то он не попросил даже пособия. Ему помогли только родственники и друзья.
Одновременно в эмиграции он продолжил заниматься научной работой. В 1922 г. он издал подготовленную совместно с французским ученым А. Рафаловичем (1853 - 1921) книгу на французском языке "Финансы России". В 1924 г. М.В. Бернацкий совместно с австрийским экономистом Амоном пишет книгу на немецком языке о валютных реформах в Чехословакии и СССР. Наконец, в 1928 г. ученый издает на английском языке в Йельском университете объемную работу о русских государственных финансах в период Первой мировой войны. Он так и остался сторонником социальных реформ, не препятствующих частной инициативе, и введения золотой валюты. С 1924 г. Михаил Владимирович принимал участие в работе экономического отдела Русского института права и экономики, основанного при Парижском университете. Он умер и был похоронен в Париже <20>.
--------------------------------
<20> См.: Политические деятели России - 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 31 - 32.
Список литературы
1. Бернацкий М.В. Германские законодательные новеллы по денежному обращению / М.В. Бернацкий // Известия Санкт-Петербургского политехнического института. 1908.
2. Бернацкий М.В. Русский государственный банк как учреждение эмиссионное / М.В. Бернацкий. СПб., 1913.
3. Бюджетные права законодательных установлений и их работа в области бюджета. Доклад А.И. Шингарева (в заседании III Отделения И.В.Э.О. 8 декабря 1909 г.). Стенографический отчет. СПб., 1910. С. 9 - 10, 14.
4. Два народолюбца. А.И. Шингарев и Ф.Ф. Кокошкин. М., 1918.
5. Доклад Члена Государственной Думы А.И. Шингарева "Об улучшении финансов местных органов самоуправления" // Известия Общества финансовых реформ. 1911. N 4. С. 1 - 12.
6. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания: в 2 кн. Кн. 2 / В.Н. Коковцов. М., 1991. С. 264 - 265.
7. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903 - 1919: в 2 кн. Кн. 1 / В.Н. Коковцов. М., 1992. С. 257.
8. Набоков В.Д. Временное правительство / В.Д. Набоков. М., 1991. С. 409, 410.
9. Некрасов Н.В. Капиталы потребительских кооперативов / Н.В. Некрасов. М., 1925.
10. Некрасов Н.В. Кооперативная торговля. Ч. 1 - 3 / Н.В. Некрасов. М., 1926 - 1928.
11. Некрасов Н.В. Пути сокращения транспортных и складских расходов / Н.В. Некрасов. М., 1929.
12. Некрасов Н.В. Снижение цен в кооперации / Н.В. Некрасов. М., 1927.
13. Некрасов Н.В. Средства потребительских кооперативов и их рациональное использование / Н.В. Некрасов. М., 1925.
14. Некрасов Н.В. Финансовая практика торговых предприятий / Н.В. Некрасов. М., 1929 и др.
15. Политические деятели России - 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 31 - 32, 231 - 232.
16. Прения по докладу сенатора С.В. Иванова "Государственный контроль и законодательные учреждения" // Известия Общества финансовых реформ. 1911. N 3 (апрель). С. 41, 43.
17. Суханов Н.Н. Воспоминания: в 3 т. Т. 1. Кн. 1 - 2 / Н.Н. Суханов. М., 1991. С. 305.
18. Тюков Н.А. Андрей Иванович Шингарев / Н.А. Тюков // Вопросы истории. 1995. N 5/6. С. 131 - 135.
19. Хрущев А. А.И. Шингарев. Его жизнь и деятельность / А. Хрущев. М., 1918.
20. Шингарев А.И. Бюджетное право законодательных установлений и их работа в области бюджета / А.И. Шингарев. СПб., 1910.
21. Шингарев А.И. Вопросы государственного хозяйства и бюджета в III Государственной Думе / А.И. Шингарев // Русская мысль. 1908. N 8 - 10 и др.
22. Шингарев А.И. Вымирающая деревня: опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда / А.И. Шингарев. Саратов, 1901 и др.
23. Шингарев А.И. Земские финансы (доходы и расходы земских учреждений) / А.И. Шингарев. М., 1917. С. 24 - 25.
24. Шульгин В.В. Годы. Дни / В.В. Шульгин. 1920 год. М., 1990. С. 739.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.