Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ И.Б. ЛАГУТИНА "ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА"
А.А. ЯЛБУЛГАНОВ
Институт государственного финансового контроля, вопросы его правового регулирования, правовой статус органов государственного финансового контроля, эффективность их функционирования всегда интересовали и притягивали внимание не только исследователей в области права, но и широких кругов общественности <1>. Надо сказать, это не случайно, ведь осуществление контроля за исполнением государственного и местных бюджетов и эффективным расходованием публичных финансов является одной из приоритетных задач нашего государства. Эффективность, слаженность работы механизма, контролирующего публичные финансы, в числе прочих факторов влияют как на развитие экономики государства, так и в немалой степени на поддержание политической и социальной стабильности общества.
--------------------------------
<1> Историографию государственного финансового контроля см. подробнее: Коняев А.И. Финансовый контроль в дореволюционной России. М., 1947; Ялбулганов А.А. Зарождение государственного контроля в России (2-я пол. XVII - XVIII в.). М.: Изд-во МГИМО, 1997; Ялбулганов А.А. Финансовый контроль в Российской армии XIX - начала XX в. организационно-правовые реформы. СПб.: Редакция журнала "Правоведение"; Издательство СПбГУ, 1999.
Тем более отрадно, что в преддверии 200-летнего юбилея в декабре 2010 г. в зарубежном издательстве была опубликована монография И.Б. Лагутина "Финансовый контроль в России: эволюция правового регулирования в первой половине XIX века", посвященная истории финансового права России, в частности процессу становления и развития государственного финансового контроля в России. Необходимо отметить, что И.Б. Лагутин также является автором нескольких статей и монографий, освещающих различные аспекты деятельности современных органов государственного финансового контроля России как федерального, так и регионального уровня. В связи с этим представляется интересным и актуальным обращение автора к рассмотрению этих аспектов в ретроспективе.
Итак, рецензируемая монография посвящена исследованию организационно-правовых основ государственного финансового контроля в Российской империи в первой половине XIX в. Для Российского государства первая четверть XIX в. - эпоха грандиозных реформ в области создания органов государственного управления. Формирование министерской системы, начатое Александром I в 1802 г. и продолжавшееся девять лет, логически завершилось созданием в России специализированного финансового контроля. На основании подписанного императором 28 января 1811 г. Манифеста "Об устройстве Главного Управления ревизии Государственных счетов" было создано Главное управление ревизии государственных счетов, переименованное в 1836 г. в Государственный контроль. В течение первой половины XIX в. осуществлялась кодификация законодательства, регулирующего проведение контрольных мероприятий, был создан Устав счетный. Очевидное достоинство рецензируемой монографии состоит в том, что автор, используя ранее не введенные в научный оборот источники, основываясь на архивных материалах, трудах дореволюционных и современных исследователей, описывает не только достижения, но и рассматривает и анализирует проблемы, стоявшие перед финансово-контрольными учреждениями Российской империи первой половины XIX в.
Рецензируемая работа состоит из двух глав. Первая глава "Организация финансового контроля в России в первой половине XIX века" посвящена исследованию особенностей организации органов финансового контроля в этот период. И.Б. Лагутин предлагает свой, авторский, подход к периодизации финансового контроля в России, заключающийся в том, что историю развития отечественного финансового контроля как специализированного органа государственного финансового контроля необходимо вести именно с 1811 г., с момента создания Главного управления ревизии государственных счетов. Эту точку зрения автор достаточно аргументированно отстаивает в первом параграфе работы. Материал следующих параграфов непосредственно посвящен изучению особенностей организации и правового регулирования деятельности Государственного контроля в указанный период. В развитии государственного финансового контроля в России в первой половине XIX в. автором выделяются следующие особенности. Во-первых, образованное в 1811 г. Главное управление ревизии государственных счетов с самого начала своего существования имело внутреннюю специализацию, а именно состояло из двух департаментов (Департамента ревизии гражданских счетов и Департамента ревизии военных счетов), а с 1827 г. был выделен еще один департамент - Департамент ревизии морских счетов. Второй особенностью организации системы контроля исследуемого периода времени явилось то, что в целом реформа коснулась только высших контрольных учреждений и не затронула систему финансового контроля публичных финансов на местах, что, по мнению автора, было существенным недостатком. Между тем главной особенностью организации системы контроля является то, что именно в первой половине XIX в. завершается последний этап создания финансовой системы дореволюционной России, которая в дальнейшем кардинально уже не менялась. В исследованный в работе период финансовая система государства стала включать в себя все необходимые части (свойственные и современной системе публичных финансов практически любого государства). Это доходная и расходная части, находящиеся в составе одного министерства, а также независимая от них контрольная структура - Главное управление ревизии государственных счетов, действующая также на правах министерства.
Во второй главе "Правовое регулирование финансового контроля в первой половине XIX века" исследуются правовые основания осуществления государственного финансового контроля дореформенной России. Все законодательство, регулирующее механизмы формирования и работы финансового контроля, автором подразделяется на основы финансово-контрольной деятельности и на особенную часть в законодательстве о финансовом контроле. За отправную точку такого деления И.Б. Лагутин берет Устав счетный. С его точки зрения, данный кодифицированный нормативный акт не только закреплял общие правила финансового контроля и отчетности, но и содержал нормы, регулирующие порядок проведения контрольных мероприятий по отдельным министерствам и иным учреждениям.
Как уже отмечалось выше, автору интересен не только высший, но и местный уровень органов контроля за публичными финансами. В связи с этим подробное и скрупулезное изучение автором организации и деятельности органов финансового контроля на местах является несомненным достоинством данного исследования.
Актуальность и научная значимость монографии И.Б. Лагутина подтверждается тем, что ее выход в свет практически совпал с еще одним важным для современной юридической науки событием - проведением 28 января 2011 г. на базе Курского государственного университета при поддержке Института публично-правовых исследований Международной научно-практической конференции "История, теория и практика финансового контроля: к 200-летию Государственного контроля в России".
В заключение хотелось бы отметить, что Государственный контроль в России как самостоятельное специализированное ведомство возникло в 1811 г. Фактически же учреждения с функциями контроля появились значительно раньше, в середине XVII в. Большинство исследователей имперского периода считали, что Счетный приказ как контрольное учреждение образовался в 1654 - 1656 гг. и просуществовал до 1700 - 1701 гг. В Российской империи государственный контроль имел преимущественно финансовый характер, это проявлялось в том числе в упорядочении финансово-контрольного дела, проявившемся во включении в Государственную роспись всех расходов и источников их покрытия, участии Государственного контроля в составлении финансовых смет, поэтапном введении принципа единства кассы, внедрении документальной ревизии, создании местных контрольных органов, организации системы государственной отчетности (счетоводство, отчетность, ревизия) и т.д.
Полагаю, что рецензируемая монография будет интересна не только специалистам в области финансового права и публичных финансов, но и всем, кто интересуется финансовой историей Российского государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.