Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ В 1917 - 1923 ГОДАХ
Д.А. ВАРНАВСКИЙ
События Октябрьской революции 1917 года не могли не отразиться на судебно-следственной системе, в связи с чем 22.11.1917 Советом народных комиссаров принят Декрет N 1 "О суде" <1>, в соответствии с п. 1 которого упразднены "окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов".
--------------------------------
<1> Декреты Советской власти. М.: Государственное издательство политлитературы, 1957. Т. I. С. 124 - 126.
Был образован новый орган государственной власти - местные суды, в составе местного судьи и двух очередных заседателей, которые пришли на смену мировым судам. Причем в соответствии с требованиями п. 3 Декрета упразднены "существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры". Местные суды избирались на основании прямых демократических выборов, а до их проведения районными, волостными, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Причем нельзя не отметить тот факт, что в соответствии с положениями Декрета на местных судей до преобразования порядка судопроизводства были возложены функции предварительного следствия, таким образом, досудебный и судебный процессы были соединены.
Фактически расследование, установление обстоятельств совершенного противоправного деяния, доказывание вины и вынесение судебного решения были сосредоточены у одних и тех же лиц.
Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию не подлежали, лишь по решениям о взыскании более 100 рублей и назначении наказания свыше семи дней лишения свободы допускалась "просьба о кассации", которая рассматривалась уездным и столичным съездом местных судей.
Роль обвинителей и защитников отводилась всем "неопороченным" гражданам, пользующимся гражданскими правами. В своей деятельности местным судам предписано руководствоваться законами Российской империи, которые не противоречили "революционной совести и революционному правосознанию".
Вместе с тем Декретом все-таки предусматривалось проведение предварительного следствия следственными комиссиями при рабочих и крестьянских революционных трибуналах, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Работа трибунала и комиссии была направлена против контрреволюционных сил, "а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц".
Правовой анализ Декрета показывает, что в нем отсутствуют такие понятия, как поводы к началу расследования, а также вынесение соответствующего правового акта, свидетельствующего о возбуждении уголовного дела. Первой стадией уголовного процесса устанавливалось предварительное следствие.
В Декрете не отражено, какие меры необходимо принять для проверки наличия или отсутствия оснований для начала предварительного следствия, и в этой связи 16.12.1917 Народным комиссариатом юстиции РСФСР выносится Постановление "О производстве арестов, обысков, выемок и всяких иных следственных действий только по ордерам следственных и судебных учреждений" <2>, в соответствии с требованиями которого следственные действия могут производиться только по ордерам следственных и судебных учреждений, то есть после возбуждения производства по уголовному делу. Данная норма на многие годы, вплоть до настоящего времени, закрепила правило исключительности проведения только отдельных видов следственных действий до принятия решения о возбуждении уголовного дела, хотя в последнее время законодатель существенно расширил их перечень.
--------------------------------
<2> Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 16 декабря 1917 г. "О производстве арестов, обысков, выемок и всяких иных следственных действий только по ордерам следственных и судебных учреждений" // СУ РСФСР. 1917. N 9. Ст. 145.
Дальнейшее развитие постреволюционного уголовно-процессуального законодательства происходит в Декретах "О суде" от 07.03.1918 N 2 и от 20.07.1918 N 3 <3>.
--------------------------------
<3> Декреты Советской власти. С. 466 - 474; Декрет "О Суде" N 3 // URL: http://rusarchives.ru/statehood/08-20-dekret-o-sude-1919.shtml.
Как следует из положений Декрета N 2, создаются окружные народные суды в составе председательствующего и не менее двух постоянных членов на каждое гражданское и уголовное отделение. Окружным народным судам были подсудны все дела, за исключением отнесенных к подсудности местных судов. Вместе с тем, несмотря на появление в Декрете N 2 ч. 6 "О предварительном следствии", в которой указано о его проведении по всем делам, подсудным окружному народному суду, следственными комиссиями в составе трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов до момента проведения прямых выборов, а также положения ст. 8 ч. 4, в которой отмечено, что "судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 года постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов", процедура принятия решения о возбуждении уголовного дела, поводы и основания к его возбуждению также не указаны.
Развитие полномочия местных судов получили в Декрете N 3, в соответствии с которым стали подсудны все уголовные дела о преступлениях и проступках, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Их рассмотрение отнесено к ведению Окружных народных судов.
Важная новелла Декрета "О суде" N 3 - процессуальное закрепление необходимости принятия решения о возбуждении уголовного дела, вынесение соответствующего постановления местным народным судом или следственной комиссией, на что указано в ст. 6 Декрета.
Первоначально законодатель в лице Народного комиссариата юстиции РСФСР 23.07.1918 принимает Постановление "Об организации и действии местных народных судов, инструкция" и в ст. 15 указывает, что производство в местном суде начиналось по просьбе граждан; по предложениям Советов и должностных лиц; по собственному усмотрению суда, но лишь в тех случаях, когда суд в лице одного или нескольких его членов наблюдал нарушение закона.
Всероссийским центральным исполнительным комитетом 30.11.1918 издается Декрет "О народном суде РСФСР" <4>, из ст. 28 которого следует, что "производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей, возлагается на следственные комиссии, уездные и городские", которые приступают к производству предварительного следствия "по заявлениям граждан, сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению народного суда, по усмотрению самой комиссии" (ст. 32). Причем в ст. 35 Декрета указывается, что комиссии "возбуждают следствие".
--------------------------------
<4> Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 30.11.1918 "О народном суде РСФСР". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU;n=18812;req=doc.
Декретом Совета народных комиссаров 10.07.1919 "Об утверждении и введении в действие Положения о полковых судах" вводится еще один необоснованно забытый повод к началу расследования - "явка с повинной".
Вопрос процессуальной регламентации возбуждения уголовного дела получает дальнейшее развитие 18.03.1920, когда Всероссийским центральным исполнительным комитетом принимается Декрет "О революционных трибуналах (положение)" <5>, в соответствии со ст. 1 которого "поводом к начатию дел... могут быть... всякое заявление граждан или сообщения должностных лиц, административных мест, военных и гражданских судебных властей, явка с повинной, равно как и постановление самого Трибунала, вынесенное им в судебном заседании при рассмотрении иного дела. Трибуналы направляют в этих случаях все поступившие к ним заявления в Чрезвычайные Комиссии для расследования".
--------------------------------
<5> Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 18.03.1920 "О революционных трибуналах (положение)". URL: http://ru.wikisource.org.
Регламентация уголовно-процессуальных вопросов в различных нормативно-правовых документах, отсутствие единого кодифицированного источника права привели к объективной необходимости систематизации имеющихся положений, и дальнейшее развитие процессуального оформления решения о возбуждении уголовного дела получило в Постановлении ВЦИК от 25.05.1922 "Об уголовно-процессуальном кодексе" <6>, в соответствии со ст. 112 которого "следователь, получив сведения или материалы о совершившемся в его участке преступлении, ему подследственном, обязан не позднее 24 часов по арестантским делам и 48 часов по всем остальным делам, приступить к производству следствия, составив о том постановление, копия которого немедленно направляется к прокурору" <7>. Таким образом, впервые было закреплено правило вынесения постановления при начале производства следствия.
--------------------------------
<6> Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 25.05.1922 "Об уголовно-процессуальном кодексе". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU;n=4006;req=doc.
<7> УПК РСФСР от 25.05.1922. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1331.htm.
УПК РСФСР установил такие понятия, как "возбуждение уголовного дела" (ст. 96), "возбуждение уголовного преследования" (ст. ст. 31 и 98) и "возбуждение производства по уголовному делу" (глава 7), не установив каких-либо юридических различий в их толковании.
В УПК РСФСР 1922 года в ст. 96 установлено, что поводами к возбуждению уголовного дела являются заявление граждан и различных объединений и организаций, сообщение правительственных учреждений и должностных лиц, явка с повинной, предложение прокурора, а также непосредственное усмотрение органов дознания, следователя или суда.
Впервые на законодательном уровне вводится такое юридическое понятие, как "основание возбуждения уголовного дела". В ст. 101 УПК РСФСР сказано "о наличии в заявлении указаний на состав преступления", но буквальное толкование положения статьи свидетельствует о его распространении только на п. 1 ст. 96.
Анализ главы 7 отдела второго УПК РСФСР 1922 года "Возбуждение производства по уголовному делу" свидетельствует, что ряд положений Устава уголовного судопроизводства нашел свое отражение в первом кодифицированном источнике уголовного процесса РСФСР. Это касается заявления граждан, которые в соответствии со ст. 97 могут быть как письменными, так и устными с внесением сведений в протокол, анонимных заявлений - ст. 98, которые не могут являться поводом к возбуждению уголовного преследования до их предварительной негласной проверки органами дознания, а также оснований отказа в возбуждении уголовного преследования и его прекращение - ст. 4.
Но появляются и новеллы - отказ в возбуждении уголовного преследования за отсутствием жалобы потерпевшего по делам о преступлениях, возбуждаемых не иначе, как по таковым жалобам, отказ в возбуждении уголовного преследования при отсутствии в действиях, приписываемых обвиняемому, состава преступления, а также отказ в производстве дознания или предварительного следствия и сроки его обжалования.
Первый кодифицированный источник советского уголовного процесса просуществовал недолго, поскольку менее чем через год в соответствии с Постановлением ВЦИК от 11.11.1922, утвердившим Положение "О судоустройстве РСФСР" <8>, он был принят в новой редакции и введен в действие 15.02.1923 <9>.
--------------------------------
<8> Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 11.11.1922 "О введении в действие положения о судоустройстве РСФСР". URL: http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1438.htm.
<9> Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 15.02.1923 "Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР". URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1524.htm.
Положения главы УПК РСФСР 1923 года, регламентирующей возбуждение производства по уголовному делу, остались прежними, а первые изменения были внесены Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 09.02.1925 "О дополнении УПК статьями 4-а, 203-а, 222-а" <10>. В соответствии со ст. 4-а прокурор и суд имели право отказать в возбуждении уголовного преследования даже в случае наличия в действиях лица, привлекаемого к уголовной ответственности, признаков преступления, предусмотренного УК, в связи с отсутствием общественной опасности вследствие незначительности, маловажности и ничтожности последствий, а равно когда возбуждение уголовного преследования представлялось явно нецелесообразным.
--------------------------------
<10> Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 09.02.1925 "О дополнении УПК статьями 4-а, 203-а, 222-а". URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2352.htm.
Таким образом, в уголовном процессе появляется понятие "целесообразность уголовного преследования", в соответствии с которым уполномоченные законом должностные лица - прокурор и судьи - получили право по собственному усмотрению, то есть с субъективных позиций, решать вопрос о возбуждении уголовного дела исходя из собственного представления, а не требований положения материального и процессуального законов, что могло привести к принятию явно незаконных решений.
Данное положение просуществовало до вступления в законную силу УК РСФСР в 1926 году <11>, оно было исключено в соответствии с требованиями примечания к ст. 6.
--------------------------------
<11> Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 22.11.1926 "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР". URL: http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=901757374&nh=1.
Таким образом, следует отметить, что постреволюционное законодательство заложило новые предпосылки для развития института проверки сообщения о преступлении.
Литература
1. Декреты Советской власти. М.: Государственное издательство политлитературы, 1957. Т. I. С. 124 - 126.
2. Декрет ВЦИК от 30.11.1918 "О народном суде РСФСР". URL: http://base.consultant.ru.
3. Декрет ВЦИК от 18.03.1920 "О революционных трибуналах (Положение)". URL: http://ru.wikisource.org.
4. УПК РСФСР от 25.05.1922. URL: http://www.libussr.ru.
5. Постановление ВЦИК от 25.05.1922 "Об уголовно-процессуальном кодексе". URL: http://base.consultant.ru.
6. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 "О введении в действие Положения о судоустройстве РСФСР". URL: http://libussr.ru.
7. Постановление ВЦИК от 15.02.1923 "Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР". URL: http://www.libussr.ru.
8. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 09.02.1925 "О дополнении УПК статьями 4-а, 203-а, 222-а". URL: http://www.libussr.ru.
9. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР". URL: http://www.kodeks-luks.ru.
10. Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 16.12.1917 "О производстве арестов, обысков, выемок и всяких иных следственных действий только по ордерам следственных и судебных учреждений" // СУ РСФСР. 1917. N 9. Ст. 145.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.