Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УЧИТЕЛЯ УХОДЯТ... УЧИТЕЛЯ ВСЕГДА РЯДОМ С НАМИ...
Н.А. КОЛОКОЛОВ
Современные исследователи уголовного судопроизводства все больше задумываются об истории развития данной отрасли права. История отрасли неотделима от истории науки, следовательно, неотделима и от обращения к трудам ученых, эту науку творивших. Очевидно также и то, что любая историческая тема не будет раскрыта, если исследователь не уделит достаточного внимания личности специалистов, деятельность которых когда-то была воплощена в концепциях и законах, монографиях и учебниках, лекциях и кропотливом наставничестве. Иными словами, история уголовного судопроизводства немыслима без обращения к личности Учителей наших.
Судьба многих из них трагична, еще большее число Учителей незаслуженно забыты. Причина одна: незрелость нашего общества, которое, как малолетний ребенок, все еще не в силах расстаться с наивной мечтой о том, что жизнь можно начать с начала или, как принято говорить, "с чистого листа". Вместе с тем бытие наше предопределено жизнью всех предыдущих поколений. Данное общее правило в полной мере распространяется и на процессуалистику. Внимательное изучение прошлого позволяет лучше понять современное, в очередной раз убедиться в том, что новое - зачастую не более чем основательно забытое старое.
Россия - общество, большинство членов которого (в основном - бывшие крепостные, юридически это не совсем люди, предметы купли-продажи) начиная с середины XIX в. то прозябают в безделье (в большинстве населенных пунктов запустение), то увлекаются мистификациями (коммунизм к 1980 г.), то беспомощно топчутся на месте, демонстрируя амбиции, несмотря на полное отсутствие способностей исполнить торжественно обещанное (последняя судебно-правовая реформа). Отечественное уголовное судопроизводство, точнее - бесконечная череда его модернизаций и контрмодернизаций, - яркое тому свидетельство.
Поэтому обращение к личности ученых, творивших как во времена демократии царской, "демократии" советской, а равно в период постсоветской "воли", позволит уяснить социальную составляющую уголовного процесса, правильно понять его истинные, а не декларируемые цели и задачи.
С сожалением приходится констатировать, что истории уголовного судопроизводства как самостоятельного устойчивого направления в науке уголовно-процессуального права пока нет, будем надеяться, что исследователи этой проблематики появятся уже в ближайшее время. Предпосылок к осмыслению и переосмыслению прошлого предостаточно. Во-первых, изменилось отношение к истории как науке. Теперь она - не только не "служанка" правящей элиты, а и инструмент для получения объективной информации. Во-вторых, появилось осознание, что предшественники наши ни в чем нам не уступают, а во многом даже и превосходят. В-третьих, и это главное, кем бы мы были, если бы не наши Учителя?
Учителя наши - Велики. Именно поэтому они простят нам наши ошибки, наше зазнайство, наше неуважение к ним. В то же время то положительное, что ими было когда-то вложено в нас, рано или поздно прорастет. В этой связи хотелось бы пригласить искушенного мудростью читателя журнала к разговору о наших Учителях. Давно пора воздать им должное.
Двадцатого августа 2011 г. научная общественность отметит 90-летие со дня рождения П.А. Лупинской. Личность этого ученого, преподавателя, человека уникальна во многих отношениях. Очевидна и причина всеобщего уважительного отношения к ней: уголовное судопроизводство Полина Абрамовна, в отличие от очень и очень многих, воспринимала как стабильный и самодостаточный социально-правовой институт. Такой подход к осознанию действительности позволил ей свободно творить как в условиях "тоталитарного социализма", так и в период поголовного увлечения "модными учениями".
Такие категории уголовного процесса, как обвинение, защита, доказывание, суд, судебное решение, известны всем формациям, переживут они и нас. Все это хорошо понимала П.А. Лупинская. В каких условиях ей бы ни приходилось исполнять свой долг ученого, преподавателя: на лекции в студенческой аудитории, на НКС в Верховном Суде РФ, в учебнике, монографических исследованиях, - всюду это была одна и та же Полина Абрамовна, спокойная и рассудительная, терпеливая и настойчивая, объективная и уверенная, ибо она знала главное: суть процесса - в предназначении уголовного суда в обществе.
Полина Абрамовна прожила яркую и замечательную жизнь. Она родилась в Москве на заре нэпа (20 августа 1921 г.). Окончив школу в разгар сталинских репрессий, П.А. Лупинская поступила в Первый государственный юридический институт (1939 г.).
В годы Великой Отечественной войны она, еще студентка, призвана в следственные органы. В 1941 - 1945 гг. Полина Абрамовна сначала народный следователь прокуратуры Центрального района г. Барнаула, затем прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Алтайского края, в 1944 г. ей присвоен классный чин - "юрист первого класса".
После войны Полина Абрамовна поступила в аспирантуру Всесоюзного института юридических наук, а в мае 1950 г. ей уже присуждена ученая степень кандидата юридических наук (диссертация - "Пересмотр приговоров в советском уголовном процессе", 1949 г.).
С января 1951 г. и до конца жизни трудовая деятельность П.А. Лупинской была связана с ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА, где она прошла путь от старшего преподавателя до заведующего кафедрой уголовно-процессуального права. В данной должности П.А. Лупинская проработала три десятка лет!
В этот период она не только подготовила и защитила докторскую диссертацию "Теоретические основы принятия решений в советском уголовном процессе" (1973 г.), но и по праву вошла в немногочисленный "клуб" ведущих процессуалистов СССР. Вскоре "в доктора пойдет середняк", число позиционирующих себя учеными вырастет на пару-тройку порядков, однако благоговейное отношение к П.А. Лупинской с годами будет только усиливаться.
Полина Абрамовна - редактор одного из лучших Учебников "Уголовно-процессуальное право РФ". Корни этой уникальной книги <1> уходят в самое начало 90-х, последние ее издания - итог длительной эволюции научной мысли. Автору первых трех глав учебника - П.А. Лупинской удалось сделать практически невозможное: 1) с твердых научных позиций объяснить сущность и предназначение уголовного процесса; 2) разъяснить содержание "текущего" законодательства.
--------------------------------
<1> См.: Колоколов Н.А. Гимн судебному праву // ЭЖ-Юрист. 2009. N 10(565). С. 15 - 16; Он же. Российская наука в поисках оптимального формата учебника уголовного процесса // Юридический мир. 2009. N 6. С. 56 - 61; Он же. Учебник, опередивший время // Lex Russica. Научные труды МГЮА. 2010. N 3 (май). С. 533 - 539.
Трудно не согласиться с уважаемым профессором в том, что государство, реализуя правозащитную функцию, обязано принять исчерпывающие меры для защиты прав и законных интересов личности; реализация данной функции осуществляется в том числе путем организации уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления. Очевидно также и то, что максимальное приближение судебного разбирательства к моменту совершения преступления - одна из гарантий обоснованного и справедливого решения по делу. В то же время П.А. Лупинская справедливо отмечает, что борьба с преступностью не единственная цель уголовного судопроизводства, так как оно - далеко не самый действенный способ борьбы с социальными явлениями.
Радует определенность автора в толковании понятий "уголовный процесс" и "уголовное судопроизводство": между ними поставлен знак равенства, ибо иное возводило бы в ранг доказательств данные, получаемые за рамками судопроизводства. Следствие бывает предварительным и судебным, а тот факт, что следователи в России "не судебные", доказательства собирают такие случайные в уголовном процессе лица, как дознаватели, - не более чем отечественная специфика. Сказать об этом "открытым текстом" авторы Учебника по понятным причинам не могли, что не меняет сущности отстаиваемой ими позиции.
Нет у П.А. Лупинской и сомнений относительно типа российского уголовного процесса, между строк читается: до 1991 г. он был репрессивным, то, что таким же он остался, видно из постановлений Европейского суда по правам человека. Неслучайно отдельный параграф Учебника посвящен подробнейшему анализу Концепции судебной реформы, осуществление которой предполагало трансформацию российского уголовного процесса из инквизиционного в состязательный.
Анализ уголовно-процессуального закона, осуществленный П.А. Лупинской, - настоящий гимн судебному праву. В Учебнике цитируются постановления и определения Конституционного Суда РФ, раскрывается их значение для совершенствования уголовно-процессуального законодательства, правоприменительной практики. Значительное внимание уделено постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. Особую значимость имеет приведение на страницах Учебника основных принципов и норм международного права, изложение постановлений Европейского суда по правам человека.
Основной вопрос уголовного процесса - это вопрос о доказанности. Раздел, посвященный доказательствам и проблемам доказывания, выдержан в духе лучших демократических традиций. Авторы Учебника прекрасно понимают, что не истину ищут дознаватель, следователь, прокурор, суд и адвокат, а присущими каждому из них методами и способами социальный конфликт разрешают. Для умиротворения общества не истина нужна, а уверенность в том, что зло справедливо наказано, оно не повторится. На пути следователя и суда абсолютная истина - ложная цель. Следователь, увлеченный ее поиском, никогда не направит уголовное дело в суд. Суд, обремененный ее поиском, никогда не постановит приговора. Принцип процессуальной экономии гласит: доказательств по уголовному делу должно быть не больше, чем это нужно для убеждения суда, а вместе с ним и всего общества в виновности конкретного лица. Само собой разумеется, что информация, положенная в основу приговора, должна быть достоверной.
Ориентировав одновременно и следователя, и суд на поиск абсолютной истины, мы, с одной стороны, побуждаем их к поискам не только недостижимых, но и никому не нужных сведений. С другой стороны, неизбежно подталкиваем к нарушению прав участников процесса, поскольку оказывается, что для общества важны не они, а некая абсолютная истина. Данный тезис разделяется далеко не всеми процессуалистами, особенно воспитанными в духе ортодоксального материализма, склонными по идеологическим причинам к преувеличению роли уголовной репрессии в приближении светлого будущего.
Убытки от преступности огромны, ее жертвы невосполнимы, однако, несмотря на это, основная проблема социальных неурядиц не в ней, а в природе общества, отстаивающего свое право на существование в мире, переполненном антагонизмами. Последний экономический кризис в считанные месяцы нанес человечеству такой ущерб, который всему преступному сообществу и не снился, а ведь реальных виновных нет. Возможно, десяток-другой "стрелочников" когда-то и отыщут (чего не сделаешь в целях умиротворения общественного сознания), но изменит ли это суть проблемы?
Перу Полины Абрамовны принадлежат монографические работы "Законность и обоснованность решений в уголовном судопроизводстве" (1972 г.), "Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы" (1976 г.), "Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика" (2006, 2010 гг.).
П.А. Лупинская участвовала в разработке проекта Основ уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УПК РСФСР 1960 г., подготовке теоретической модели уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и РСФСР (1990 г.), модельного УПК для государств - участников СНГ (1996 г.), проекта УПК РФ в Министерстве юстиции РФ.
Авторитет Полины Абрамовны Лупинской признавался не только научной общественностью, но и практическими работниками. На протяжении последних 30 лет она входила в состав ряда научно-консультативных органов. С 1973 г. - член НКС при Верховном Суде СССР, РСФСР и РФ, с 2000 г. - член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, с 2002 г. - член НКС при Генеральной прокуратуре РФ, а с 2005 г. - член НКС при Адвокатской палате РФ.
За заслуги в области высшего образования СССР Полина Абрамовна награждена нагрудным знаком "За отличные успехи в работе", ей присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки РФ". В числе государственных наград П.А. Лупинской: Орден Почета; медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени; медаль "За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне"; юбилейная медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; юбилейные медали "В память 800-летия Москвы", "В память 850-летия Москвы"; медаль "Ветеран труда".
Данный номер мы посвящаем светлой памяти Полины Абрамовны. Ученые, ее коллеги по работе, ученики делятся своими воспоминаниями, в очередной раз анализируют ее работы, восхищаются ими и, конечно же, учатся.
А поучиться есть чему! Полина Абрамовна умела поставить вопрос, что называется, ребром. Помню неудачную попытку декларировать право судов на апелляционные процедуры, без закрепления их регламента в УПК РФ. Несмотря на то что за этим проектом стояли весьма влиятельные лица, П.А. Лупинская была категорически против. Что из явно безнадежной затеи получилось, известно. Пленум Верховного Суда РФ ясно дал понять: вне закона работать не будем. В этой связи помню полную сарказма фразу П.А. Лупинской на НКС в Верховном Суде РФ: "А куда попрятались инициаторы мертворожденной нормы?" Инициаторы тогда были при должностях. Сочли за благо промолчать...
Или такой пример. На одной из конференций я предложил тему выступления "УПК РФ - плохо сбалансированная система в чужеродной среде" <2>. Полина Абрамовна на трибуну меня не пустила. Я, ответила она, учу студентов, что закон - святое, а вы что предлагаете? Спустя некоторое время в очередной раз убедился: права была Полина Абрамовна. Меня не смогли понять даже специалисты, претендующие на "особое мнение" в уголовном процессе <3>. Как говорила П.А. Лупинская, "важно не только рассказать, а объяснить". От себя добавлю: автор должен учитывать менталитет читателя.
--------------------------------
<2> Колоколов Н.А. УПК РФ - плохо сбалансированная система в чужеродной среде // Уголовное судопроизводство. 2007. N 1. С. 1 - 2; Он же. УПК РФ - плохо сбалансированная система в чужеродной среде // Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологические и юридико-технические проблемы). К 175-летию Свода законов Российской империи: Мат-лы международного круглого стола. Институт государства и права РАН (Москва, 18 - 19 января 2008 г.) / Под ред. проф. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана. Н. Новгород, 2008. С. 431 - 434. В материалах конференции работа вышла под названием, предложенным П.А. Лупинской; Колоколов Н.А. Удалось ли законодателю создать новый, гармоничный в юридико-техническом отношении УПК // Материалы Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы уголовного судопроизводства: вопросы теории, законодательства, практики применения" (к 5-летию УПК РФ). М.: МГЮА, 2007. С. 49 - 52.
<3> См.: Плотников И.В., Хырхырьян М.А. Пределы воли председательствующего в судебном заседании // Уголовный процесс. 2010. N 11. С. 60 - 67. Мой ответ данным авторам: Колоколов Н.А. Осторожно - воинствующие защитники! // Юридическая газета. 2011. N 1-2. С. 7 - 8.
Нет теперь в наших рядах профессора П.А. Лупинской. Не только ее. Недавно скончались И.Л. Петрухин, Н.В. Радутная... Когда верстался номер, пришло прискорбное известие о кончине Зои Филипповны Ковриги, малость не дожившей до своего 75-летия.
Учителя уходят... Учителя навсегда вместе с нами...
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.