Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Е.В. БЫКОВА
Одно из центральных мест в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства занимает уголовное преследование, вернее, его передача в порядке оказания правовой помощи.
Этому важному и связанному с большими сложностями на практике вопросу в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отводятся лишь две статьи - 458 и 459.
Данные нормы предусматривают направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования как из России, так и на ее территорию. Если в первом случае речь идет об иностранце, совершившем преступление в России и затем покинувшем ее территорию, вследствие чего производство процессуальных действий с его участием стало невозможным, то во втором в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направляются материалы уголовного дела в отношении российского гражданина.
По правилам международного сотрудничества и в том и в другом случае при исполнении запроса об осуществлении уголовного преследования расследование и судебное разбирательство производится по правилам национального законодательства, исполняющего запрос государства.
Следует подчеркнуть, что в ст. 459 говорится не только о запросе об осуществлении уголовного преследования, но и возможности возбуждения уголовного дела на территории Российской Федерации, т.е. объем правовой помощи несколько шире.
Учитывая, что международное сотрудничество базируется на договорно-правовой основе или принципе взаимности, а основной поток запросов о правовой помощи приходится на государства - участники СНГ, необходимо остановиться на основополагающем документе в этой сфере - Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минской конвенции) и Протоколе к ней.
В указанной Конвенции этим проблемам уделяется значительное внимание и отводится отдельная часть II, которая так и называется "Осуществление уголовного преследования" и состоит из шести статей.
Особенно важно, что осуществление уголовного преследования является обязанностью Договаривающихся Сторон, а имеющие место гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, при наличии соответствующего ходатайства о возмещении ущерба рассматриваются в данном деле. Сразу оговоримся, что в нормах Конвенции в отличие от Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации речь идет не о запросе, а о поручении об осуществлении уголовного преследования. В этой связи отметим, что в разных международно-правовых документах используется следующая терминология: запрос, поручение, ходатайство. Все эти термины имеют равное значение.
Немаловажным обстоятельством для надлежащего осуществления уголовного преследования является четкое соответствие перечню реквизитов поручения и прилагаемым к нему документам.
В свою очередь, на запрашиваемую Договаривающуюся Сторону возлагается обязанность уведомить запрашивающую Сторону о результатах уголовного преследования.
Обе Договаривающиеся Стороны в соответствии со ст. 76 Минской конвенции должны учитывать как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства независимо от того, на чьей территории они возникли.
Помимо этого в части II урегулирован порядок рассмотрения уголовных дел, подсудных судам двух или нескольких Договаривающихся Сторон.
Не умаляя достоинств Минской конвенции и в том числе той исторической роли, которую она сыграла в международном сотрудничестве в рамках СНГ и продолжает оставаться основополагающим документом, по крайней мере для России, на сегодняшний день можно констатировать, что многие ее положения не отвечают потребностям современной практики.
Для повышения качественного уровня международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью была разработана новая редакция Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в 2002 г. в г. Кишиневе, которая, к сожалению, до сих пор не ратифицирована Россией.
Кишиневская конвенция включает в себя много новых положений, значительно облегчающих и повышающих эффективность международного сотрудничества, а соответственно и борьбы с преступностью.
Применительно к рассматриваемым вопросам осуществлению уголовного преследования отводится также отдельная часть III, насчитывающая уже 12 статей. Здесь помимо вопросов, которые нашли отражение в Минской конвенции, регламентируются такие важные проблемы, как: взятие под стражу собственных граждан до получения поручения об осуществлении уголовного преследования; порядок сношений по вопросам уголовного преследования; переход юрисдикции; порядок передачи уголовных дел, находящихся в производстве судов; объединение уголовных дел; отказ в осуществлении уголовного преследования.
Отдельного внимания заслуживает положение об обязанностях Договаривающихся Сторон осуществлять уголовное преследование также в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на их территориях, в случаях отказа в их выдаче. То есть закреплен принцип международного сотрудничества "выдай или суди".
Новым и важным положением стала невозможность назначения наказания более строгого, чем предусмотрено законодательством запрашивающей Договаривающейся Стороны.
Для надлежащего и своевременного осуществления уголовного преследования в текст Кишиневской конвенции включена статья, регламентирующая взятие под стражу собственных граждан до получения поручения об осуществлении уголовного преследования, о чем незамедлительно уведомляется запрашивающая Договаривающаяся Сторона. Причем в данном случае установлен предельный срок - 40 дней - для получения соответствующего поручения, в противном случае лицо, взятое под стражу, освобождается. В этой новой статье определен порядок, основания, условия и обязательные элементы ходатайства запрашивающей Договаривающейся Стороны.
С целью предотвращения коллизионных ситуаций, связанных с осуществлением уголовного преследования, в Конвенции предусмотрена норма о переходе юрисдикции, в которой содержится правило о невозможности запрашивающей Стороны привлекать лицо к ответственности после того, как запрашиваемая Сторона примет в порядке оказания правовой помощи уголовное дело к своему производству.
Обеспечению неотвратимости наказания также будет способствовать правило об объединении уголовных дел.
Упорядочению правовой помощи по осуществлению уголовного преследования послужит и новелла Конвенции, содержащая перечень обстоятельств, влекущих отказ в ней и обязательное уведомление об этом запрашивающей Стороны в течение 10 дней.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение Кишиневской конвенции существенно повысит качество и эффективность международного сотрудничества в рамках СНГ, уровень правовой защиты его граждан и будет способствовать гармонизации законодательства Договаривающихся Сторон.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.