Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ И НАКАЗАНИЯ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ ЧЕРКЕСОВ <1>
(КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)
А.С. ГУКОВ
--------------------------------
<1> Черкесы (адыги) - общее название автохтонного населения западной и центральной частей Северного Кавказа. Этническими черкесами (адыгами) являются современные шапсуги, адыгейцы, кабардинцы и черкесы. В настоящей работе обозначения "адыги" (адыгский) и "черкесы" (черкесский) принимаются в качестве синонимов, т.к. первое является самоназванием - эндоэтнонимом, а второе - экзоэтнонимом, общепринятым названием народа.
Гуков Алибек Сафарович, кандидат юридических наук, доцент кафедры "Теория и история государства и права" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".
Нормы, регламентирующие уголовные отношения, составляли важную часть обычного права черкесов в конце XVIII - первой половине XIX века.
Круг деяний, признававшихся преступными, был весьма широк, впрочем, как и видов наказаний. Преступным в первую очередь признавалось поведение, которое было опасным с точки зрения господствующих сословий.
Преступлением признавалось причинение физического, морального и материального вреда потерпевшему, вина при этом особого значения не имела. В середине XIX века Л.Я. Люлье в своем труде "Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухажцев" отмечал: "По господствующим у горцев понятиям, преступность определяется не по качеству морального побуждения, а скорее только по количеству наносимого ущерба. Потому и самое наказание ограничивается наказанием вещественным, основанным на простой сделке" [1, с. 43].
Правонарушения, содержащиеся в известных нам уголовных нормах черкесского обычного права, в зависимости от объекта посягательства можно разделить на три группы:
а) преступления против личности;
б) преступления против собственности;
в) военные преступления.
В свою очередь, преступления против личности и преступления против собственности, в зависимости от степени и характера опасности для охраняемого объекта, а также особенностей санкций, предписываемых обычно-правовыми нормами, подразделяются на два вида.
К первому виду относятся посягательства, совершение которых порождало право и обязанность потерпевшей стороны совершения кровной мести в отношении виновной стороны. Только в случае, если месть по разным причинам не свершалась и дело доходило до разбирательства в суде, виновные подвергались имущественным платежам или иным наказаниям, установленным обычным правом. К преступлениям этого вида можно отнести "убийство и поранение, в особенности глав рода и семьи, изнасилование и бесчестье женщин, побои плетью или оружием, явный грабеж" [2, с. 316].
Ко второму виду относятся посягательства, которые являлись менее опасными, и обычное право допускало добровольное примирение. Если же оно не происходило, то дело подлежало рассмотрению в суде. К таким преступлениям относились, например, "простые личные обиды, воровство, поджог" [2, с. 317].
Главной чертой наказания, как и преступления, была сословность.
Преобладающая часть наказаний носила имущественный характер и назначалась в соответствии с системой композиций. Помимо уплаты "цены крови" могли быть применены также следующие виды наказаний: изгнание или высылка семьи преступника, разлучение и продажа семьи крепостного врозь, разграбление имущества виновного с одновременной продажей членов семьи в разные места, содержание и воспитание детей потерпевших до их совершеннолетия и их снаряжение всем необходимым за счет виновного. Высылка или изгнание (различие между этими наказаниями в том, что первое совершалось на определенный срок, а второе - навсегда) являлись дополнительными наказаниями к выплате композиции "за кровь". Также назначались примирительные угощения.
Наказание назначалось в зависимости от сословной принадлежности сторон. Так, высылка или изгнание применялись только в том случае, если потерпевший и виновный были князьями или тлекотлешами (дворяне первой степени). За убийство князем или уорком (дворянином) человека нижестоящего сословия высылка или изгнание не применялись. Разлучение или продажа разным хозяевам допускались только в отношении крепостных, совершивших убийство и не имеющих возможности откупиться. Разграбление имущества не применялось в отношении князей и тлекотлешей [3, с. 82 - 83], они "не платят никому никакой подати и ни за какие преступления, ими сделанные, не лишаются по черкесским обычаям своего достоинства, а ответствуют за оные штрафом, какой судом будет определен" [2, с. 107 - 108].
Для людей знатных и простых, но свободных в качестве наказания был предусмотрен главным образом имущественный платеж, а к крепостным могли применяться и телесные наказания, вплоть до причинения смерти. Впрочем, это наказание не налагалось судом, а применялось владельцем, который отвечал в суде за противоправные деяния подвластного лица своим имуществом. Крепостной также мог быть временно передан истцу для отработки нанесенного ущерба. Если же преступник был неисправим и приносил частые неприятности своему хозяину, тот мог его убить либо продать.
Уголовное обычное право адыгов содержало два основополагающих института, которые заслуживают самостоятельного рассмотрения, чего рамки настоящей работы сделать не позволяют: кровной мести [4] и системы композиций [5, с. 227 - 241; 6, с. 75 - 79].
К преступлениям против личности черкесское обычное право относило:
а) преступления против жизни;
б) преступления против здоровья;
в) преступления против свободы;
г) преступления против чести и достоинства;
д) половые преступления.
Преступления против жизни. Нормы, запрещающие и карающие причинение смерти другому человеку, являются неотъемлемой частью всех правовых систем. Не является исключением в этом плане и обычное право адыгов (черкесов), все своды норм которого содержат упоминание об убийстве как противоправном поступке.
Обычное право адыгов разделяло причинение смерти на умышленное и неосторожное, о чем можно сделать вывод по выдержкам из статей, устанавливающих ответственность за убийство: "если кто без причины кого-либо убьет", "если кто нечаянно убил", "по мщению или другому поводу" [5, с. 226 - 227]. Но, как указывает И.Л. Бабич, при вынесении решения суд не дифференцировал наказание в зависимости от формы вины [7, с. 77 - 78]. Умышленность убийства определялась не наличием умысла в убийстве, а наступившими последствиями при сознательном нанесении удара. Поэтому ранение, впоследствии повлекшее смерть потерпевшего, расценивалось как убийство.
Интересным моментом является то, что при назначении наказания важную роль играло орудие преступления. Смерть от благородного оружия, каким считались сабля и кинжал, была достойной, в отличие, к примеру, от смерти от удара топором или палкой. Во втором случае деяние каралось строже, так как включало штраф "за бесчестие" [1, с. 51].
В качестве общего для всех деяний, признаваемых обычным уголовным правом адыгов преступлениями, отягчающего обстоятельства выступало совершение преступления против гостя или лица, выполняющего распоряжение князя.
Исходя из сведений, содержащихся в документе "Об адате и о нравах и обычаях племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта", подготовленном в 1847 году капитаном Генерального штаба М.Я. Ольшевским, ответственность за убийство мужчин, женщин и детей была одинаковой [8, с. 190].
Обычное право адыгов с особой тщательностью оберегало жизнь представителей высших сословий. За убийство князя налагался штраф таких размеров, что уплатить его могли очень немногие. Как отмечает В.К. Гарданов, плата за кровь адыгского князя принималась его родственниками лишь в том случае, если убийца был равного социального положения [5, с. 234 - 235]. В обратном случае никакого материального возмещения не принималось, а убийца со всем своим семейством подлежал выдаче родственникам убитого князя, которые принимали решение об их судьбе (смерть или продажа в рабство) [9, с. 81]. По свидетельству барона К.Ф. Сталя - составителя "Этнографического очерка черкесского народа", "лицо, покусившееся на жизнь князя, будет непременно истреблено с целым семейством" [10, с. 267]. Статус адыгского князя был на Кавказе исключительным, а цена крови настолько велика, что даже феодальная знать других горских народов не решалась поднять на него руку. В литературе со ссылкой на архивные документы приводится информация о том, что кабардинский князь из фамилии Атажукиных был убит неизвестным карачаевцем. Убийца найден не был, поэтому ответственность была возложена на весь народ Карачая. Назначенная родственниками убитого цена крови была настолько высокой, что всего имущества карачаевского народа не хватило бы на ее возмещение [5, с. 235].
Приведем некоторые нормы обычного права адыгов, определяющие наказание за убийство:
- "смертоубийство, нанесение раны, а также разного рода личные обиды и оскорбления не подлежат разбирательству суда, но преимущественно решаются мщением.
- За убийство князя или старшины платится сто голов (имеются в виду так называемые сха - А.Г.), что составляет около трех тысяч рублей серебром.
- За убийство первостепенного узденя и муллы полагается 30 голов.
- За убийство второстепенного узденя - 15 голов.
- За убийство третьестепенного узденя - 5 голов.
- За убийство 2-й и 3-й степени узденей виновный платит 15 душ в пользу родственников убитого.
- За убийство узденя пшехао или княжеского взыскиваются с виновного три семьи, из коих каждая должна состоять не менее как из 6-ти душ; из этих трех семейств (надо полагать, крепостных. - А.Г.) одно берет князь, а два отдает ближайшим родственникам убитого. Когда же убийца не в состоянии уплатить требуемого, то со всем семейством делается крепостным.
- За убийство простого кабардинца платится два человека, из них один отдается владельцу, а другой семейству убитого.
- Когда уздень, поссорившись со своим чагаром, его убьет, то обязан семейству убитого дать человека или брата убитого отпустить на волю.
- Если кто нечаянно убил, то за кровь платит 1500 руб. серебром ближайшему наследнику.
- Кто убьет раба, тот подлежит праву мщения со стороны его хозяина; цены крови не полагается, но уплачивается стоимость убитого.
- Князь, убив в ссоре своего узденя, обязан сына его или брата (малолетних) взять в дом и содержать на всем своем иждивении до совершенного возраста; когда же они возмужают, он им дает лошадей, шашки, ружья, весь конский прибор, полную одежду" [1, с. 51; 2, с. 120 - 121, 143, 226, 227; 10, с. 265; 8, с. 190 - 191].
Таким образом, убийство являлось уголовно наказуемым деянием в черкесском обществе. Причинение смерти различалось по форме вины, но на размер компенсации это существенно не влияло, в отличие, например, от орудия убийства. Убийство, совершенное внутри рода или братства, каралось изгнанием преступника, объявлением его вне покровительства указанных коллективов. Изгнание являлось страшным наказанием. С этого момента изгнанника мог обидеть любой, он "не может уже иметь никаких ручательств за свою личную безопасность и жизнь" [1, с. 55].
Обычное право адыгов много внимания уделяло ответственности за преступления против здоровья. Так же как и при убийстве, нанесение раны влекло кровную вражду. Если же стороны решили завершить конфликт мирно, то для возмещения вреда была предусмотрена шкала композиций с учетом тяжести причиненного здоровью вреда, сословной принадлежности потерпевшего, орудия преступления и других условий. Отягчающим обстоятельством, как и при убийствах, являлось совершение преступления против гостя либо лица, выполняющего распоряжение князя.
Примерами норм, определяющих ответственность за причинение телесных повреждений, являются:
- "Нанесенные раны, если дело кончится миролюбивой развязкой, осматриваются посредниками и, судя по степени вреда, который они причиняют, по величине отверстия и, в особенности, по повреждению костей, оплачиваются различными пенями, не больше половины цены крови и не менее ее четверти, если не осталось никакого увечья.
- Удар палкою, если его знак остался заметен, вознаграждается уплатою нескольких сха (если следов от удара нет, то данное деяние относится к категории оскорблений. - А.Г.).
В некоторых нормах даются конкретные размеры компенсации.
- За рану, нанесенную князю или старшине, - 50 голов.
- Первостепенному узденю или мулле - 15 голов.
- Второстепенному узденю - 7 голов.
- Третьестепенному узденю - 2 головы.
- Простому черкесу - 1/3 часть против того штрафа, который платится за убийство его" [1, с. 51; 8, с. 191].
Решение по делам о причинении телесных повреждений суд выносил только после выздоровления потерпевшего, что было необходимо для определения конечного физического вреда.
Преступления против свободы занимали в уголовном обычном праве адыгов важное место, что было следствием их распространенности. Наиболее часто встречавшимся деянием из этой категории являлось похищение человека.
Похищения людей в Черкессии рассматриваемого периода происходили весьма часто. Захватывали всех: мужчин, женщин, девушек, юношей, детей. Причин распространенности данного преступления было несколько. Самая важная из них - торговля живым товаром на Черноморском побережье. Турецкие работорговцы приобретали людей и увозили их за море. Черкесские девушки и юноши очень высоко ценились на невольничьих рынках Турции и Ближнего Востока: первые приобретались для гаремов, вторые - для службы в армии или личной охраны богатых людей. Совершали подобные преступления князья и уорки, для которых работорговля была одной из важнейших статей дохода. Правда, уже в начале XIX века ее размеры резко сократились ввиду того, что воды Черного моря вдоль кавказского побережья патрулировали российские корабли, одной из задач которых и было недопущение торговли людьми.
Другой причиной являлось похищение девушек с целью вступления в брак. Преступным данное деяние считалось в том случае, если оно совершалось против воли родни девушки или если она уже считалась невестой другого мужчины. Подобное преступление давало право ее родственникам и роду жениха мстить похитителю по правилам кровной мести.
Для примера приведем следующие нормы:
- "кто... возьмет у кого девку без согласия родственников и венчания муллы, буйством, подвергается штрафу в 100 рублей серебром сверх калыма" [2, с. 226].
- "Невеста составляет неотъемлемую собственность жениха. Если в то время, когда невеста остается в родительском доме, она будет кем-то похищена, то жених вправе преследовать похитителя и обязан ему мстить" [1, с. 53].
Преступления против чести и достоинства. Черкесы очень щепетильно берегли свою честь и достоинство, о чем свидетельствует, помимо всего прочего, поговорка: "Жизнь продай, купи честь", которая служила своего рода девизом уорков. Нормы обычного права в первую очередь оберегали честь и достоинство правящей верхушки, а о простых адыгах в них говорилось мало. Больше собственного достоинства адыги берегли достоинство рода, так как от этого полностью зависело положение каждого отдельного индивида в обществе.
В качестве преступлений против чести и достоинства можно выделить оскорбление и клевету. Сразу же следует оговориться, что потерпевшим и, следовательно, мстителем по данным преступлениям могло выступать не только лицо, на которое направлено деяние, но и его родственник, что вполне понятно, если учесть роль родственного коллектива в жизни горцев. При этом оскорбление могло совершаться посредством как действия или бездействия (удар палкой, плетью, отказ от невесты), так и слова, например:
- "Удар палкою, если его знак остался заметен, вознаграждается уплатою нескольких сха. Если следов ударов нет, обидчик платит, как и за удар плетью, несколько цю. Эта пеня носит особенное название "пазюеж" и может считаться платою за бесчестие, которое падает на получивших подобный удар.
- Отказаться от невесты без причины, без основательного повода - значит нанести оскорбление ей самой и ее семейству. При этом часть калыма, обыкновенно выплачиваемая предварительно женихом, не возвращается, и даже он в виде пени за отказ должен дополнить к этой части столько, чтобы составилась половина установленного калыма.
- Муж считает для себя высшим оскорблением слышать дурной отзыв о своей жене. Скорее он перенесет брань себе, чем дозволит оскорбить свою жену.
- Кто мужчину будет обличать в прелюбодеянии, а женщину назовет б. и не докажет ясно обвинения посредством двух свидетелей, наказывается 80 ударами (телесные наказания не применялись у адыгов, норма, по-видимому появилась после распространения ислама. - А.Г.).
- Кто оскорбит гостя, в чьем бы доме тот ни был, платит хозяину штраф в одну сха; в случае убийства гостя платят десять сха за бесчестие дома, независимо от цены крови, следующей родственникам убитого.
- Подобное оскорбление (речь идет о похищении невесты. - А.Г.) принадлежит к числу самых нетерпимых обид, в этом случае требования чести обязывают всякого решиться на самые крайние меры для получения удовлетворения.
- Если подерутся два человека, чьи бы ни были, в присутствии князя, на улице или во дворе дома, тогда зачинщик драки платит штраф князю - одну холопку за то, что не соблюдал благопристойности к князю и осмелился драться при нем.
- Буде кто, не зная лично князя, оскорбит его словами или каким-либо поступком, как то: украдет лошадь у него или у его гостя и в прочих подобных случаях, князь имеет право взыскать с виновного пеню или штраф, впрочем, не всегда определительный.
- Кто к какому князю едет из других мест и, не доезжая до жилища князя, будет ограблен на дороге, а воры откроются, то с них взыскивается за бесчестье восемь лошадей и холопка за то, что ограбили едущего к князю" [1, с. 51 - 53; 2, с. 225 - 226; 8, с. 18 - 24; 11, с. 227].
Половые преступления. К предыдущей группе преступлений непосредственно примыкают половые преступления, которые в дошедших до нас сборниках обычного права представлены двумя деяниями - изнасилованием и прелюбодеянием. Адаты уделяют очень большое внимание преступлениям этой группы, о чем свидетельствует, во-первых, количество норм, посвященных изнасилованию и прелюбодеянию, а во-вторых, отнесение их к кругу деяний, за которые полагается кровная месть. Изнасилование девушки или женщины, как и попытка изнасилования, обыкновенно влекли немедленное убийство преступника, но если этого не случилось, то возможен был и мирный вариант разрешения конфликта - виновный мог жениться на потерпевшей или выплатить цену крови. В обычном праве адыгов изнасилование замужней женщины признавалось более тяжким преступлением, чем изнасилование девушки, о чем свидетельствуют размеры штрафов, указанные в приведенных ниже нормах.
Обычное право строго охраняло целомудрие брака, поэтому прелюбодеяние также было одним из наиболее строго наказуемых деяний. Оно совершалось в трех формах: сожительство с замужней женщиной, сожительство с девушкой, сожительство с женщиной-вдовой. Наиболее тяжким преступлением признавалось сожительство с замужней женщиной, так как оно, естественно, неминуемо было сопряжено с нарушением супружеской верности. "В прежнее время муж сам казнил свою преступную жену - обрезал ей кончик носа (знак, по которому любой мог понять, что она совершила прелюбодеяние. - А.Г.) и выгонял", - писал Л.Я. Люлье [1, с. 51 - 52]. Если муж убивал свою жену и при этом мог доказать ее преступность, он не навлекал на себя кровомщения ее родных; если он, застав свою жену вместе с мужчиной, убивал обоих, то также не вступал ни с кем, том числе с родственниками соблазнителя, в отношения кровной мести. Убийство обоих на месте преступления было лучшим доказательством по данному преступлению. Дело доходило до рассмотрения его в суде только в случае, если у родственников были сомнения в законности совершенной казни.
В рассматриваемое время преступных женщин чаще всего отсылали обратно в дом родителей, которые обязаны были вернуть мужчине уплаченный им калым. Женщины и девушки, "впавшие в грех прелюбодеяния, продавались вместе с их незаконнорожденными детьми туркам" [1, с. 51], что делалось для того, чтобы предать забвению позор, падающий на их родных, а также потому, что для этих женщин уже не было никакой возможности выйти замуж на родине. Виновник незаконной связи с незамужней женщиной мог избежать сурового наказания, если женился на ней.
Приведем примеры норм, предусматривающих ответственность за половые преступления:
- "обида, нанесенная семейству обесчещением женщины или девушки, если дело доходит до миролюбивого соглашения, оплачивается ценою в 24 головы (сха).
- За насилие женщины из сословий княжеского, узденьского, духовного и свободного простого народа полагается штраф в пользу ее мужа, состоявший из 15 штук рогатого скота.
- За насилие девицы из тех же сословий налагается штраф в пользу ее родителей или родственников, воспитывавших ее, - 5 штук рогатого скота.
- За насилие крепостной женщины платится владельцу 6 штук рогатого скота, а ее мужу 3 штуки.
- За насилие крепостной девки платится владельцу 3 быка, а родителям ее или родственникам 2 быка.
- За насилие женского пола платится штраф 100 рублей серебром в пользу мужа или родителей.
- За прелюбодеяние женатый лишается жизни, а холостой подвергается 100 ударам. Такому же наказанию подвергается и незамужняя женщина (норма, по-видимому, возникла под влиянием шариата. - А.Г.).
- Уличенный в сношении с холопкой князя платит ему одну крестьянку" [1, с. 51 - 52; 2, с. 126 - 127; 8, с. 192 - 193].
Приведенные нормы показывают весьма интересное отношение к женщине как к собственности: если она не замужем, то она под властью отца, если замужем - мужа. Потерпевшей признается не женщина, а ее семья либо муж. Если преступление совершено против крепостной женщины, то главным потерпевшим выступает владелец, а второстепенным - ее муж либо родственники, если она не замужем, которые делят между собой устанавливаемые обычным правом компенсации.
Подводя итог рассмотрению преступлений против личности и наказаний за их совершение по обычному праву черкесов в конце XVIII - первой половине XIX века, стоит отметить, что круг деяний, признававшихся преступными, как и круг наказаний, был достаточно широким. Имеющиеся в распоряжении автора нормы адыгского обычного права позволяют выделить такие виды преступлений против личности, как преступления против жизни, преступления против здоровья, преступления против свободы, преступления против чести и достоинства, половые преступления.
Регулирование уголовных правоотношений носило ярко выраженный сословный характер, в связи с чем одни и те же деяния квалифицировались по-разному, в зависимости от сословной принадлежности нарушителя и потерпевшего; вид и размер наказания также напрямую зависел от социального статуса сторон. Адыгская феодальная аристократия совершенно нарушила лежавший когда-то в основе обычной правовой системы принцип равного возмещения за совершенное преступление. Об этом можно судить не только по огромной разнице в цене крови представителей различных сословий, но и по тому, что в отношении феодалов народ фактически уже не мог пользоваться правом кровной мести.
В рассматриваемый период обычное право черкесов изменялось под влиянием российского законодательства и шариата, что нашло свое отражение как в круге деяний, признаваемых преступными, так и в видах наказаний, ранее не свойственных черкесскому обществу.
Библиография
1. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Киев: УО МШК МАДПР, 1991. 56 с.
2. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Нальчик: Эль-Фа, 2002. Вып. I. 344 с.
3. Катанчиев Т.М. Адыгэ хабзэ как кабардинское обычное право. Нальчик: Эль-Фа, 2001. 160 с.
4. Гуков А.С. Институт кровной мести в обычном праве адыгов (черкесов) в конце XVIII - первой половине XIX века // История государства и права. 2010. N 17. С. 18 - 21.
5. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX века). М.: Наука, 1967. 334 с.
6. Гуков А.С. Обычное право адыгов (черкесов) в конце XVIII - первой половине XIX века. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2005. 123 с.
7. Бабич И.Л. Правовая культура адыгов (история и современность): Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2000. 235 с.
8. Думанов Х.М., Думанова Ф.Х. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV - XIX вв. Майкоп: Меоты, 1997. 296 с.
9. Думанов Х.М., Мусукаев А.И., Максидов А.А. Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа (1793 - 1897 гг.). Нальчик: Эль-Фа, 2003. 348 с.
10. Думанов Х.М. Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик: Эль-Фа, 2001. Т. 1. 326 с.
11. Хан-Гирей С. Записки о Черкессии. Нальчик: Эльбрус, 1978. 336 с.
12. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги). Нальчик, 1991. 342 с.
13. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М.: Типография С. Селивановского, 1823. 466 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.