Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ О НЕФОРМАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЕ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Е.Л. СУЧКОВА
Сучкова Елизавета Львовна, доцент кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент.
В местах лишения свободы сообщество осужденных традиционно использует неформальные нормы и правила для организации социальной жизни внутри своей группы. Неформальная регламентация поведения существенно ослабляет влияние официальных правовых норм и не позволяет создать в исправительных учреждениях благоприятные условия для ресоциализации осужденных. Кроме того, большинство правонарушений, совершаемых в местах лишения свободы, тесно связаны с конфликтом официальных норм и неформальных норм и правил, действующих в среде осужденных.
Процессу распространения неформальных норм и правил в местах лишения свободы способствует совместное отбывание наказания преступников с богатым криминальным опытом и лиц, впервые совершивших преступление и не имеющих такого опыта. В принятой в 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года для профилактики криминального заражения предусматривается раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны <1>. Процесс реформирования существующей системы исправительных учреждений должен завершиться до 2016 г.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р "Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года". С. 8.
Указанные меры организационного характера должны сопровождаться целенаправленной работой по устранению негативного влияния на повседневную жизнь осужденных неформальных норм и правил, существующих в контексте тюремной субкультуры. Нейтрализовать влияние неформальной нормативной системы невозможно без понимания того, какие именно ее элементы являются привлекательными для осужденных и обеспечивают поддержку тюремного сообщества.
Психологические механизмы образования группового нормативного сознания осужденных анализировались в работе Г.Ф. Хохрякова "Формирование правосознания осужденных" (1985). Рассматривая процесс образования нормативной системы общности осужденных, автор указывал на то, что осужденные осознают тот разрыв, который образовался между ними и обществом, понимают, что значимость их личности в глазах общества понизилась. Отсутствие возможности сменить принадлежность к общности заставляет осужденных интенсивно наделять ценностями свое собственное сообщество. "Наделение происходит согласно простому правилу: общество в лице его обыденного сознания отнимает у осужденных возможность считаться полноценными личностями, а те в лице их группового сознания отказывают обществу в справедливости, равенстве, приписывая их себе" <2>.
--------------------------------
<2> Хохряков Г.Ф. Формирование правосознания осужденных. М., 1985. С 37.
Институциональная среда неформальных норм, структурирующих повседневную жизнь осужденных, стала предметом исследования А.Н. Олейника <3> (2001). Неформальные нормы рассматриваются им как спонтанно созданные и добровольно применяемые осужденными нормы, нацеленные на то, чтобы сделать их повседневную жизнь в тюрьме более переносимой в социальном плане. Спонтанное образование неформальных категорий самими осужденными является примером добровольного создания норм и подчинения их предписаниям. Рассматривая новое для постсоветских исправительных учреждений явление - институт "смотрящих", А.Н. Олейник приходит к выводу, что наблюдающееся с 90-х гг. снижение уровня насилия в постсоветских тюрьмах не случайно совпадает со временем его широкого распространения. По полученным им данным, вмешательство и посредничество "смотрящих" в конфликты, по мнению осужденных, больше соответствует их интересам, чем обращение к представителям администрации <4>.
--------------------------------
<3> Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 97.
<4> Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 184 - 193.
Насколько описанные в этих работах тенденции актуальны спустя десятилетия? Каким образом осужденные, относящиеся к различным неформальным кастам, интерпретируют и осмысляют процесс неформального регулирования поведения в своей среде? Существует ли, по мнению осужденных, альтернатива неформальным нормам и правилам? На эти вопросы мы попытались ответить в своем исследовании. Его целями стали изучение структуры представлений осужденных о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы, а также сравнение содержания представлений осужденных из различных субкультуральных групп.
В качестве методологической основы изучения представлений осужденных выступила концепция социального представления. С помощью социальных представлений люди осуществляют осмысление и интерпретацию окружающей социальной реальности <5>. Интенсификация межличностной коммуникации в условиях социальной изоляции, действующие в среде осужденных универсальные нормативные и понятийные системы, регулирующие их повседневную жизнь, способствуют процессу конструирования социальных представлений, посвященных осмыслению значимых для данной общности явлений.
--------------------------------
<5> Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80 - 90-х годов. М.: ИНИОН РАН, 1998. С. 13.
Эмпирическое исследование проводилось на базе исправительной колонии строгого режима УФСИН России по Республике Мордовия (под нашим руководством в сборе эмпирических данных принимал участие А.С. Баранов). Всего в исследовании приняли участие 75 человек: 25 осужденных, относящихся к категории со средним субкультуральным статусом - "мужики" (далее - группа "мужики"); 25 осужденных, относящихся к категории с низким статусом - "обиженные" (далее - группа "обиженные"); 25 осужденных, относящихся к высокостатусной категории "блатные" (далее - группа "блатные"). Все респонденты ранее уже отбывали наказание в виде лишения свободы. Сбор эмпирических данных проводился с помощью специально разработанного нестандартизированного интервью.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что в ядре социального представления осужденных о неформальных нормах и правилах, действующих в местах лишения свободы, присутствуют два основных элемента: разделение осужденных на "касты" и соблюдение в поведении определенных правил. Неформальные нормы и правила для всех (100%) опрошенных базируются на стратификации осужденных ("в первую очередь, к нормам на зоне можно отнести разделение на касты, это одна из главных традиций, четкое распределение ролей (можно так сказать), потому что, когда человек прибывает на зону, его первым делом спрашивают: "Кто ты по жизни?". Если мужик, то идет работать, если обиженный, идет убирать... и всем хорошо, каждый знает, что он должен делать").
Среди других общих норм большинство опрошенных называли различные правила, базирующиеся на так называемом "воровском законе" ("правила обязательны, они есть в любом обществе. Только у каждого свои. У нас - свои, к примеру: "не кради у ближнего", "не груби", "не поднимай кулака", "не доноси на других", "умей постоять за себя", "возвращай долги" и т.д. Благодаря соблюдению этих правил на зоне - порядок (недопущение беспредела). В итоге все должны "соблюдать и не нарушать тюремные правила". При этом представления осужденных с низким субкультуральным статусом ("обиженные") включали в себя ярко выраженное отрицательное оценочное отношение к неформальным нормам ("полная чушь", "анархия", "для них самих (осужденных из других групп) они ничего не значат")).
Осужденные из групп с высоким и средним субкультуральным статусами были практически единодушны в том, что неформальные нормы и правила в первую очередь опираются на принцип "справедливости" ("у нас более правильные законы, жестче, справедливее по жизни, нежели за зоной, у нас все по понятиям, мы - за правду, за каждое слово в ответе, это же намного лучше...") и на "воровской закон" ("на воровской закон, который создавался годами, в каждом обществе должны быть свои законы, у нас - свои, которые нужно соблюдать и не нарушать..."). У осужденных из группы с низким субкультуральным статусом ("обиженные") представления о принципах, на которых базируется неформальная нормативная система, характеризуются противоречивостью и определенной отрицательной эмоциональной нагруженностью (40% респондентов из данной группы в качестве основных принципов указывает "ложь", 16% опрошенных отмечает, что у норм и правил, действующих в среде осужденных, "принципов вообще нет").
В представлениях подавляющего большинства опрошенных осужденных из всех групп (80% опрошенных группы "мужики", 76% - группы "обиженные" и 100% респондентов группы "блатные") неформальная нормативная система оказывает существенное влияние на жизнь осужденных. В первую очередь это проявляется в том, что именно благодаря неформальным нормам и правилам в исправительном учреждении обеспечивается порядок, не допускается беспредел, а возникающие конфликты разрешаются без применения насилия.
Соблюдение порядка, по мнению подавляющего большинства опрошенных из групп со средним и высоким субкультуральным статусом (100% в группе "блатные" и 80% в группе "мужики"), является главным положительным моментом, связанным с функционированием неформальной "нормативной" системы в среде осужденных. Интересен тот факт, что в группе с низким статусом 40% опрошенных разделяют данное представление. По их мнению, неформальная регламентация позволяет сохранить хотя бы минимальную личную безопасность для низкостатусных групп ("благодаря этим правилам нас не трогают, не имеют права бить, т.е. нельзя руку поднимать на "обиженных" просто так. Не воруют в отрядах, и если бы этого ничего не было, то начался полный беспредел... и вообще, положительные моменты в том, что это свод правил"). Полученные данные подтверждают тезис А.Н. Олейника о том, что порядок в повседневной жизни осужденных не предполагает равенства и симметричности прав и обязанностей, которые имеют представители разных каст. Более того, именно всеобщее согласие с данной асимметрией является главным условием стабильности этого порядка <6>.
--------------------------------
<6> Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001. С. 116.
Необходимо отметить, что такое положение вещей частью осужденных воспринимается очень болезненно. Отмечая важную роль неформального регулирования в жизни осужденных, 20% респондентов из группы "мужики" указали на то, что "все эти правила - одно лицемерие, все это - сброд какой-то, а не жизнь, все это - отрицательные моменты, по которым просто невозможно жить...", с ними солидарны 60% опрошенных из группы "обиженные", считающих, что никаких положительных моментов, связанных с функционированием неформальной "нормативной" системы, нет, т.к. неформальные правила и нормы, принятые в среде осужденных, выгодны прежде всего высокостатусным группам.
Поддержание порядка, препятствование выходу ситуации за пределы допустимого с точки зрения норм и ценностей тюремной субкультуры, посредничество в конфликтах и спорах, возникающих в среде осужденных, является в представлениях подавляющего большинства опрошенных осужденных из всех трех групп основными функциями "смотрящих". Кроме этого, респонденты указывали на то, что "смотрящие" распоряжаются "общаком" и, по мнению части опрошенных, оказывают "помощь администрации в наведении порядка и соблюдении режима".
В представлениях всех (100%) респондентов из группы "блатные" и 72% опрошенных из группы "мужики" не существует альтернативы нормам и правилам, действующим в среде осужденных, т.к. неформальная нормативная система максимально учитывает интересы как самого человека, так и других членов тюремного сообщества и показала свою жизнеспособность в течение длительного времени. Ужесточение и беспрекословное выполнение всех требований режима как альтернатива неформальным нормам и правилам присутствует в представлениях 28% опрошенных из группы "мужики" и 44% респондентов из группы "обиженные".
Обобщая результаты, полученные в данном исследовании, мы можем заключить следующее. Сходным для всех изученных групп является то, что ядерную часть социального представления о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы, составляет разделение осужденных на неформальные категории, обеспечивающее соблюдение неформальных правил и определенного порядка взаимоотношений как внутри сообщества, так и с администрацией учреждения. Наиболее высокая удовлетворенность существующим положением вещей наблюдается в представлениях осужденных из групп с высоким и средним субкультуральным статусом. В дискурсе всех респондентов из указанных групп находились две интегрированные темы, связанные с обязательной необходимостью в местах лишения свободы неформального нормативного регулирования: "все правила десятилетиями выработаны; это было и будет всегда" и "единственная альтернатива - это беспредел". Таким образом, подавляющее большинство осужденных из этих двух страт не представляют жизнь в местах лишения свободы без функционирования неформальной нормативной системы.
Представления о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы, у большинства респондентов из низкостатусной субкультуральной группы "обиженные" имеют противоречивый характер и отрицательную нагрузку. Разделяет данные представления и незначительная часть опрошенных из группы со средним статусом.
Можно предположить, что существующая ситуация с восприятием большинством осужденных неформальных норм и правил среды осужденных как единственного средства по поддержанию порядка в исправительном учреждении будет меняться в ходе реализации мероприятий, предусмотренных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных, и создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению ("социальные лифты") приведет к тому, что в сообществе осужденных будет происходить серьезная трансформация привычного уклада жизни. Причем в тех учреждениях, где будут содержаться лица, впервые осужденные к лишению свободы, скорее всего, влияние неформальной нормативной системы будет минимальным. В тех учреждениях, где будут отбывать наказания неоднократно судимые лица, вероятно, развернется активная борьба по противостоянию как с администрацией, так и с теми, кто в рамках функционирования системы "социальных лифтов" будет демонстрировать желание порвать с уголовной субкультурой и отказаться от нахождения в неформальных криминальных сообществах.
Перспективными направлениями исследований в контексте изучаемого нами вопроса может стать анализ и описание трансформации элементов неформальной нормативной системы субкультуры осужденных в условиях камерного содержания.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.