Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БУДДИЙСКАЯ (АЗИАТСКАЯ) МОДЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗМУ: ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Р.А. ХУТЫЗ
Наркотизм в настоящее время приобрел масштабы транснационального бедствия, в связи с чем поиск эффективных рычагов уголовно-правового воздействия на лиц, осуществляющих потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, чрезвычайно актуален. Как известно, в мировом обществе сформировалось три основных подхода к организации противодействия этому явлению: европейский (в странах Европы и Северной Америки); исламский (в мусульманских странах); буддийский или азиатский (в странах, населения которых исповедует буддизм). Первый подход, который, в отличие от второго и третьего, характеризуется либерализмом уголовно-правовой политики по отношению к наркотизму, породил ситуацию, когда уровень наркопреступности в "сотни раз превышает соответствующий показатель по Китаю и по многим мусульманским странам" <1>. Поэтому изучение и использование опыта регламентации уголовной ответственности в законодательстве стран второй и третьей групп чрезвычайно важно для обеспечения эффективности противодействия наркотизму.
--------------------------------
<1> Клейменов И.М. Борьба с преступностью в государствах различных правовых систем (сравнительное исследование): Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Омск, 2002. С. 19.
Подход к дифференциации уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в странах, придерживающихся буддийской модели противодействия наркотизму, в основных своих чертах приближается к регламентации уголовной ответственности за аналогичные действия в странах мусульманской правовой группы <2>. Их объединяет категорическое неприятие наркотизма и установление жестких санкций за наркопреступления, вплоть до смертной казни. Отличает их то, что правовое обеспечение уголовной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в отдельных мусульманских странах имеет различную основу: первая группа - это государства, строящие свою уголовную политику на основе только норм шариата (например, Саудовская Аравия, Йемен, Судан, Мавритания) <3>; вторая - это государства, осуществляющие в целом светскую уголовную политику, но при этом сохраняющие отдельные "вкрапления" норм шариата (Египет, Ливан, Сирия, Турция) <4>. Сходную уголовную политику в рассматриваемой сфере проводят Узбекистан, Таджикистан <5>.
--------------------------------
<2> См.: Хасянов А.Ж. ОАЭ: борьба с международным наркотрафиком // СПС "КонсультантПлюс".
<3> См.: Масаб Али Саид. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркотизмом в Йеменской Республике и Саудовской Аравии: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000.
<4> См.: Рамез А.Э. Наказание по уголовному праву арабских стран: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 2.
<5> См.: Дьяченко А., Четвертакова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран // Уголовное право. 2001. N 1. С. 14.
Большинство стран в Азии, для которых характерна буддистская (азиатская) модель профилактики наркотизма, занимает очень жесткую позицию в отношении наркопреступлений. Столь категоричную уголовную политику в отношении рассматриваемого вида преступлений обусловливает то, что, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, Камбоджа, Китай, Лаос, Мьянма, Таиланд и Вьетнам являются основными источниками опиума и героина на мировом рынке. Поэтому, как правило, в указанных странах за торговлю наркотиками предусмотрена смертная казнь (расстрел) в публичном месте, при большом стечении народа (стадион, площадь и т.п.). Наиболее распространены смертные казни в Китае, Вьетнаме и Сингапуре, Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Таиланде.
Однако такого четкого различия политики отдельных государств, как в мусульманских странах, здесь не наблюдается. Конечно, в конкретных странах законодатель определяет свой подход к дифференциации уголовной ответственности за преступные деяния, связанные с наркотиками. Так, УК Китайской Народной Республики определяет уголовное наказание за преступления, связанные с контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков, в § 7 "Контрабанда, торговля, перевозка, производство наркотиков" (ст. ст. 347 - 357). Под наркотиками в УК КНР понимаются опиум, героин, метиламфетамин ("лед"), морфий, гашиш, кокаин, а также определенные государством другие наркотические средства и психотропные вещества, способные вызвать у людей пристрастие к ним (ст. 357 УК КНР). За контрабанду, продажу, транспортировку и изготовление наркотиков предусмотрены самые строгие наказания: лишение свободы на срок до 15 лет, бессрочное лишение свободы или смертная казнь, если эти преступления были совершены руководителем группы, занимающейся такими деяниями. Та же санкция предусмотрена за: а) их вооруженное прикрытие; б) сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержания и ареста; в) участие в организованной международной торговле наркотиками; г) в крупном размере: свыше 1000 г опиума, свыше 50 г героина или метилфениламина или иных наркотиков в крупном объеме (ч. 2 ст. 347 УК КНР). УК КНР совершенно справедливо, на наш взгляд, предусматривает в качестве дополнительного наказания конфискацию имущества как наиболее эффективное наказание для крупных торговцев наркотиков. Продажа, транспортировка и изготовление наркотиков, совершенные в отношении опиума в количестве менее 200 г, героина или метиламфетамина - менее 10 г или иных наркотиков в малом количестве, наказываются лишением свободы на срок до трех лет, арестом либо надзором, а в качестве дополнительного наказания применяется штраф (ч. 4 ст. 347 УК КНР).
В отличие от УК КНР законодательство Таиланда, не определяя конкретные размеры наркотиков, в то же время различает пять классов наркотических веществ <6>. Так, за незаконное производство и переработку героина первого класса установлено пожизненное лишение свободы, а наркотиков пятого класса - наказание в виде лишения свободы от 2 до 15 лет и штраф. Наиболее жестко наказывается лицо, обладающее 20 г наркотика первого класса (в том числе экстази, амфетамины). Оно приравнивается к торговцу людьми и карается смертью. В Малайзии, так же как и в Таиланде, существуют особые законы, предусматривающие строгую ответственность за совершение наркопреступлений, например, хранение 200 г конопли или конопли-смолы, 15 г героина или морфия, 1 кг приготовленного опиума или опия-сырца наказывается лишением свободы от пяти лет до пожизненного заключения, а также предусматривается порка виновного.
--------------------------------
<6> См.: Уголовный кодекс Таиланда / Науч. ред. и предисл. А.И. Коробеева, Ю.В. Голика. М.: Юридический центр Пресс, 2005. С. 16.
В УК Социалистической Республики Вьетнам выделена отдельная глава VII-a, где предусмотрены строгие меры уголовной ответственности за широкий круг деяний, например, тому, кто обладает 100 г (3,5 унции) героина или 5 кг (11 фунтов) опия, будет грозить смертная казнь. Одновременно предусмотрено и принудительное лечение наркоманов в лечебно-трудовых профилакториях на срок от трех месяцев до одного года, том числе и несовершеннолетних наркоманов в возрасте от 16 лет. В соответствии со ст. 17 УК Республики Корея производство опиума наказывается тюремным заключением на срок 10 лет. За производство психотропных веществ и контрабанду марихуаны установлено достаточно жесткое наказание - смертная казнь, пожизненное тюремное заключение, тюремное заключение на срок не менее 10 лет. Рассмотренная практика противодействия наркотизму находит продолжение в законодательстве тех стран СНГ, которые традиционно исповедуют буддизм. Так, Казахстан, Таджикистан ужесточили наказание за наркопреступления вплоть до смертной казни <7>. На дифференциацию уголовной ответственности влияют такие квалифицирующие обстоятельства, как крупный и особо крупный размер, распространение наркотиков должностным лицом с использованием служебного положения, сбыт наркотиков в учебных заведениях и в отношении несовершеннолетнего. При этом законодатель использовал опыт Сингапура, Южной Кореи, Китая и Таиланда.
--------------------------------
<7> URL: http:// www.narcozona.ru/ www.interfax.kz/ index.php.
В Японии <8>, где ситуация в исследуемой сфере достаточно благополучная, существует доминирующая концепция, определяющая цели и основные признаки наказания, - концепция реабилитации правонарушителей на основе индивидуального обращения с ними <9>.
--------------------------------
<8> См.: Уголовный кодекс Японии / Под ред. и с предисл. А.И. Коробеева; пер. с яп. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. С. 46 - 47.
<9> См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учеб. пособие. Ч. 2 / Под ред. А.Н. Сергеева. М.: Щит-М, 2003. С. 261 - 269.
Российское общество, обеспокоенное масштабами наркотизма в стране, морально уже готово перейти к политике жесткого реагирования. Это ярко проиллюстрировала 5 октября 2009 г. телепередача "Честный понедельник", посвященная проблеме наркотизма в России. В ходе зрительского голосования 78% голосов было отдано за введение смертной казни для наркодельцов, 15% - за принудительное лечение и 8% - за легализацию легких наркотиков. Опыт мусульманских государств по организации противодействия наркотизму представляет несомненный интерес для отечественной уголовно-правовой и криминологической доктрины. Поучителен он и для правоприменительной практики. Ментальность российского общества, в немалой степени тяготеющего к постулатам восточного мировоззрения, сочетаема с формированием духовных начал неприятия наркотизма и его субкультурных атрибутов на основе религиозной и национальной самоидентификации человека.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.