Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Трудовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Н.А. АБУЗЯРОВА
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 111 "Дискриминация в области труда и занятий" 1958 г., ратифицированной Российской Федерацией, дискриминацией признается всякое различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Следовательно, говоря о дискриминации в оплате труда, необходимо подчеркнуть, что это прежде всего нарушение равенства в оплате труда.
Наше внутреннее законодательство нуждается в некоторой корреляции в отношении дискриминации, поскольку в нем отсутствует понятие дискриминации, нет нормы о недопустимости преследования за попытку защиты своих прав, не дано разграничения между дискриминацией и дифференциацией, не разработан механизм дискриминационного поведения.
Содержание ст. ст. 3, 4 ТК РФ выражается в запрещении дискриминации в сфере труда. Эти статьи должны не только применяться с учетом положений Конвенции МОТ N 111, но и конкретизировать само понятие дискриминации.
В основе заработной платы лежит общемировой принцип - достойная оплата за достойный труд. Его критерии юридически закреплены в Концепции достойного труда, сформулированной МОТ в 1999 г., и являются важнейшим стандартом заработной платы на сегодняшний день. Согласно этой Концепции достойный труд - это труд, который является свободным, справедливо оплачиваемым, безопасным, социально защищенным, не принижающим достоинство человека, открывающим равные стартовые возможности для всех, гарантирующим участие в принятии управленческих решений и саморазвитие личности, позволяющим работнику заниматься любимым делом в условиях свободы, справедливости, безопасности и уважения человеческого достоинства <1>.
--------------------------------
<1> Стандарты ДТ - презентация ФНПР - 22.02.2012.
Эта Концепция поддержана Программой Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), утвержденной на VII съезде ФНПР, в которой указано: "Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны... Достойная заработная плата это заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку и его семье".
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ) предусмотрено ст. 7 Конституции РФ. Статья 37 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
Размер МРОТ в России составляет 6204 руб. <2>, в европейских странах минимальная заработная плата в структуре трудовых доходов работников составляет не менее 40 - 50%. В России, чтобы приблизиться к этому показателю, потребуется ее увеличение примерно в 3 - 5 раз.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ.
Таким образом, заниженной цене рабочей силы и реального содержания заработной платы <3> способствует установление низкого размера МРОТ, занижающего цену труда в стране. Недобросовестные работодатели устанавливают в организациях низкооплачиваемым работникам оплату труда не выше МРОТ, соответственно в этих организациях не повышается результативность труда, что сказывается не только на низкой оплате труда работников, но и на доходах работодателей и в целом отражается на экономике страны.
--------------------------------
<3> В настоящее время существует два метода определения реального содержания заработной платы: 1) отношение роста заработной платы к индексу потребительских цен и тарифов; 2) количество потребительских корзин прожиточного минимума, которое может выкупить работник на среднюю заработную плату (см.: Сковпень В., Широкова Л. 20 лет реформ: результаты и проблемы в сфере оплаты труда // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 5. С. 50 - 56).
Общее состояние МРОТ и ее корреляция с прожиточным минимумом вызывают также некоторое возражение.
В статье 133 ТК РФ установлено, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако действие данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ до неопределенного времени, и на сегодняшний день предполагается доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2018 г.
Уже в КЗоТ РСФСР 1918 г. указывалось, что минимум заработной платы должен быть выше величины прожиточного минимума, однако спустя почти столетие в той же стране работники ждут 2018 г. в надежде повышения МРОТ до величины прожиточного минимума.
Исходя из состояния минимальной заработной платы полагаем необходимым исключить ст. 421 из ТК РФ, так как поэтапное повышение МРОТ до величины довольно низкого в России уровня прожиточного минимума трудоспособного населения противоречит ст. 7 Конституции РФ.
Согласно Европейской социальной хартии минимальная оплата труда должна составлять 60% от средней заработной платы.
По коэффициенту Дж.М. Кейнса размер средней заработной платы должен составлять пяти-, шестикратную величину от прожиточного минимума.
Заработная плата должна обеспечивать покупательский спрос работника, умеренно опережать производственные возможности для того, чтобы устранить дисбаланс между покупательским спросом, зависящим от размера издержек производства, и издержками производства, а это всецело зависит от оплаты труда.
В настоящее время стороны трудового договора, кроме работников бюджетной сферы, сами договариваются о размере заработной платы, и низкая оплата труда в силу экономического неравенства сторон может навязываться работнику недобросовестным работодателем. Работник экономически несамостоятелен и зависит от работодателя. В большинстве случаев работодатель определяет фактический размер заработной платы с учетом производственных и иных потребностей, настаивает на определенных выгодных для него условиях.
Еще в начале XX в. И.А. Покровский отмечал, что именно вследствие свободы договорных соглашений возможны случаи самой жестокой экономической эксплуатации: "Сторона, экономически сильнейшая, пользуясь нуждой стороны слабейшей, ставит ей тяжелые условия, на которые та по необходимости должна согласиться" <4>.
--------------------------------
<4> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 263.
Фундаментальные основы и принципы государственного регулирования заработной платы заложены в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. ст. 17 и 37 Конституции РФ.
Необходимость государственного регулирования заработной платы обусловлена тем, что государство в силу общепризнанных международных принципов обязано гарантировать реализацию ее основных сущностных признаков, формирующих содержание права каждого на справедливое вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и на уровне, обеспечивающем работнику и его семье достойные условия жизни и непрерывное их улучшение.
По мнению Н.В. Халдеевой, "очевидно, что основой оплаты труда должно выступать именно государственное или, как его еще называют, федеральное, централизованное регулирование социально-трудовых отношений" <5>. Приоритетное значение государственного регулирования заработной платы заключается прежде всего в недопущении игнорирования работодателями в погоне за сверхдоходами от своей хозяйственной деятельности законных прав и интересов работников, создающих прибыль и способствующих наращиванию капитала. С этой целью установлена система гарантий по оплате труда, реализация которых должна обеспечиваться самим государством.
--------------------------------
<5> Халдеева Н.В. Сочетание государственного и договорного регулирования социально-трудовых отношений работников Крайнего Севера: проблемные вопросы // Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2012. С. 45.
Исходя из этих положений, в первую очередь следует признать справедливой точку зрения М.П. Головиной о введении принципа общей ответственности государства за эффективное функционирование системы оплаты труда, которое должно быть закреплено в ТК РФ, поскольку такой принцип имеет универсальное значение для всего трудового права <6>.
--------------------------------
<6> См.: Головина М.П. Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2012.
А. Смит, Л. Мизес, Дж. Мейнард и Дж.М. Кейнс, Ф.А. Хайек также признавали необходимость государственного вмешательства в экономическое развитие и решение социальных вопросов. По мнению Дж.М. Кейнса, в регулировании проблем заработной платы значительное место в условиях рынка отводится государству <7>. В своей главной работе "Общая теория занятости, процента и денег" он обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь государства.
--------------------------------
<7> См.: Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999. С. 263.
Использование механизма государственного и договорного регулирования соответствует Конституции РФ, международному и национальному законодательству и должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
По данному вопросу также неоднократно высказывались А.М. Лушников и М.В. Лушникова, указывая, что посредством сочетания законодательного, коллективно-договорного, локального и индивидуально-договорного регулирования осуществляется сочетание публичных и частных начал в правовом регулировании заработной платы <8>. Небезынтересно утверждение С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова о том, что механизм правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений может сводиться к трем уровням правового регулирования: индивидуально-договорному, социально партнерскому и публичному государственно-правовому <9>. Е.Б. Хохлов указывал, что механизм регулирования заработной платы в условиях рыночной экономики в своем внешнем выражении представляет собой сочетание форм индивидуально-договорного, коллективно-договорного и государственного регулирования, что данный механизм достаточно надежно функционирует во всех промышленно развитых странах <10>. В свое время С.Л. Рабинович-Захарин также отмечал единство законодательного и договорного регулирования заработной платы <11>.
--------------------------------
<8> См.: Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. 2009. Т. 1. С. 491; Лушникова М.В. О единстве публичных и договорных (частных) начал в трудовом праве и праве социального обеспечения: теоретико-методологические подходы: Матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2012. С. 274.
<9> См.: Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2010. С. 52.
<10> См.: Хохлов Е.Б. Экономические методы управления и трудовое право. М., 1991. С. 153.
<11> См.: Рабинович-Захарин С.Л. Заработная плата по советскому праву. М., 1927.
Вместе с тем децентрализация правового регулирования заработной платы в России без надлежащего надзора и контроля привела к необоснованной супердифференциации заработной платы работников. Государственное регулирование заработной платы должно применяться прежде всего в целях правовой защиты наиболее слабой стороны. Точка зрения, согласно которой государство не должно вмешиваться в регулирование трудовых отношений, а нормативное регулирование рассматривается как ограничение свободы, является безосновательной. К примеру, до конца XIX в. формирование отношений наемного труда осуществлялось на основе договорной свободы, которое государство не ограничивало и которое себя не оправдало.
Государственное регулирование не может заменить договорное. Подтверждением этого является то, что в разных странах делались многократные попытки государственным регулированием заработной платы обеспечить умеренность требований работников, касающихся роста заработной платы, что в конечном счете успеха не имело.
Справедливым является мнение С.А. Иванова о том, что роль государства как регулятора трудовых отношений должна быть сохранена, хотя в различных экономических условиях она может быть разной <12>. В свое время А.И. Процевский отмечал, что государство определяет общие принципы оплаты труда, тарифные системы и т.д. Локальное регулирование охватывает сферу переменной части заработной платы: установление размеров, показателей, условий выплаты дополнительного премиально-поощрительного вознаграждения <13>. И это совершенно правильно.
--------------------------------
<12> См.: Иванов С.А. Советская наука трудового права: проблемы и перспективы развития // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М., 1975. С. 10 - 11.
<13> См.: Процевский А.И. Заработная плата и эффективность общественного производства. Харьков, 1975.
Для того чтобы установить в России минимальную оплату труда в размере 60% от средней заработной платы и довести долю заработной платы в России до 60 - 70% ВВП, необходимо поднять платежеспособность населения через передел сверхдоходов по прогрессивной шкале налогообложения, как это делается во всех европейских и других развитых странах, с последующим направлением этих средств на оплату труда, с соответствующим поднятием цен на товары и услуги для сбалансированности заработной платы и цен. Добровольные инвестиции делаются только во имя прибыли, а у нас прибыльными являются только сырьевые и полусырьевые ресурсы, цены на энергоносители в нашей стране в три раза ниже мировых. Поэтому иностранный инвестор не поднимет нашу экономику, только сами мы можем ликвидировать кризис неплатежеспособности населения, устранив дисбаланс оплаты труда с ценами. Покупательский спрос - это главный, пожалуй, даже единственный двигатель рыночной экономики <14>. Чтобы поднять экономику, покупательский спрос должен умеренно опережать производственные возможности <15>.
--------------------------------
<14> См.: Нигматулин Р.И. Как обустроить экономику и власть России. М., 2010.
<15> См.: Нигматулин Р.И. Дисбаланс между доходами населения надо регулировать налогами // Мир новостей. 2015. 14 июля. N 299.
Резкое повышение заработной платы в России в целях развития экономики и сбалансирование цен заработной платой не популистский лозунг, а необходимое условие выхода из кризиса и подъема экономики в стране.
Надо понимать, что оплата труда не только плата за труд, но и главный источник инвестиций для компенсации износа средств производства и его модернизации. Этот постулат отстаивали в свое время премьер-министр П.А. Столыпин и законотворец М.М. Сперанский.
Социальное страхование органично связано с заработной платой. В настоящее время мы видим дерегулирование заработной платы, т.е. существенное уменьшение фиксируемых ее величин, с которых уплачиваются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Необходимо формирование социального договорного страхования, системы обязательного социального страхования в связи с безработицей. Обеспечение финансовой устойчивости системы социального страхования России возможно с помощью вовлечения в этот процесс самих работников.
Надо иметь в виду, что наш работник не готов к социальному добровольному страхованию, поскольку всей своей материальной тяжестью оно ложится на плечи работников, в значительной степени отягчая их бюджет, оно вообще доступно лишь наиболее обеспеченным слоям работников и не способно охватить большинство наемных работников России, соответственно, размер помощи по добровольному социальному страхованию будет скудным.
По страховому закону 1912 г. в России в обязательном социальном страховании участвовали рабочие посредством внесения одной трети страховых сумм, предприниматели вносили две трети страховых сумм, обязательному социальному страхованию содействовало государство, оказывая материальное и организационное содействие, однако полной реализации закона помешали сначала война, а потом революционные преобразования.
В настоящее время обязательное социальное страхование, формирование системы обязательного социального страхования в связи с безработицей нельзя переложить даже частично на работников в силу низкой заработной платы большинства из них. Функционирование этой системы в России возможно только путем переложения соответствующих обязанностей на предпринимателей и государство, а низкооплачиваемые работники должны быть включены в систему обязательного социального страхования без всяких условий и ограничений.
К сожалению, в отличие от экономически развитых стран, в России объемы государственных пенсионных обязательств перед гражданами статистически не зафиксированы, законодательно не закреплены и публично не предоставляются населению.
В Конституции РФ следует закрепить право на достойную оплату труда и ввести в ст. 130 ТК РФ правовую норму о выплате работникам заработной платы, обеспечивающей платежеспособность как работника, так и его семьи.
Необходимо решение крупной задачи государственного масштаба по повышению и оптимизации доли заработной платы наемных работников в ВВП, включающий в себя институт достойной заработной платы, позволяющий работнику и членам его семьи обеспечивать приемлемые уровни и качество жизни. Размер минимальной заработной платы следует приблизить к величине не ниже 40% от средней заработной платы по стране; размер средней заработной платы должен составлять пяти-, шестикратную величину от прожиточного минимума, для чего требуется существенно увеличить объем заработной платы <16> на основе Концепции достойного труда 1991 г. Необходима конституциализация понятий "достойный труд", "достойная заработная плата", "обязательное социальное страхование". А понятия "достойный труд" и "достойная заработная плата", на наш взгляд, следует признать на конституционном уровне принципами организации труда.
--------------------------------
<16> См.: Роик В.Д. Достойные заработная плата и пенсия: зарубежный и отечественный опыт // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения: Матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 2010. С. 296 - 297.
Библиографический список
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.