Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КРЕДИТОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕШЭКОНОМБАНКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
П.А. ДЕНИСОВ
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) учреждена Российской Федерацией весной 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О Банке развития". Кредитование хозяйствующих субъектов в приоритетных отраслях отечественной экономики и финансирование соответствующих инвестиционных проектов представляет собой основной инструмент Внешэкономбанка для достижения поставленных Российской Федерацией перед ним целей.
Основные аспекты кредитной политики Внешэкономбанка регламентированы в Меморандуме о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум). Данный правовой источник утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р.
Анализ законодательства, закрепляющий публичный статус Внешэкономбанка, позволяет дифференцировать области кредитной политики по следующим видам:
1) финансирование крупных инвестиционных проектов, которые, во-первых, направлены на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов; во-вторых, финансируются в рамках реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов в области внешней торговли, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг); в-третьих, имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях государственно-частного партнерства, а также финансируются проекты по созданию объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;
2) финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, участвующих в оказании такой поддержки;
3) предоставление субординированных кредитов (займов) кредитным организациям - отечественным резидентам в качестве дополнительной меры по поддержке финансовой системы Российской Федерации.
В соответствии с Меморандумом о финансовой политике требования, предъявляемые к заемщику, устанавливаются Положением о кредитной политике Внешэкономбанка, которое утверждается наблюдательным советом государственной корпорации. Этим документом устанавливаются также условия и порядок предоставления кредитов и займов, в том числе требования к обеспечению по кредиту.
В рамках реализации положений своего статутного Федерального закона Внешэкономбанк осуществляет свою деятельность в качестве национального института развития. В его компетенцию входит оказание финансовой поддержки инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для развития экономики. Однако такие проекты не получают необходимых материальных активов со стороны частного сектора из-за их высокой рискованности, длительности сроков окупаемости и сложности необходимых инструментов поддержки. Предоставление кредитов и займов, в том числе совместно с частными финансовыми посредниками, является одной из форм осуществления денежных вливаний в инвестиционные проекты.
В соответствии с п. 7 Меморандума установлены основные отраслевые приоритеты инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007 - 2010 гг. К ним отнесены, например, авиастроение и ракетно-космический комплекс; машиностроительная, электронная и атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение; информационно-коммуникационные системы.
Из приведенного перечня следует, что в число приоритетных отраслей инвестиционной деятельности Внешэкономбанка включены отрасли промышленности, имеющие существенное значение для экономики государства и нуждающиеся в его финансовой поддержке из-за слабой активности частных инвесторов. Меморандум устанавливает следующие принципы деятельности Внешэкономбанка: а) отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами; б) публичность и открытость инвестиционной и финансовой деятельности с использованием лучшей практики корпоративного управления; в) безубыточность инвестиционных проектов; г) частно-государственное партнерство, которое, в свою очередь, не является непременным условием, только желательным; д) экологическая ответственность.
Внешэкономбанк при принятии решений об участии в уставном капитале хозяйственного общества и (или) о приобретении облигаций хозяйственного общества осуществляет экспертизу инвестиционного проекта. По ее результатам, а также по результатам экспертизы проекта экспортного контракта российского экспортера, осуществляемой Внешэкономбанком, составляется заключение, включающее анализ качественных и количественных параметров, оценку эффективности этих проектов и их соответствия требованиям, установленным Меморандумом. Порядок проведения указанной экспертизы утверждается коллегиальным исполнительным органом управления Внешэкономбанка - правлением.
Данная государственная корпорация берет на себя выделение наиболее дефицитной на сегодня категории кредитных ресурсов - крупных, долгосрочных и дешевых, т.е. с относительно низкой процентной ставкой по сравнению с обычными кредитами коммерческих банков. Внешэкономбанк имеет право войти только в такой инвестиционный проект, общая стоимость которого составляет более 2 млрд. руб., а срок окупаемости - более пяти лет. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов и займов на возвратной основе устанавливается в размере 1 млрд. руб. или в размере суммы в иностранной валюте, также эквивалентной 1 млрд. руб. Внешэкономбанк осуществляет преимущественно среднее и долгосрочное (более трех лет) кредитование инвестиционных проектов. Причем их доля устанавливается в размере не менее 80% от общего объема кредитов и займов, предоставленных Внешэкономбанком.
В целях ограничения кредитного риска Внешэкономбанка для заемщиков устанавливаются следующие лимиты: а) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;
б) совокупный размер крупных рисков не должен превышать 800% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка. Методика и порядок расчета таких показателей и лимитов устанавливаются с учетом подходов к оценке риска, изложенных в нормативных актах Центрального банка РФ, и утверждаются наблюдательным советом Внешэкономбанка. Названный высший орган управления государственной корпорации вправе устанавливать дополнительные лимиты, в том числе относительно структуры кредитного портфеля Внешэкономбанка.
За полтора года деятельности Внешэкономбанка, начиная с середины 2007 г., более семидесяти инвестиционных проектов общей стоимостью около 75 млрд. руб. прошли экспертизу и получили одобрение органов управления Внешэкономбанка на их финансирование. Большая часть этих проектов направлена на развитие инноваций и инфраструктуры отечественной экономики. Среди них такие, как проект ОАО "Терминал" по строительству аэровокзального комплекса "Шереметьево-3", проект ОАО РЖД по развитию инфраструктуры транспортного направления Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел. С участием Внешэкономбанка реализуются инвестиционные программы ОАО "Интер РАО ЕЭС", ОАО "Объединенная авиастроительная компания" и другие.
Условия, порядок и ограничения финансовой поддержки кредитных организаций и юридических лиц в целях развития малого и среднего предпринимательства регламентированы положениями Меморандума о финансовой политике Внешэкономбанка, а также решениями наблюдательного совета. Государственная корпорация ориентируется прежде всего на содействие предприятиям, которые работают в сферах инноваций и высоких технологий - т.е. там, где высоки риски и сложно рассчитывать на получение значительной прибыли в близлежащей перспективе. Срок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составляет более двух лет. Размер кредита, предоставляемого субъектам малого и среднего бизнеса, - не более 150 млн. руб.
Решением наблюдательного совета Внешэкономбанка от 5 февраля 2009 г. утвержден Порядок осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализация государственного финансового участия в развитии указанной категории субъектов российского бизнеса возложена на стопроцентную дочернюю банковскую кредитную организацию - ОАО "Российский банк развития". Данное решение принято в достижение целей Государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса, положения которой реализуются через отвечающие установленным критериям банки-партнеры. Новыми дочерними кредитными организациями Внешэкономбанка являются "Связь-банк" и банк "Глобэкс".
Что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, то через ОАО "Российский банк развития" только в 2008 г. выделено кредитов на общую сумму 9 млрд. руб. За аналогичный период банковские кредитные организации "Связь-банк", банк "Глобэкс" и Национальный торговый банк с учетом объема выделенных денежных средств Внешэкономбанком в совокупности выдали кредитов на 20 млрд. руб. Названные суммы не могут в полной мере отражать потребности малого и среднего бизнеса в финансовых ресурсах. Поэтому Внешэкономбанк продолжит осуществлять кредитование таких субъектов по низким процентным ставкам в целях увеличения доли его представителей в ВВП России до 50%.
В условиях экономического кризиса в соответствии с положениями Федерального закона от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" предоставлены дополнительные полномочия. Прежде всего это наделение правом предоставления организациям, в первую очередь кредитным, кредитов в иностранной валюте в целях погашения кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от зарубежных организаций. Вышеназванный федеральный акт закрепляет в качестве источника этих финансовых ресурсов золотовалютные резервы Центрального банка РФ, а общая сумма указанных кредитов Внешэкономбанка по состоянию на 31 декабря 2009 г. не должна превышать 50 млрд. долл. США.
Сущность субординированных кредитов, выдаваемых Внешэкономбанком, заключается в том, что они предоставляются кредитным организациям на срок не менее пяти лет. Сумма кредита и процентной ставки по нему не может быть истребована кредитором до окончания срока действия договора, если заемщик не нарушает его условия. Общая сумма субординированных кредитов (займов), предоставляемых Внешэкономбанком российским кредитным организациям, не должна превышать 15% от величины собственных средств (капитала) получателя кредита, рассчитанной на 1 октября 2008 г., и 100% от общей суммы в 25 млрд. руб. Законодательно регламентировано в п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", что отдельные субординированные кредиты (займы) предоставляются без обеспечения.
Таким образом, Внешэкономбанк в качестве своего основного инструмента в целях развития отечественной экономики применяет кредитные средства, предоставляемые определенным хозяйствующим субъектам. Основная масса финансовых активов Внешэкономбанка расходуется на реализацию крупных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях народного хозяйства. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Внешэкономбанком посредством выделения денежных средств аффилированным с государственной корпорацией банковским кредитным организациям. Предоставление субординированных кредитов российским субъектам банковской системы обусловлено необходимостью государственной финансовой поддержки основных источников оборотных средств, привлекаемых экономическими субъектами.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.