Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА
Т.Э. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, А.Г. ГУЗНОВ
Банковский надзор - вид публично-правовой деятельности, реализуемой центральным банком и (или) специальным публично-правовым органом (или несколькими органами), нацеленной на поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и, как следствие, поддержание стабильности всей финансовой системы и национальной денежной единицы, а также на защиту интересов вкладчиков и кредиторов. В настоящее время банковский надзор неотъемлем от современной банковской системы и, шире, финансовой системы государства, то есть является подсистемой финансовой системы.
Специфика банковской деятельности, роль кредитных институтов в современной экономике, особенности их отношений с кредиторами и прежде всего с вкладчиками породили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных институтов. В настоящее время практически во всех странах функционируют органы банковского надзора, основной целью которых является поддержание стабильности и развития банковских систем, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Как справедливо отмечал Х.И. Мюллер, "цена плохого или неадекватного надзора в рыночной экономике чрезвычайно высока, следовательно, стоит направить значительные средства на эту деятельность, даже несмотря на то, что результат качественного надзора нельзя измерить количественно, и он поэтому не является наглядным" <1>.
--------------------------------
<1> Мюллер Х.Й. О банковском надзоре в странах с рыночной ориентацией // Деньги и кредит. 1990. N 3. С. 55. (Мюллер Х.Й. в 90-е годы возглавлял Базельский комитет по банковскому надзору).
Функционирование банковских систем тесным образом переплетается с функционированием денежных систем, с осуществлением задач денежно-кредитной политики, основная из которых состоит в защите и обеспечении устойчивости национальной валюты <2>. Реализация целей денежно-кредитной политики также обусловливает значительное публичное воздействие на функционирование кредитных институтов и существование специальных органов, осуществляющих денежно-кредитную политику, воздействующих с помощью специфических способов (так называемых "инструментов денежно-кредитной политики") на денежную массу, находящуюся в обращении, на темпы инфляции и, как следствие, на экономическое развитие, на занятость и т.д.
--------------------------------
<2> В соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Банковский надзор выступает признанным фактором укрепления банковской системы. Следовательно, наряду со своими непосредственными задачами (защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков), а точнее в рамках решения этих задач надзор одновременно способствует решению конституционной - ключевой для Банка России - задачи обеспечения стабильности денежной единицы, а отсюда и денежной системы <3>.
--------------------------------
<3> Батырева С.В. Современные надзорные и контрольные функции центральных банков: Монография. М., 2011. С. 17.
В банковской сфере государство защищает прежде всего публичный интерес. Как отмечал Ю.А. Тихомиров, понятие "публичный интерес" является родовым, включающим в себя более конкретные, видовые понятия. Признание, выражение и обеспечение разных общественных интересов по субъектам создают прочный конституционный фундамент, гарантируют выражение интересов в разных сферах жизни общества, отсюда вытекает правообразующая роль данной категории во всех отраслях публичного права <4>. "Таким образом, публичный интерес есть признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития" <5>.
--------------------------------
<4> Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М., 1995. С. 60.
<5> Там же. С. 3.
Характеристики публичного интереса, защищаемого государством в банковской сфере, с учетом установленных Законом целей деятельности Банка России позволяют определить цели банковского надзора.
Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов и, в конечном счете, предотвращение кризисов в банковском секторе и, следовательно, финансовой системы в целом. Эта цель не исключает возможность банкротства отдельных кредитных организаций в правовых условиях компенсации потерь вкладчикам, справедливого возмещения кредиторам, возложения имущественной ответственности на владельцев и менеджеров такого рода кредитных институтов. Способом достижения данной цели является сбалансированное ограничение рисков, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности. Риск-ориентированный надзор особое внимание уделяет вопросам идентификации и оценки рисков, прежде всего рисков, имеющих системную природу. Банковский надзор сегодня вследствие усложнения банковского бизнеса, появления новых финансовых инструментов, развития электронной торговли и ряда других причин не может полагаться только на вопросы соблюдения требований нормативных актов, хотя это направление надзорной деятельности не утрачивает своей актуальности. Устанавливаемые лимиты деятельности кредитных организаций (требования по величине капитала, обязательные нормативы, резервы и проч.) при всей важности не в состоянии охватить динамику банковской деятельности и зачастую не позволяют применять превентивные меры, направленные на предупреждение финансовой неустойчивости конкретной кредитной организации и банковской системы в целом. Надзорный орган в рамках формального (количественного) подхода рискует получить информацию о проблемах в деятельности банка слишком поздно, то есть когда он уже не может предпринять эффективных корректирующих мер, поскольку проблемы банка приобрели необратимый характер. Количественные показатели с недавних пор дополняются так называемыми качественными показателями, которые базируются на оценке факторов качественного характера, таких как принятые банком политики и внутренние процедуры, которые прямо или косвенно оказывают влияние на его деятельность. Однако осуществить точную оценку качественных факторов часто бывает сложно, поскольку процедуры корпоративного управления могут существенно различаться у разных кредитных организаций. В ходе осуществления этого вида надзора надзорный орган предъявляет банку требования качественного характера, которым он должен соответствовать, например требования по организации корпоративного управления, системы внутреннего контроля и т.д.
В силу этих причин "банковский надзор все больше и больше принимает превентивный характер, при котором во главу угла ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности банков. "Для органов банковского надзора уже недостаточно полагаться на выполнение банками количественных и качественных требований; они должны быть уверены, что банки в будущем смогут избежать принятия на себя значительных рисков или же покрыть потенциальные убытки, связанные с ними, если такие риски будут иметь место".
Иными словами, акцент надзорной деятельности меняется на оценку (мониторинг) системы управления рисков: процедур принятия решений в сфере бизнес-процессов, их прозрачности, наличие эффективной системы учета и отчетности, необходимой для адекватного выявления и измерения рисков, наличие органов управления рисками и служащими, профессиональная подготовка, а также деловая репутация которых могли бы гарантировать адекватную реакцию на возникающие риски, наличие системы внутреннего контроля.
В соответствии с подходами, характерными для риск-ориентированного надзора, Банк России особое внимание уделил системам управления рисками в кредитных организациях и банковских группах.
Особое внимание следует обратить на то, что орган банковского надзора, применяя риск-ориентированный подход, то есть смещаясь в сторону оценки не количественных, а качественных показателей, связанных прежде всего с управлением рисками, неминуемо свои решения должен будет базировать на так называемом профессиональном суждении. Институт профессионального (или мотивированного) суждения можно рассматривать как метод оценки качества управления кредитной организации, и прежде всего качества управления рисками, а также финансового состояния кредитной организации, перспектив деятельности, основанный не только на установленных правилах, но и на опыте оценивающего, и принятие на основе этой оценки (если говорить о надзорной деятельности) надзорного решения, включая меры принуждения. Профессиональное суждение само по себе не является решением, не создает индивидуально-правового акта, но является или может являться основанием для принятия соответствующего решения надзорного органа <6>.
--------------------------------
<6> Гузнов А.Г., Чистюхин В.В. Профессиональное суждение как основополагающий элемент банковского надзора и правовая проблема // Аналитический банковский журнал. 2008. N 4. С. 23.
Основой для применения профессионального суждения со стороны надзорного органа длительное время являлась норма ст. 72 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России для целей оценки капитала кредитной организации оценивает ее активы и пассивы. Кредитная организация обязана отразить результаты такой оценки в своей отчетности.
В соответствии с данными положениями Банк России в Положении N 254-П <7> установил правило, в соответствии с которым направляет кредитной организации требование об изменении величины резерва, если сочтет риск недооцененным.
--------------------------------
<7> Положение N 254-П // СПС "Гарант".
Профессиональное суждение применяется также в соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <8> в отношении банков - участников системы страхования вкладов, а также банков, которые не вправе привлекать средства физических лиц во вклады, но хотели бы получить соответствующую лицензию. Указанные банки должны отвечать требованиям, установленным для участников системы страхования вкладов, то есть для оценки финансовой устойчивости банка применяются определенные показатели, ряд которых ориентирован на оценку качества как экономических компонентов деятельности банка (качество капитала, качество задолженности по ссудам и иным активам), так и управленческих механизмов (качество систем управления, включая качество систем управления рисками и систем внутреннего контроля).
--------------------------------
<8> Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СПС "Гарант".
Профессиональное суждение применяется Банком России также в случаях решения вопроса о целесообразности участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Кроме указанных случаев профессиональное суждение применяется служащими Банка России при проведении проверок кредитных организаций. В соответствии с п. п. 7.8 и 7.9 Инструкции Банка России от 5.12.2013 N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" <9> они выносят мотивированные суждения по выявленным фактам недостоверности учета (отчетности) нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации (ее филиала) с учетом их существенности для оценки финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации; по соблюдению требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
--------------------------------
<9> Инструкция Банка России от 05.12.2013 N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" // Вестник Банка России. 2014. 13 марта. N 23 - 24.
Развитием применения института профессионального суждения в банковской сфере стали положения Закона о Банке России, значительно расширявшие возможности Банка России по оценке связанных между собой заемщиков, а также заемщиков, которые связаны с кредитной организацией-кредитором.
В соответствии со ст. 64 Закона о Банке России Банк России устанавливает максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц).
Под связанным с кредитной организацией юридическим лицом понимается юридическое лицо, которое контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние, либо юридическое лицо, деятельность которого контролирует или на которое оказывает значительное влияние кредитная организация.
При этом в соответствии со ст. 64 Закона о Банке России контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.
Под связанным с кредитной организацией физическим лицом понимается физическое лицо (его близкие родственники: супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), которое:
1) контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние;
2) является членом совета директоров (наблюдательного совета), единоличным исполнительным органом, его заместителем, главным бухгалтером кредитной организации, членом коллегиального исполнительного органа и иным руководителем (работником), принимающим решения (в том числе коллегиально) об осуществлении кредитной организацией операций (сделок), результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.
Юридические и (или) физические лица, связанные с кредитной организацией, составляют группу связанных с кредитной организацией лиц, за исключением юридических лиц, деятельность которых контролирует или на которых оказывает значительное влияние кредитная организация либо близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц.
При определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) учитываются обязательства лица (лиц, входящих в группу лиц) перед кредитной организацией и обязательства перед третьими лицами, вследствие которых у кредитной организации возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу лиц). Понятие группы лиц при определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) используется в значении, определенном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <10>.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "Гарант".
Нормативным актом Банка России предполагается определить признаки возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией, а также порядок осуществления Банком России контроля за соблюдением кредитными организациями расчета максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц).
В целях определения максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) Комитет банковского надзора Банка России вправе принять решение о признании субъекта лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц) на основании мотивированного суждения. Решение Комитета банковского надзора должно содержать:
- обоснование признания лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в том числе информацию о признаках, на основании которых такое решение принято;
- сроки приведения кредитной организацией требований к лицу (лицам), признанному лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствии с величиной, установленной Банком России на основании Закона о Банке России.
Для рассмотрения Комитетом банковского надзора вопроса о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), Председатель Комитета банковского надзора имеет право направить обязательное для исполнения кредитной организацией требование о предоставлении дополнительной информации.
На основании решения Комитета банковского надзора Банк России направляет кредитной организации требование о признании лица (лиц) лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц).
Кредитная организация в течение 15 рабочих дней после дня получения такого требования вправе обжаловать его Председателю Банка России. В заявлении об обжаловании кредитная организация обязана обосновать отсутствие связанности лица (лиц), в отношении которого (которых) направлено требование, с кредитной организацией. Председатель Банка России рассматривает данное заявление в течение 15 рабочих дней со дня его поступления в Банк России. По результатам рассмотрения заявления об обжаловании Председатель Банка России отказывает кредитной организации либо отменяет требование.
По результатам приведения кредитной организацией максимального размера риска на лицо, признанное лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствии с величиной, установленной Банком России на основании действующего законодательства, кредитная организация информирует об этом Банк России. В случае исполнения (частичного исполнения) обязательства перед кредитной организацией лицом (группой лиц), в отношении которого было направлено требование, кредитная организация направляет в Комитет банковского надзора информацию об указанных обстоятельствах, включая заявление, подтверждающее, что исполнение (частичное исполнение) указанного обязательства не было связано с принятием на себя кредитной организацией прямо или опосредованно (через третьих лиц) рисков понесения потерь. Комитет банковского надзора рассматривает информацию, представленную кредитной организацией, и принимает решение о признании факта приведения кредитной организацией максимального размера риска на лицо, признанное лицом, связанным с кредитной организацией (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц), в соответствии с величиной, установленной Банком России на основании настоящего Федерального закона, или об отказе в признании этого факта. Для рассмотрения Комитетом банковского надзора указанного вопроса Председатель Комитета банковского надзора (его заместитель) имеет право направить обязательное для исполнения кредитной организацией требование о предоставлении кредитной организацией дополнительной информации.
Нормативными актами Банка России предполагается определить порядок принятия Комитетом банковского надзора решения об отнесении лица к связанным с кредитной организацией лицам (входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц) на основании мотивированного суждения, порядок направления требований кредитной организации и рассмотрения ее обращений.
Решения Комитета банковского надзора могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.
Анализируя нормы федеральных законов и нормативных актов Банка России, закрепляющие применение профессионального (мотивированного) суждения, необходимо сделать вывод, что профессиональное суждение используется Банком России при осуществлении:
- надзора за управлением рисками в кредитных организациях, включая оценку качества системы управления рисками;
- надзора за организацией системы внутреннего контроля в кредитных организациях, включая оценку качества системы внутреннего контроля;
- оценки качества активов и пассивов кредитной организации;
- оценки качества капитала кредитной организации;
- оценки готовности банка применять внутрибанковские системы оценки рисков при расчете достаточности капитала;
- оценки характера взаимосвязей заемщиков для целей оценки рисков кредитной организации;
- оценки лиц, оказывающих существенное влияние на деятельность кредитной организации, для целей оценки рисков кредитной организации;
- оценки инсайдеров для целей оценки рисков кредитной организации;
- оценки систем внутреннего контроля в целях проведения мероприятий по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем.
Литература
1. Мюллер Х.Й. О банковском надзоре в странах с рыночной ориентацией // Деньги и кредит. 1990. N 3.
2. Батырева С.В. Современные надзорные и контрольные функции центральных банков: Монография. М., 2011.
3. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М., 1995.
4. Гузнов А.Г., Чистюхин В.В. Профессиональное суждение как основополагающий элемент банковского надзора и правовая проблема // Аналитический банковский журнал. 2008. N 4.
5. Федеральный закон от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "Гарант".
6. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СПС "Гарант".
7. Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" // Вестник Банка России. 2014. 13 марта. N 23 - 24.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.