Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЗНАЧЕНИЕ ОПЕКУНОВ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИНФОРМАЦИИ О ПОТЕНЦИАЛЬНОМ ОПЕКУНЕ (ПОПЕЧИТЕЛЕ)
М.В. ЕЛОВ
Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами.
Отсутствие выбора вызвано во многом тем, что в современных условиях государство не создало предпосылок для требования от своих граждан исполнения такого общественного долга, как осуществление заботы о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах. Кроме того, отношения опекунов (попечителей) и их подопечных не могут возникать помимо воли опекуна (попечителя), поскольку носят в большей степени личный характер, их существование и длительность напрямую связаны с психологическим климатом в этой малой социальной группе.
После принятия акта назначения орган опеки и попечительства выдает опекуну или попечителю один экземпляр этого акта и опекунское удостоверение, которое является документом, подтверждающим права опекунов и попечителей как законных представителей своих подопечных. По предъявлении вышеупомянутого документа опекун (попечитель) имеет право на получение специальных денежных выплат, а их подопечным гарантируется ряд льгот, в том числе образовательных и жилищных.
Как уже упоминалось, по общему правилу опека или попечительство устанавливаются по инициативе (по письменному заявлению) потенциального опекуна (попечителя) или с его согласия на предложение органа опеки и попечительства стать таковым.
В Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" перечислено несколько случаев, когда предложение об установлении опеки или попечительства исходит от родителей либо от самих несовершеннолетних граждан.
Опекун (попечитель) может назначаться по предложению названных лиц в трех случаях, когда:
1) родители несовершеннолетнего ребенка по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности в течение определенного (конкретного) периода времени с указанием конкретного лица;
2) единственный родитель несовершеннолетнего ребенка желает определить на случай своей смерти опекуна (попечителя);
3) несовершеннолетний гражданин, достигший возраста 14 лет, письменно заявляет о назначении ему в качестве попечителя конкретного лица (ч. 3 ст. 13 ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Часть 5 ст. 10 анализируемого Закона закрепляет преимущественное право бабушки и дедушки, родителей, супругов, совершеннолетних детей, совершеннолетних внуков, братьев и сестер совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
В свою очередь, ч. 2 ст. 13 Закона закрепляет право единственного родителя сделать соответствующее распоряжение, определив на случай своей смерти опекуна или попечителя путем подачи заявления в орган опеки и попечительства.
В результате неясно, как вести себя органам опеки и попечительства при одновременном наличии так называемого распоряжения ушедшего из жизни родителя и заявления близкого родственника ребенка о назначении его в качестве опекуна (попечителя). Кого назначать опекуном, родного человека, изъявившего желание заботиться и отстаивать права несовершеннолетнего, или лицо, указанное ушедшим из жизни родителем?
Во избежание возможной конфликтной ситуации обосновывается необходимость внести соответствующие дополнения в ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Часть 2 ст. 10 ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусматривает различные способы получения органами опеки и попечительства информации касаемо личности потенциального опекуна или попечителя. Такую информацию они вправе получать:
1) от самого гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем;
2) из органов записи актов гражданского состояния;
3) направляя запросы в территориальные органы внутренних дел;
4) из медицинских и иных организаций.
В соответствии со ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей <1>.
--------------------------------
<1> О механизме обеспечения прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении, а также информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство и отказе от него в системе обязательного медицинского страхования см.: Методические рекомендации Федерального фонда ОМС, утвержденные Федеральным фондом ОМС 27 октября 1999 г. О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, см.: Приказ Федерального фонда ОМС от 25 марта 1998 г. N 30.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном ч. 2 ст. 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, норма Федерального закона "Об опеке и попечительстве" о порядке определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями, не согласуется с нормой о врачебной тайне Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Поэтому целесообразно дополнить ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ, а именно отметить, что органы опеки и попечительства имеют право на получение сведений от медицинских организаций без разрешения потенциального опекуна (попечителя), либо внести поправки в ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которая допускала бы предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя органам опеки и попечительства при определении лица, имеющего право быть опекуном или попечителем.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.