Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ
А.В. БЕЛИЦКАЯ
Государственно-частное партнерство понимается в научной литературе в широком и узком смыслах - как сотрудничество между бизнесом и властью и как вид инвестиционной деятельности, который может принимать различные правовые формы. Так как государственно-частное партнерство в любом случае предполагает объединение ресурсов государства и частного предпринимательства, будь то интеллектуальных в плане законотворчества или финансовых в плане соинвестирования в реализацию различных проектов, данный инструмент можно признать отражением принципа экономической солидарности в законодательстве и на практике.
Solidare (лат.) переводится как "делать плотным, твердым, скреплять части, сращивать". В Словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой солидарность понимается как деятельное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям, общность интересов, единодушие <1>. В отечественной науке экономическая солидарность понимается как солидарность субъектов экономических отношений в совместном преодолении экономического кризиса и в согласованном развитии бизнеса, в преодолении препятствий к реализации международной и интеграционной солидарности <2>. Используя данное слово в отношении экономической сферы в контексте формирования взаимного доверия государства и общества, законодатель ожидает появления нового вектора взаимодействия между ними на основе интеграции и сорегулирования. Как отмечает Э. Миллер, солидарность предполагает динамичный коллективный процесс принятия активной ответственности различными субъектами, посредством чего признаются их разнообразие, автономия, сила и достоинство <3>.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL: https://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%A1%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC.
<2> См.: Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Принцип солидарности в постиндустриальном обществе: особенности содержания и тенденции развития // Международное публичное и частное право. 2021. N 1. С. 3 - 7.
<3> Miller E. Strategies for Building New Economies from the Bottom-Up and the Inside-Out chromeextension. URL: https://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj; http://www.communityeconomies.org/sites/default/files/paper_attachment/Miller_Solidarity%2520Economics%2520%25282005%2529.pdf.
Согласно внесенной в 2020 г. ст. 75.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются... социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Направленность Конституции Российской Федерации на формирование принципа солидарности очень актуальна в сложившихся тяжелых для предпринимательства и государства социально-экономических условиях, в которых только общими усилиями получится решить поставленные перед обществом и страной задачи. Поправки в Конституцию, считает Конституционный Суд Российской Федерации, направлены на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности, что конкретизирует положения о социальном государстве <4>. Поправки способствуют активизации процесса конституционализации социально-экономической сферы <5>, которая ранее, скорее, была предметом регулирования гражданского права. Государство в настоящее время стремится призвать бизнес к совместному решению, в том числе и в гражданско-правовых формах, возникающих задач перед лицом различного рода кризисов, в том числе пандемии, санкций, политических событий. При этом, обозначая экономическую солидарность в качестве нового ценностного ориентира в Основном Законе, государство принимает на себя определенную ответственность во взаимодействии с бизнесом, которая не предполагает исключительно субординированный порядок взаимоотношений, намекает на партнерство, говорит о взаимном доверии между властью и бизнесом.
--------------------------------
<4> Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З // СЗ РФ. 2020. N 12. Ст. 1855.
<5> См.: Садовникова Г.Д. Конституционализация социально-экономической сферы и социальное благополучие человека // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 7. С. 30 - 33.
Тренд на сотрудничество между государством и частными инвесторами прослеживается в развитии законодательства последних лет, когда большое значение отводится институту государственно-частного партнерства, активно отражающему единство целей государства и общества, направленность на объединение их усилий в достижении таких целей. Правовые конструкции, которые оформляют отношения государственно-частного партнерства, обычно носят гражданско-правовой характер, предполагают равенство сторон, участие государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (ст. 124 Гражданского кодекса РФ; далее - ГК РФ). Вместе с тем в отношениях субординации, когда государство реализует свои властные полномочия, также зачастую проявляется сотрудничество между бизнесом и властью, например когда государственная инвестиционная политика направлена на стимулирование инвестиционной активности частного предпринимателя, что проявляется как в предоставлении ему мер государственной поддержки, так и в различных гарантиях, в том числе в отношении стабильности условий осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности. Договоры, которые направлены на оформление таких гарантий, например специальные инвестиционные контракты, соглашения о ведении деятельности на территориях со специальным правовым режимом, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, также можно отнести к государственно-частному партнерству и признать их реализацией конституционного принципа экономической солидарности.
Экономическая солидарность предполагает соизмерение индивидуальных целей, в том числе желания извлечь максимальную прибыль, с публичными интересами. Государственно-частное партнерство всегда концептуально направлено на достижение баланса частных и публичных интересов. Цели института государственно-частного партнерства в основном сопряжены с реализацией публичного интереса, так как в любых правовых формах государственно-частного партнерства они состоят в привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечении эффективного использования государственного имущества, повышении качества публичной службы. Частный интерес состоит в том, чтобы получить прибыль от вложения инвестиций, так как инвестор осуществляет деятельность на свой риск, рассчитывая на возврат вложенных средств в основном от эксплуатации объекта, предоставляемого государством, в чем проявляются эквивалентно-возмездные отношения государственно-частного партнерства.
Возмездность в данном случае обусловлена наличием встречного удовлетворения между государством и частным инвестором. Взаимовыгодное сотрудничество в государственно-частном партнерстве проявляется в объединении вкладов государства и частного партнера, которое может выражаться в софинансировании инвестиционного проекта или в предоставлении государством частному партнеру какого-либо объекта для эксплуатации, а также в распределении рисков между партнерами в рамках реализации инвестиционного проекта.
С помощью найденного баланса взаимообусловленных интересов сторон в государственно-частном партнерстве достигается равновесие, необходимое для соблюдения основного принципа гражданско-правовых отношений - равенства сторон в правоотношении <6>. Кроме того, так как правовые формы государственно-частного партнерства в научной литературе и законодательстве по своей правовой природе характеризуются как гражданско-правовые договоры <7>, к ним применимы гражданско-правовые принципы добросовестности и разумности <8>, а также общеправовой принцип справедливости. Как отмечает Е.П. Губин, экономическая солидарность предполагает реализацию данных принципов в реальной экономической жизни и в праве, при этом принцип экономической солидарности следует рассматривать как всеобщий принцип, не сводящийся исключительно к принципам справедливости, добросовестности, разумности, но сочетающийся с ними <9>.
--------------------------------
<6> См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Договорные механизмы в публичном праве: роль договорного регулирования имущественных правоотношений // Журнал российского права. 2019. N 5. С. 40 - 55.
<7> См.: Майор И.Г. Концессионный договор в гражданском праве России // Власть Закона. 2015. N 4. С. 141 - 149; Савельева В.Н. Концессионное соглашение как институт гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 8; Вахтинская И.С. Гражданско-правовые признаки концессионного соглашения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8; Попов А.Ю. Концессионные соглашения: гражданско-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2008. С. 8.
<8> В научной литературе встречается точка зрения и об иной правовой природе концессионного соглашения, вместе с тем это не меняет вывода о применимости принципов добросовестности и разумности к такому соглашению, так как данные принципы признаны межотраслевыми и используются в том числе в публично-правовых отраслях (например, см.: Кукушкин Д.С. Генезис принципа добросовестности в налоговом праве // Финансовое право. 2022. N 8. С. 31 - 35; Агамагомедова С.А. Добросовестность как категория публичного права и ее учет при осуществлении государственного контроля и надзора // Государство и право. 2020. N 7. С. 127).
<9> См.: Губин Е.П. Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права // Журнал российского права. 2022. N 1. С. 36 - 46.
Экономическая солидарность не является оригинальным нововведением Конституции Российской Федерации. Концепция экономики солидарности как альтернативы капитализму и другим авторитарным экономическим системам с государственным управлением уходит корнями в традиции социальной экономики, где был установлен демократический контроль общества над капиталом с целью ограничить негативные эффекты, оказываемые свободным рынком на жизнь общества <10>. Под социальной и солидарной экономикой понимаются такие формы общественной организации труда, при которых происходит гармонизация экономических, экологических и социальных целей и интересов субъектов экономики <11>. В такой экономике альтернатива "третьего сектора" как производителя общих благ и удовлетворения социального спроса <12> противопоставлялась традиционным рыночным и государственным институтам.
--------------------------------
<10> См.: Пряжникова О.Н. Социальная и солидарная экономика: возможности для устойчивого развития // Экономические и социальные проблемы России. 2014. N 2. С. 86 - 107.
<11> См.: Мельник Л.Г., Дегтярева И.Б., Шкарупа Е.В., Чигрин Е.Ю. Социальная и солидарная экономика при переходе к сестейновому развитию: опыт ЕС // Mechanism of Economic Regulation. 2014. N 4. С. 89 - 99.
<12> См.: Тарасенко А.В. Концепты третьего сектора и гражданского общества в контексте теорий демократии, управления и экономического развития: препринт М-36/14. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 32 с.
Экономика социальной солидарности предполагает более преобразующий подход к экономической активности <13>. Так, в Азии и Африке большую роль играют различные формы предприятий и неправительственных организаций, преследующих социальные цели, широко представлены общественные организации и кооперативы. В Латинской Америке коллективные действия и "ассоциативная экономика" рассматриваются как альтернатива капиталистическим отношениям в рамках экономики солидарности <14>.
--------------------------------
<13> Miller E. Solidarity Economy: Key Concepts and Issues Published in Kawano, Emily and Tom Masterson and Jonathan Teller-Ellsberg (eds). Solidarity Economy I: Building Alternatives for People and Planet. Amherst, MA: Center for Popular Economics. 2010.
<14> Promoting Social and Solidarity Economy through Public Policy chrome-extension. URL: https://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://cdn.unrisd.org/assets/legacy-files/301-info-files/7E583F050CE 1D2A4C125804F0033363E/Flagship2016_Ch4.pdf.
В зарубежных странах представлен институт социального государственно-частного партнерства, который использует сильные стороны Правительства, частного бизнеса и некоммерческих организаций для устранения социального неравенства и обеспечения социального развития в рамках поиска новых способов предоставления социальных услуг. В рамках социального государственно-частного партнерства Правительство и частные инвесторы совместно предоставляют финансирование социальному сектору для разработки и реализации творческих и эффективных мер решения социальных задач. В зарубежных странах накоплен значительный опыт практической реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере <15>. В тех странах, где развиты рыночные отношения и государством гарантируется высокий уровень социальной защиты (Великобритания, Германия, Испания, Франция, Япония), государственно-частное партнерство в социальной сфере, а именно в отраслях здравоохранения и образования, встречается чаще, чем в других сферах. В странах с переходной экономикой социальные отрасли как сфера применения государственно-частного партнерства занимают одно из последних мест <16>. Тем не менее можно выделить ряд проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере и в развивающихся странах. Так, в Колумбии частные инвестиции привлекаются для поддержки учеников и студентов из семей с низким уровнем дохода в рамках программы Escuela Nueva, которая была профинансирована кофейными компаниями <17>. 26 школ открылись по результатам заключения концессионных соглашений, при этом частные школы взяли под свой патронаж государственные <18>. В Чили государственно-частное партнерство было использовано при проведении пенсионной реформы, в рамках которой предполагалось управление пенсионными средствами конкурирующими специализированными частными компаниями <19>. Интерес представляет применение модели государственно-частного партнерства Aizira, впервые опробованной в Испании, по которой частная сторона достраивает и укомплектовывает объект или группу медицинских объектов, далее организует управляющую компанию по эксплуатации, однако при этом берет на себя обязательства оказывать услуги определенной группе населения за счет собственных средств (другим вариантом может быть оказание медицинских услуг за счет частичного финансирования из бюджетных источников) <20>.
--------------------------------
<15> Carassus J. Public-Private Partnerships as innovation in services: global solution, local issues. Paris: CIB, 2008. P. 10.
<16> См.: Шамбир В.Н. Государственно-частное партнерство как форма инвестирования приоритетных муниципальных проектов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 11 - 15.
<17> Mora Jones-Gines. Public-Private Partnerships in Latin America: a rewiev based on four case studies. Technical university of Valencia. 2005. PERG 05 - 08. P. 11.
<18> Ibid. P. 9.
<19> См.: Подкорытов Р.А. Государственно-частное партнерство в сфере пенсионного обеспечения Чили: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 8 - 10.
<20> Селезнев П.Л. Государственно-частное партнерство и его эффективность в институциональных преобразованиях экономики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 24.
В Российской Федерации государственно-частное партнерство в социальной сфере также активно развивается. Как указывал А.Г. Быков, социальное государство имеет право и обязано возложить на предпринимательскую деятельность социальные функции и решение социальных задач <21>. Социальное предназначение предпринимательства можно в полной мере проявить в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства <22>.
--------------------------------
<21> Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 61.
<22> См.: Барков А.В. Творческое развитие идеи А.Г. Быкова о социальном предназначении предпринимательства в концепции правового регулирования рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2013. N 3. С. 9 - 13.
Инвестиции в социальную сферу для субъектов частного сектора могут характеризоваться длительным периодом окупаемости проекта, отсутствием прибыли или отрицательным денежным потоком, в связи с чем, вступая в отношения государственно-частного партнерства в социальной сфере, частные инвесторы должны руководствоваться не только и не столько мотивацией получения прибыли, сколько мотивацией решения общественно значимых задач, ощущением социальной ответственности бизнеса, что в полной мере является реализацией принципа экономической солидарности.
В 2006 году ООН выступила с инициативой внедрения Принципов ответственного финансирования <23>, которые включают обязательство инкорпорировать в процесс принятия инвестиционных решений задачи устойчивого роста, разделение общих ценностей инвестора с компанией, в которую осуществляются инвестиции, отражение данных ценностей в собственной политике инвестора, продвижение таких ценностей среди других инвесторов, сотрудничество с теми, кто заинтересован в продвижении таких ценностей, обязательство отчитываться об успехах в деле продвижения таких ценностей <24>. Представляется, что, закрепляя принцип экономической солидарности в Конституции, государство стремится призвать субъектов частного предпринимательства и частных инвесторов к совместному решению общественно значимых задач. Совершенствование правовых форм государственно-частного партнерства выступает достойным направлением реализации государственной инвестиционной политики в аспекте повышения эффективности реализации конституционного принципа экономической солидарности.
--------------------------------
<23> UNPRI, United Nations Secretary-General Launches 'Principles for Responsible Investment' Backed by World's Largest Investors. URL: http://www.unpri.org/press/united-nations-secretary-general-launches-principles-for-responsible-investment-backed-by-worlds-largest-investors-2/.
<24> UNPRI, Investing in the Sustainable Economy, 3 (2012). URL: http://www.unpri.org/wp-content/uploads/201206nInvestingSustainableEconomy.pdf.
Литература
1. Барков А.В. Творческое развитие идеи А.Г. Быкова о социальном предназначении предпринимательства в концепции правового регулирования рынка социальных услуг / А.В. Барков // Предпринимательское право. 2013. N 3. С. 9 - 13.
2. Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право. 2004. N 1. С. 5 - 16.
3. Губин Е.П. Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2022. N 1. С. 36 - 46.
4. Доронина Н.Г. Договорные механизмы в публичном праве: роль договорного регулирования имущественных правоотношений / Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина // Журнал российского права. 2019. N 5. С. 40 - 55.
5. Садовникова Г.Д. Конституционализация социально-экономической сферы и социальное благополучие человека / Г.Д. Садовникова // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 7. С. 30 - 33.
6. Умнова-Конюхова И.А. Принцип солидарности в постиндустриальном обществе: особенности содержания и тенденции развития / И.А. Умнова-Конюхова, И.А. Алешкова // Международное публичное и частное право. 2021. N 1. С. 3 - 7.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.