Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.А. ТОРИЯ
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью дополнительного теоретического осмысления особенностей финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации в условиях серьезной трансформации соответствующей сферы общественной жизни, которая произошла в 2022 г. вследствие перестройки рынка международных инвестиций, перехода России к политике расширенного импортозамещения (которая в том числе влияет на внутренний рынок инвестиций) и активного поиска альтернатив традиционным зарубежным инвестиционным партнерам (в части обращения к углубленному инвестиционному сотрудничеству с азиатскими и ближневосточными странами).
В подобных условиях система финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в России подверглась проверке на устойчивость, стабильность и гибкость, что дополнительно подсветило ряд проблем, традиционно свойственных для данной сферы.
Так, в частности, несмотря на наличие в России достаточно простого правового механизма осуществления инвестиций, традиционной проблемой является сильное административное давление на инвесторов (прежде всего иностранных). Кроме того, не вполне благоприятные условия для повышения инвестиционной активности связаны и с нестабильностью налогового регулирования соответствующей сферы, а также с недостаточной эффективностью механизма устранения нарушений прав и законных интересов инвесторов.
Действующее финансовое законодательство активно воздействует на инвестиционную деятельность на синергетическом комплексном уровне. Государственные регуляторы уделяют внимание разным видам инвестиций, притом что в отношении таких инвестиций вводятся как стимулирующие, так и ограничительные правовые режимы <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Бит-Шабо И.В. Публично-правовая и частноправовая природа института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства // Безопасность бизнеса. 2020. N 4. С. 3 - 7.
Говоря о финансово-правовых нормах в области инвестиций в виде финансовых вложений, можно заметить как расширение налоговых льгот, иных преференций и послаблений, так и локальное ужесточение регулирования. В частности, тенденциями последнего времени являются расторжения соглашений об избежании двойного налогообложения с так называемыми недружественными странами, а также ограничение совершения сделок инвестиционной направленности в связи с деятельностью Правительственной комиссии.
Актуальное правовое регулирование инвестиций в финансово-правовом аспекте во многом изолирует отечественный финансовый рынок от остального мира. Данная тенденция вряд ли может быть названа полностью негативной. Внешнеполитическая ситуация и международное санкционное давление делают многие трансграничные операции если не нежелательными, то нейтральными для отечественной экономической безопасности.
С учетом того что публичное значение развития трансграничных финансовых рынков с годами ухудшается, более жесткие налоговые и валютные условия становятся вполне объяснимыми. Российское государство стремится переориентировать свои хозяйственные цепочки, что иногда может приводить к резкому обрыву отношений с бывшими партнерами. В условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации особенно важно снизить нагрузку на бюджет и развивать инфраструктуру регионов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе развивая институт бюджетных инвестиций "как инструмента организации и обеспечения устойчивых темпов роста экономики на долгосрочную перспективу" <2>.
--------------------------------
<2> Бит-Шабо И.В. Бюджетные инвестиции как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2023. N 2. С. 15 - 20.
Вместе с тем определенные направления развития финансовых инвестиций сейчас активно поощряются государством. Так, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" <3> создал в России так называемые внутренние офшоры, в которые могли переместиться иностранные организации и приобрести статус международной компании или же международной холдинговой компании. Режим международной компании (международной холдинговой компании), помимо сохранения личного закона иностранного лица, предполагает пониженные ставки налога на прибыль в отношении входящих и исходящих дивидендов.
--------------------------------
<3> СПС "КонсультантПлюс".
Изначально режим международных компаний был рассчитан на офшорные головные компании российских холдингов. Процедура редомициляции позволяла таким холдингам фактически амнистировать денежные средства, ранее выведенные из российской юрисдикции, через концентрацию финансового капитала во внутренних офшорах - на острове Русский и острове Октябрьский.
В рамках российского режима специальных административных районов до 2022 г. доход международных холдинговых компаний от продажи акций (долей) российских и иностранных организаций облагается по нулевой ставке при одновременном соблюдении ряда критериев:
- период владения не менее года, доля участия не менее 15%;
- активы не состоят более чем на 50% из недвижимости в Российской Федерации и не были приобретены в качестве вклада в уставный капитал или в рамках реорганизации в течение 365 дней до или после регистрации в качестве международной компании.
При продаже акций иностранных организаций из стран "черного списка" Минфина России льготная ставка также не применялась.
В 2022 г. были расширены основания для применения режима международной холдинговой компании и международной компании. Теперь положения ст. 24.2 Налогового кодекса РФ, которые наделяют данных субъектов преференциальным режимом налогообложения, могут быть применены также к изначально иностранным холдингам. В то же время условием резидентства в специальном административном районе в результате совершенной редомициляции стало осуществление инвестиций как минимум на сумму 50 млн рублей в инфраструктуру островов Русский и Октябрьский.
Также в 2023 г. был введен п. 4.4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, которым для международных компаний и международных холдинговых компаний был гарантирован стабильный режим государственной поддержки. Такой режим устанавливается на основании соглашения с администрацией специального административного района. Представляется, что распространение гарантии стабильности преференциального налогового режима рассчитано в первую очередь на международные группы компаний, которые изначально не были связаны с российскими рынками.
Такой подход законодателя, направленный на прямое вступление в международную налоговую конкуренцию, может привести к негативным налоговым последствиям для российского экономического пространства.
Организация экономического сотрудничества и развития выделяет 4 основных критерия недобросовестной налоговой конкуренции:
1) отказ от налогообложения или налогообложение по низкой налоговой ставке доходов, связанных с международным движением финансовых ресурсов;
2) преференциальный налоговый режим не охватывает национальную экономику;
3) информационная закрытость;
4) отсутствие эффективного обмена информацией <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Harmful Tax Practices-2017 Progress Report on Preferential Regimes: Inclusive Framework on BEPS: Action 5. OECD, 2017.
В случае международных компаний и международных холдинговых компаний предоставление налоговых льгот сочетается с тем, что по внешнеполитическим причинам Россия приостановила обмен налоговой информацией по многим направлениям. В особенности снижение информационной открытости затронуло взаимоотношения российских налоговых органов с налоговыми органами стран Западной Европы и Северной Америки.
Не исключено, что государства, которые сейчас характеризуются недружественными, будут рассматривать российскую налоговую холдинговую практику в качестве вредоносной, подпадающей под международные стандарты по противодействию размытия налоговой базы и требующие активного препятствования.
В частности, сейчас на уровне международного экономического взаимодействия обсуждается инициатива Организации экономического сотрудничества и развития, где предлагается ввести минимальный 15%-ный налог на трансграничные выплаты. В случае если данная инициатива будет принята, то режимы на основании ст. 24.2 Налогового кодекса РФ не обретут той популярности, на которую сейчас рассчитывает российский законодатель.
Примечательно, что специалисты в сфере налогового права также рассматривают российский режим специальных административных районов по аналогии с иностранными холдинговыми режимами <5>. Существуют сравнения, в которых российские режимы международных компаний и международных холдинговых компаний не рассматриваются в качестве средств вредоносной налоговой конкуренции. Напротив, российский холдинговый режим, сформированный в рамках правового режима специальных административных районов, оценивается специалистами в качестве более жесткого в сравнении с иностранными аналогами <6>.
--------------------------------
<5> Институты бюджетного и налогового права в условиях развития цифровой экономики: Монография. М.: Проспект, 2022. 472 с.
<6> Милоголов Н.С., Цаган-Манджиева К.Н. Сравнительный анализ положений российского законодательства, связанных с созданием специальных административных районов (САР) на территориях Калининградской области и Приморского края, и холдинговых режимов, применяемых в зарубежных странах // Финансовое право. 2020. N 5. С. 31 - 34.
Также в последнее время идет активное реформирование налогообложения финансирования деятельности корпораций. До 2018 г. от обложения налогом на прибыль освобождались следующие доходы:
- от получения вклада в уставный капитал (подп. 3 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ);
- от получения вклада в имущество (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ);
- от безвозмездной передачи имущества между дочерним и материнским предприятиями (подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
На данный момент перечень освобожденных доходов, которые связаны со внутригрупповым финансированием, расширен дополнительными положениями:
- теперь согласно актуальной редакции подп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения действует в том числе и при передаче имущества между косвенными участниками и юридическими лицами, которые не напрямую подконтрольны таким косвенным участникам;
- согласно подп. 11.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ освобождены от корпоративного налогообложения доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.
Развитие механизма налогообложения внутригрупповых операций способствует улучшению инвестиционного климата в стране. Финансирование нужд группы компаний теперь порождает меньше рисков повышения налоговой нагрузки в связи с получением безвозмездной помощи от взаимозависимых лиц.
Также высокой интенсивностью в последнее время характеризуется правотворчество в сфере поддержки инвестиций в форме капитальных вложений. Так, с 2014 г. вступили в силу положения гл. 3.3 и ст. 284.3 и 342.3 Налогового кодекса РФ, в которых был урегулирован правовой режим регионального инвестиционного проекта. Изначально такой режим действовал в отношении предприятий, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Участники региональных инвестиционных проектов имели право пользоваться следующими налоговыми льготами:
- пониженные ставки налога на прибыль (до 0% в первые 5 периодов с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках регионального инвестиционного проекта, и до 10% в следующие 5 периодов с истечения права на ставку 0%);
- понижающий коэффициент территории добычи по налогу на добычу полезных ископаемых на срок 10 лет в отношении полезных ископаемых, добыча которых опосредована через капитальные вложения, которые были осуществлены в рамках реализации регионального инвестиционного проекта.
Перечисленные налоговые льготы действовали при условии, что предприятие осуществит капитальные вложения в создание или расширение производства товаров в следующих объемах (подп. 4 п. 1 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ):
- на сумму от 50 до 500 млн руб. за 3 года с момента включения в реестр участников регионального инвестиционного проекта;
- на сумму от 500 млн руб. за 5 лет с момента включения в реестр участников регионального инвестиционного проекта.
В 2016 г. институт регионального инвестиционного проекта претерпел существенную трансформацию:
- действие региональных инвестиционных проектов было расширено на всю территорию РФ с установлением нижнего порога налоговой ставки в 10%;
- были введены ст. 25.12-1, 284.3-1 и 342.3-1 Налогового кодекса РФ, в которых закреплялось право налогоплательщиков, ведущих деятельность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, пользоваться льготами по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых и которые выполнили нормативы инвестиций в 50 и 500 млн руб. соответственно за 3 года и за 5 лет до обращения за статусом участника регионального инвестиционного проекта;
- инвесторы, выполнившие условие о вложении минимум 50 и 500 млн руб. в региональный инвестиционный проект, могли рассчитывать на упрощенный порядок приобретения статуса участника регионального инвестиционного проекта, когда вместо прохождения одобрения инвестиционного проекта со стороны субъекта Российской Федерации инвестор мог в заявительном порядке обратиться в налоговый орган по месту учета для получения данного статуса.
Также в 2015 г. были введены новые зональные инвестиционные режимы:
- свободный порт Владивосток (Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" <7>);
- территория опережающего развития (Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" <8>).
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О свободном порте Владивосток" // СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4338.
<8> Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 26.
Режим свободного порта Владивосток направлен на накопление инвестиций на российском Дальнем Востоке в условиях жесткой конкуренции со стороны азиатских льготных налоговых режимов. С резидентом свободного порта Владивосток заключается соглашение об осуществлении деятельности на территории порта с управлявшей компанией зоны, где основными обязательствами будут являться:
- при создании нового производства товаров, работ, услуг - извлечение прибыли от ОКВЭД, предусмотренных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории порта;
- при развитии действующего производства - реализация инвестиционного проекта на территории порта.
Территория опережающего развития подразумевает развитие социально-экономически неблагополучных районов страны, где по тем или иным причинам характерен низкий уровень жизни населения и слабая интенсивность экономической активности. Резидент территории опережающего развития обязан осуществлять виды деятельности по ОКВЭД, которые предусмотрены в соглашении, а также реализовать инвестиционный проект на территории развития.
Внутри территорий опережающего развития можно выделить две большие группы - моногорода и местности Арктики и Дальнего Востока.
Для резидентов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития были установлены пониженные ставки налога на прибыль на основании ст. 284.4 Налогового кодекса РФ: теперь субъект Российской Федерации мог понижать налог на прибыль до нуля. Также в ст. 427 Налогового кодекса РФ были введены пониженные тарифы страховых взносов для резидентов данных двух типов зон. Наконец, резиденты территорий опережающего развития имели право на применение коэффициента территории добычи полезных ископаемых в соответствии со ст. 342.3 Налогового кодекса РФ.
В том же 2015 г. вступил в силу Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" <9>. Он учреждал режимы технопарков, промышленных парков и промышленных кластеров. Смысл таких режимов состоял в обеспечении стартапов инфраструктурой по льготным условиям ведения деятельности. Также отдельные регионы вводили для перечисленных зон пониженные ставки налога на прибыль и налога на имущество.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О промышленной политике в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.
Также в 2015 г. был введен институт специального инвестиционного контракта. Помимо положений законодательства о промышленной политике, регулирование специальных инвестиционных контрактов осуществлялось специализированным Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" <10>. Изначально данный режим был направлен на локализацию технологических процессов по производству промышленной продукции на территории России. В связи с этим ключевым условием заключения специального инвестиционного контракта было осуществление капитальных вложений на сумму от 750 млн руб. Участникам специальных инвестиционных контрактов предоставлялись налоговые льготы в порядке ст. 25.9 и ст. 284.3 Налогового кодекса РФ. Таким образом, специальные инвестиционные контракты ранее были видами региональных инвестиционных проектов.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708 (ред. от 22.03.2022) "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" // СЗ РФ. 2015. N 30. Ст. 4587.
Однако в 2019 г. механизм специального инвестиционного контракта был переформатирован. Теперь вместо требования о вложениях 750 млн руб. в производство промышленной продукции требовалось внедрить современную технологию производства из правительственного перечня, которая демонстрировала бы конкурентоспособность на международном рынке. Пониженная ставка для специальных инвестиционных контрактов с 2019 г. стала регулироваться ст. 284.9 Налогового кодекса РФ, а сами нормы о специальных инвестиционных контрактах были отделены от региональных инвестиционных проектов в ст. 25.16 Налогового кодекса РФ.
В то же время российские механизмы предоставления инвестиционных налоговых льгот претерпевали следующие эволюционные процессы:
- установление прямой взаимосвязи экономии от налоговых льгот с размером капитальных вложений;
- выделение результатов инвестиционных проектов в отдельную налоговую базу;
- унификация условий инвестиционных налоговых льгот.
До 2017 г. большинство российских инвестиционных налоговых льгот не были связаны с размером инвестиций. Как правило, речь шла об исполнении пороговой суммы вложений. Когда такая сумма была обеспечена, то инвестор мог получить налоговую экономию кратно выше осуществленных инвестиций.
В связи с этим начиная с 2017 г. размер полученных налоговых льгот по региональным инвестиционным проектам начал соотноситься с объемом капитальных вложений по такому проекту. Если размер налоговой экономии оказывался выше инвестиций в производственные и инфраструктурные объекты, то применение налоговой льготы прекращалось.
С учетом преимущественно технологического содержания специального инвестиционного контракта, введенного в 2019 г., для него был установлен еще более жесткий лимит "льгота - инвестиции". При наличии права на ставку 0% согласно ст. 284.9 Налогового кодекса РФ участник специального инвестиционного контракта мог извлечь налоговую экономию не выше 50% капитальных вложений.
С 2018 г. рассматриваемая тенденция оказалась подкреплена установлением инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль. Согласно принятой ст. 286.1 Налогового кодекса РФ капитальные расходы могли напрямую вычитаться из суммы налога. Установление инвестиционного налогового вычета было поставлено в полную зависимость от усмотрения субъекта Российской Федерации.
Тенденция к выделению результата инвестиционного проекта в отдельную налоговую базу проявила себя начиная с 2020 г. Ранее инвестиционные льготы применялись ко всей прибыли инвестора, если не менее 90% дохода формировали поступления от реализации инвестиционного проекта. Такой подход был характерен для следующего:
- особых экономических зон;
- специальных инвестиционных контрактов;
- региональных инвестиционных проектов;
- территорий опережающего развития;
- свободного порта Владивосток.
В случае если инвестор в налоговом периоде получал, например, 85% всей выручки от реализации инвестиционного проекта, то к нему не применялась пониженная налоговая ставка, его прибыль облагалась по общей ставке 20%. С 2020 г. участники специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов имели право в случае невыполнения критерия 90% дохода пользоваться пониженной ставкой в части налоговой базы, сформированной из доходов (расходов), которые были получены в связи с реализацией инвестиционного проекта. В 2021 г. такая возможность появилась и для резидентов территорий опережающего развития, а также резидентов свободного порта Владивосток.
Введение раздельного учета для целей применения инвестиционных налоговых льгот сделало их более доступными для налогоплательщиков и позволило им не зависеть от ситуаций получения непредвиденных внереализационных доходов, извлечение которых могло сказаться на пропорциональной доле льготируемых доходов. Обособление инвестиционного проекта в рамках налогового учета делает более экономически обоснованным правовое регулирование, установленное в отношении инвестиционных налоговых стимулов.
Унификация режима поддержки инвесторов выразилась в принятии в 2018 г. запрета на установление регионами пониженных ставок налога на прибыль в случаях, которые прямо не установлены в налоговом законодательстве. Помимо этого, согласно изменениям, которые были внесены в п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ, пониженные ставки, установленные инициативно субъектами Российской Федерации, прекращали свое действие в 2023 г.
Ранее полномочие регионов снижать налог на прибыль на 4,5% было основным способом инвестиционного стимулирования в России. Однако соображения обеспечения эффективности налоговых расходов наряду с различиями в правовом регулировании субъектов Российской Федерации привели к ограничению региональных полномочий по регламентации ставок налога на прибыль.
Широкие полномочия регионов по регулированию налога на прибыль порождали существенные риски в аспекте возникновения вредоносной налоговой конкуренции на внутринациональном уровне. При этом инвесторам также было затруднительно сталкиваться с разным категориальным аппаратом, который использовался в законах субъектов Российской Федерации о поддержке инвесторов. Наконец, не является секретом и зачастую невысокая юридическая техника региональных актов о налоговых льготах.
Установление общих положений об инвестиционных налоговых льготах делает положение инвесторов более определенным. На данный момент субъекты Российской Федерации могут регулировать налоговые ставки по зональным налоговым режимам поддержки инвесторов, а также вводить у себя инвестиционный налоговый вычет и региональный инвестиционный проект. Таким образом, у регионов сохраняется широта возможностей в привлечении инвесторов при установлении общих требований на уровне Федерации. Федеральный законодатель выступает, таким образом, "методологом", который обеспечивает единообразие механизма инвестиционного регулирования во всей стране.
Характерно при этом, что роль субъектов Российской Федерации в регулировании чисто инвестиционных льгот стала более существенной, чем в регламентации зональных налоговых мер поддержки. Например, для создания территории опережающего развития или особой экономической зоны требуется решение Правительства РФ. Регионы не имеют права вводить дополнительные требования для участия в зональных налоговых режимах.
В то же время для инвестиционного налогового вычета субъекты Российской Федерации наделены компетенцией не только вводить размер налоговой льготы, но также устанавливать входной порог для ее применения более высоким, чем это установлено в общих требованиях ст. 286.1 Налогового кодекса РФ. В частности, субъект Российской Федерации имеет право в соответствии с п. 6 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ:
- либерализировать правила восстановления инвестиционного налогового вычета при выбытии объекта основных средств в сравнении с положениями п. 12 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ;
- установить состав категорий налогоплательщиков, имеющих право на инвестиционный налоговый вычет;
- определить состав объектов основных средств, учитываемых в составе расходов, формирующих сумму инвестиционного налогового вычета, и т.д.
Полномочие субъектов Российской Федерации по введению дополнительных требований к региональным инвестиционным проектам установлено в п. 5 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ.
Регламентация инвестиционных налоговых льгот федеральным центром привела к тому, что новые налоговые льготы приобретают черты тех режимов, которые обеспечивались ранее через механизм снижения пониженной ставки налога на прибыль на 4,5%.
Так, в качестве условий региональных инвестиционных проектов и инвестиционного налогового вычета регионы зачастую вводят участие в договорах об осуществлении инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации, включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов субъекта Российской Федерации и иные условия, подразумевающие одобрение инвестиционного проекта со стороны субъекта Российской Федерации, для того, чтобы применять налоговые льготы к объектам капитальных вложений.
Помимо этого, распространенной практикой регионального регулирования является ограничение для применения налоговых льгот в отношении субъектов инвестиционной деятельности, государственная регистрация которых в качестве юридического лица осуществлена в другом субъекте Российской Федерации, даже если инвестор осуществляет свою деятельность в первом регионе через филиал, представительство или другое обособленное подразделение.
Такой регуляторный подход отражен и в федеральном регулировании инвестиционных налоговых льгот. Так, деятельность участника регионального инвестиционного проекта по общим правилам подп. 1 и 1.1 п. 1 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ ограничивается только одним субъектом Российской Федерации, где реализуется инвестиционный проект. Деятельность резидентов территорий опережающего развития и особых экономических зон ограничена муниципалитетом, в котором находится соответствующая зона.
Помимо изложенного выше, актуальной тенденцией государственной инвестиционной политики является установление гарантий неизменности регулирования в части положений законодательства о налогах и сборах, которые затрагивают инвестиционный проект. В частности, согласно ст. 5 Налогового кодекса РФ гарантии неизменности налоговых льгот установлены для следующих категорий субъектов инвестиционной деятельности:
- резиденты территорий опережающего развития;
- резиденты свободного порта Владивосток;
- участники специальных инвестиционных контрактов;
- резиденты специальных административных районов.
Особые гарантии по стабильности налогообложения предусмотрены для участников соглашений о защите и поощрении капитальных вложений. Согласно п. 4.3 ст. 5 Налогового кодекса РФ для таких инвесторов гарантируется не только сохранение налоговых льгот на том уровне, который имел место на момент заключения соглашения, но также стабилизация отдельных элементов налоговых платежей, по которым не предоставляются меры поддержки в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Однако "стабилизационная оговорка" по п. 4.3 ст. 5 Налогового кодекса РФ касается лишь отношений инвестора, которые напрямую связаны с реализацией инвестиционного проекта.
Также для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений предусмотрены вычеты из налогов на прибыль, имущество и землю в отношении следующих категорий расходов (ст. 25.18 Налогового кодекса РФ):
- объекты инфраструктуры;
- проценты по займам на финансирование инвестиционного проекта;
- демонтаж военных городков.
При этом обязательным условием для использования налоговых вычетов является участие в соглашении о защите и поощрении капиталовложений федерального органа исполнительной власти.
Введение соглашений о защите и поощрении капиталовложений создало в России общий режим поддержки инвесторов, выразившей в себе тренд на унификацию режима инвестиционного регулирования в Российской Федерации. За исключением отдельных отраслей экономики, большинство инвестиционных проектов вне зависимости от того рынка товаров, работ и услуг, на котором они реализуются, смогут воспользоваться государственной поддержкой.
Активизация стимулирования инвестиционной деятельности имела место в 2022 г. с особенной интенсивностью. Среди прочего следует отметить следующие ключевые изменения в поддержке капитальных вложений, которые произошли в прошлом году:
- принятие закона о налоговом вычете для соглашений о защите и поощрении капиталовложений, который описан выше;
- установление налоговых льгот для инвесторов, которые ведут деятельность на Курильских островах;
- введение пониженной ставки налога на прибыль в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации;
- продление действия региональных пониженных ставок налога на прибыль до 1 января 2025 г.
Таким образом, современное регулирование поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации подразумевает наличие налоговых льгот по крайне широкому спектру оснований. Условия льгот для инвесторов из года в год дополняются и совершенствуются, что положительным образом сказывается как на инвестиционном климате отдельных регионов, так и на привлекательности Российской Федерации для субъектов капитальных вложений в целом.
Основными направлениями финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в России являются:
- правовой режим региональных инвестиционных проектов, для которых был установлен заявительный порядок для регистрации в налоговом органе и для получения налоговых льгот и преференций в соответствии с положениями гл. 3.3 Налогового кодекса РФ, а также ст. 25.8, 25.12-1, 284.3, 284.3-1 и 342.3, 342.3-1 Налогового кодекса РФ (с 2014 г. с доработкой в 2016 г.);
- правовой режим специального инвестиционного контракта (с 2015 г. в правовом статусе региональных инвестиционных проектов, а после 2019 г. - в специальном правовом статусе в соответствии со ст. 25.16 и 284.9 Налогового кодекса РФ);
- зональные инвестиционные режимы (с 2014 г. - правовой режим территорий опережающего развития, а также правовой режим технопарков, промышленных парков и промышленных кластеров; с 2015 г. - правовой режим свободного порта Владивосток);
- правовой режим специальных административных районов (внутренних офшоров - островов Русский и Октябрьский), предназначенный для редомициляции международных компаний и международных фондов, которые стремятся изменить личный статут (с 2018 г.);
- льготный режим налогообложения внутригрупповых операций внутри инвестиционных холдингов и групп компаний, установленный в п. 11 и п. 11.1 ч. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (с 2018 г.);
- правовой режим защиты и поощрения капиталовложений на основе соответствующих соглашений между инвесторами, с одной стороны, и Российской Федерацией или ее субъектами, с другой стороны (с 2020 г.).
Литература
1. Белицкая А.В. Место специальных правовых режимов инвестирования в рамках правового обеспечения государственной инвестиционной политики / А.В. Белицкая // Право и экономика. 2018. N 6. С. 5 - 10.
2. Бит-Шабо И.В. Бюджетные инвестиции как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации / И.В. Бит-Шабо // Безопасность бизнеса. 2023. N 2. С. 15 - 20.
3. Бит-Шабо И.В. Публично-правовая и частноправовая природа института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства / И.В. Бит-Шабо // Безопасность бизнеса. 2020. N 4. С. 3 - 7.
4. Институты бюджетного и налогового права в условиях развития цифровой экономики: Монография / И.А. Цинделиани, А.Д. Селюков, Б.Г. Бадмаев. Москва: Проспект, 2022. 472 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.