Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ю.В. ИЛЮХИНА
Импортозамещение представляет собой совокупность инструментов государственного управления, применение которых обеспечивает вытеснение импортной продукции с отраслевых рынков при одновременном увеличении производства конкурентоспособных отечественных аналогов <1>. Правовое регулирование государственной экономической политики, в том числе ее вектора, направленного на импортозамещение, имеет целью эффективное решение социально-экономических проблем, в том числе преодоление последствий пандемии, финансового кризиса, санкций, политической изоляции и т.д.
--------------------------------
<1> См.: Ярлыченко А.А. Моделирование экономического развития на основе реализации политики инновационного импортозамещения: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2019. 213 с.
Целью правового регулирования является прежде всего создание регуляторной среды, которая формирует благоприятный правовой режим для развития того или иного института <2>. При этом от эффективности выбранных средств правового регулирования зачастую зависит развитие регулируемого института. Целью правового регулирования импортозамещения выступает необходимость обеспечения эффективности ограничения импорта товаров и создания в отечественной экономике их конкурентоспособных аналогов, в том числе и с возможностью их последующего экспорта. Отметим, что понятие эффективности в научной литературе и законодательстве в целом не сводится только к экономическим характеристикам и затрагивает также социальный эффект, иногда его определяют как соотношение между фактическим результатом и социальными целями (конституционными задачами) <3>.
--------------------------------
<2> См.: Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. 2018. N 1. С. 13.
<3> См.: Чечина Н.А. Актуальные проблемы науки гражданского процессуального права // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. С. 441; Эффективность правовых норм. М., 1980. С. 21 - 74, 156 - 177.
Социальный аспект понимания эффективности имеет особое значение, когда речь идет об оценке деятельности, так или иначе связанной с государственным участием, в данном случае социальный эффект может иметь даже большее значение, чем финансовый, что особенно важно при реализации политики импортозамещения. Так, например, фискальная эффективность (как соотношение результата и затрат) снижается с усилением государственной ориентированности на социальную составляющую государственной политики <4>. Направленность средств на обеспечение импортозамещения также снижает фискальную эффективность в определенном смысле. В научной литературе отмечается, что при оценке эффективности правового регулирования необходимо учитывать достижение им прежде всего правовых целей, а именно обеспечения и защиты прав и свобод человека <5>, ведь именно право в конечном счете (в нормативном правовом акте или в акте правоприменения) проводит границу между допустимой свободой и общим благом, эффективностью и справедливостью <6>, которая наравне с экономической свободой рассматривается как базовый институт рыночной экономической системы <7>. Импортозамещение служит целям обеспечения защиты национальных интересов и национальной безопасности, направлено на развитие частной предпринимательской инициативы, сочетает в себе как частные, так и публичные интересы, которые пересекаются, но не всегда совпадают, в связи с чем правовой эффективности реализации политики импортозамещения должно быть уделено особое внимание.
--------------------------------
<4> См.: Федосимов Б.А. Основные направления разработки правовых средств повышения эффективности налоговых льгот // Финансовое право. 2021. N 8. С. 43 - 48.
<5> См.: Лапаева В.В. Эффективность закона и методы ее изучения // Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / отв. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. М.: БЕК, 1997. С. 28 - 44.
<6> См.: Габов А.В. Тенденции и проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 13 - 23.
<7> См.: Вайпан В.А. Соотношение справедливости и предпринимательства в фокусе права // Юрист. 2019. N 1. С. 6 - 13.
Самой важной задачей государства выступает обеспечение баланса между социальной справедливостью и рыночной эффективностью <8>. Так, построение импортозамещения может быть социально справедливо, но рыночно неэффективно, что не приведет к положительным результатам для развития экономики. Как отмечают У. Маттеи и Е.А. Суханов, критерий эффективности, несмотря на все свое несовершенство, по-прежнему остается единственным чуждым произвола мерилом справедливости решения, принимаемого судом, во исполнение государственной политики <9>. Государство с помощью правовых норм должно создать такие условия осуществления деятельности различными участниками экономических отношений, при которых импортозамещение станет эффективным, что достигается широким перечнем мер государственного регулирования экономики как стимулирующего, так и ограничительного характера <10>.
--------------------------------
<8> См.: Дюкарев В.В., Мигачева Е.В. К вопросу об эффективности рыночной экономики смешанного типа // Безопасность бизнеса. 2021. N 4. С. 9 - 11.
<9> Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999. С. 80.
<10> Подробнее об этом: Илюхина Ю.В. Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения // Предпринимательское право. 2023. N 2. С. 54 - 61.
Отметим, что понятие эффективности, равно как и средства, используемые в ее достижении, различаются в плановой и рыночной экономике. Так, если в рыночной экономике все накопления и, соответственно, инвестиции создаются из прибыли от реализации потребительских товаров и перераспределений по вертикали и масштаб экономики расширяется по мере расширения потребительского сектора <11>, то плановая экономика предлагает иную модель, что естественным образом сказывается на эффективности реализации импортозамещения. Такие ценообразующие факторы, как издержки производства, ценность товара (качественные параметры), спрос потребителей, конкуренция, степень государственного вмешательства в ценовую политику <12>, в плановой экономике не имеют большого значения, так как отклонение цены товара от стоимости формируется государством и используется для воздействия на производство, реализацию и использование продукции <13>, а значит, данные факторы не оказывают влияния на эффективность импортозамещения.
--------------------------------
<11> См.: Дойников И.В. Российская система хозяйствования: проблемы правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 731 - 742.
<12> См.: Ценообразование: учебное пособие / Г.А. Горина, П.С. Пробин. М., 2019. С. 14 - 35.
<13> См.: Завьялков А.Г. Цены и ценообразование в СССР: учебник для экон. вузов и факультетов. Минск, 1981. С. 7.
В данном случае государство в целом не делает ставку на частные инвестиции, субъекты предпринимательской деятельности находятся в серой зоне и не имеют законного статуса, а значит, не могут помочь государству. Отрицание свободы предпринимательства, отсутствие конкуренции, директивные (административные) методы руководства экономикой, плановый характер производства и распределения <14> не позволяют развиваться предпринимательской и инвестиционной активности, хотя, как отмечает А.В. Майфат, даже в условиях плановой экономики государство не могло полностью отказаться от идеи привлечения инвестиций, которая применялась в усеченных формах (например, государство осуществляло займы у населения (известны военные, 3-процентные и другие займы)) <15>. В рыночной экономике государство стремится к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, привлекает субъектов предпринимательской деятельности к реализации политики импортозамещения за счет стимулирования активности бизнеса в данном направлении, государство также работает над созданием доверия между бизнесом и властью, внедряя в Конституцию Российской Федерации принципы экономической и социальной солидарности <16>.
--------------------------------
<14> См.: Павликов С.Г., Карнаухова А.Э. К вопросу о закреплении права частной собственности на конституционном уровне в зарубежных странах // Современный юрист. 2017. N 2. С. 9 - 21.
<15> См.: Майфат А.В. Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография. М.: Статут, 2020. 176 с.
<16> См.: Губин Е.П. Экономическая деятельность, экономические права и их защита в контексте соотношения права и экономики // Предпринимательское право. 2021. N 3. С. 3 - 10.
Инструмент планирования выступает главным средством реализации политики импортозамещения в плановой экономике, и эффективность такого импортозамещения оценивается не анализом потребительского спроса, а способностью удовлетворять публичный интерес по запросу государства. При невыполнении планов следовали наказания, что стимулировало всех участников процесса импортозамещения быть эффективными в данном направлении. В рыночной экономике также используется инструмент планирования, но уже индикативного, или стратегического, когда выполнение плановых показателей выступает лишь рекомендацией, а не обязанностью. В принципе отказаться от инструментов программно-целевого подхода и при этом обеспечить эффективность импортозамещения в государстве проблематично.
В настоящее время вопросы импортозамещения в основном становятся одним из аспектов рассмотрения различных документов стратегического планирования, так как импортозамещение выступает направлением реализации государственной экономической политики. Вместе с тем для обеспечения импортозамещения на практике недостаточно декларативных заявлений, необходимы реальные меры, которые будут являться исполнимыми и эффективными, причем речь должна идти как о средствах государственного регулирования экономики административного, организационного и экономического характера, так и о правовых средствах.
Как отмечается в научной литературе, от эффективности юридической ответственности зависит формирование правового государства и предупреждение правонарушений <17>, так как юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершенное правонарушение в виде применения по отношению к виновному мер государственного воздействия <18>. Правонарушение может выражаться не только в форме действия, но и в форме бездействия, и именно на борьбу с бездействием должны быть направлены меры ответственности по обеспечению импортозамещения. К сожалению, без установления мер ответственности сложно рассчитывать на позитивную вовлеченность субъектов гражданско-правовых отношений в решение государственных задач.
--------------------------------
<17> См.: Малько А.В., Липинский Д.А., Маркунин Р.С. Юридическая ответственность как средство предупреждения правонарушений: актуальные проблемы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 13 - 14.
<18> См.: Кутафин О.Е. Основы государства и права. М.: Юрист, 2002. С. 432.
В настоящее время инициативы по введению мер ответственности за недочеты или недостижение показателей импортозамещения обсуждаются на правительственном уровне. Так, Совет Безопасности РФ призвал ужесточить ответственность за невыполнение планов по импортозамещению, что применимо в отношении исполнительной власти и государственных предприятий <19>. Хотя персональную ответственность за невыполнение планов можно считать пережитком советского прошлого, необходимо признать, что в качестве меры регулирования она может позитивно сказаться на эффективности импортозамещения. Установление ответственности за невыполнение планов встречается в рыночной экономике, где планы служат лишь стратегическими ориентирами, а не обязательными показателями для выполнения. В частности, проводится оценка достижения грантополучателем плановых показателей деятельности <20>, качественных и (или) количественных характеристик достижения за счет предоставления субсидий целевых показателей государственных программ <21>. Оценка использования средств бюджета сводится не только к результативности (достижение или недостижение результата), но и к эффективности и целевому характеру расходования бюджетных средств <22>. При этом за неэффективное расходование средств при определенных условиях должна быть установлена ответственность. В научной литературе подчеркивается при этом, что отражение в плановом документе только тех ресурсов, которые, безусловно, подконтрольны субъекту управления, существенно повышает ответственность этого субъекта и делает планирование более реальным, а процесс реализации плана - более управляемым <23>.
--------------------------------
<19> См.: В Совбезе предложили усилить ответственность за недочеты в импортозамещении. URL: https://1prime.ru/industry_and_energy/20221114/838812143.html.
<20> Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4549.
<21> Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2014 г. N 97 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям лесопромышленного комплекса на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий в рамках подпрограммы "Промышленные биотехнологии" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" // СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 690.
<22> См.: Жукова А.Г., Серкова К.Я. Мировые модели и стандарты управления государственными программами: концепция нового государственного управления // Налоги. 2015. N 6. С. 19 - 22.
<23> См.: Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты как метод и форма бюджетной деятельности государства // Реформы и право. 2007. N 1. С. 35 - 44.
В настоящее время отмечается, что таможенно-тарифная политика государства на современном этапе должна создавать условия для повышения эффективности отечественных производителей и целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и способствовать в конечном итоге повышению технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости <24>. В качестве инструментов обеспечения импортозамещения в отечественном законодательстве используются как меры тарифного, так и меры нетарифного регулирования. В частности, к мерам тарифного регулирования относятся антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлины. В качестве меры нетарифного регулирования можно привести импортную квоту как ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости. Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <25> для защиты экономических интересов российских производителей товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров (ст. 27 Закона). Данный вопрос также подробно урегулирован в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <26>, целью которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
--------------------------------
<24> См.: Горбунова Е.Н. Реализация бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики государства в условиях реформирования налогового законодательства в нефтяной отрасли России // Юрист. 2018. N 3. С. 66 - 72.
<25> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
<26> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.
Естественной реакцией государства против санкций и политико-экономической изоляции выступает протекционизм, который выполняет важную функцию в части защиты национальных интересов и безопасности. Нетарифные меры выступают мерами скрытого протекционизма, устанавливая абсолютные или относительные ограничения по ценам, количеству или техническим характеристикам товара <27>. Как отмечается в научной литературе, протекционизм, преследуя краткосрочные цели защиты отечественного рынка, противоречит идее импортозамещения как драйвера технологической модернизации <28>.
--------------------------------
<27> См.: Пивоваров А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности // Юрист (Россия). 2007. N 8. С. 2 - 4.
<28> См.: Колотов К.А. Неоиндустриальное импортозамещение в системе структурных изменений экономики: дис. ... канд. экон. наук. Томск, 2018. 173 с.
Необходимо подчеркнуть, что при реализации государственной политики, направленной на импортозамещение, нельзя допустить автаркии как крайней степени протекционизма. В научной литературе автаркия характеризуется как политика самоизоляции и ориентации только на самообеспечение продуктами собственного производства, отказа от использования импортных товаров <29>. Автономно-изоляционистский подход в современной системе мирохозяйственных связей возможен в государствах, ориентирующихся на автаркию или в силу политических и экономических проблем вынужденных оставаться вне рамок международных экономических отношений <30>. Не получая импульсов развития извне, закрытая система неизбежно приходит к состоянию застоя и деградации <31>.
--------------------------------
<29> См.: Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М., 2015.
<30> См.: Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. 824 с.
<31> См.: Лукьянова В.Ю. Вопросы стандартизации в международных правовых актах Таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО // Право ВТО. 2013. N 2. С. 37 - 42.
Представляется, что протекционизм должен быть направлен на наиболее конкурентоспособные внутренние производства с учетом необходимости трансфера технологий, чтобы обеспечить инновационный прорыв в производственном секторе экономики.
Таким образом, важным направлением реализации государственной экономической политики становится правовое обеспечение эффективности импортозамещения, что достигается различными мерами стимулирующего и ограничительного характера, а также через установление мер ответственности за невыполнение взятых на себя программных обязательств. Понятие об эффективности и его соотношение с социальной справедливостью разнятся в рыночной и плановой экономике, как разнятся и инструменты, используемые для ее достижения. Вместе с тем эффективность импортозамещения всегда должна быть основана на правовых основах.
Литература
1. Белицкая А.В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики: монография / А.В. Белицкая. Москва: Юстицинформ, 2018. 559 с.
2. Вайпан В.А. Соотношение справедливости и предпринимательства в фокусе права / В.А. Вайпан // Юрист. 2019. N 1. С. 6 - 13.
3. Габов А.В. Тенденции и проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса / А.В. Габов // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 13 - 23.
4. Губин Е.П. Экономическая деятельность, экономические права и их защита в контексте соотношения права и экономики / Е.П. Губин // Предпринимательское право. 2021. N 3. С. 3 - 10.
5. Дюкарев В.В. К вопросу об эффективности рыночной экономики смешанного типа / В.В. Дюкарев, Е.В. Мигачева // Безопасность бизнеса. 2021. N 4. С. 9 - 11.
6. Малько А.В. Юридическая ответственность как средство предупреждения правонарушений: актуальные проблемы / А.В. Малько, Д.А. Липинский, Р.С. Маркунин // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 13 - 14.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.