Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ <*>
Н.В. СУБАНОВА
--------------------------------
<*> Подготовлено с использованием СПС "КонсультантПлюс".
Лицензирование - одна из важнейших частей разрешительного порядка, предполагающего специальную легитимацию конкретного поведения, и наиболее изученных специалистами форм разрешительной деятельности - нормативно позиционируется в качестве самого формализованного (что не вполне верно <1>) механизма государственного регулирования, связанного с допуском предпринимателей к осуществлению различных видов деятельности.
--------------------------------
<1> См. об этом, например: Субанова Н.В. Законодательство о разрешительной системе в Российской Федерации: состояние, тенденции развития, перспективы // Административное право и процесс. 2015. N 5. С. 52 - 58.
В настоящее время Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предусматривает лицензирование 54 видов деятельности. В рамках сферы его регулирования действуют более 600 тыс. лицензий. Кроме того, 13 видов предпринимательской деятельности лицензируются в порядке, установленном специальными федеральными законами, а в отношении 14 видов законодательно определены особенности лицензирования (в том числе в части, касающейся порядка выдачи лицензий, срока их действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензий).
Анализ поступательной трансформации лицензирования позволяет отметить некоторые позитивные тенденции его развития, прежде всего в контексте кардинального обновления законодательства о государственном контроле (надзоре), обладающего серьезным профилактическим потенциалом; применения электронных форм работы лицензирующих органов, включая дистанционное предоставление лицензий через МФЦ и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ); внедрения в практику разрешительной деятельности риск-ориентированного подхода, реестровой модели разрешений.
Так, в соответствии со ст. 13, 18 Закона о лицензировании в настоящее время обязательным является оказание услуг по лицензированию через ЕПГУ, за исключением отдельных лицензирующих органов и видов деятельности. В этой связи на ЕПГУ реализованы единые концентраторные формы по следующим услугам в сфере лицензирования: получение лицензии (https://www.gosuslugi.ru/600355/1/form), прекращение действия лицензии (https://www.gosuslugi.ru/600364/1/form), внесение изменений в реестр лицензий (https://www.gosuslugi.ru/600375/1/form), периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям (https://www.gosuslugi.ru/600107/1/form) <2>.
--------------------------------
<2> Пояснения по вопросу внедрения новых форм регулирования сферы лицензирования, в том числе с целью цифровизации и перехода на реестровую модель / Минэкономразвития России, 2022. URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 15.03.2023).
Перспективным является применение различных форм упрощенных лицензионных процедур.
С 1 августа 2021 г. по 1 сентября 2023 г. на территории Российской Федерации с участием 39 федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и региональных исполнительных органов, предоставляющих разрешения, проводится эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности (в том числе лицензирования <3>). Целями эксперимента являются создание и апробация механизма упрощения и ускорения подачи, приема, рассмотрения заявлений и предоставления разрешений (лицензий) по результатам проверки (оценки) заявителя на соответствие требованиям, прекращения действия разрешений (лицензий). Срок предоставления разрешений, в отношении которых осуществляется эксперимент, не может превышать 15 рабочих дней.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1279 (ред. от 26.12.2022) "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования" // СЗ РФ. 2021. N 32. Ст. 6012; СЗ РФ. 2023. N 1 (часть I). Ст. 247.
Апробированный в рамках экспериментального режима упрощенный порядок лицензирования является основой для последующего нормативного закрепления (к постоянному применению).
Например, Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. N 1568 внесены изменения в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности <4>. Постановлением закреплен упрощенный порядок лицензирования, экспериментально отработанный Ростехнадзором: срок предоставления государственной услуги сокращен с 45 до 10 рабочих дней; подача заявлений производится исключительно посредством ЕПГУ; исключена необходимость предоставления дополнительных сведений и документов; проведение выездной оценки соответствия лицензиата (соискателя лицензии) лицензионным требованиям будет осуществляться с использованием дистанционных форм взаимодействия.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1477 (ред. от 06.09.2022) "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" // СЗ РФ. 2020. N 39. Ст. 6054; СЗ РФ. 2022. N 37. Ст. 6362.
С 1 января 2021 г. для 54 лицензируемых видов деятельности заработала реестровая модель <5>, в рамках которой результатом предоставления услуг по лицензированию является юридически значимая запись в электронном реестре, а не разрешительный документ на бумажном носителе. Сведения, внесенные в реестр лицензий, не подлежат удалению (например, если лицензия была прекращена). В реестре лицензий должен отражаться статус лицензии, отображаться, в какие даты и как он менялся. Основанием для внесения соответствующей записи в реестр является решение лицензирующего органа, которое с 1 марта 2022 г. может быть оформлено как в форме приказа (распоряжения), подписанного уполномоченным должностным лицом, так и посредством подписания проекта вносимой в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии усиленной квалифицированной электронной подписью "внутри" информационной системы. При этом форма реестра лицензий нормативными правовыми актами не устанавливается и определяется лицензирующим органом. Предусмотрена возможность получения бесплатной выписки из реестра лицензий в электронном формате - через концентраторную форму на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru/600309/1/form). Выписка должна формироваться в автоматическом режиме - т.е. без участия сотрудника ведомства, самой информационной системой. На выписку предусмотрено нанесение QR-кода, сканирование которого позволяет перейти на запись о конкретной лицензии в реестре. С 1 марта 2022 г. в случае изменения номера телефона, адреса электронной почты лицензиата изменения в реестр лицензий вносятся таким лицензиатом самостоятельно в течение 15 рабочих дней со дня возникновения соответствующего основания. Проверка достоверности вносимых в реестр лицензий сведений об изменении номера телефона, адреса электронной почты лицензиата лицензирующим органом не проводится. Данное действие не является заявлением, и в его реализации не может быть отказано <6>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2019. N 52 (часть I). Ст. 7796; СЗ РФ. 2021. N 24 (часть I). Ст. 4188.
<6> Пояснения по вопросу внедрения новых форм регулирования сферы лицензирования, в том числе с целью цифровизации и перехода на реестровую модель / Минэкономразвития России, 2022. URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 15.03.2023).
С 1 марта 2023 г. большую часть изменений в реестр лицензий (сведения о реорганизации юридического лица, изменениях в наименовании и месте нахождения; фамилии, имени, отчестве, реквизитах документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей и др.) лицензирующий орган вносит в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации, без заявления <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 6 ст. 138 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 24 (часть I). Ст. 4188; СЗ РФ. 2022. N 52. Ст. 9378.
В положительном ключе стоит отметить предпринимаемые на федеральном уровне организационные усилия по анализу результатов разрешительной деятельности, исключению нарушений сроков предоставления лицензий и иных разрешений.
С 1 марта 2022 г. функционирует Единый реестр учета лицензий (с 23 августа 2022 г. - Единый реестр учета лицензий (разрешений) (ЕРУЛР) <8> - подсистема ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", оператором которой является Минэкономразвития России. ЕРУЛР представляет собой учетную систему, аккумулирующую данные разрешительных органов, в целях информационного сопровождения разрешительной деятельности, обеспечения ее открытости. ЕРУЛР формирует справочники о видах разрешительной деятельности, включающие в том числе: наименования видов разрешительной деятельности, сведения о разрешительных органах и видах обладателей разрешений, перечнях документов, необходимых для оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, и пр. ЕРУЛР должен обеспечивать предоставление аналитической информации о разрешительной деятельности <9>.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 17 августа 2022 г. N 1431 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 35. Ст. 6081.
<9> См.: приложение N 2 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Правила формирования и ведения единого реестра учета лицензий (разрешений) и присвоения разрешениям (в том числе лицензиям) регистрационных номеров с использованием указанного реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 // СЗ РФ. 2011. N 44. Ст. 6274; СЗ РФ. 2022. N 35. Ст. 6081.
Минэкономразвития России и Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с федеральными лицензирующими органами осуществляется мониторинг соблюдения установленных сроков предоставления государственных услуг в сфере лицензирования. В случае нарушения сроков рассмотрения заявлений федеральные лицензирующие органы проводят анализ таких фактов, заполняют соответствующую таблицу и ежеквартально направляют ее в Аналитический центр при Правительстве РФ, который, в свою очередь, информирует Минэкономразвития России. Далее подготовленные сведения с предложениями по применению мер ответственности к должностным лицам лицензирующих органов, совершенствованию нормативного регулирования представляются в Правительство РФ <10>.
--------------------------------
<10> Пояснения по вопросу внедрения новых форм регулирования сферы лицензирования, в том числе с целью цифровизации и перехода на реестровую модель. Минэкономразвития, 2022. URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 15.03.2023).
Особое значение меры по повышению эффективности разрешительной деятельности приобретают в условиях действующего санкционного давления на Россию. Последовательная работа по совершенствованию правового регулирования разрешительной системы, защита прав предпринимателей, безусловно, способствуют преодолению кризисных явлений и стабилизации экономики.
Опыт применения временных режимов, предусматривающих введение моратория на проведение проверок, автоматическое продление действия разрешений, их ускоренное предоставление и пр. был получен в условиях противодействия распространению пандемии коронавируса, когда Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительству Российской Федерации были предоставлены полномочия по установлению особенностей разрешительной деятельности - общее количество лицензий и других разрешений, действие которых было продлено в рамках антикризисных мер 2020 г., превысило 1 млн <11>.
--------------------------------
<11> URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/reshetnikov_soobshchil_ob_avtomaticheskom_prodlenii_v_rf_bolee_1_mln_licenziy.html (дата обращения: 20.10.2022).
В 2022 - 2023 гг. лицензионные режимы вновь наделены существенной спецификой <12>. С 12 марта 2022 г. продлено более 2,5 млн разрешительных документов (всего более 130 видов), основная масса - на 12 месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) <13>. Кроме того, на 2023 г. продлена возможность упрощения разрешительных процедур решениями профильных ведомств (в частности, путем сокращения срока предоставления разрешений, перечня представляемых документов, лицензионных требований - вплоть до возможности осуществления деятельности, требующей лицензирования, без получения лицензий). Такая возможность предусмотрена в отношении 54 видов лицензируемой деятельности и более 180 видов иных разрешений <14>.
--------------------------------
<12> Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 (ред. от 23.01.2023) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" // СЗ РФ. 2022. N 12. Ст. 1839; СЗ РФ. 2023. N 5. Ст. 801.
<13> URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/bf52beecf1a10a82b88953a79edc34e6/daydzhest_mery_podderzhki.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
<14> URL: https://economy.gov.ru/material/news/avtomaticheskoe_prodleniy_licenziy_kosnetsya_bolee_3_mln_predprinimateley_i_kompaniy.html (дата обращения: 10.03.2023).
В отношении лицензируемых видов деятельности, предусмотренных Законом о лицензировании, уплата государственных пошлин за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, продление срока действия лицензии по заявлениям, поданным до 31 декабря 2023 г., не требуется. До 2030 г. лицензирующие органы вправе проводить выездные оценки соответствия соискателей обязательным требованиям посредством использования средств дистанционного взаимодействия.
В отношении конкретных лицензируемых видов деятельности действует ряд специальных норм, направленных на упрощение лицензионного производства. Например, при наличии лицензии на медицинскую деятельность лицензиат, имеющий обособленные подразделения медицинской организации, вправе подать заявление о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность без приложения документов (сведений), свидетельствующих о соответствии лицензионным требованиям. В этом случае соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к осуществлению медицинской деятельности, признается достаточным для осуществления фармацевтической деятельности <15>.
--------------------------------
<15> Постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. N 63 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 и признании утратившим силу отдельного положения Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 1589" // СЗ РФ. 2023. N 5. Ст. 801.
Избыточный государственный контроль (надзор) в отношении лицензиатов также снижается с использованием риск-ориентированного подхода - частота контроля напрямую зависит от уровня риска объекта <16>.
--------------------------------
<16> Совершенствование риск-ориентированного подхода - главная задача надзорных органов в 2023 году. См. об этом: URL: https://economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_po_vsem_vidam_kontrolya_budut_sozdany_karty_riskov.html (дата обращения: 12.03.2023).
В 2023 г. в плановом порядке проводятся только контрольные (надзорные) мероприятия, проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов - государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит) <17>. 70% объектов контроля относятся к категории низкого риска, а это, как правило, объекты, принадлежащие к малым и средним предприятиям <18>.
--------------------------------
<17> Постановление Правительства РФ от 1 октября 2022 г. N 1743 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336" // СЗ РФ. 2022. N 41. Ст. 7076; Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2516 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336" // СЗ РФ. 2023. N 1 (часть II). Ст. 316.
<18> URL: https://economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_osvobodilo_bolshinstvo_predpriyatiy_ot_planovyh_proverok_v_2023_godu.html (дата обращения: 18.11.2022).
Важное значение для стабильного продолжения бизнес-процессов в рамках действия разрешительных режимов, устанавливающих повышенные требования к работникам с определенной квалификацией, имеет сохранение кадрового потенциала юридических лиц: лицензиаты смогут в течение 3 - 6 месяцев найти мобилизованным специалистам замену без штрафов <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Правительства РФ от 15 октября 2022 г. N 1839 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353".
Анализ состояния законности в разрешительной сфере (а следовательно, и показателей защищенности прав субъектов предпринимательства) осложняет отсутствие общей системы сбора достоверной информации в целях формирования статистической базы о разрешительной деятельности и функционировании разрешительной системы в целом <20>.
--------------------------------
<20> См.: Кнутов А.В., Плаксин С.М., Чаплинский А.В. Анализ состояния разрешительной системы в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. N 2.
В этой связи позитивное значение имеет создание модуля аналитики ГАС "Управление" (дашборд), позволяющее в режиме реального времени получать актуальные статистические данные в сфере лицензирования, способствующие в том числе принятию управленческих решений. С 1 марта 2022 г. мониторинг и оценка эффективности лицензирования осуществляются на основании информации, передаваемой в автоматическом режиме в ГАС "Управление" из информационных систем, содержащих сведения в сфере лицензирования (в том числе данные из ЕРУЛР), а не статистических данных, которые ранее подготавливали и вручную загружали лицензирующие органы <21>. Приказом Росстата от 27 июня 2022 г. N 472 <22> было приостановлено действие Приказа Росстата от 30 марта 2012 г. N 103, которым ранее утверждена статистическая форма N 1-лицензирование.
--------------------------------
<21> Пояснения по вопросу внедрения новых форм регулирования сферы лицензирования, в том числе с целью цифровизации и перехода на реестровую модель / Минэкономразвития России, 2022. URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 15.03.2023).
<22> Приказ Росстата от 27 июня 2022 г. N 472 "О приостановлении действия Приказа Росстата от 30 марта 2012 г. N 103" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, формирование ежегодного доклада о лицензировании перешло с формата работы со статистической отчетностью во взаимодействие с информационными системами, где данные обновляются автоматически. Все эти изменения потребовали доработки ведомственных информационных систем: фактически речь идет о тенденции масштабной цифровой трансформации в отдельной сфере государственного управления, которая затронула более 20 федеральных органов власти. Кроме того, для органов с незначительным объемом лицензионной практики и региональных лицензирующих органов было создано единое решение на базе государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС ТОР КНД) <23>.
--------------------------------
<23> URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_cifroviziruet_sferu_licenzirovaniya.html (дата обращения: 15.11.2022).
Вместе с тем в сфере функционирования разрешительной системы недопустим дисбаланс публичных и частных интересов, способствующий необоснованному расширению свободы усмотрения субъектов предпринимательской деятельности. "В условиях социально-экономического кризиса видоизменяется парадигма частных и публичных интересов в механизме правового регулирования в сравнении с обычным (некризисным) протеканием экономических процессов. Приоритет составляют создание условий для обеспечения стабильности гражданского оборота и объективная необходимость ограничения частной автономии и свобод в предпринимательстве, включение потенциала предпринимательства в устойчивый рост национальной экономики" <24>.
--------------------------------
<24> Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса (теория и практика): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 16, 18.
Так, нельзя упускать из вида обратную тенденцию, связанную с неправомерным уклонением предпринимателей от прохождения разрешительных процедур и нормативно не обусловленным бездействием органов, уполномоченных осуществлять контроль (надзор) за соблюдением правил разрешительной системы, что может вызвать снижение уровня безопасности <25>.
--------------------------------
<25> См. об этом: Субанова Н.В. Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы // Журнал российского права. 2022. N 6. С. 60 - 77.
Отметим и некоторые иные негативные процессы: до настоящего времени не устранены пробелы правового регулирования разрешительной деятельности, которое, по сути, является фрагментарным. Отсутствует унифицированный порядок осуществления каждой из форм разрешительной деятельности, включая лицензирование как наиболее детализированную законодательством, а также разграничение между лицензированием и другими формами разрешительной деятельности (что особенно важно, принимая во внимание исключительный статус лицензионных режимов) <26>.
--------------------------------
<26> Стоит отметить, что и в зарубежных правопорядках отсутствует терминологическая ясность применительно к формам разрешительной деятельности. Например, Положение 3715.041 Registration of food processing establishments Кодекса Огайо с поправками (Ohio Revised Code) устанавливает обязательность получения специального сертификата в случае ведения бизнеса в области пищевой промышленности. Фактически нормы рассматриваемого акта аналогичны нормам о лицензировании, так как сертификат о регистрации выдается в случае соблюдения определенных требований после проведения предварительной проверки, но вместо licensing используется registration. Сыроежкин А.М. Публичная регламентация лицензирования в США // Административное право и процесс. 2021. N 10. С. 62 - 67.
Серьезно различаются не только подходы к регламентации сроков действия лицензий (от установления их бессрочного действия, согласно ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании, до вариативного определения таких сроков <27>), но и порядок продления срока действия лицензий, перечень истребуемых документов. При этом во многих случаях такого рода существенные элементы лицензирования (определяющего объем правоспособности лицензиата) конкретизируются лишь на подзаконном уровне.
--------------------------------
<27> См., например: п. 6 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 280 // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1700; СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6915; п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; СЗ РФ. 2023. N 1 (часть I). Ст. 34; п. 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1540; СЗ РФ. 2023. N 6. Ст. 989; ст. 33 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; СЗ РФ. 2022. N 29 (часть III). Ст. 5323 и др.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, по общему правилу может осуществляться на территориях других регионов при условии уведомления лицензиатом соответствующих лицензирующих органов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <28>. Однако специальными законами устанавливается иной порядок. Например, согласно п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого региона при условии наличия между ними соответствующего соглашения. Социальная обоснованность и эффект указанной дифференциации правового регулирования не подвергались оценке.
--------------------------------
<28> Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 (ред. от 14.09.2021) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6931; СЗ РФ. 2021. N 39. Ст. 6712.
В большинстве отраслевых законов, регулирующих лицензирование, отсутствуют исчерпывающие перечни лицензируемых видов деятельности, а также комплекс норм, необходимых для регулирования процесса лицензирования (т.е. должные законодательные ориентиры, ограничивающие пределы усмотрения властных субъектов), что создает предпосылки к возникновению административных барьеров и коррупционных проявлений. Так, порядок лицензирования клиринговой деятельности, в том числе переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, оформления и представления документов для получения лицензии, устанавливается нормативными актами регулятора (ч. 18 ст. 26 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Стоит также заметить, что в финансовой сфере не только лицензирование, но и многие сходные с ним разрешительные процедуры регулируются на подзаконном уровне. Более того, бланкетные нормы законодательства, наделяющие Банк России полномочиями по проведению тех или иных административных процедур, далеко не всегда указывают на их разрешительный характер. Тогда как установление разрешительного порядка, ограничивающего права и свободы физических лиц и их объединений, исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Отмеченная тенденция сохранения принципиальных недостатков правовой основы разрешительной деятельности противоречит основным принципам лицензирования (ст. 4 Закона о лицензировании).
Переосмысления, на наш взгляд, в этой связи требует и порядок введения лицензирования новых видов деятельности исходя из критериев, обозначенных в ст. 2 Закона о лицензировании и предполагающих использование лицензионных процедур лишь в тех случаях, когда регулирование не может осуществляться иными методами. Совершенно справедливо в литературе уже обращалось внимание на необходимость принятия решения об установлении разрешительного порядка предпринимательской деятельности по одной схеме: постановка цели, проверка альтернативных методов ее достижения и выбор лучшего метода <29>.
--------------------------------
<29> Зырянов С.М., Варгова Д. Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2022. N 11. С. 74 - 90.
Кроме того, следует сохранять паритет между допустимым упрощением административных процедур, продиктованным потребностями оперативного антикризисного управления экономикой, - и требованиями обеспечения безопасности как основного назначения разрешительной системы.
Литература
1. Зырянов С.М. Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности / С.М. Зырянов, Д. Варгова // Журнал российского права. 2022. N 11. С. 74 - 90.
2. Кнутов А.В. Анализ состояния разрешительной системы в Российской Федерации / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. N 2. С. 57 - 82.
3. Субанова Н.В. Законодательство о разрешительной системе в Российской Федерации: состояние, тенденции развития, перспективы / Н.В. Субанова // Административное право и процесс. 2015. N 5. С. 52 - 58.
4. Субанова Н.В. Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы / Н.В. Субанова // Журнал российского права. 2022. N 6. С. 60 - 77.
5. Сыроежкин А.М. Публичная регламентация лицензирования в США / А.М. Сыроежкин // Административное право и процесс. 2021. N 10. С. 62 - 67.
6. Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса: теория и практика: Автореферат диссертации доктора юридических наук / И.И. Шувалов. Москва, 2022. 53 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.