Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
М.Н. СЕМЯКИН
Среди комплекса разработанных мер, средств и способов противодействия санкционному давлению важнейшая роль и значение отводятся такому "инструменту", как оптимизация правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из общего семантического смысла термина "оптимизация" (от лат. optimus - наилучший), оптимизация в контексте настоящего исследования означает вид правовой деятельности, направленной на развитие (улучшение) правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, с тем чтобы привести его в такое состояние, когда оно способно не только адекватно противодействовать западному санкционному давлению, но и обеспечить стабилизацию российского рынка в условиях экономических санкций и дальнейшее поступательное и эффективное развитие российской экономики.
Оптимизация правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности в соотношении с категорией "правовое регулирование" указанной деятельности - близкие, однако не тождественные явления правовой действительности и, наряду с некоторыми общими моментами, характеризуются соответствующими отличительными признаками. В частности, к числу первых можно отнести то, что оба указанных правовых явления осуществляются во времени и динамике как формах (способах) их движения; обусловлены экономическими, социальными и иными потребностями общественного развития; преследуют достижение социально полезного результата и т.д.
Вместе с тем рассматриваемые правовые явления характеризуются и рядом отличительных особенностей.
Если подходить к пониманию общетеоретической категории "правовое регулирование" с формально-юридических позиций <1>, которая интерпретируется достаточно широко, включая в свое содержание и "развитие правовых средств", то в контексте соотношения рассматриваемых категорий можно сделать вывод о том, что в формально-логическом плане категория "правовое регулирование" в сфере предпринимательской деятельности представляет собой более широкое (по объему) правовое явление, включающее в себя и такой элемент, как "оптимизация правового регулирования предпринимательской деятельности".
--------------------------------
<1> Более подробно см. об этом: Актуальные проблемы теории государства и права: учебник / колл. авт.; отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. С. 219 (гл. 11 - авт. Е.А. Березина).
Однако, исходя из формально-логического силлогизма - чем больше содержание понятия, тем меньше его логический объем, - следует заключить, что в этом смысловом значении "правовое регулирование в сфере предпринимательской деятельности" по своему формально-логическому содержанию (не путать с объемом) меньше содержания категории "оптимизация правового регулирования предпринимательской деятельности", ибо последнее (содержание) включает в себя не только соответствующие признаки, характерные для "правового регулирования", но и специфические черты, присущие "оптимизации".
Иначе говоря, с этих позиций можно заметить, что оптимизация правового регулирования предпринимательской деятельности в то же время всегда выступает и в виде (разновидности) деятельности, являющейся правовым регулированием в сфере предпринимательских отношений, однако не всякое правовое регулирование предпринимательской деятельности можно рассматривать в качестве ее оптимизации.
В качестве объектов оптимизации правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, в принципе, могут выступать различные правовые средства, охватываемые понятием механизма правового регулирования, - нормы права, правоотношения, их реализация, акты правоприменения. Однако если в рамках правового регулирования указанные правовые средства используются как инструменты упорядочения общественных отношений (в том числе и их оптимизации), то в процессе "оптимизации" правового регулирования эти средства используются в специфическом пассивном качестве - как объекты воздействия с целью их оптимизации (улучшения, приспособления) применительно к возникшим определенным общественным потребностям.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется постоянно и непрерывно, его "оптимизация" носит перманентный характер и реализуется обычно при наличии практической необходимости.
Что же касается соотношения категории "оптимизация правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности" с таким феноменом, как "правовое воздействие" в указанной сфере, то здесь, исходя из общетеоретического понимания сущности последнего как особого системного образования - упорядоченного множества элементов <2>, следует прийти к выводу, что указанный феномен отражает самое широкое по своему формально-логическому объему явление правовой действительности по сравнению с оптимизацией правового регулирования предпринимательской деятельности и правовым регулированием этой деятельности.
--------------------------------
<2> Берг Л.Н. Теория правового воздействия: монография / Уральский гос. юрид. ун-т. М.: Статут, 2021. С. 41.
С учетом отмеченного выше можно сформулировать следующее определение. Оптимизация правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности в условиях экономических санкций в Российской Федерации (РФ) представляет собой вид правовой деятельности, направленной на упорядочение правотворчества, нормативных, иных правовых средств регулирования, правоприменительной практики и других инструментов в указанной сфере с целью повышения эффективности их противодействия экономическим санкциям, стабилизации и дальнейшего развития российской экономики, охраны и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, граждан, обеспечения соблюдения баланса публичных и частных интересов.
В качестве отдельных способов (направлений) оптимизации правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности в РФ в условиях экономических санкций можно выделить следующие.
1. "Ядром" (основой) в системе законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, выступают основополагающие законы, указы Президента РФ, а также соответствующие политико-правовые документы, определяющие стратегические цели и задачи развития экономики России, основные средства и способы их достижения, субъектов исполнения, их функции и т.д.
Исходя из необходимости дальнейшего развития указанных основополагающих положений, "антисанкционное" законодательство нуждается в ряде поправок и дополнений, направленных на его оптимизацию сообразно меняющимся жизненным обстоятельствам. Так, действующее инвестиционное законодательство нуждается в более четких нормативных установлениях, о чем было отмечено 16 марта 2023 г. на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. Как свидетельствует экономическая практика, наряду с недобросовестными компаниями из "недружественных государств" в России имеется немало компаний, относящихся к юрисдикции указанных государств, которые (компании) тем не менее добросовестно осуществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ и вложили свои инвестиции уже после введения западных санкций в отношении России. Поэтому целесообразно было бы в правовом акте - на уровне указа Президента РФ - такие иностранные компании именовать как "дружественные компании из недружественных государств". И для такого рода инвесторов целесообразно было бы оптимизировать действующие в РФ инвестиционные ограничения в сторону их либерализации (ослабления).
В развитие правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях экономических санкций Государственной Думой подготовлен проект федерального закона N 104796-8 "О внешней администрации по управлению организацией". В законопроекте в целях обеспечения национальных интересов РФ, прав и законных интересов российских компаний, их кредиторов, трудовых коллективов предложен механизм назначения внешней администрации по управлению компаниями, недобросовестно прекратившими свою предпринимательскую деятельность на территории России.
В связи с этим представляется необходимым обратить внимание по крайней мере на два момента.
Во-первых, правовое регулирование процедур, связанных с управлением внешней администрацией такими компаниями, должно быть тесно увязано с соответствующими положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О несостоятельности (банкротстве)".
Во-вторых, в законодательном порядке необходимо также решить вопрос, касающийся возмещения убытков, причиненных корпорации недобросовестными действиями иностранных лиц - ее участников.
Как представляется, в некоторых мерах оптимизации нуждается также Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 320-ФЗ, которым в предпринимательский оборот введена такая специфическая юридическая конструкция, как преобразование на основе акта арбитражного суда филиала, представительства иностранного юридического лица в общество с ограниченной ответственностью при наличии установленных законом для этого оснований и условий. Такому преобразованному обществу с ограниченной ответственностью подлежат передаче соответствующие объекты, а также права и обязанности иностранного лица, связанные с ведением его предпринимательской деятельности в указанной форме.
Однако в порядке оптимизации вышеозначенного Федерального закона необходимо более четко урегулировать ряд процедурных моментов, в частности касающихся сроков указанного преобразования, круга будущих участников такого общества с ограниченной ответственностью, порядка определения их долей в его уставном капитале и др. Кроме того, поскольку указанная форма преобразования на основе акта судебного органа не предусмотрена положением абз. 1 п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), то, очевидно, целесообразно также внести соответствующую поправку в указанную статью ГК РФ.
В настоящее время особенно возрастают роль и значение публичных органов и должностных лиц как участников правоотношений, опосредствующих удовлетворение государственных и муниципальных нужд. И в этом контексте нуждается в оптимизации правовое регулирование процедур государственных закупок, обеспечение их большей либерализации, в связи с чем в Государственную Думу внесен законопроект N 314175-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целом в развитие основы ("ядра") законодательства в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях экономических санкций в РФ необходимы разработка и принятие, как представляется, ряда законодательных актов, в том числе таких, как: Федеральный закон "Об основах правового регулирования отношений в Российской Федерации в условиях глобальных внешнеэкономических вызовов", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования и ценообразования в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах национализации в Российской Федерации", проект которого за N 692092-7 был разработан и представлен в Государственную Думу, однако, к сожалению, не получил дальнейшего развития.
2. В качестве другого способа (направления) оптимизации правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности в условиях экономических санкций в РФ выступает фактор, связанный с необходимостью устранения противоречий, моментов несогласованности и т.п. между различными правовыми средствами в указанной сфере.
Однако прежде всего следует обратить внимание на один из аспектов теоретико-методологического характера, касающийся понимания юридической природы (сущности) "санкционного" законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в РФ в настоящее время. Как полагают немецкие авторы Дж. Керстен и С. Риксен, законодательство в условиях экономических санкций представляет собой новую разновидность права в правовой системе страны <3>. В отечественной литературе указанная позиция поддержана И.И. Шуваловым <4>.
--------------------------------
<3> Krseten J., Rixen S. Deer Verfassungsstaat in der Corona-Krise. Berlin, 2021. S. 4.
<4> Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса (теория и практика): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 106.
Думается, вышеприведенное теоретическое положение нуждается в корректировке.
Во-первых, здесь необходимо различать такие понятия, как "право" ("система права") и "законодательство" ("система законодательства"), и с этой точки зрения некорректно говорить о "законодательстве" как новой разновидности "права", поскольку это тесно взаимосвязанные, однако не соотносящиеся между собой соответственно как видовое и родовое явления.
Во-вторых, о "санкционном" законодательстве в сфере регулирования предпринимательской деятельности в РФ в настоящее время представляется возможным говорить как о специфическом комплексном образовании законодательных, иных нормативных правовых актов и других правовых форм, которые в совокупности занимают отдельное (своеобразное) место в системе российского законодательства. Что же касается норм права - содержания указанного законодательства, то они представляют собой комплексный нормативный массив и не составляют какого-либо отдельного (обособленного) структурного образования в системе российского права, поскольку по своим предметно-отраслевым связям они относятся к различным отраслям российского права.
В контексте оптимизации правового регулирования предпринимательской деятельности обращает на себя внимание тот фактор, что в ряде случаев между нормами права в указанной сфере наблюдаются противоречия, элементы несогласованности и т.д., что, безусловно, снижает их регулятивный потенциал. Так, представляется, противоречивые подходы закреплены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, в частности, срок давности привлечения к административной ответственности начинается со дня совершения административного правонарушения, и статье 191 ГК РФ, где установлено общее правило о том, что течение всякого срока (в том числе исковой давности) начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
По-разному осуществляется интерпретация предпринимательской деятельности в сфере действия норм гражданского законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2022)) и в уголовно-правовой сфере. Так, в соответствии с позицией Пленума Верховного Суда РФ, закрепленной в его Постановлении от 15 ноября 2016 г. N 48, где преступления квалифицируются как совершенные в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены в том числе органами управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией, в то время как согласно нормам гражданского законодательства осуществление органом юридического лица (в частности, директором, генеральным директором) указанных полномочий не является предпринимательской деятельностью.
3. Безусловно, важным способом (направлением) оптимизации правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях экономических санкций является также мониторинг действия норм законодательства в указанной сфере.
В настоящее время необходимо уделять особое внимание тому, насколько оптимальными являются нормы огромного количества актов законодательства, которые принимаются нередко достаточно поспешно, очень часто подвергаются изменениям и дополнениям, что снижает их качество и эффективность правового воздействия на достижение конечных результатов в регулируемой сфере <5>. Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время активизировалась деятельность по осуществлению мониторинга эффективности применения норм ряда законодательных и иных нормативных правовых актов, в рамках которой, например, осуществляются: оптимизация процедур государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; оптимизация правового регулирования отношений по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) физическому лицу, которое в рамках этого договора выступает продавцом имущества, являющегося предметом лизинга, и т.д.
--------------------------------
<5> См. об этом также: Тихомиров Ю.А. Оптимизация правового регулирования в контексте социально-экономического развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 1. С. 109.
Однако главное здесь заключается в том, чтобы мониторинг эффективности действия законодательства в сфере предпринимательства осуществлялся не только в рамках отдельных нормативных правовых актов, а комплексно, охватывая несколько тесно взаимосвязанных направлений его развития, когда в целом правовые средства в указанной сфере рассматриваются как единая достаточно объемная и сложная социальная система, синергетический эффект действия которой формируется лишь при условии непротиворечивого, слаженного, глубокого взаимодействия всех ее структурных элементов (нормотворчество, реализация права, правоприменение, прогнозирование развития законодательства), сориентированных на достижение единой цели.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 6 февраля 2023 года N 71 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" мониторинг правоприменения в Российской Федерации в дальнейшем решено проводить без учета постановлений Европейского суда по правам человека.
В порядке краткого резюме можно сделать следующий вывод. Оптимизация правового регулирования в сфере предпринимательства должна носить комплексный (системный) характер, не только исходить из сегодняшних насущных социально-экономических потребностей, но и учитывать перспективные экономические и иные публичные и частные интересы на основе их сбалансированного и пропорционального сочетания. Такой подход может способствовать обеспечению эффективности в достижении поставленных в настоящее время в РФ стратегических целей и задач.
Литература
1. Актуальные проблемы теории государства и права: учебник / ответственный редактор В.Д. Перевалов. Москва: Юстиция, 2019. 440 с.
2. Берг Л.Н. Теория правового воздействия: монография / Л.Н. Берг. Москва: Статут, 2021. 309 с.
3. Тихомиров Ю.А. Оптимизация правового регулирования в контексте социально-экономического развития / Ю.А. Тихомиров // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. N 1. С. 108 - 113.
4. Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса (теория и практика): диссертация доктора юридических наук / И.И. Шувалов. Москва, 2022. 401 с.
5. Krseten J. Deer Verfassungsstaat in der Corona-Krise / J. Krseten, S. Rixen. 2 Auflage. Berlin: C.H. Beck, 2021. 357 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.