Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ НА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВЫХ ЭФФЕКТОВ В РАМКАХ ПЯТОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПАКЕТА
Т.В. ЕФИМЦЕВА, В.С. БАЙМУКАНОВА
В подп. "ф" п. 3 Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" предусмотрено, что целью совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в том числе является совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.09.2020).
При реализации данных нормативных правовых актов, в том числе при исполнении государственных программ, правоприменительные органы столкнулись с необходимостью трансформации антимонопольного законодательства, адаптации подходов регуляторов к новым реалиям, а также пересмотра политики в области конкуренции, поскольку прежние методы регулирования уже не отвечают современной действительности.
Как следствие, на данный момент в законы вносятся изменения и в разработке находится ряд законопроектов, призванных обеспечить соответствие антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в условиях развития цифровой экономики.
В протоколе Президиума ФАС России "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года" устанавливаются направления, по которым необходимо осуществлять развитие законодательства: закрепление понятий "цифровая платформа" и "сетевой эффект"; определение новых критериев доминирующего положения на рынке, учитывающих сетевой эффект; определение новых подходов при контроле экономической концентрации; отмена иммунитетов для злоупотреблений доминирующим положением, картелей и ограничивающих конкуренцию соглашений, связанных с осуществлением прав на интеллектуальную собственность; внедрение правового механизма противодействия картелям, основанного на цифровых алгоритмах.
Вышеперечисленные направления получили свое развитие в пятом антимонопольном пакете. При этом стоит отметить, что 10 ноября 2022 г. прошел первое чтение в Государственной Думе РФ законопроект, предусматривающий изменения в антимонопольном законодательстве в условиях цифровизации экономики <2>. В связи с этим особо актуальным является исследование предлагаемых нововведений.
--------------------------------
<2> Проект Федерального закона N 160280-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части совершенствования антимонопольного регулирования "цифровых" рынков) // Законопроект N 160280-8: Система обеспечения законодательной деятельности (URL: duma.gov.ru) / (дата обращения: 18.03.2023).
В настоящей же работе более подробно остановимся на одном из направлений и таком феномене информационного сектора экономики <3>, как сетевые эффекты и связанные с этим явлением особенности антимонопольного регулирования онлайн-торговли в рамках ранее упомянутого законопроекта.
--------------------------------
<3> Там же.
Сетевые эффекты представляют собой влияние субъекта предпринимательской деятельности, обеспечивающего путем использования программы для ЭВМ посредством использования цифровой платформы совершение сделок иных лиц (продавцов и покупателей), на общие условия обращения товаров на товарном рынке, где происходит взаимодействие таких продавцов и покупателей ввиду их возрастания.
Для того чтобы выйти на рынок, необходимо достигнуть соответствующего уровня спроса, количества клиентов, аналогичного сетевому эффекту, приобретенному конкурентом. Данные условия могут быть препятствием для других хозяйствующих субъектов для выхода на рынок <4>.
--------------------------------
<4> Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена протоколом Президиума ФАС России от 3 июля 2019 г. N 6) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334321/ (дата обращения: 17.03.2023).
Законопроект дополнил Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) новой ст. 10.1, предусматривающей запрет монополистической деятельности лицам, которые при помощи использования цифровой платформы, которой они владеют, обеспечивают совершение сделок между лицами (продавцы и покупатели определенных товаров) при наличии определенных условий:
- сетевой эффект дает хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке и (или) позволяет устранить с этого товарного рынка субъекта хозяйственной деятельности и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим участникам рыночных отношений;
- доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями путем предоставления доступа к цифровой платформе, превышает 35% от общего объема сделок (в стоимостной оценке), осуществляющихся на соответствующем товарном рынке;
- выручка субъекта за последние 12 месяцев превышает 2 млрд рублей.
В приведенной статье законопроекта появляются новые количественные и качественные показатели злоупотребления доминирующим положением с использованием цифровых платформ и сетевых эффектов.
Двадцатого декабря 2022 г. состоялось итоговое заседание Комитета РСПП по развитию конкуренции под председательством члена Бюро правления РСПП Александра Абрамова, в ходе которого также обсуждались перспективы доработки пятого антимонопольного пакета. По этому вопросу отдельно выступила член Ассоциации антимонопольных экспертов, а также организации International Bar Association Татьяна Каменская, которая отметила, что РСПП резко возражает против некоторых предложений законопроекта.
В частности, были представлены замечания и к комментируемой статье. Учитывая то, что и название новой ст. 10.1, и отсылка в ч. 1 статьи на запрет осуществления действий, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, подводят к выводу о том, что указанные нормы направлены на противодействие злоупотреблению доминирующим положением, особое внимание уделяется возможности включения в новую статью гарантий, которые предусмотрены ст. 10 Закона о защите конкуренции, в целях минимизации рисков дискриминации "цифровых доминантов" как хозяйствующих субъектов, осуществляющих функционирование в отдельной отрасли экономики.
Законопроект исключает действие антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности для компаний цифровой отрасли, предусмотренных для всех хозяйствующих субъектов ч. 4 ст. 10 Закона о защите конкуренции, позволяющих защищать инновационные разработки бизнеса.
Именно поэтому РСПП не согласен с указанной позицией ФАС России, отмечая, что такое исключение носит дискриминационный характер, так как лишает указанных хозяйствующих субъектов (цифровые компании) важной составляющей свободы экономической деятельности, и предлагает внести следующие корректировки:
1) исключить п. 4 ст. 1 законопроекта, который дополняет Закон о защите конкуренции ст. 10.1, целиком включив соответствующие положения в ст. 10;
2) либо прямо распространить действие антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности на отношения, регулируемые ст. 10.1 Закона о защите конкуренции, путем включения в предлагаемую ст. 10.1 ч. 3, в соответствии с которой будут предусмотрены иммунитеты в отношении интеллектуальных прав.
При принятии второго варианта было предложено по аналогии со ст. 10 Закона о защите конкуренции в ст. 10.1 перечислить релевантные составы злоупотребления доминирующим положением, а также закрепить право хозяйствующего субъекта на предоставление доказательств о том, что действия субъекта являются допустимыми в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, было выделено, что в целях защиты интересов хозяйствующих субъектов - собственников интернет-магазинов - следует предусмотреть исключение, согласно которому требования ст. 10.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на программы для ЭВМ, используемые хозяйствующим субъектом исключительно при реализации собственных товаров, работ и услуг.
Ряд других государственных органов и организаций также проанализировали изменения в Законе о защите конкуренции. Например, согласно заключению об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ сделаны следующие выводы:
1) о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
2) наличии в законопроекте акта положений, которые предусматривают чрезмерные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или которые могут способствовать их возникновению, также данные положения могут привести к неоправданным расходам для хозяйствующих субъектов;
3) том, что в проекте акта не определено, на основании каких механизмов (правил) антимонопольный орган будет определять, какое влияние с помощью сетевых эффектов для хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой, является решающим.
Приведенные выводы показывают, что ряд вопросов с принятием законопроекта остается до конца не урегулированным, поэтому и правотворческая деятельность в рассматриваемой сфере будет непрерывно развиваться.
Уже 15 марта 2023 г. Комитетом Государственной Думы РФ по защите конкуренции были одобрены правки, в соответствии с которыми п. 4 ст. 1 законопроекта был дополнен абзацем нового содержания, предусматривающим возможность признания действий субъекта предпринимательской деятельности допустимыми <5>.
--------------------------------
<5> Таблица поправок к проекту Федерального закона N 160280-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции к принятию // Законопроект N 160280-8: Система обеспечения законодательной деятельности (URL: duma.gov.ru) (дата обращения: 19.03.2023).
Таким образом, замечания и предложения других государственных органов и общественных организаций учитываются и постепенно внедряются в нормативную базу.
Конечно, остается открытым вопрос, насколько эффективно установленные в законопроекте количественные показатели и качественный критерий доминирования могут быть применены ко всем участникам электронной торговли. Так, доля Wildberries на рынке составляет 24%. То есть сервис не занимает доминирующего положения и не подпадает под действие Закона о защите конкуренции, что осложняет возможность государственным органам повлиять на ситуацию: между Wildberries и владельцами ПВЗ возникли разногласия ввиду внедрения другой системы штрафов, из-за чего владельцы ПВЗ устроили забастовку. В итоге Wildberries объявил о заморозке штрафов владельцам пунктов выдачи и возврате денег на их счета для разрешения данной спорной ситуации.
В связи с этим у маркетплейсов могут забрать возможность блокировать продавцов или выписывать им штрафы в виде списания с них денежных средств.
"Законопроект пока остается в том виде, в котором он есть, - уточнил В.К. Гартунг, председатель Комитета Государственной Думы РФ по защите конкуренции. - Возможно, в связи с ситуацией с Wildberries мы внесем еще поправки... Пока это обсуждается, и мы ждем результат переговоров сторон конфликта..." <6>.
--------------------------------
<6> Госдума может ужесточить требования к маркетплейсам // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/03/17/967007-gosduma-mozhet-uzhestochit?ysclid=lfii60a7r8803617729/ (дата обращения: 19.03.2023).
Рассмотрим также дело из практики в рамках рассматриваемого вопроса. Так, в деле в отношении Apple Inc., возбужденного по заявлению АО "Лаборатория Касперского", ФАС России проанализировал влияние сетевых эффектов на обращение товара на товарном рынке. Выводы были отражены в соответствующем аналитическом отчете по итогам рассмотрения состояния конкуренции на рынке: было установлено, что компания Apple занимает доминирующее положение на рынке продажи приложений для мобильных устройств, основанных на системе iOS <7>. По мнению заявителя, Apple злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке мобильных устройств под управлением операционной системы iOS, вынудив Kaspersky существенно ухудшить функциональность своего мобильного приложения для родительского контроля Kaspersky Safe Kids с целью продвижения собственного аналогичного (конкурирующего) приложения "Экранное время" (Screen Time).
--------------------------------
<7> Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2020 г. N АД/74808-ДСП/20 по делу N 11/01/10-24/2019 // URL: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-regulirovaniya-svyazi-i-informatsionnyh-tehnologiy/b70e9d96-8d39-46f5-9d7d-342da95b354/ (дата обращения: 19.03.2023).
Таким образом, отметим, что закрепление термина "сетевой эффект" в нормативных правовых актах является целесообразной и рациональной мерой, так как органам государственной власти в сфере антимонопольного регулирования при рассмотрении дел о нарушении законодательства уже приходилось применять в практике данный феномен информационного сектора экономики при оценке статуса некоторых хозяйствующих субъектов на рынке.
Литература
1. Соболь М. Госдума может ужесточить требования к маркетплейсам / М. Соболь, Е. Дубровина // Ведомости. 2023. 17 марта.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.