Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТИПИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЕСТРОВ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В.В. ТИХОНОВ
В настоящее время информация в самом общем ее представлении не только стала витальным атрибутом социального функционирования субъекта, но и получила межотраслевое правовое значение, а также юридическое регламентирование. Согласно ст. 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений <2>. Вместе с этим информация как категория, используемая в праве, не приобрела ни положения объекта гражданских прав, ни унифицированного правового режима. Возможно, на данном этапе юридического развития отечественного правопорядка необходимость в этом отсутствует.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
<2> Нельзя не отметить явную законодательную "профессиональность" в выборе терминологии, поскольку общепринятым в отечественной правовой (юридической) доктрине (да и в большинстве нормативных правовых актов) является деление правоотношений на публичные и частные, остальные же являются производными от этих двух.
Однако состояние информированности субъектов влияет на их правовое положение, что убедительно обосновывается в современных юридических исследованиях <3>. Как справедливо указал Л.К. Терещенко, хотя на информацию не распространяется право собственности, она не относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, информация способна создавать предпринимательские преимущества, в частности в тех случаях, когда она не является общеизвестной <4>. Тем не менее стоит отметить и существование обратного, т.е. состояние информированности может не создавать преимущества, а ставить в заведомо ущербное состояние субъекта, обладающего определенными сведениями. Например, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ при возникновении спора в отношениях зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные <5>.
--------------------------------
<3> См., напр.: Супрун В.В. Влияние неосведомленности субъектов на их правовое положение в гражданском праве России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 169 с.; Лугманов Р.Р. Информационные обязанности, вытекающие из принципа добросовестности. Правовой и экономический анализ: Монография. М.: Статут, 2022. 293 с.
<4> См.: Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Монография. М.: Юриспруденция, 2007. С. 48. Стоит отметить, что в данном контексте автор, видимо, имел в виду коммерческую тайну и иные "новаторские" идеи, доступные конкретному субъекту и положенные в основу осуществления определенного вида предпринимательской деятельности.
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Состояние информированности субъектов сопряжено с основополагающими идеями права, ибо, согласно древнеримской максиме, "Praemonitus, praemunitus" <6>. В настоящее время и законодатель, и правоприменитель, и общество в целом исходят из представлений раскрытия информации субъектов друг перед другом при вступлении в правоотношения. Особое внимание данному обстоятельству уделяется в "англосаксонской" юриспруденции <7>. В то же время раскрытие информации перед своими контрагентами, безусловно, является проявлением порядочности, честности поведения участников гражданско-правового оборота.
--------------------------------
<6> Пер. с лат.: "Предупрежден, вооружен".
<7> См., напр.: Walsh M. Lawyerly Cliches and Their Origins (A - G) // Experience. 2005. Vol. 16. P. 23 - 25.
Вместе с этим безусловным является и то, что информацию для целей правового регулирования можно подразделить на юридически значимую и незначимую. При этом юридически значимую информацию вполне возможно квалифицировать как юридический факт. В свою очередь, определенная часть юридических фактов в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, подлежит учету (государственной регистрации). В то же время государственная регистрация юридически значимых фактов, в сущности, представляет собой юридически значимую информацию, поскольку презумпция знания о законодательном предписании необходимости учета определенной информации является частью правового регулирования общественных отношений.
Далее, такая юридически значимая информация (юридические факты) находит отражение в информационных реестрах. Так, информационный реестр и юридически значимая информация (юридические факты) соотносятся между собой как форма и содержание.
Термин "реестр" имеет латинское происхождение и переводится как "список, перечень". Форма и содержание реестра в самом общем виде представляют собой систематизированную информацию, изложенную и зафиксированную определенным образом.
В современной юриспруденции реестры получили колоссальное значение, перестав выполнять функцию элементарной фиксации юридических фактов. Они стали обладать хотя и не унифицированным, но самостоятельным правовым режимом с законодательно регламентированным порядком их ведения. К примеру, К.И. Забоев верно отметил, что безбрежный гражданский оборот немыслим без заслуживающих доверия информационных ресурсов, ориентируясь на которые его участники имеют возможность минимизировать риски крушения бизнеса из-за недостоверной информации о личностях контрагентов и их имуществе <8>. Более того, законодатель определил обязанность включения определенной информации в реестр как форму разрешительного режима <9>.
--------------------------------
<8> Забоев К.И. Публичная достоверность Единого государственного реестра юридических лиц и воля юридического лица // Закон. 2015. N 3. С. 94.
<9> Так, согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в форме лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации // Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5006.
В доктрине выделяют множество критериев для классификации реестров, имеющихся в отечественном правопорядке <10>. Наряду с этим анализ законодательства в сфере предпринимательства показал, что существует масса примеров использования реестров как инструментов государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства. Так, исходя из функционального назначения реестров в данной сфере можно сформулировать следующую классификацию:
1) правоустанавливающие (правопорождающие) реестры;
2) управомочивающие (статутные, правоподтверждающие) реестры;
3) правоограничивающие реестры.
--------------------------------
<10> См. об этом: Токарева Ю.В. Классификация государственных реестров по российскому законодательству // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. N 3. С. 50 - 61.
В основе выделенной нами классификации информационных реестров лежит государственная легитимация участников правоотношений в сфере предпринимательства. Иными словами, функциональным назначением каждого из выделенных типов реестров является определенное "юридическое влияние" на правовое положение конкретного субъекта, включенного в соответствующий реестр.
Правоустанавливающие (правопорождающие) реестры. Функциональным назначением реестров данного типа является фиксация фактов, на основании которых устанавливаются (порождаются) определенные права. В частности, такими основополагающими реестрами применительно к предпринимательским отношениям, безусловно, являются Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. С индивидуальными предпринимателями дело обстоит несколько сложнее. Так, из положений п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ следует: если гражданин при осуществлении предпринимательской деятельности нарушил (проигнорировал) обязанность государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя <11>, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Причем суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На основании этого отдельные авторы делают вывод о деклараторном характере регистрации физического лица в качестве предпринимателя <12>, т.е. правоподтверждающем характере такой регистрации (и, соответственно, реестра). Однако у такой позиции имеются оппоненты, которые справедливо утверждают: "В приведенных правовых положениях прослеживается не логика права, а налогово-бюджетный интерес" <13>. Пожалуй, следует считать, что именно факт внесения в реестр индивидуальных предпринимателей дает физическому лицу законное право осуществлять предпринимательскую деятельность. Иными словами, соответствующий реестр устанавливает (порождает) "право предпринимательства".
--------------------------------
<11> С 2018 г. данное правило вполне справедливо и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве юридического лица ("самозанятых лиц"), поскольку существует определенная процедура легитимации, завершающим этапом которой, по сути, является включение данных лиц в реестр налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых). Данный реестр ведет Федеральная налоговая служба. См.: URL: https://npd.nalog.ru/check-status/.
<12> См.: Бевзенко Р.С. Торговая регистрация и торговые реестры: история и теория // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 6. С. 68 - 91.
<13> Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 1999. С. 97.
В 2019 г. Федеральным законом N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации..." <14> была фактически введена реестровая модель лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Лицензия как специальное разрешение на право осуществления предпринимателями конкретного вида деятельности приобрела вид записи в соответствующем реестре лицензий. При этом следует понимать, что в настоящее время лицензия, имея и форму, и содержание записи в реестре, по сути, утратила свою самобытность. Некое подобие "объективированности" лицензии может проявляться лишь в виде выписки из соответствующего лицензионного реестра.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2019. N 52 (ч. I). Ст. 7796.
Существует масса примеров правоустанавливающих (правопорождающих) реестров, относящихся исключительно к сфере предпринимательских отношений. Например, Ростехнадзор ведет реестр выданных разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ведущим соответствующий вид хозяйственной деятельности <15>.
--------------------------------
<15> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2018 г. N 731 "О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ" // СЗ РФ. 2018. N 27. Ст. 4084; Приказ Ростехнадзора от 14 мая 2019 г. N 182 "Об утверждении Порядка и формы ведения реестра выданных разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2019 (дата обращения: 26.01.2023).
Пожалуй, самым обширным, востребованным и доктринально исследованным в Российской Федерации является единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который, по справедливому утверждению Р.С. Бевзенко, носит конститутивный характер, т.е. правопорождающий <16>. Однако ЕГРН имеет отношение не только к субъектам предпринимательской деятельности; хотя вполне может сыграть определенную роль в предпринимательских отношениях. Например, предприниматель посредством ЕГРН может в какой-то мере удостовериться в имущественной состоятельности своего контрагента.
--------------------------------
<16> См. об этом, напр.: Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 - 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / А.В. Асосков, В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко [и др.]; Отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2020. С. 521 - 629.
Правоустанавливающие (правопорождающие) реестры выступают источником информации, которая осведомляет участников общественных отношений о наличии определенного права у конкретного субъекта. Такая информация, закрепляющая право, должна быть стабильной; объективно существовать до получения верифицированной информации об утрате такого права у субъекта-правообладателя. В силу этого разумно полагать, что правоустанавливающие (правопорождающие) реестры должны носить бессрочный характер. Подобная презумпция направлена на обеспечение стабилизации гражданско-правового оборота, повышения доверия к контрагентам, усиления роли и значения правовых информационных реестров, особенно в сфере предпринимательства, ибо хозяйственные отношения являются основой общественно-экономического строя.
Управомочивающие (статутные, правоподтверждающие) реестры. Функциональным назначением реестров данного типа является информирование участников общественных отношений о наличии определенного права (статуса) у конкретного субъекта, которым его наделило третье лицо, публичная власть или же сам субъект предпринял действия, направленные на включение юридически значимой информации в соответствующий реестр. Например, в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <17> сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Предприниматели, внесенные в данный реестр уполномоченным государственным органом, получают статус, дающий широкий спектр мер государственной поддержки. Им создаются благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности.
--------------------------------
<17> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности является реестром, который подтверждает юридические факты <18>, т.е., в сущности, содержит информацию о правах, обязанностях, правовом положении предпринимателей. Данный реестр постфактум включает в себя сведения о предпринимателях, которые могут повлечь правовые последствия для третьих лиц - участников хозяйственного оборота.
--------------------------------
<18> См. об этом ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
Единый реестр участников закупок, по сути, подтверждает статус "состоятельного" предпринимателя в процессе осуществления закупок в сфере контрактной системы, обеспечивающей государственные и муниципальные нужды <19>. Данный реестр хотя и является добровольным, однако внесение в него соответствующей информации выступает необходимым этапом для участия в "торговых процедурах".
--------------------------------
<19> См. об этом ст. 24.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Сравнительно недавно появившийся реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги, формирующийся в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, является реестром, подтверждающим право определенных предпринимателей вести соответствующий вид экономической деятельности <20>.
--------------------------------
<20> См.: Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2021 г. N 1612 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги, в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна" // СЗ РФ. 2021. N 40. Ст. 6836.
Управомочивающие (статутные, правоподтверждающие) реестры выступают источником юридически значимой информации, которая уже существует в объективной действительности. В свою очередь, функционалом данных реестров является осведомление третьих лиц - участников гражданского оборота о правовых последствиях (правах, правовом положении), связанных с конкретным субъектом - предпринимателем. Очевидно, что правовое положение (права, статус) конкретного предпринимателя является юридически значимой информацией для остальных участников хозяйственного оборота, ввиду этого данная информация должна быть верифицированной, доступной и относительно стабильной. Однако вследствие динамичного изменения действующего законодательства в Российской Федерации правовое положение (права, правомочия) предпринимателей достаточно часто изменяется. Существуют и иные факторы, оперативным образом влияющие на правовое положение предпринимателей: вид экономической деятельности, штат работников, размер получаемой прибыли, иные факты и элементы хозяйственной деятельности, которые могут повлечь изменение соответствующих реестров. На основании этого можно предположить, что управомочивающие реестры должны быть бессрочными. Однако ввиду того, что инициатором внесения информации в данные реестры может выступать публичная власть, следует оставить возможность сделать исключения из общего правила "бессрочности". Также в связи с тем, что сами предприниматели могут вносить юридически значимую информацию о себе в соответствующие реестры, следует допустить возможность внесения изменений в соответствующий реестр на основании "опубличенного" решения (договора). Например, если участник закупок намеревается ограниченное время пребывать в данном статусе, то он должен донести данную информацию до потенциальных заказчиков путем ее отображения в Едином реестре участников закупок. Следовательно, следует установить презумпцию: управомочивающие (статутные, правоподтверждающие) реестры бессрочны, если законодательством или "опубличенным" решением (договором) не предусмотрено иное.
Правоограничивающие реестры. Функциональным назначением реестров данного типа является информирование участников гражданского оборота об ограничении определенных прав субъектов предпринимательской деятельности. Они дают "юридический сигнал" о неблагонадежности потенциального контрагента. Например, заказчик в порядке ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <21> вправе установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки. Следовательно, заказчик вправе ограничить участие в государственных (муниципальных) закупках предпринимателя, находящегося в реестре недобросовестных поставщиков, тем самым исключив его из определенной сферы хозяйственного оборота.
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Согласно норме п. 4 ч. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ <22> не допускается к участию в аукционе по продаже (аренде) земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заявитель, если сведения о нем находятся в реестре недобросовестных участников аукциона. Аналогичные предписания содержатся в ч. 4 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ <23>: заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов (покупателей) лесных участков (лесных насаждений); и в ч. 7 ст. 16 Водного кодекса РФ <24>: заключение договора водопользования допускается с физическими и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. В данном случае права потенциальных арендаторов (покупателей) земельных (лесных) участков и водопользователей прямо ограничиваются фактом внесения их в соответствующие реестры недобросовестных арендаторов (покупателей) или водопользователей. При этом ограничение их прав происходит не в силу волеизъявления третьих лиц (как это установлено законодательством о государственных (муниципальных) закупках), а в силу прямого указания закона.
--------------------------------
<22> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<23> Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
<24> Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
Правоограничивающие реестры при сущностном рассмотрении имеют санкционную природу, поскольку их юридическим назначением выступает формирование некоего подобия ответственности (неблагоприятных последствий) для лиц, совершивших юридические действия, квалифицируемых отдельным законодательством как недобросовестные. Однако Конституционный Суд РФ иным образом определяет назначение реестра недобросовестных лиц, указывая применительно к арендаторам лесных участков следующее: "...не будучи по своей природе разновидностью юридической ответственности, тем не менее [реестр недобросовестных лиц] представляет собой разумную предупредительно-обеспечительную меру, направленную на отстранение от участия в хозяйственном использовании лесных ресурсов тех субъектов, чье прежнее противоправное поведение (действия, бездействие) свидетельствует о дополнительных рисках, которыми чревато заключение с ними новых лесопользовательских соглашений" <25>. Тем не менее отстранение субъекта от хозяйственного использования какого-либо объекта, безусловно, влечет для данного субъекта неблагоприятные последствия, которые вызваны его противоправным поведением. Следовательно, сложившиеся правоотношения вполне укладываются в понимание юридической ответственности как отрицательных последствий, выражающихся в форме ограничений имущественного порядка <26>.
--------------------------------
<25> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2020 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2020. N 3.
<26> См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. С. 630.
Правоограничивающие реестры должны быть, безусловно, срочными, что подтверждается действующим законодательством (см.: ч. 9 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ч. 7 ст. 36.1 Водного кодекса РФ; ч. 32 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ; ч. 9 ст. 98.1 Лесного кодекса РФ). При этом законодатель установил общий срок существования записи недобросовестных лиц в соответствующих реестрах, равный двум годам. Более того, в свое время норма ст. 98.1 Лесного кодекса РФ (в ред. до 2021 г.), не предусматривающая срок исключения информации о лицах, попавших в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, выступала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подтвердил безусловную "срочность" реестров подобного рода <27>.
--------------------------------
<27> Постановление Конституционного Суда от 21 апреля 2020 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2020. N 3.
В завершение отметим, что назначение информационных реестров в сфере предпринимательства имеет сложную многофункциональную правовую нагрузку. Вместе с этим можно сделать предположение, что принципы ведения реестров, касающиеся сроков хранения информации в них, должны разниться исходя из юридических последствий, обуславливаемых их типизацией.
Литература
1. Бевзенко Р.С. Торговая регистрация и торговые реестры: история и теория / Р.С. Бевзенко // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. N 6. С. 68 - 91.
2. Забоев К.И. Публичная достоверность Единого государственного реестра юридических лиц и воля юридического лица / К.И. Забоев // Закон. 2015. N 3. С. 94 - 120.
3. Зинченко С.А. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве / С.А. Зинченко, Д.Ю. Шапсугов, С.Э. Корх. Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999. 200 с.
4. Лугманов Р.Р. Информационные обязанности, вытекающие из принципа добросовестности. Правовой и экономический анализ: Монография / Р.Р. Лугманов. Москва: Статут, 2022. 293 с.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2008. 640 с.
6. Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 - 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации / А.В. Асосков, В.В. Байбак, Р.С. Бевзенко [и др.]; Ответственный редактор А.Г. Карапетов. Москва: М-Логос, 2020. С. 521 - 629.
7. Супрун В.В. Влияние неосведомленности субъектов на их правовое положение в гражданском праве России: Диссертация кандидата юридических наук / В.В. Супрун. Ростов-на-Дону, 2010. 169 с.
8. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Монография / Л.К. Терещенко. Москва: Юриспруденция, 2007. 242 с.
9. Токарева Ю.В. Классификация государственных реестров по российскому законодательству / Ю.В. Токарева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. N 3. С. 50 - 61.
References
1. Walsh M. Lawyerly Cliches and Their Origins (A - G) / M. Walsh // Experience. 2005. Vol. 16. P. 23 - 25.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.