Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.С. КУДРЕВАТЫХ
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. <1> основной курс туристской отрасли направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в России за счет формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории Российской Федерации, ориентируясь на лучший отечественный и международный опыт развития туристских кластеров и привлечение потенциальных клиентов к местам притяжения.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" // СПС "КонсультантПлюс".
В целях обеспечения комплексного развития отрасли туризма принят Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства", которым предусмотрено решение следующих ключевых задач:
- создание благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма в целях стимулирования создания качественных и разнообразных российских туристских продуктов;
- продвижение и повышение уровня информированности российских и иностранных туристов о туристском потенциале Российской Федерации;
- повышение доступности туристских продуктов;
- повышение качества государственного управления сферой туризма.
Выполнение задач Нацпроекта планируется обеспечить в рамках трех федеральных проектов: "Развитие туристической инфраструктуры", "Повышение доступности туристических продуктов", "Совершенствование управления в сфере туризма" <2>.
--------------------------------
<2> Подробнее см.: Паспорт Национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/da6490a6b838998e49df2556be17aaff/NP_Turizm_i_industriya_gostepriimstva.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
В рамках федерального проекта "Совершенствование управления в сфере туризма" сферу туризма ожидает "перезагрузка" государственных функций: разрабатываются системные и прозрачные механизмы управления отраслью; совершенствуются нормативные основы регулирования отрасли; идет подготовка кадров для туристической сферы <3>.
--------------------------------
<3> Совершенствование управления в сфере туризма. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm/sovershenstvovanie-upravleniya-v-sfere-turizma (дата обращения: 15.07.2023).
Сфера туризма представлена большим количеством компаний, прямо или косвенно связанных с туризмом. В настоящее время, по данным экспертов в сфере туризма, индустрия объединяет более 50 отраслей экономики. Это происходит из-за многочисленных и разнообразных видов деятельности, которые объединяет указанная сфера <4>.
--------------------------------
<4> Виды внутреннего туризма: правовые основы и направления развития: Справочник / Д.Г. Алексеева, А.Л. Благодир, Я.А. Гуттаковский, А.С. Кудреватых, Д.З. Месаблишвили, И.Е. Михеева. М.: Проект Livres, 2023. С. 8.
Согласно Модельному закону СНГ "О туристской деятельности" подвиды туризма определяются в зависимости: от целей туризма; вида используемого транспорта; количества туристов, использующих одновременно единый туристский продукт; источников финансирования <5>. Например, "Тезаурус по туристской и досуговой деятельности" ЮНВТО содержит около 200 терминов, отражающих сущность видов международного туризма. В соответствии с преобладающими функциями туристско-рекреационной деятельности, пространством, где эта деятельность осуществляется, ЮНВТО выделяет следующие виды туризма: культурный туризм; деловой туризм; экотуризм; гастрономический туризм; сельский туризм; прибрежный, морской и внутренний водный туризм; приключенческий туризм; городской туризм; горный туризм; велнес-туризм; оздоровительный туризм; образовательный туризм; медицинский туризм; спортивный туризм <6>.
--------------------------------
<5> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16 апреля 2015 г. N 42-14 "О новой редакции модельного закона "О туристской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> UNWTO Tourism Definitions 2018. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284420858.
Статьей 1 Закона об основах туристской деятельности <7> закреплены понятия внутреннего, международного (въездного и выездного), социального, самодеятельного, детского, сельского туризма. Очевидно, что терминология Закона не охватывает всего многообразия сферы туризма, а при регулировании деятельности в сфере туризма не учитывается специфика организации различных видов туризма.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Правовое положение отдельных субъектов может быть связано с особенностями того или иного вида туризма, например детского, санаторно-курортного, круизного и другого туризма, поскольку они требуют дополнительной квалификации (педагогического, медицинского, географического и иного образования), а в будущем возможной дополнительной аттестации смешанного типа.
С юридической точки зрения классификация видов туризма имеет ограничения, которые направлены на узкоспециализированные области правоприменения определенного вида деятельности, в то время как их классификация в экономической парадигме раскрыта более широко. Таким образом, для комплексной классификации видов туризма необходимо сочетание экономического и правового подходов. В связи с этим в свете развития внутреннего туризма и приобретает актуальность общепринятая классификация видов туризма на въездной, выездной и внутренний <8>.
--------------------------------
<8> См. указ. выше соч.: Виды внутреннего туризма: правовые основы и направления развития. С. 19.
Современные исследования туристской отрасли доказывают значение правового регулирования туристской деятельности как одного из важнейших факторов ее развития <9>, обосновывают перспективы развития законодательства <10>, предлагают механизмы правового обеспечения некоторых сфер туризма <11>.
--------------------------------
<9> Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта Федерального закона "О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации" // Туризм: право и экономика. 2013. N 2. С. 28 - 32; Морозов П.Е. О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях // Туризм: право и экономика. 2021. N 2. С. 8 - 11; Кобец П.Н. Генезис правовых основ отечественной туристической деятельности // Туризм: право и экономика. 2022. N 4. С. 9 - 11.
<10> Никитин А.А., Шевченко О.А., Кашехлебова Е.А. Эволюция и перспективы развития системы отечественного законодательства в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2019. N 4. С. 13 - 17.
<11> Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С. Актуальные проблемы правового регулирования внутреннего круизного туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2022. N 3. С. 9 - 11; Вербицкая Т.В. Правовое регулирование научно-исследовательского туризма как одно из направлений развития международных отношений в XXI веке // Туризм: право и экономика. 2022. N 2. С. 2 - 4; Шевченко О.А., Скляр И.Ю. К вопросу о правовом регулировании туризма в эпоху Индустрии 4.0 // Туризм: право и экономика. 2022. N 1. С. 6 - 9; Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О. Правовое регулирование хаусшеринга в сфере туризма как механизм обеспечения человеческой безопасности // Туризм: право и экономика. 2022. N 4. С. 2 - 5.
Тем не менее подавляющее число исследований посвящены основным субъектам туристской деятельности - туроператорам и турагентам <12>.
--------------------------------
<12> См., напр.: Молоденова Т.Е. Туроператорская деятельность: теоретические и практические проблемы осуществления. URL: http://отрасли-права.рф/article/3331; Хуранов А.Б., Колпакова В.В. Современные проблемы правового регулирования туроператорской деятельности. URL: http://izron.ru/articles/sovremennye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-turoperatorskoy-deyatelnosti/; Дурново Д.В. Отчетность туроператоров: представить до 15 апреля // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 2. С. 13 - 17; Кудреватых А.С. Условия (требования) и особенности осуществления на территории Российской Федерации туроператорской деятельности: правовой аспект // Туризм: право и экономика. 2017. N 3. С. 3 - 7; Правовое обеспечение туризма: Учебник / Кол. авт.; Под общ. ред. Е.Л. Писаревского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017; Ткачева Н.Н. Особенности определения лиц, участвующих в деле, при формировании исковых требований по делам о защите прав потребителей в сфере туристских услуг // Туризм: право и экономика. 2018. N 2. С. 14 - 17; Кобец П.Н. Современные правовые подходы к регулированию безопасности в сфере туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2018. N 3. С. 22 - 25; Никитин А.А., Шевченко О.А., Кашехлебова Е.А. Эволюция и перспективы развития системы отечественного законодательства в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2019. N 4. С. 13 - 17; Арахамия И.В., Кудреватых А.С. К вопросу о требованиях к осуществлению турагентской деятельности в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2018. N 3. С. 3 - 6; Кудреватых А.С. Новое в правовом регулировании деятельности отдельных субъектов туристской индустрии // Туризм: право и экономика. 2021. N 4. С. 6 - 7.
Такое внимание к вопросам правового регулирования связано в том числе с активным развитием организованного туризма. По числу турпакетов (туристских продуктов), реализованных гражданам России по внутренним направлениям в период с 2010 по 2019 г., наблюдается положительная тенденция, за исключением 2012 г. С 2010 по 2014 г. средний прирост составил 3% годовых. Резкие скачки показателя наблюдались в 2015 и 2019 гг. на 25% и 22% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2020 г. наблюдается незначительное снижение числа турпакетов российским туристам по внутренним направлениям - на 0,8% <13>.
--------------------------------
<13> Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. N 10. С. 2343 - 2356. DOI: 10.18334/epp.11.10.113741. https://1economic.ru/lib/113741.
Российская статистика приводит следующие данные в разделе "Оценка туристского потока (годовые данные) за 2022 г.":
Российская Федерация |
153 912 388 |
Центральный федеральный округ |
46 144 599 |
Северо-Западный федеральный округ |
29 230 579 |
Южный федеральный округ |
31 783 854 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
5 075 845 |
Приволжский федеральный округ |
16 548 941 |
Уральский федеральный округ |
7 978 884 |
Сибирский федеральный округ |
11 732 690 |
Дальневосточный федеральный округ |
5 416 996 |
За январь - май 2023 г. в Российской Федерации (в целом) состоялось 54 900 613 туристских поездок <14>. Необходимо учитывать, что подсчет количества поездок осуществляется Росстатом на основании данных "туристских потоков" <15>.
--------------------------------
<14> Туризм // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 15.07.2023).
<15> Туристский поток (по числу туристских поездок) - общее количество туристских поездок на определенную территорию за определенный промежуток времени; туристский поток по Российской Федерации (по числу туристских поездок) - общее количество туристских поездок, совершенных российскими и иностранными туристами в пределах Российской Федерации; туристский поток по субъекту (региону) Российской Федерации (по числу туристских поездок) - общее количество туристских поездок, совершенных российскими и иностранными туристами в пределах определенного субъекта (региона) Российской Федерации / Туризм // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 15.07.2023).
Обеспечивается такое количество путешествий различными субъектами туристской отрасли, среди которых ст. 1 Закона об основах туристской деятельности отдельно выделены термины "туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий" и "туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". В последнем определении смешаны объекты и субъекты, что привело к включению туроператоров и турагентов в перечень субъектов туристской деятельности и субъектов туристской индустрии <16>.
--------------------------------
<16> Законом об основах туристской деятельности не закреплены понятия "субъект туристской индустрии" и "субъект туристской деятельности", но данные определения вытекают из соответствующих терминов "туристская индустрия" и "туристская деятельность".
Профессор С.И. Архипов делает интересный вывод о том, что не субъект права является элементом правовых отношений, а, наоборот, правовые отношения, связи "принадлежат" субъекту права. Субъект - это та ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения. Правовые связи, отношения не есть что-то внешнее применительно к лицу, они присваиваются им, становятся частью его правовой личности. Субъекты права стремятся не только формировать свои особые правовые отношения, но и создавать саму "вторую природу", право. Их интересы не ограничиваются только образованием "хозяйственных нитей", они распространяются и на абстрактные правовые связи, выраженные в законе <17>.
--------------------------------
<17> Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук: по специальности 12.00.01. Екатеринбург, 2005. С. 18 - 19.
Поскольку Законом об основах туристской деятельности специально выделяется туроператорская и турагентская деятельность, в настоящей статье говорим о туроператорах и турагентах как о субъектах именно туристской деятельности.
В понятие "туристская деятельность" прямо не включена деятельность субагента - юридического лица или индивидуального предпринимателя, которому турагентом передано исполнение поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта.
С учетом того, что правила Закона об основах туристской деятельности о продвижении и реализации туристского продукта турагентом применяются к продвижению и реализации туристского продукта субагентом (ст. 9) <18>, а сама деятельность субагента осуществляется на основании договора, по которому турагент передает исполнение поручения на продвижение и реализацию туристского продукта (может быть заключен в виде договора субагентирования или субкомиссии либо иного договора и прекращается в случае прекращения соответствующих полномочий турагента (ст. 4.3)), можно сделать вывод о субагентах как лицах, осуществляющих деятельность, производную от деятельности турагента, и, соответственно, как о субъектах туристской деятельности.
--------------------------------
<18> В Правилах реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1852, правовое положение субагентов фактически приравнивается к турагентам путем технико-юридического приема "скобки" - "турагент (субагент)" (см., напр., п. 6(1), 10 Правил).
В настоящее время нормативно классификация субъектов туристской деятельности не закреплена. Для упорядочения одинакового понимания и определения субъектов туристской деятельности Роспотребнадзором в письме от 7 августа 2009 г. N 01/11347-9-32 "Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг" были даны разъяснения относительно состава субъектов туристской деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности "туристская деятельность - это деятельность, осуществляемая туроператорами и турагентами, а также иная деятельность по организации путешествий, где иная деятельность по организации путешествий туристов, не связанная с непосредственной реализацией туристского продукта, возможна в форме оказания иных возмездных услуг". Соответственно, в таких случаях ответственность исполнителя услуг будет определяться из существа предоставляемой возмездной услуги по организации путешествия, т.е. из ее содержания (объема прав и обязанностей сторон) и предмета договора. К такого рода договорным отношениям будут применять положения гл. 39 ГК РФ и гл. III Закона о защите прав потребителей. При этом непосредственная реализация туристического продукта возможна исключительно туроператором или турагентом на основании соответствующего договора, отвечающего требованиям ст. 10 и 10.1 Закона об основах туристской деятельности.
Таким образом, Роспотребнадзором предложено выделять "исполнителей, связанных с непосредственной реализацией туристического продукта", "исполнителей, не связанных с непосредственной реализацией туристического продукта".
Правовое положение субъектов туристской индустрии в целом определено гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о туристской деятельности. Гражданским кодексом РФ определены основные требования к предпринимателям как участникам гражданских правоотношений.
Законодательством о туристской деятельности, в свою очередь, установлены специальные требования для осуществления туристской деятельности.
Учет указанных субъектов осуществляется посредством формирования и ведения государственных реестров. Так, формируются единый федеральный реестр туроператоров, единый федеральный реестр турагентов, субагентов. На сайте Минэкономразвития России имеются также сведения о Реестре аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей; Реестре организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников; Реестре туристско-информационных центров; Реестре экскурсоводов и гидов-переводчиков <19>. В настоящее время часть реестров находится в стадии формирования.
--------------------------------
<19> См. указанные сведения об указанных реестрах на сайте Минэкономразвития России в разделе "Туризм". URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/reestry_turizm/ (дата обращения: 15.07.2023).
Учитывая, что с момента подготовки разъяснений Роспотребнадзора прошло 13 лет, за которые регулирование отношений в сфере туризма существенно изменилось, необходимо нормативно закрепить новую классификацию субъектов туристской деятельности в зависимости от связи с реализацией туристского продукта:
2.1. Субъекты, связанные с непосредственной реализацией туристского продукта: туроператоры, турагенты и субагенты.
2.2. Субъекты, не связанные с непосредственной реализацией туристского продукта, но оказывающие услуги, входящие в туристский продукт:
- лица, предоставляющие услуги средств размещения (гостиниц, санаторно-курортных комплексов, гостевых домов, кемпингов и т.п.);
- экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики, инструкторы-проводники;
- судовладельцы или операторы транспортных средств (морских, речных (включая круизные), яхтенных, воздушных судов и иных летательных объектов (парапланов с двигателем и без)), их субподрядчики и др.
2.3. Субъекты, обеспечивающие доступ к осуществлению деятельности в сфере туризма:
- организации, осуществляющие классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей;
- организации, уполномоченные на проведение аттестации инструкторов-проводников;
- профессиональные объединения с обязательным членством (объединение туроператоров в сфере выездного туризма);
- организации, предоставляющие финансовые гарантии (страховые организации, банки, предоставляющие финансовое обеспечение ответственности туроператоров).
Настоящая классификация позволяет:
- понять функции различных субъектов, правовое положение которых может быть раскрыто через организационно-правовые формы с учетом специальных требований;
- разработать механизмы взаимной ответственности различных участников сферы туризма;
- совершенствовать саму классификацию, дополняя ее новыми видами субъектов;
- рассматривать субъектов как единую систему, несмотря на различие их функционала, а система предполагает создание единого механизма защиты потребителей туристского продукта.
В связи с тем что в настоящее время на законодательном уровне нет четкой регламентации правового положения субъектов туризма как единой системы, до сих пор не решаются из года в год некоторые проблемы, основной из которых остается отсутствие единой линии правовой защиты потребителей туристского продукта, которая часто возникает как из-за разрозненной и невзаимной ответственности субъектов туристской деятельности (туроператоров, турагентов, субагентов), так и из-за отношений между туроператором и третьими лицами, непосредственно оказывающими услуги туристам (например, в случае отказа гостиницы в размещении туристов туроператора, прекратившего деятельность и не оплатившего соответствующее бронирование для туристов).
Для туристов важны финансовые гарантии на случай прекращения туроператором или турагентом (субагентом) деятельности: существует высокий риск, что туристам не будут оказаны оплаченные услуги, а денежные средства за эти услуги не будут возвращены. Годами данная ситуация не решалась, хотя на законодательном уровне этот вопрос прорабатывался и предлагались решения по финансовым гарантиям для туристов. Известен печальный пример - почти 27 тыс. российских туристов пострадали из-за банкротства туроператора "Музенидис Трэвел", ущерб составил более 1 млрд руб. <20>
--------------------------------
<20> Что ждет клиентов обанкротившегося турагентства Mouzenidis? URL: https://www.bfm.ru/news/485711 (дата обращения: 15.07.2023).
Нормативное закрепление классификации всех участников отношений в сфере туризма было предложено в 2021 г. в проекте Федерального закона "О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации" <21>:
- туристы (экскурсанты);
- юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, применяющие специальный налоговый режим, осуществляющие туристическую деятельность (субъекты туристической деятельности);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, содействующие организации и осуществлению туристической деятельности, в том числе кредитные и страховые организации, перевозчики, владельцы объектов туристической индустрии, владельцы агрегаторов информации о туристических услугах, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сфере туризма и туристической деятельности;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- объединения субъектов туристической деятельности и общественные объединения туристов <22>.
--------------------------------
<21> Автор настоящей статьи - один из соавторов идей и текста проекта Федерального закона.
<22> Подробнее см. ст. 6 "Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом" проекта Федерального закона. Проектом Федерального закона также предусмотрено изменение терминологического аппарата, а термины "туристский" и "туристический" используются в качестве синонимов / Проект Федерального закона "О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации" (подготовлен Ростуризмом, ID проекта 02/04/12-21/00123892) // Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=123892 (дата обращения: 15.07.2023).
Проектом Федерального закона предусмотрено изменение системы защиты имущественных интересов туристов - предлагается новая система гарантирования прав туристов с фондом защиты прав туристов, позволяющая обеспечить получение туристом гарантированной выплаты. Одновременно предложен альтернативный способ финансовых гарантий путем осуществления расчетов между туроператором и туристом посредством счетов эскроу, эти средства принадлежат туристу и возвращаются ему, если обязательства перед туристом не исполнены. Отдельно проектом Федерального закона предусмотрен механизм финансовых гарантий для турагентов, осуществляющих прием денежных средств от туристов, - формирование компенсационных фондов на базе профессиональных объединений турагентов. В случае несостоятельности (банкротства) турагента выплаты из фонда должны обеспечить возмещение причиненного ущерба (например, когда турагентом не переданы денежные средства туроператору).
До настоящего времени положения проекта Федерального закона законодательно не закреплены. Недавно, 13 июля 2023 г., туроператор "ВЕДИ ГРУПП" сообщил об остановке деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта <23>. По оценкам экспертов отрасли, "фингарантий и средств из фонда персональной ответственности (ФПО) в "Турпомощи" туроператора "Веди Групп" (бренд "Веди тур") не хватит на полные выплаты всем его клиентам. Если разделить эту сумму на всех туристов, каждый из них сможет рассчитывать лишь на 10 тыс. руб." <24>.
--------------------------------
<23> Остановка деятельности Группы компаний "ВЕДИ". URL: https://www.veditour.ru/news/9194/ (дата обращения: 15.07.2023).
<24> Фингарантии "Веди групп" позволят выплатить по 10 тысяч каждому туристу. URL: https://www.tourdom.ru/news/fingarantii-vedi-grupp-pozvolyat-vyplatit-po-10-tysyach-kazhdomu-turistu.html (дата обращения: 15.07.2023).
Сфера туризма развивается... а новых правовых механизмов нет.
Литература
1. Арахамия И.В. К вопросу о требованиях к осуществлению турагентской деятельности в Российской Федерации / И.В. Арахамия, А.С. Кудреватых // Туризм: право и экономика. 2018. N 3. С. 3 - 6.
2. Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование): Автореферат диссертации доктора юридических наук / С.И. Архипов. Екатеринбург, 2005. 46 с.
3. Вербицкая Т.В. Правовое регулирование научно-исследовательского туризма как одно из направлений развития международных отношений в XXI веке / Т.В. Вербицкая // Туризм: право и экономика. 2022. N 2. С. 2 - 4.
4. Вербицкая Т.В. Правовое регулирование хаусшеринга в сфере туризма как механизм обеспечения человеческой безопасности / Т.В. Вербицкая, Н.О. Вербицкая // Туризм: право и экономика. 2022. N 4. С. 2 - 5.
5. Виды внутреннего туризма: правовые основы и направления развития: Справочник / Д.Г. Алексеева, А.Л. Благодир, Я.А. Гуттаковский [и др.]. Москва: Проект Livres, 2023. 292 с.
6. Дурново Д.В. Отчетность туроператоров: представить до 15 апреля / Д.В. Дурново // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 2. С. 13 - 17.
7. Кобец П.Н. Генезис правовых основ отечественной туристической деятельности / П.Н. Кобец // Туризм: право и экономика. 2022. N 4. С. 9 - 11.
8. Кобец П.Н. Современные правовые подходы к регулированию безопасности в сфере туризма в Российской Федерации / П.Н. Кобец // Туризм: право и экономика. 2018. N 3. С. 22 - 25.
9. Кудреватых А.С. Новое в правовом регулировании деятельности отдельных субъектов туристской индустрии / А.С. Кудреватых // Туризм: право и экономика. 2021. N 4. С. 6 - 7.
10. Кудреватых А.С. Условия (требования) и особенности осуществления на территории Российской Федерации туроператорской деятельности: правовой аспект / А.С. Кудреватых // Туризм: право и экономика. 2017. N 3. С. 3 - 7.
11. Молоденова Т.Е. Туроператорская деятельность: теоретические и практические проблемы осуществления / Т.Е. Молоденова // Туризм: право и экономика. 2014. N 2. С. 15 - 19.
12. Морозов П.Е. О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях / П.Е. Морозов // Туризм: право и экономика. 2021. N 2. С. 8 - 11.
13. Никитин А.А. Эволюция и перспективы развития системы отечественного законодательства в сфере туризма / А.А. Никитин, О.А. Шевченко, Е.А. Кашехлебова // Туризм: право и экономика. 2019. N 4. С. 13 - 17.
14. Писаревский Е.Л. Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта Федерального закона "О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации" / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. 2013. N 2. С. 28 - 32.
15. Правовое обеспечение туризма: Учебник / Под общей редакцией Е.Л. Писаревского. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2017. 392 с.
16. Русина А.Н. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях / А.Н. Русина, О.В. Карпычева, Е.А. Якимова, Д.А. Лихман // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. N 10. С. 2343 - 2356. DOI: 10.18334/epp.11.10.113741.
17. Серебрякова Т. Фингарантии "Веди групп" позволят выплатить по 10 тысяч каждому туристу / Т. Серебрякова // Tourdom.ru. 2023. 14 июля.
18. Ткачева Н.Н. Особенности определения лиц, участвующих в деле, при формировании исковых требований по делам о защите прав потребителей в сфере туристских услуг / Н.Н. Ткачева // Туризм: право и экономика. 2018. N 2. С. 14 - 17.
19. Хуранов А.Б. Современные проблемы правового регулирования туроператорской деятельности / А.Б. Хуранов, В.В. Колпакова // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: Материалы по итогам Международной научно-практической конференции (г. Омск, 7 мая 2015 г.): Сборник научных статей. Вып. 2. Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 256 - 258.
20. Шевченко О.А. Актуальные проблемы правового регулирования внутреннего круизного туризма в Российской Федерации / О.А. Шевченко, П.Е. Морозов, Д.С. Слюсарев // Туризм: право и экономика. 2022. N 3. С. 9 - 11.
21. Шевченко О.А. К вопросу о правовом регулировании туризма в эпоху Индустрии 4.0 / О.А. Шевченко, И.Ю. Скляр // Туризм: право и экономика. 2022. N 1. С. 6 - 9.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.