Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БОЛЬШИХ ДАННЫХ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС
Д.С. КАРЛАШ
Отношения по использованию больших данных в предпринимательской деятельности являются в первую очередь предпринимательскими, поскольку такое использование направлено на получение прибыли теми лицами, которые используют большие данные.
Нынешняя юридическая наука предпринимательского права предполагает два подхода к выделению субъектов предпринимательских отношений, вводя две автономные категории: "субъект предпринимательского права" и "субъект предпринимательской деятельности" <1>.
--------------------------------
<1> Предпринимательское право Российской Федерации: учебн. / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 29; Лаптев В.В. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. М., 1997. С. 39; Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 52.
Первая категория предполагает отнесение к ней достаточно широкого круга субъектов, т.е. не только лиц, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность (субъекты второй категории), но и лиц, опосредующих предпринимательскую деятельность в сфере использования больших данных:
- государства, межгосударственные образования, собственно РФ, в том числе субъекты РФ, муниципальные образования, действующие в лице соответствующих государственных органов, - г. Москва как субъект проведения экспериментального правового режима на основе применения технологий искусственного интеллекта действий по обработке персональных данных, Министерство экономического развития РФ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ как ответственные министерства за создание устойчивой инфраструктуры оборота и использования больших данных в РФ <2> и основные инициаторы соответствующих поправок в Закон о защите информации <3>, Роскомнадзор, отвечающий за защиту прав субъекта данных, и др. органы;
- саморегулируемые организации, которые регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность своих членов <4>, - АНО "Цифровая экономика", Ассоциация больших данных;
- иные лица - контролеры данных, операторы данных, физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, но предоставляющие свои данные для последующего использования в предпринимательской деятельности, и др.
--------------------------------
<2> Разделы 3 и 4 Паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Предпринимательское право Российской Федерации: учебн. С. 150.
Вторая категория предполагает отнесение к ней только лиц, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность:
- индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по правилам ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации <5> (далее - ГК РФ), т.е. формально они не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя и не образовали юридическое лицо, но фактически их деятельность направлена на получение прибыли <6> - от обычных программистов, занимающихся обработкой и анализом данных, до индивидуальных предпринимателей, заключающих договоры на анализ больших данных и иные действия;
- юридические лица, осуществляющие деятельность, приносящую доход <7> (коммерческие организации - по умолчанию, некоммерческие - в качестве сопутствующего основному вида деятельности), - обработчики данных, аналитики данных, собиратели и хранители таких объемов информации либо некоммерческие юридические лица, имеющие в качестве дополнительной цели деятельности любые действия по использованию больших данных.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Как разъяснил Верховный Суд РФ, "ведение предпринимательской деятельности связано с хозяйственными рисками, в связи с чем для отнесения деятельности к предпринимательской существенное значение имеет направленность действий лица на получение прибыли. Самого факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно". (См. пункт 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2021. N 10.)
<7> См. пункт 1 ст. 50 ГК РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2006. 8 ноября.
В Общем регламенте по защите данных <8> (далее - Общий регламент) понятие "субъект данных" раскрывается исключительно через понятие "персональные данные", которое относится к идентифицирующему/идентифицированному физическому лицу (п. 1 ст. 4). Положения отечественного Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <9> (далее - Закон о персональных данных) в п. 1 ст. 3 дублируют данное определение.
--------------------------------
<8> Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) // Official Journal of the European Union N L 119. 04.05.2016. P. 1.
<9> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // Российская газета. 2006. 29 июля.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <10> (далее - Закон о защите информации) в п. 2 ст. 5 вместо определения "субъект данных" вводит термин "обладатель информации", который либо первоначально создал данные, либо получил на основании закона или договора право разрешать ли ограничивать доступ к данным, т.е. распоряжаться ими.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
Как указал Конституционный Суд РФ, "цель, которую преследовал федеральный законодатель, вводя понятие "обладатель информации", заключается, таким образом, в описании - по аналогии с гражданско-правовыми категориями "собственник", "титульный владелец", но с учетом особенностей информации как нематериального объекта - правового статуса лица, правомочного в отношении конкретной информации решать вопрос о ее получении другими лицами и о способах ее использования как им самим, так и другими лицами <11>".
--------------------------------
<11> Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 25-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова" // СЗ РФ. 2017. N 45. Ст. 6735.
При этом "вопрос о том, становится ли конкретное лицо обладателем определенной информации, т.е. приобретает ли оно применительно к этой информации права и обязанности, вытекающие из правового статуса обладателя информации, должен решаться исходя из существа правоотношений, связанных с ее получением, передачей, производством и распространением" <12>.
--------------------------------
<12> Там же.
Однако, как справедливо отметили К.А. Мефодьева и С.С. Щербак, традиционное понимание института права собственности к отношениям, связанным с использованием больших данных, применимо в малой степени, поскольку "инвестиции вкладываются в создание информации через автоматические сенсоры (умные устройства), что приводит к вопросу о признании некоего самостоятельного абсолютного права на такие данные. Экономическим обоснованием выделения такого права может явиться обеспечение справедливого распределения прибыли, сгенерированной от анализа данных" <13>.
--------------------------------
<13> Мефодьева К.А., Щербак С.С. Признание имущественного права на данные в коммерческом обороте: отечественный и зарубежный опыт // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 4. С. 45.
Поэтому термин "обладатель информации" представляется нам не совсем удачным по сравнению с "субъектом данных". Здесь и далее в настоящем исследовании под субъектом отношений по использованию больших данных в узком смысле мы предлагаем понимать физическое или юридическое лицо, которое предоставило данные для осуществления любых действий по использованию таких данных (сбор, анализ, хранение, обработка, распространение, изменение, удаление данных и иные действия), которые могут быть использованы в предпринимательской или иной экономической деятельности таким лицом либо третьими лицами в случае соблюдения ими прав субъекта данных в соответствии с законодательством.
С точки зрения защиты прав субъектов больших данных в узком смысле такой круг субъектов представляется логичным, однако с точки зрения использования больших данных в предпринимательской деятельности считаем возможным расширить круг участников таких отношений.
Пункт 2 ст. 4 Общего регламента трактует обработку в широком смысле <14>, охватывая широкий спектр автоматизированной и неавтоматизированной обработки данных, включая сбор данных. В этой связи выделяются два типа субъектов отношений по использованию персональных данных - контроллеры данных и обработчики данных.
--------------------------------
<14> Под обработкой здесь имеются в виду запись, организация, структурирование, хранение, адаптация или изменение, поиск, консультации, использование, раскрытие путем передачи, распространения или иным образом предоставление доступа, выравнивание или комбинирование, ограничение, стирание или уничтожение.
Под контролером данных следует понимать лицо, прошедшее сертификацию в установленном законом порядке, принимающее решение в отношении любого факта использования больших данных, которое принимает технические и организационные меры, чтобы обеспечить соответствие действий по использованию больших данных целям и принципам такого использования в соответствии с законом, договором и иным соглашением, в соответствии с которым осуществляются такие действия.
Под обработчиком данных понимается осуществляющее предпринимательскую деятельность лицо, которое обрабатывает (собирает, записывает, хранит, изменяет, удаляет, распространяет, осуществляет иные действия) данные на основании договора или иного акта по указанию соответствующего контролера данных, но за свой счет, в соответствии с целями обработки, определяемыми в соответствии с законом и соглашением с контролером данных.
Таким образом, взяв за основу субъектный состав участников предпринимательских отношений, отношений по использованию персональных данных, можно расширить определение субъекта отношений по использованию больших данных. Под субъектом отношений по использованию больших данных в предпринимательской деятельности в широком смысле можно понимать:
- юридическое или физическое лицо, от которого данные поступили для последующего использования;
- юридическое или физическое лицо, которое использует эти данные для ведения предпринимательской деятельности;
- лица (к которым могут относиться также государство и его органы), осуществляющие функции по регулированию, контролю отношений по использованию больших данных в предпринимательской деятельности.
Правовой статус субъекта больших данных. В узком смысле под правовым статусом субъекта предпринимательской деятельности понимается совокупность прав и обязанностей, установленных в соответствующих нормативных правовых актах <15>, а в широком - это система прав, свобод, принципов, законных интересов, государственных гарантий субъектов предпринимательской деятельности и корреспондирующих им обязанностей, закрепленных в нормах предпринимательского законодательства <16>.
--------------------------------
<15> То есть ориентир на общее определение из теории права. См., напр.: Права человека: учебн. / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2001. С. 91; Сырых В.М. Теория государства и права: учебн. для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. С. 475.
<16> Алексий П.В. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. 163 с.; Григоренко С.М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: афтореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 25 с.; Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов н/Д, 1999. 197 с.
Правовой статус субъекта больших данных несколько отличается от правового статуса субъекта персональных данных, сформированного из положений Общего регламента и Закона о персональных данных. Как было указано выше, контролеры и лица, обрабатывающие данные, обязаны соблюдать права субъектов данных в узком смысле. При этом категория субъекта данных в широком смысле включает в себя категорию субъекта данных в узком смысле.
В правовом статусе субъекта больших данных на основе положений Общего регламента <17> предлагается выделить следующие основные права:
- право субъекта на доступ к своим данным (ст. 15);
- право на исправление информации (ст. 16);
- право на забвение (ст. 17);
- право на ограничение обработки данных (ст. 18);
- право на уведомление относительно использования персональных данных, включая их изменение, уничтожение или обработку (ст. 19);
- право на перенос данных (ст. 20);
- право на возражение против обработки данных (ст. 21);
- право на защиту, вытекающее из совокупности условий соблюдения прав субъекта данных (разд. 3).
--------------------------------
<17> Безусловно, некоторые из указанных правомочий встречаются и в отечественном законодательстве: ст. ст. 8, 10, 11 Закона о защите информации и гл. 3 Закона о персональных данных. Однако наиболее полный перечень прав и обязанностей субъекта данных приведен именно в Общем регламенте.
Исходя из предложенной совокупности прав можно установить, какими правами и в каком виде пользуется субъект больших данных в широком смысле.
Право субъекта больших данных на доступ к данным может включать в себя следующий объем правомочий:
- разрешать или ограничивать доступ иных лиц (т.е. не являющихся субъектами данных) к большим данным;
- установить порядок и условия доступа к большим данным, в том числе определять форму представления больших данных;
- использовать большие данные по своему усмотрению, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности, если это не противоречит законодательству;
- передавать право на доступ к данным иным лицам по договору или по иному законному основанию (например, по требованию государственных органов);
- защищать право на доступ к данным путем запрета такого доступа в случае незаконного использования больших данных.
Право на изменение данных состоит в возможности субъекта данных:
- изменить данные полностью (чтобы не ущемлять права других субъектов, необходимо привести обоснование значимости такого изменения, указав цели и (или) потенциальную выгоду);
- изменить данные в части путем исправления данных, когда у субъекта есть четкое понимание, что именно следует изменить;
- изменить данные в части путем экспериментирования данных, когда у субъекта нет четкого понимания, но есть варианты решения возникших проблем при использовании текущего массива данных.
Стоит отметить, что такое предложение в отношении данного права не единственное: ряд ученых предлагает рассматривать право на изменение данных в контексте права на доступ к данным в целом <18>. С одной стороны, право на изменение данных трудно реализовать без получения доступа к данным, но, с другой стороны, содержание данных прав, исходя из приведенного нами анализа, отличается друг от друга.
--------------------------------
<18> Ausloos J. The right to erasure in EU Data Protection Law. Oxford University Press, 2021. P. 96.
Право на исправление можно внедрить в отечественное законодательство таким образом, чтобы у субъекта больших данных появилась возможность оперативно разместить уточняющую или опровергающую информацию для остальных участников отношений по использованию данных. Кроме того, "поскольку информация о вас может одновременно являться и информацией о других, вам должен быть предоставлен способ подчеркнуть, насколько важна для вас поправка, чтобы инфопереработчики могли определить, как ранжировать и показывать ее другим" <19>.
--------------------------------
<19> Вайгенд А. Big Data. Вся технология в одной книге / пер. с англ. С. Богданова. М.: Эксмо, 2018. С. 256.
В отношении уже имплементированного в отечественное законодательство права на забвение предлагаем скорректировать положения ст. 10.3 Закона о защите информации и доработать механизм реализации права на забвение посредством четырех основных предложений:
1) ввести критерий общественной значимости, который позволил бы точнее определять основание удаления из Сети тех или иных сведений;
2) исключить возможность требовать от оператора поисковой системы удаления из результата поиска ссылок не иначе как по решению суда и (или) требованию правоохранительных органов;
3) предоставить оператору поисковой системы самостоятельно определить форму обращения к ним, в том числе в электронной форме для ускорения рассмотрения обращений;
4) рассмотреть возможность удаления всей информации о заявителе, указанной в его обращении, а не конкретных ссылок на нее.
Право на ограничение обработки данных, или цифровое наблюдение, является вспомогательным правом и применяется наряду с правом на изменение или удаление данных. То есть именно на основе такого наблюдения субъект данных может принять решение о том, чтобы воспользоваться своим правом на изменение или удаление данных. Отечественный правопорядок строится на несколько ином подходе к пониманию права на ограничение обработки данных: ст. 9 Закона о защите информации указывает, что ограничение обработки данных - это не реализация субъективного права самого субъекта данных, а результат ограничений, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации <20> (далее - Конституция РФ) и сопутствующими федеральными законами.
--------------------------------
<20> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Смысл права на перенос данных состоит в том, что субъект данных не только получает копию результата работы с этими данными <21>, но и самостоятельно, т.е. по своему усмотрению, переносит данные в системе, в том числе от одного оператора к другому. По своей сути право на перенос данных можно рассматривать как экономическое право, которое направлено на то, чтобы позволить субъектам "разделить богатство", созданное при использовании больших данных, или извлечь выгоду из цифровых услуг <22>. Таким образом, одной из его целей является создание конкурентной рыночной среды, в которой потребители смогут менять операторов больших данных. Однако вышеупомянутое право направлено не только на обеспечение конкуренции и защиту потребителей, но и на взаимосвязь услуг и их функциональную совместимость.
--------------------------------
<21> Например, у Google есть специальный сервис по выгрузке всех Big Data по конкретному пользователю: URL: https://takeout.google.com (дата обращения: 24.02.2023).
<22> Data protection around the world: privacy laws in action / ed. by E. Kiesow Cortez. Netherlands: Asser Press; Berlin, Germany: Springer, 2021. P. 116.
Право на защиту, вытекающее из совокупности условий соблюдения прав субъекта данных, является своеобразным индикатором для определения объекта такой защиты. С одной стороны, право на защиту как субъективное гражданское право может выражаться в получении субъектом материальной компенсации в случае неисполнения, например, обработчиком данных условий по заключенному с этим субъектом ранее договору или соглашению <23>. С другой стороны, право на защиту может выражаться в соблюдении закрепленных в Конституции РФ прав и свобод субъекта данных как человека, если в процессе использования больших данных выяснится, что были обработаны еще и связанные с системой персональные данные. С третьей стороны, персональные данные вообще могут быть обезличены, и тогда у субъекта данных меньше оснований применить право на защиту.
--------------------------------
<23> Так, в деле ProCD v. Zeidenberg истец (ProCD) продал ответчику CD-диск с записанным телефонным справочником. Последний извлек из него данные и создал веб-сайт, через который осуществлял их продажу. Истец обратился в суд в связи с нарушением условий лицензионного соглашения, в соответствии с которым коммерческое использование информации, находящейся на диске, является недопустимым. Суд указал, что договорные отношения сторон не заменяют и не подменяют собой нормы авторского права, но условия таких договоров должны исполняться. Подробнее см. дело: ProCD v. Zeidenberg. 86 F. 3d 1447 (7th Cir. 1996).
Таким образом, под субъектом отношений по использованию больших данных следует понимать юридическое или физическое лицо, от которого поступили любые данные, служащие основой для формирования массива больших данных, для последующего использования (субъект больших данных в узком смысле); юридическое или физическое лицо, которое использует эти данные для ведения предпринимательской деятельности (контролер, обработчик данных и др.); лица (к которым могут относиться как контролер данных, так и государство и его органы), осуществляющие функции по регулированию, контролю отношений по использованию больших данных в предпринимательской деятельности.
Правовой статус субъекта больших данных складывается из совокупности прав на доступ к своим данным; на исправление информации и экспериментирование с данными как составляющие права на изменение данных; право на забвение; на ограничение обработки данных (цифровое наблюдение); на перенос данных; на возражение против обработки данных; право на защиту, вытекающее из совокупности условий соблюдения прав субъекта данных.
Литература
1. Алексий П.В. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности: диссертация ... кандидата юридических наук / П.В. Алексий. Москва, 1996. 163 с.
2. Вайгенд А. Big data. Вся технология в одной книге / А. Вайгенд; перевод с английского С. Богданова. Москва: Эксмо; Бомбора, 2018. 380 с.
3. Григоренко С.М. Гражданско-правовой статус гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / С.М. Григоренко. Москва, 2001. 25 с.
4. Зинченко С.А. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве / С.А. Зинченко, Д.Ю. Шапсугов, С.Э. Корх. Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999. 197 с.
5. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты / В.В. Лаптев. Москва: Юристъ, 1997. 139 с.
6. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Общие положения. Курс лекций. Т. 1 / В.С. Мартемьянов. Москва: БЕК, 1994. 298 с.
7. Мефодьева К.А. Признание имущественного права на данные в коммерческом обороте: отечественный и зарубежный опыт / К.А. Мефодьева, С.С. Щербак // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 4. С. 44 - 48.
8. Права человека: учебник для вузов / ответственный редактор Е.А. Лукашева. Москва: НОРМА; ИНФРА-М, 2001. 573 с.
9. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник для студентов вузов / ответственные редакторы Е.П. Губин, П.Г. Лахно; 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2020. 992 с.
10. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / В.М. Сырых. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Юстицинформ, 2012. 704 с.
References
1. Ausloos J. The right to erasure in EU Data Protection Law / J. Ausloos. Oxford University Press, 2021. 560 p.
2. Data protection around the world: privacy laws in action / ed. by E. Kiesow Cortez. Netherlands: Asser Press; Berlin, Germany: Springer, 2021. 279 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.