Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РОССИИ) <*>
Е.П. ГУБИН
--------------------------------
<*> Настоящая статья подготовлена по итогам выступления на научно-практической конференции "Право и бизнес в меняющемся виде", состоявшейся в Псковском государственном университете с 1 по 4 июня 2023 г.
В последнее время уделяется много внимания вопросам социализации права, социальной справедливости как важным элементам, составляющим социальную функцию права <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Вайпан В.А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2020. С. 119; Вайпан В.А. Теория справедливости: право и экономика. М., 2017; Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2016.
Социальная функция имманентно свойственна праву в целом как явлению социальному.
Социальный характер предпринимательского права предопределяется социальным характером предпринимательской деятельности, предпринимательства, что неоднократно подчеркивал профессор А.Г. Быков, при этом он обоснованно считал, что социальное государство не только имеет право, но и обязано возложить на предпринимательство выполнение социальной функции и решение социальных задач <2>. Однако прежде всего само государство обязано реализовывать эту функцию, что находит закрепление в ряде нормативных правовых актов, например Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <3>.
--------------------------------
<2> Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004. С. 61.
<3> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
Как совершенно верно отмечает Я.С. Гришина, предпринимательская деятельность - это деятельность экономическая, и раскрыть ее особенности можно только через экономические категории, характеризующие товарное производство и рыночную экономику <4>.
--------------------------------
<4> См.: Гришина Я.С. О правовом механизме социального предпринимательства в свете реализации идей А.Г. Быкова о социальном характере предпринимательской деятельности // Право и бизнес в России и за рубежом. Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 3. С. 3.
Социальная функция тесно связана с экономической функцией и экономизацией права, экологической функцией и экологизацией права и другими направлениями предпринимательства и предпринимательского права.
Экономическая функция предпринимательского права направлена на решение социальных задач, поскольку главное применительно ко всем сферам жизни нашего общества - это благополучие граждан, социальная защищенность и обеспечение нормальных условий существования <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 20 апреля 1996 года" // СПС "КонсультантПлюс".
Экономика тесно связана с правом, наиболее тесной является связь с предпринимательским правом, поскольку предпринимательство есть форма функционирования экономики, опосредуемая нормами предпринимательского права.
Социальная функция предпринимательского права - это его направленность на удовлетворение потребностей граждан, организаций и общества, в том числе предпринимателей. Она насквозь пронизывает все нормативные правовые акты, нормы предпринимательского права, касающиеся конкуренции, банкротства, публичных закупок, государственного регулирования и других сфер экономики.
С позиции законодательства социальная функция государства и права закреплена в ч. 1 ст. 7, ст. 75.1, п. 1 ст. 114 и других нормах Конституции Российской Федерации <6> (далее - Конституция РФ).
--------------------------------
<6> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Особо следует отметить то, что положение о социальном характере Российской Федерации, закрепленное в ст. 7 Конституции РФ, содержится в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". С учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г., ст. 75.1 Конституции РФ устанавливает: "В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируется защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность".
Н.В. Колотова отмечает: "Внесение в Конституцию РФ поправок социального характера касается как установления принципов социальной политики (повышения благосостояния граждан, уважения человека труда, социального партнерства, социальной солидарности и др.), так и уточнения и конкретизации социальных норм (адресность социальной поддержки, индексация социальных выплат, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране и т.д.). Включение в конституционный текст этих новелл, содержащихся в ч. 5, 6, 7 ст. 75 и ст. 75.1, отчасти в п. "в", "в 1)", "в 2)", "е 1)", "е 4)", ч. 1 ст. 114, отвечает объективному процессу социализации конституций, который проходит во всем мире" <7>.
--------------------------------
<7> Колотова Н.В. Конституционные новеллы социального характера и перспективы развития законодательства // Труды Института государства и права РАН. 2021. Т. 16. N 2. С. 46.
Особое значение имеет предпринимательское законодательство с точки зрения реализации социальной функции в периоды кризисных явлений в экономике и обществе, пример тому - антикризисное законодательство 2014 г., так называемое ковидное законодательство, в части, касающейся экономики, - "мобилизационное законодательство" 2022 - 2023 годов.
Так, например, в рамках основных мер поддержки бизнеса и граждан в связи с частичной мобилизацией в РФ предусмотрены налоговые преференции, кредитные каникулы для организаций, ограничение проверок и контроля, меры поддержки, связанные с лицензированием, другими разрешительными процедурами, меры поддержки в отдельных отраслях народного хозяйства. Отдельно предусмотрены меры поддержки для индивидуальных предпринимателей, физических лиц без статуса индивидуальных предпринимателей. Главное, что обеспечивает достижение в непростой исторический период поставленных перед обществом и бизнесом социальных целей, - это предоставление предпринимателям большей свободы экономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ "О мерах поддержки мобилизованных лиц" от 20 октября 2022 г. N 1874 для организаций, в которых мобилизованное лицо одновременно является единственным учредителем (участником) и единоличным исполнительным органом, приостанавливаются проведение и назначение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства <8>. Приостановление действует во время службы руководителя и до 28-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания мобилизации или увольнения со службы по основаниям, установленным Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 <9>.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 20 октября 2022 г. N 1874 "О мерах поддержки мобилизованных лиц" // СЗ РФ. 2022. N 43. Ст. 7428.
<9> Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 // СЗ РФ. 2022. N 39. Ст. 6590.
Особо выделяется социальная поддержка физических лиц, в том числе и предпринимателей: медпомощь, реабилитация, поддержка арендаторов и т.д.
Рассматривая сущность социального предпринимательства, исследователи отмечают, что "социальное предпринимательство есть разновидность предпринимательской деятельности, которая наряду с целями систематического получения прибыли подчинена также задачам достижения общественно полезного результата; отвечает нормативно установленным критериям такой деятельности, а потому пользуется определенными льготами со стороны государства или муниципалитетов" <10>.
--------------------------------
<10> Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. N 4. С. 54.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в приведенной выше цитате автор, С.С. Занковский, широко видит цели предпринимательства - это не только систематическое получение прибыли, но и достижение общественно полезного результата, т.е. одновременно и решение социальных задач.
Предпринимательская деятельность как вид экономической деятельности и предпринимательское право (экономическое, хозяйственное право) как правовая форма предпринимательства не только находит выражение и закрепление в социальном предпринимательстве, но и в целом выполняет социальную функцию.
Хотелось бы подчеркнуть, что содержание социальной функции предпринимательского права шире содержания понятия социального предпринимательства. Социальное предпринимательство - это лишь одна из форм реализации социальной функции права вообще и предпринимательского права в частности.
Следует поддержать вывод С.С. Занковского о том, что субъектами социального предпринимательства должны признаваться не только субъекты малого и среднего предпринимательства, но и иные субъекты права за исключением унитарных предприятий (однако представляется, что в ряде случаев и они подлежат стимулированию при решении определенных социальных задач).
Говоря о закреплении социальной функции в предпринимательском законодательстве, следует отметить то, что в системе законодательства о предпринимательской деятельности отсутствует какой-либо единый акт, направленный на такое закрепление, реализацию социальной функции: представляется, что это сделать невозможно, в то время как разработка и принятие федерального закона о социальном предпринимательстве вполне возможны. По крайней мере, зарубежный опыт об этом свидетельствует - отдельные законодательные акты, регулирующие социальное предпринимательство, приняты в Великобритании, Южной Корее и других странах.
Если обратиться к ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации <11> (далее - ГК РФ), в которой дается определение предпринимательской деятельности, то можно однозначно утверждать, что предпринимательская деятельность, предпринимательство, предпринимательское право и законодательство с позиции ГК РФ не содержат, не выражают и не закрепляют социальную функцию, что никакого социального предпринимательства нет и все, что не приносит прибыль, - благотворительность.
--------------------------------
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Об этом говорит и С.С. Занковский в указанной выше статье.
Строго говоря, анализируя определение предпринимательской деятельности, закрепленное в ГК РФ, можно сделать вывод о том, что единственная направленность (функция) деятельности предпринимателя - это получение прибыли. Представляется, что это не основная функция предпринимательства.
Цель и функция предпринимательской деятельности и, следовательно, опосредующего предпринимательскую деятельность предпринимательского права, исходя из Конституции РФ, политики российского государства, заключается в удовлетворении потребностей граждан, организаций, общества, в том числе предпринимателей - в решении социальных задач.
Следовательно, это и есть основная функция предпринимательского права, предпринимательского законодательства.
Способы систематического получения прибыли с точки зрения ГК РФ определены в ст. 2: прибыль получается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но это чисто гражданско-правовой, частноправовой подход, о котором говорил профессор А.Г. Быков в своих известных статьях <12>.
--------------------------------
<12> Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004; Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития // Вестник МГУ. 1993. Серия 11. Право.
Следует прийти к выводу о том, что реализация социальной функции происходит не только перечисленными выше способами, но и с помощью иных инструментов, средств, возможностей права.
Требуется внесение изменений в определение предпринимательской деятельности путем включения в него указания на такой сущностный признак предпринимательства, как направленность на решение социальных задач граждан, организаций, общества, в том числе предпринимателей.
Все законодательство о предпринимательской деятельности должно анализироваться, оцениваться прежде всего с точки зрения реализации социальной функции предпринимательского права.
Исследование социальной функции предпринимательского права находит выражение в научной сфере в трудах Вайпана В.А. <13>, Гришиной Я.С. <14>, Баркова А.В. <15>, Г.Ф. Ручкиной <16> и других авторов. Однако в целом внимание исследователей к проблеме реализации социальной функции недостаточно.
--------------------------------
<13> Вайпан В.А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2020; Вайпан В.А. Теория справедливости: право и экономика. М., 2017.
<14> Гришина Я.С. Механизм взаимодействия частных и публичных правовых средств обеспечения социально-имущественных потребностей в условиях моделирования юридической конструкции социального предпринимательства. Саратов, 2014.
<15> Барков А.В. Творческое развитие идеи А.Г. Быкова о социальном предназначении предпринимательства в концепции правового регулирования рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2013. N 3.
<16> Ручкина Г.Ф. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: совершенствование правового регулирования: моногр. М., 2017.
В последнее время много внимания уделяется такой философской и правовой категории, как справедливость. Интересно, как соотносятся понятия справедливость и социальность?
На мой взгляд, справедливость - составная и неразрывная часть социальности. Следует согласиться с мнением А.А. Соловьева о том, что справедливость следует рассматривать с социальных позиций как свойство системы социальных отношений, что соответствует значению термина "социальная справедливость" <17>.
--------------------------------
<17> См.: Соловьева А.А. Категория справедливости в правовом регулировании: историко-теоретическое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 5, 6.
Социальная справедливость может быть определена как сложившаяся в данном обществе на базе требований экономики, политики, права и нравственности система оценки действий, поступков и социальных явлений <18>.
--------------------------------
<18> Чапанов Т.И. О роли справедливости в российском правоведении // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. N 3. С. 82.
Категория "управление" тесно связана с социальной сферой, поскольку через управление происходит, с одной стороны, выявление социальных задач, проблем, интересов, с другой - реализация этих задач, проблем, интересов. В Указе Президента Российской Федерации "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" от 7 мая 2012 г. N 597 в целях расширения участия работников в управлении организациями предусматривалось создание в организациях производственных советов, а также определение их полномочий; разработка комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики <19>.
--------------------------------
<19> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
Указанные положения нашли закрепление в нормативных правовых актах. Так, принцип участия в управлении организации, в том числе и предпринимательской организации, нашел закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации <20> (ст. 2). Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.
--------------------------------
<20> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Что касается производственных советов, то они создаются по инициативе работодателей и представляют собой совещательный орган <21>. Однако следует отметить, что в Указе Президента Российской Федерации нет указаний на то, что производственные советы создаются по инициативе работодателей и действуют как совещательные органы.
--------------------------------
<21> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 8-е изд., доп. и перераб. / отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2019. П. 6. Ст. 2.
Представляется, что производственные советы могут создаваться и по инициативе трудовых коллективов, профсоюзов.
Что касается кодексов профессиональной этики, то и в этом случае было сделано немного. В качестве примера можно привести Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников федеральных государственных учреждений медико-санитарной экспертизы, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 596 <22>.
--------------------------------
<22> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 596 // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. N 10.
В основе социальных задач, на решение которых направлены предпринимательское законодательство, предпринимательское право, лежат интересы.
Интерес есть всегда определенное отношение конкретного субъекта к тому или иному объекту, в основе которого лежит потребность, нужда в чем-либо, что предполагает то или иное действие для удовлетворения соответствующих потребностей <23>.
--------------------------------
<23> См.: Губин Е.П. Понятие интереса в гражданском праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1980. N 4. С. 61 - 66.
Однако социальные цели и задачи всегда связаны с общественными интересами. Общественный интерес есть интерес не любого, одного лица (лиц), а интерес общества, который должен отражаться в интересах государства, может совпадать или не совпадать с интересами отдельных лиц, общества и бизнеса.
Если соотношение общественного интереса и интереса бизнеса, вполне естественно, часто является разным, так как это разные субъекты и у них разные потребности, то общественные интересы и интересы государства не могут быть в принципе различными. Интересы государства должны совпадать с интересами общества, они не могут быть иными, чем интересы общества. И если применительно к интересам бизнеса право имеет задачу их согласования, то применительно к интересам государства право имеет задачу обеспечения их тождества с интересами общества.
В случае расхождения между интересами общества и государства следует сделать вывод о невыполнении государством стоящих перед ним задач.
Теория общественного интереса, право общественного интереса стали предметом глубокого исследования в науке <24>.
--------------------------------
<24> См.: Богдан В.В. Право общественного интереса и его реализация в сфере защиты прав потребителей // Предпринимательское право. Приложение "Право и бизнес". 2016. N 1. С. 30 - 33.
К. Маркс и Ф. Энгельс определяли закон как выражение воли, обусловленной общими интересами <25>.
--------------------------------
<25> См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 323.
Можно смело сказать, что право, в том числе и предпринимательское право, есть инструмент закрепления общих (общественных) интересов. И в то же время право есть инструмент согласования общественных интересов и интересов отдельных лиц и отдельных групп лиц, в том числе и бизнеса.
Всегда ли общественные интересы сочетаются с частными? Конечно же, нет - не всегда. Причины несовпадения могут быть разные: неверно понятые общественные интересы, например законодателем; отсутствие инструментов, в том числе и правовых, обеспечивающих сочетание общественных интересов и интересов, например бизнеса (они, как уже отмечалось, не всегда одинаковы: цель получения прибыли не всегда совпадает с общественными интересами благополучия общества). Так, строительство дорог, объектов недвижимости, промышленных объектов и т.п. часто противоречит общим интересам жителей соответствующих территорий. Надлежащий, качественный законотворческий процесс - необходимое условие выявления общих интересов и их сочетание, в том числе и с интересами предпринимательского сообщества.
Право общественного интереса в некоторых случаях предполагает и обязанность действовать исходя из целей решения социальных задач, в том числе обеспечения гражданских прав и свобод, охраны окружающей среды, прав потребителей. Право общественных интересов предполагает деятельность, направленную на решение социальных задач, в том числе, например, оказание помощи неимущим, находящимся в тяжелом материальном положении.
Право общественного интереса выражается также в обязанности государства принимать необходимые меры для решения вышеназванных задач. Обязанность государства выполнять лежащие на нем функции, в том числе социальные, прямо закреплена в документах Организации Объединенных Наций - резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН <26>, и вытекает из Конституции РФ.
--------------------------------
<26> См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят Генеральной Ассамблей ООН 19 декабря 1996 г. // ВВС СССР. 1996. N 17. Ст. 291.
Несколько положений, касающихся корпоративной социальной ответственности.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) есть составная часть корпоративного управления, которая, в свою очередь, является составной частью политики ESG - включающей экологические, социальные факторы и факторы корпоративного управления.
КСО можно рассматривать в широком и узком смыслах. В узком смысле - это следование моральным принципам и этическим нормам, принципам устойчивого развития (УР) и ESG.
В широком смысле она включает также требование соблюдения законодательства.
Соблюдение КСО является обязанностью, вытекающей из принципов концепции устойчивого развития. КСО наступает в следствие неисполнения требований устойчивого развития и ESG-факторов.
КСО представляет собой прежде всего ответственность корпорации за ее воздействие на социум в целом, в том числе на климатическую и социальную составляющую.
Субъектами ответственности являются члены советов директоров, единоличный исполнительный орган, само общество. Они отвечают за неучет ESG-факторов в своей деятельности.
КСО не носит обязательного характера с точки зрения установления ее государством, хотя государством и стимулируется. КСО обеспечивается косвенными инструментами воздействия, например обязательностью публикации отчетности, в том числе нефинансовой.
Чрезвычайно интересен зарубежный опыт КСО, например опыт создания низкодоходных корпораций: увеличение представительства работников в органах управления корпорации, наделение работников акциями и т.д. <27>.
--------------------------------
<27> Барков А.В. О влиянии зарубежного социально-предпринимательского опыта на трансформацию правовой модели корпоративного управления в цифровую эпоху // Государство и право. 2019. N 10. С. 112 - 120.
Что касается роли государства в решении социальных задач современного общества, то оно разрабатывает государственную социальную политику, а мы, юристы, реализуем ее, используя правовые средства и формы достижения соответствующих целей <28>.
--------------------------------
<28> Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
Государство способствует реализации социальной функции предпринимательского права, предоставляя, прежде всего, необходимые преференции и льготы. Это хорошо видно на примере государственного регулирования социального предпринимательства (см., например, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" <29>). Государство вкладывает огромные средства, инвестиции в социальную сферу.
--------------------------------
<29> СПС "КонсультантПлюс".
Образование в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности и социальная функция предпринимательского права.
Аристотель считал, что оптимальным средством достижения социальной стабильности и справедливости является образование <30>.
--------------------------------
<30> Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 420.
Надо признать, что серьезного внимания проблемам решения социальных задач современного общества, социальной функции права, в том числе и предпринимательского, не уделяется - в лучшем случае эти вопросы упоминаются на первых лекциях общего курса.
Представляется, что рассматриваемая проблема - сквозная тема курса предпринимательского права и она вполне заслуживает разработки и чтения в качестве специального курса.
В рамках этого курса могут включаться не только общие вопросы темы, но и специальные: роль государства в реализации социальной функции предпринимательского права; саморегулирование и решение социальных задач; право и экономика; правовые средства реализации социальной функции предпринимательского права; вопросы социальной ответственности, социальной корпоративной ответственности и др.
Учитывая, что социальная функция является категорией не только права, но и философии, социологии, экономики и ряда других наук, т.е. носит междисциплинарный характер, в перечень вопросов, подлежащих изучению, должны включаться и отдельные вопросы названных выше наук.
Вывод: социальная функция имманентно присуща предпринимательскому праву и является сущностным его признаком. Общественные интересы и интересы бизнеса, предпринимательства не всегда совпадают, но именно право, предпринимательское право обеспечивает их сочетание, что основывается на единстве общественных интересов и интересов бизнеса, направленных на повышение благосостояния общества.
Литература
1. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения. В 4 томах. Т. 4 / редакторы и авторы вступительной статьи А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди; примечание В.В. Бибихина [и др.]. Москва: Мысль, 1983. 830 с.
2. Барков А.В. О влиянии зарубежного социально-предпринимательского опыта на трансформацию правовой модели корпоративного управления в цифровую эпоху / А.В. Барков // Государство и право. 2019. N 10. С. 112 - 120.
3. Барков А.В. Творческое развитие идеи А.Г. Быкова о социальном предназначении предпринимательства в концепции правового регулирования рынка социальных услуг / А.В. Барков // Предпринимательское право. 2013. N 3. С. 9 - 13.
4. Богдан В.В. Право общественного интереса и его реализация в сфере защиты прав потребителей / В.В. Богдан // Предпринимательское право. Приложение "Право и бизнес". 2016. N 1. С. 30 - 33.
5. Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения / А.Г. Быков // Предпринимательское право в рыночной экономике: сборник / ответственные редакторы Е.П. Губин, П.Г. Лахно. Москва: Новая правовая культура, 2004. С. 57 - 84.
6. Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития / А.Г. Быков // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. N 6. С. 3 - 10.
7. Вайпан В.А. Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности: монография / В.А. Вайпан. Москва: Юстицинформ, 2020. 696 с.
8. Вайпан В.А. Теория справедливости: право и экономика: монография / В.А. Вайпан. Москва: Юстицинформ, 2017. 279 с.
9. Гришина Я.С. Механизм взаимодействия частных и публичных правовых средств обеспечения социально-имущественных потребностей в условиях моделирования юридической конструкции социального предпринимательства: монография / Я.С. Гришина; под редакцией Н.А. Баринова. Саратов: Слово, 2014. 476 с.
10. Гришина Я.С. О правовом механизме социального предпринимательства в свете реализации идей А.Г. Быкова о социальном характере предпринимательской деятельности / Я.С. Гришина // Право и бизнес. 2013. N 3. С. 2 - 4.
11. Губин Е.П. Понятие интереса в гражданском праве / Е.П. Губин // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1980. N 4. С. 61 - 66.
12. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства / С.С. Занковский // Предпринимательское право. 2020. N 4. С. 51 - 56.
13. Колотова Н.В. Конституционные новеллы социального характера и перспективы развития законодательства / Н.В. Колотова // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2021. Т. 16. N 2. С. 44 - 48.
14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / ответственный редактор Ю.П. Орловский. 8-е изд., испр. и доп. Москва: Контракт, 2019. 1253 с.
15. Мальцев Г.В. Социальные основания права / Г.В. Мальцев. Москва: Норма; Инфра-М, 2011. 800 с.
16. Маркс К. Сочинения. В 39 томах / К. Маркс, Ф. Энгельс; Т. 3; том подготовлен к печати И.И. Прейсом и А.А. Уйбо; редактор Я.Б. Турчинс. 2-е изд. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. 650 с.
17. Ручкина Г.Ф. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: совершенствование правового регулирования: монография / Г.Ф. Ручкина. Москва: Русайнс, 2017. 180 с.
18. Соловьева А.А. Категория справедливости в правовом регулировании: историко-теоретическое исследование: автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.А. Соловьева. Челябинск, 2006. 22 с.
19. Суханов Е.А. Социальное лицо гражданского права / Е.А. Суханов // Гражданское право социального государства: сборник статей, посвященный 90-летию со дня рождения профессора А.Л. Маховского (1930 - 2020) / ответственные редакторы В.В. Витрянский и Е.А. Суханов. Москва: Статут, 2020. 480 с.
20. Чапанов Т.И. О роли справедливости в российском правоведении / Т.И. Чапанов // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. N 3. С. 81 - 85.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.