Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЕСТРА ПРОБЛЕМНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ
О.В. ЧУМАКОВА
В целях защиты интересов участников отношений в сфере капитального строительства, общества и государства на законодательном уровне предусмотрены сборы и учет информации посредством ведения различного рода реестров.
Понятие "реестр" происходит от латинского registrum и означает список, перечень, опись, перепись, а также используется как книга для регистрации дел, документов, имущества и т.п. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2005. С. 1307; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М.: Рус. яз., 1980. С. 89.
В сфере капитального строительства можно выделить отдельные виды реестров, которые в совокупности осуществляют функцию единого реестра проблемных застройщиков: единый реестр застройщиков и единый реестр проблемных объектов (ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <2>), реестр недобросовестных поставщиков (для сферы публичных закупок) (ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3>), реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (ст. 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации <4>) и др.
--------------------------------
<2> СПС "КонсультантПлюс".
<3> СПС "КонсультантПлюс".
<4> Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Следует отметить и существование отдельных реестров проблемных застройщиков, однако в нормативном порядке их ведение четко не закреплено. Сведения в данные реестры вносят органы исполнительной власти в произвольном и разрозненном порядке. В качестве примера можно предложить реестр заблокированных застройщиков в Московской области <5>, реестр недобросовестных застройщиков в Ленинградской области <6>, реестр недобросовестных застройщиков и проблемных объектов в Ставропольском крае <7>.
--------------------------------
<5> См.: Реестр заблокированных застройщиков. Главное управление государственного строительного надзора Московской области. URL: https://gusn.mosreg.ru/deyatelnost/reestr-zablokirovannykh-zastroi-shikov?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyan-dex.ru%2Fat (дата обращения: 18.04.2023).
<6> См.: Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление долевого строительства Ленинградской области". URL: https://udslo.ru/problematic_objects (дата обращения: 18.04.2023).
<7> См.: Реестр недобросовестных застройщиков. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края // Реестр недобросовестных застройщиков и проблемных объектов. URL: https://xn--h1ac-dfggnhdg.xn--p1ai/deyatelnost/reestr-nedobrosovestnykh-zastroyshchikov-i-problemnykh-obektov/ (дата обращения: 18.04.2023).
Ведение подобных реестров имеет много положительных факторов для защиты прав участников отношений в сфере капитального строительства. Однако имеются существенные недостатки, которые не позволяют реестрам выполнять свои предупредительные функции в полной мере.
Включаемые в подобные реестры сведения имеют неполный и разрозненный характер. Например, единый реестр проблемных объектов содержит сведения об участниках долевого строительства - гражданах, в отношении которых застройщиком нарушены сроки строительства, передачи объекта долевого строительства или застройщик признан банкротом; единый реестр застройщиков - сведения о застройщиках, участвующих в отношениях по долевому строительству (основные данные, о банкротстве, наличии проблемных объектов); реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) - информацию об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов; реестр недобросовестных участников аукционов - сведения о недобросовестных участниках аукционов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и т.д.
Отсутствие единого реестра проблемных застройщиков приводит к усложнению получения информации, неверному ее толкованию и, возможно, получению ложной и устаревшей информации.
Единый реестр проблемных застройщиков является одним из действенных правовых средств защиты в отношениях в сфере капитального строительства, поскольку он может выполнить несколько задач, в частности осуществлять функции как регулирующего, так и предупредительного характера, а также оказывать влияние на контрагентов путем представления открытой возможности оценить их деловую репутацию.
Понимание сущности реестра проблемных застройщиков предопределяет значение достоверности сведений (информации), содержащихся в реестре. Достоверность реестра характеризует его качество как информационного ресурса, степень соответствия общественным потребностям.
Недостоверность сведений не только не позволит достичь позитивных последствий публичности информации о застройщике, но и, напротив, может породить негативные последствия - направленную дезориентацию лиц, полагающихся на недостоверные сведения и вследствие этого формирующих к застройщику отношения, не соответствующие его действительному правовому состоянию.
Это позволяет сделать вывод о том, что цели публичности сведений могут быть достигнуты при условии наделения реестра качеством достоверности, которое является обязательным условием действия механизма ведения реестра как способа обеспечения публичности проблемных застройщиков.
Способность достоверно отражать критерии проблемности застройщиков достаточно высока, однако достижение абсолютной достоверности в реестре невозможно. Именно это обусловливает требование максимальной степени соответствия сведений реестра о критериях проблемности застройщиков их действительному правовому и финансовому состоянию.
Таким образом, достоверность является необходимым свойством реестра проблемных застройщиков как внешнего проявления правового и финансового состояния застройщиков, в силу чего обусловливает предупредительное действие сведений реестра по обеспечению публичного состояния проблемных застройщиков, выражающееся в предупреждении возможных нарушений прав и законных интересов участников капитального строительства и третьих лиц, имеющих намерения вступить в правоотношения по капитальному строительству.
Достоверность информации в реестре предполагает отсутствие дефекта недостоверности. В юридической литературе дефекты рассматриваются как негативные явления действительности, которые неизбежны и объективно обусловлены. Противостояние дефектам является мерой, направленной на обеспечение качества, и возможно путем предупреждения посредством воздействия на порождающие их причины, а также предотвращения (минимизации) негативных последствий их возникновения посредством их преодоления и устранения <8>.
--------------------------------
<8> Кожокарь И.П. Технико-юридические дефекты в российском праве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2020. С. 42, 53, 270.
Достоверность реестра проблемных застройщиков может быть обеспечена внесением корректных записей, отражающих критерии проблемности застройщика. В связи с этим недостоверность реестра проявляется, во-первых, при внесении изначально некорректных данных, а во-вторых, при несвоевременном внесении корректных сведений. В результате временного отставания внесения записи от реального положения застройщика приводит к проявлению некорректности последующих корректных данных. В такой ситуации реестр становится недостоверным с момента изменения состояния застройщика до момента внесения корректных сведений в реестр.
Примером недостоверности реестра может служить некорректность внесения сведений о застройщике, нарушившем свои обязательства по государственному контракту при отсутствии у него намерения допущения нарушений, что подтверждается судебной практикой <9>. В частности, если застройщик не исполнил обязательства по причине отсутствия у него подлинной информации о невозможности его исполнения (ввиду установленного органом исполнительной власти запрета на строительство), прослеживается недобросовестность действий администрации, принимавшей решение о развитии застроенной территории и проведения аукциона, а общество полагалось на действия публичной власти <10>.
--------------------------------
<9> См.: Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) // Бюллетень ВС РФ. 2017. N 12.
<10> См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 6 августа 2020 г. N 301-ЭС19-25810 по делу N А11-9358/2017 // URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-ekonomicheskim-sporam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-06082020-n-301-es19-25810-po-delu-n-a11-93582017/.
Мерой обеспечения достоверности реестра может служить наделение определенных лиц полномочиями по установлению фактов, являющихся основанием отнесения застройщика к проблемному, как необходимое условие внесения в реестр соответствующей записи.
Представляется необоснованным предоставление органам исполнительной власти полномочий на включение застройщиков в реестры проблемных застройщиков. Это обусловлено тем, что включение некорректных сведений о застройщике в реестр ограничивает их правоспособность, не позволяет должным образом участвовать в отношениях, складывающихся в сфере капитального строительства, и, соответственно, зачастую приводит к банкротству. К примеру, в отношениях публичных закупок установлен двухлетний период изоляции в качестве правовых последствий включения в реестр (п. 9 ст. 104 Закона о закупках). То есть если деятельность застройщика создавалась с учетом его участия в закупках, то "это будет фактически означать его конец" <11>.
--------------------------------
<11> Москвин О.В., Стариков И. Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от "черной метки" // Экономика и жизнь. 2017. 14 марта.
Включение сведений в реестр проблемных застройщиков, равно как и в реестр недобросовестных поставщиков или недобросовестных участников аукционов, обладает не только частноправовым, но и публично-правовым (административным) характером ответственности застройщика <12>. Соответственно, для обеспечения достоверности сведений, содержащихся в реестре, при внесении сведений в него необходимо установление фактов наличия и степени вины застройщика.
--------------------------------
<12> См.: Барабина М.П. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) застройщиков: дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2019. С. 65.
Как правило, органы исполнительной власти осуществляют лишь формальную проверку оснований для внесения сведений в реестр, поскольку нормативно не закреплена обязанность оценивать степень вины в действии или бездействии участников. Это подтверждает и судебная практика об отмене решений исполнительного органа ввиду недостаточной исследованности вины нарушителя <13>. Более того, на практике недостаточная доказанность вины застройщика при внесении сведений в реестр может повлечь и проблему несоблюдения принципа юридического равенства участников гражданских правоотношений, закрепленного в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации <14> (далее - ГК РФ) <15>.
--------------------------------
<13> См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2016 г. N 09АП-1360/2016 по делу N А40-147001/15; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2015 г. N Ф03-5118/2015 по делу N А16-374/2015; Постановление Арбитражного суда Магаданской области от 19 сентября 2017 г. N Ф03-3405/2017 по делу N А37-2801/2016; Постановление Арбитражного суда Приморского края от 24 января 2018 г. N Ф03-4756/2017 по делу N А51-8613/2017 и др. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<14> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<15> См.: Рогова Ю.В. К вопросу об обеспечении исполнения застройщиком-банкротом обязательств по договору участия в долевом строительстве неустойкой и сроке исковой давности по требованию о неустойке // Вестник арбитражной практики. 2021. N 4. С. 88 - 98.
Решение вопроса о наличии или отсутствии виновности застройщика и, соответственно, внесении сведений о нем в реестр требует углубленного изучения доказательств и фактов его проблемности (в частности, экспертиз, сложившейся судебной практики, объяснений заинтересованных лиц). Представляется наиболее справедливым, что включение сведений о проблемном застройщике в соответствующий реестр должно происходить на основании решения суда. Это объясняется тем, что суд при решении вопроса должен выяснить все обстоятельства допущенных нарушений, определить степень и характер вины нарушителя. Например, на практике суды, как правило, отказывают во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков при условии наличия доказательств, в частности технической неисправности электронной подписи; в результате мошеннических действий отсутствовала банковская гарантия; невозможность подписания контракта по уважительным причинам и др. <16>.
--------------------------------
<16> См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2015 г. N Ф05-10496 по делу N А40-203739/14; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 декабря 2014 г. по делу N А72-3054/2014; Постановление ФАС Поволжского округа от 2 июля 2014 г. по делу N А55-22501/2013; Определение ВАС РФ от 24 января 2014 г. N ВАС-20018/13 по делу N А50-697/2013; Определение ВАС РФ от 10 июня 2014 г. N ВАС-7290/14 по делу N А56-25560/2013 // URL: https://kad.arbitr.ru/; Решение Новгородского УФАС России от 24 ноября 2014 г. по делу N РНП-53-54 // URL: https://br.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/6810-03/, и др.
Таким образом, решение суда, установившего недобросовестность или критерии проблемности застройщика, а не иного органа исполнительной власти, следует признать в качестве основания для внесения сведений о нем в реестр проблемных застройщиков. Это обусловлено тем, что необоснованное включение сведений о застройщике в реестр ограничивает их правоспособность и не позволяет должным образом участвовать в отношениях, складывающихся в сфере капитального строительства.
Достоверность реестра может быть обеспечена путем актуализации информации, которая выражается в приведении реестра о проблемных застройщиках в соответствие с их действительным правовым и финансовым состоянием, включая и исправление недостоверных сведений, в том числе и по причине технической ошибки.
Полагаем, что понимание механизма исправления технических ошибок в реестре может быть заимствовано из процессуального исправления описок, опечаток, арифметических ошибок, исправление которых не приводит к изменению существа судебного акта (п. 3 ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <17>, п. 2 ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <18>). В результате исправления в записи реестра технической ошибки, скорее всего, не изменятся сведения о правовом состоянии застройщика.
--------------------------------
<17> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. N 138-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Данная мера предполагает наличие у застройщиков юридически обеспеченного права на защиту своих нарушенных интересов, а именно возможности требовать исправления в реестре некорректной информации, в том числе и исключения из реестра.
Исправление сведений в реестре зависит от характера их несоответствия действительному правовому состоянию застройщика и осуществляется в судебном или внесудебном порядке. В отличие от актуализации внесение исправлений недостоверных сведений в реестре выступает мерой предотвращения негативных последствий недостоверности реестра. По правовым последствиям включение застройщика в указанные реестры является не только действенным средством защиты, но и весьма жесткой мерой ответственности. Это не позволит им должным образом функционировать на строительном рынке, затруднит работу таким участникам на двухлетний период изоляции, поскольку реакция покупателей также будет отрицательной. Чаще всего начинаются судебные разбирательства по расторжению договоров с застройщиком, по результатам проверок деятельности застройщика возбуждены уголовные дела. Включение застройщика в реестр фактически лишает его правоспособности <19>.
--------------------------------
<19> См.: Беляева О.А. Контрактная система: основные проблемы правоприменения и пути их преодоления // Журнал российского права. 2015. N 7. С. 34 - 44.
Подобные негативные последствия недостоверности реестра требуют принятия мер по информированию лиц, которые могут обратиться к нему, о его недостоверности. К таким мерам относится внесение в реестр общедоступных сведений, свидетельствующих о его недостоверности. Данная мера имеет явный предупредительный характер, поскольку приведет к формированию у лиц, обращающихся к реестру, правильной оценки содержания реестра и направлена на предотвращение возможных негативных последствий недостоверности реестра.
При этом внесенные сведения могут быть направлены на обозначение как реальной, так и потенциальной недостоверности информации в реестре. Осведомленность лица о недостоверности реестра, основанная на знании соответствующего факта, не позволит ссылаться на реестр и исключает наличие проблемности у застройщика.
Данная мера позволяет аккумулировать информацию по конкретному застройщику, в связи с чем выполняет вспомогательную функцию содействия лицу, обращающемуся к реестру, в установлении фактов, имеющих значение для оценки достоверности реестра. Информирование о недостоверности реестра минимизирует риски вступления в отношения с сомнительным участником (застройщиком), выступает мерой защиты прав добросовестных участников.
Таким образом, можно сделать вывод, что достоверность реестра проблемных застройщиков как качественная характеристика информационного ресурса может быть обеспечена организационно-правовыми мерами, направленными на предотвращение недостоверности сведений в реестре посредством внесения корректных записей, наделением суда полномочиями по установлению фактов для отнесения застройщика к проблемному, а также мерами по устранению недостоверности реестра посредством его актуализации, исправления и информирования лиц, которые могут обратиться к нему.
Создание и нормативное закрепление единого реестра проблемных застройщиков являются перспективным средством защиты от нарушений застройщиками прав других участников строительства и третьих лиц, предупреждением возникновения проблемных объектов и повышением эффективности государственного регулирования отношений в сфере капитального строительства.
Литература
1. Барабина М.П. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) застройщиков: диссертация ... кандидата юридических наук / М.П. Барабина. Ульяновск, 2019. 210 с.
2. Беляева О.А. Контрактная система: основные проблемы правоприменения и пути их преодоления / О.А. Беляева // Журнал российского права. 2015. N 7. С. 34 - 44.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 4. P - V / В. Даль; предисловие А.М. Бабкина. 7-е изд. Москва: Русский язык, 1980. 683 с.
4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: свыше 136 000 словарных статей, около 250 000 семантических единиц. В 2 томах. Т. 2. П - Я / Т.Ф. Ефремова. Москва: Русский язык, 2000. 1084 с.
5. Кожокарь И.П. Технико-юридические дефекты в российском праве: диссертация ... доктора юридических наук / И.П. Кожокарь. Москва, 2020. 414 с.
6. Москвин О.В. Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от "черной метки" / О.В. Москвин, И. Стариков // Экономика и жизнь. 2017. 14 марта.
7. Рогова Ю.В. К вопросу об обеспечении исполнения застройщиком-банкротом обязательств по договору участия в долевом строительстве неустойкой и сроке исковой давности по требованию о неустойке / Ю.В. Рогова // Вестник арбитражной практики. 2021. N 4. С. 88 - 98.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.