Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ГАРМОНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Н. КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА
Проблемы привлечения в экономику капитальных инвестиций - наиболее чувствительная и уязвимая тема для современной финансовой политики Российской Федерации. Капитальные инвестиции не только способствуют технологической модернизации бизнеса, строительству, технологическим разработкам в отраслях и сферах промышленности, сельскохозяйственном процессе, но и существенно повышают конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, влияют на увеличение в структуре экспорта несырьевого неэнергетического продукта. Привлечение капитальных инвестиций способствует занятости населения и повышению квалификации работников, приобретение работниками знаний и умений сокращает отток молодых высокообразованных кадров и лиц, имеющих высокую степень подготовленности, предоставляет возможности для формирования новых современных высокотехнологичных линий на отечественных и совместных предприятиях. Капитальные вложения в коллективные и смешанные проекты решают задачи более свободного доступа к зарубежным рынкам и торговым площадкам в самых разных областях и сферах и позволяют получать заказы на новые проекты. Не менее значимой стороной привлечения в экономику капитальных инвестиций является овладение новыми технологиями, освоение новых эффективных мощностей, при этом затраты на их внедрение несет инвестор. Вот почему большинство стран Востока (Турция, Израиль, Иордания и др.), страны Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Япония и др.) и даже страны Западной Европы иностранные инвестиции вносят в собственные программы долгосрочного и среднесрочного развития экономики.
Российская Федерация не является исключением и тоже разрабатывает планы привлечения инвестиций в отечественную экономику. Привлекать инвестиции особенно важно на фоне усиления влияния санкций со стороны США и отдельных европейских стран по отношению к российским предприятиям, бизнес-сообществу и агропромышленным комплексам. Так, российским Правительством подготовлен план мероприятий, направленный на динамику темпов роста капитальных вложений в основной капитал и ревалоризацию доли внешних и внутренних инвестиций в валовом внутреннем продукте (до 25%) страны, а также план действий по конгломерации условий привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации <1>. Ключевыми задачами, определенными Правительством, являются реализация ведущих направлений инфраструктурных проектов с привлечением бизнес-инвестиций и подготовка условий для существенного увеличения инвестиционной активности частного капитала.
--------------------------------
<1> См.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13); Гришковец А.А. Финансово-правовые меры поддержки отечественной экономики в условиях антироссийских санкций стран Запада и их союзников // Перспективы развития финансового права: сб. ст. по мат. науч.-практ. конф. "Пискотинские чтения - 2022" / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; под ред. Е.Л. Васяниной. М.: Институт государства и права РАН, 2022. С. 75 - 84.
Подъем инвестиционной активности предполагается обеспечить за счет создания стабильных и необременительных условий работы бизнеса, кооперации с научными и образовательными центрами и здоровой конкуренции. Планы Правительства предполагают оптимизацию налогового законодательства, формирование предсказуемого тарифного регулирования; снижение предпринимательских рисков; поднятие уровня эффективности контрольных (надзорных) мероприятий; финансовую поддержку при исполнении инвестиционных проектов со стороны государства. При этом остается избранная Правительством в конце 90-х годов XX в. линия на нивелирование доли государства в экономике страны <2>.
--------------------------------
<2> Там же.
Реализация поставленных задач возложена на Министерство экономического развития России. Важнейшим показателем работы Министерства экономического развития Российской Федерации по мобилизации инвестиций должны стать разработка и реконструкция отечественного хозяйства и отдельных предприятий, встроенных в единую линию добавленной стоимости на зарубежном рынке и имеющих научно-технологическую базу для проведения НИОКР <3>.
--------------------------------
<3> URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/ (дата обращения: 01.12.2022).
Но, несмотря на активно проводимую российским Правительством политику привлечения инвестиций, направленную на привлекательность России как эффективного бизнес-партнера <4>, иностранный инвестор не торопится овладевать, казалось бы, широким полем российского рыночного пространства. Следовательно, необходимо продумать и создавать более плодотворные условия для отечественных предпринимателей, способных вкладывать капитальные инвестиции как в развитие собственных предприятий, так и в новые проекты. Весьма весомыми в таких условиях могут быть признаны такие льготы, как налоговые послабления, пониженные кредитные ставки, гарантии, предоставленные федеральным и региональными правительствами, иные механизмы льготного финансирования, который применяет Центральный Банк РФ, и пр. <5>.
--------------------------------
<4> Васянина Е.Л. Формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений // Финансовое право. 2022. N 11. С. 2 - 6; Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 3. С. 11 - 16.
<5> Кобзарь-Фролова М.Н. Инвестиционная политика: состояние, проблемы, пути преодоления кризиса инвестиций // Вопросы правоведения. 2015. N 2 (30). С. 123 - 132.
В этой связи уместно обратиться к вопросам общего состояния юридического регулирования и упорядочивания отношений в области инвестиций в Российской Федерации. Так, вопросы управления в сфере инвестиций регламентируются системой нормативных правовых (законодательных) актов. С 1991 г. не утратил силу и действует Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 <6> (далее - Закон N 1488-1). В 1999 г. на федеральном уровне принят Закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ <7> (далее - Закон N 39). Юридические основания мобилизации капитальных иностранных инвестиций заложены в Федеральном законе N 160-ФЗ <8>. Ввиду остроты проблемы привлечения, поощрения и защиты инвестиций в 2020 г. введен в действие Федеральный закон N 69-ФЗ <9> (далее - Закон N 69).
--------------------------------
<6> Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" // Бюллетень нормативных актов. 1992. N 2-3.
<7> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
<8> Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.09.2022) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
<9> Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).
В своей совокупности приведенные законодательные акты определяют юридические, финансовые и социальные условия инвестиционных отношений. Данная система нормативных актов имеет своим действием направление на повышение эффективного функционирования российской промышленности и гарантии защиты прав инвесторов и их имущества независимо от формы собственности <10>. Согласно статье 1 рассматриваемого закона к инвестициям относятся деньги в любой форме, целевые вклады в российских банках, паи, облигации, акции, иные бумаги, имеющие ценностное выражение, а также технологии, производственное оборудование, имущество и имущественные права, интеллектуальные и иные ценности. Таким образом, под инвестициями следует понимать реальный капитал, включая финансовые активы, вложенные в некие проекты для целей извлечения дохода (прибыли). В отдельных случаях инвестициями могут быть признаны нематериальные ресурсы в виде патента, научных разработок, технологий и пр.
--------------------------------
<10> Преамбула Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" // Бюллетень нормативных актов. 1992. N 2-3.
Под инвестиционной деятельностью предлагается понимать 1) собственно инвестирование и 2) комплекс действий, направленных на воплощение в жизнь проекта вложений инвестиций <11>. Законодательного закрепления понятия "денежные средства" до настоящего времени не имеется. На уровне федерального закона введены понятия "валюта" (российская и "иностранная валюта"). Первое понятие включает в себя: а) денежные знаки в любой форме, в обращении на территории России в качестве законного средства наличного платежа и признанные Банком России; б) средства, размещенные вкладчиками на банковских счетах и во вкладах <12>. Правовое регулирование целевых банковских вкладов, паев, обращения других ценных бумаг осуществляется гражданским законодательством и законами о банках и банковской деятельности <13>.
--------------------------------
<11> Там же. Статья 2.
<12> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
<13> См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря. См. также: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1996. 10 февраля.
Закон N 1488-1 также закрепляет понятия "инвесторы", "вкладчики", "заказчики", "кредиторы", "пользователи" и пр., при этом не раскрывая содержание статуса (его элементов), данных лиц. В этой связи представляется, что данная часть Закона N 1488-1 также тесно переплетается с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в котором весьма полно раскрывается статус субъектов физических и юридических лиц. Уместно заметить, что в тексте Закона N 1488-1 имеются отсылочные диспозиции к нормам, в настоящее время утратившим силу (например, в ст. 4 - 6). Интерес также представляют вопросы о государственных гарантиях прав инвестиционной деятельности и защиты инвестиций. Они скорее описательны и неконкретны. Например, нормы о государственных гарантиях, предоставляемых субъектам инвестиционных вкладов. Среди норм о защите самая конкретная - это норма, гарантирующая запрет безвозмездного национализации и реквизиции инвестиций <14>. При том что государством юридически должны быть защищены инвестиции в социальные проекты, в инициативы саморазвития, такие, как расширение собственных производственных мощностей, преследующее полезный эффект. При возникновении конфликтов участники вправе защищать свои права всеми доступными способами в соответствии с правилами ст. 6, 11, 12 ГК РФ. Но подобных норм Закон N 1488-1 не имеет. Анализ данного Закона позволяет сделать заключение о необходимости его тщательной переработки.
--------------------------------
<14> См. статьи 14 и 15.
Федеральный закон N 39-ФЗ устанавливает как юридические, так и экономические основания участия в инвестициях на территории Российской Федерации в форме капитальных вложений, определяет формы и объемы гарантий данной деятельности. При этом форма собственности вложений не имеет значения. Особенностью юридического закрепления участия в инвестициях является то, что действие Федерального закона N 39-ФЗ распространяется на: 1) инвестиции на территории России, 2) инвестиции в форме капитальных вложений <15>.
--------------------------------
<15> Преамбула Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
Законодатель особо подчеркивает, что действие Федерального закона N 39-ФЗ не распространяется на отношения в рамках банковского законодательством, законодательства о страховании, инвестициях с использованием инвестиционных платформ, операции с участием частных инвестиций в долевое строительство объектов недвижимости и некоторые другие. Между тем его нормы во многом переплетаются с нормами Закона N 1488-1, например в части введенных понятий, но без отсылки к этому Закону.
Уместно заметить, что инвестиционная деятельность будет наиболее привлекательна, если инвесторы будут уверены в защищенности своей деятельности и обеспечении гарантиями со стороны государства и иных участников <16>. Насущность принятия закона о защите инвестиций и инвестиционной активности в Российской Федерации неоднократно поднимался автором в 2009 - 2013 годы и позднее <17>. Юридические гарантии защиты и поощрения капиталовложений были закреплены лишь в 2020 г., когда экономика страны уже ощущала серьезный дефицит в привлечении инвестиций. Принятием Закона N 69-ФЗ предпринята попытка создания условий защиты капитальных вложений посредством инвестиций и обеспечения мер поддержки в рамках информационной программы "Капиталовложения".
--------------------------------
<16> Редкоус В.М. Законодательное закрепление мер поддержки и развития в сфере кибербезопасности (российский и зарубежный опыт) // Государственная служба и кадры. 2022. N 2. С. 63 - 67; Кобзарь-Фролова М.Н. Проблемы налогово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 2 (14). С. 78 - 83; Редкоус В.М. Об опыте законодательного регулирования государственно-частного партнерства в государствах - участниках СНГ // Закон и право. 2022. N 7. С. 57 - 61; Сморчкова Л.Н. Особенности участия казенных и бюджетных учреждений в бюджетных отношениях // Перспективы развития финансового права: сб. ст. по мат. Междунар. науч.-практич. конф. "Пискотинские чтения - 2022" (Москва, 14 апреля 2022 г.) / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой; под ред. Е.Л. Васяниной. М.: ИГП РАН, 2022. С. 113 - 119; Андрианова Н.Г. Правовое регулирование деофшоризации в Российской Федерации // Юридическая наука. 2022. N 1. С. 31 - 34.
<17> Кобзарь-Фролова М.Н. Проблемы налогово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. С. 78 - 83; Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации. С. 11 - 16.
Кроме указанных, вопросы инвестиционной активности юстируются налоговым <18> и бюджетным законодательством.
--------------------------------
<18> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Казалось бы, недостатка в правовом обеспечении инвестиционной активности возникать не должно. Наличие четырех законов позволяло бы говорить о законодательстве в сфере инвестиций. Но нет. Как в русской народной пословице: у семи нянек дитя без глазу. В первую очередь потому, что не прослеживается системности в существовании вышеописанных актов, во-вторых, в негармоничности и несогласованности норм данных законов. Например, законодатель в Законе N 1488-1 закрепил понятие "инвестиции". Дословно аналогичная дефиниция приведена в Федеральных законах N 39-ФЗ и N 69-ФЗ без отсылки к нормам действующего Закона N 1488-1.
Анализ и сопоставление норм вышеназванных Законов позволили установить проблемы, которые возникают в правоприменительной практике в результате выявленной несогласованности. Об этом свидетельствуют многочисленные судебные акты, принятые российскими арбитражными судами.
Закон N 39-ФЗ по своей сути является имманентным по отношению к Закону N 1488-1 и устанавливает правила, которые распространяются не на все виды инвестиционных отношений, а только на те, которые связаны с инвестициями в форме капитальных вложений <19>. Однако законодатель более глубоко и разнообразнее регулирует нормами данного закона отношения, возникающие между субъектами. Кроме понятия "инвестиции", введены дополнительно такие, как "инвестиционная деятельность", "капитальные вложения", "инвестиционный проект", даны понятия субъектов и объектов инвестиций, закреплены их права, обязанности и пр.
--------------------------------
<19> См. статью 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
Уместно заметить: в заключительных положениях Закона N 39 указано, что в связи с его принятием утрачивают силу положения Закона N 1488-1, противоречащие Закону N 39. В этой связи сложилась деликатная ситуация: Закон N 39 регулирует более узкий круг отношений, чем Закон N 1488-1, при этом своими нормами охватывает шире и разнообразнее вопросы деятельности субъектов, развернуто закрепляет механизмы государственного регулирования инвестиционной активности, способы гарантий прав субъектов со стороны государства и возможности их защиты. Например, инвесторам независимо от форм участия гарантируется:
- равноправие;
- право защиты от действий (бездействия) властных субъектов;
- охрана права на капитальные активы и пр.
Также уместно заметить, что нормы Закона N 1488-1 продолжают распространять свое действие на инвестиции, которые совершаются в форме капитальных вкладов. Об этом свидетельствует абз. 2 п. 2 ст. 2, который не утратил силу.
Даже если не учитывать последнее, субъекты инвестиции иных видов, не относящихся к капитальным вложениям, деятельность которых регулируется нормами Закона N 1488-1, имеют ущемленные права. Они не могут использовать в полной мере все средства государственных гарантий своей деятельности и охраны своих прав, которые могут использовать субъекты капитальных активов <20>.
--------------------------------
<20> Васянина Е.Л. Там же. С. 2 - 6.
Федеральный закон N 160-ФЗ, принятый в 1999 г., также урегулировал отдельную сферу инвестиционных отношений, связанную с деятельностью иностранных инвесторов, с закреплением прав, гарантий юридической охраны иностранной инициативы инвесторов на территории Российской Федерации и пр. Федеральный закон N 160-ФЗ, как и указанные ранее, закрепляет некий набор понятий для целей регулирования отношений с учетом специфического субъекта. При этом осталось непонятным, каким законом должны руководствоваться иностранные инвесторы, желающие осуществлять операции с инвестициями на территории России в форме капитальных активов. Федеральный закон N 160-ФЗ ответа на данный вопрос не дает. Понятие "иностранная инвестиция" приводится в ст. 2 как вклад иностранных активов зарубежным инвестором в объекты на российской территории в виде объектов гражданских прав, а также предлагаемые на территории России услуги и распространяемую информацию.
Каждый из специальных законов (Закон N 39 и Закон N 160) отдельно вводит понятие "инвестиционный проект". При этом данные понятия не идентичны. Так, в соответствии с Законом N 39 инвестиционный проект - это документ, который отражает экономическую целесообразность объема и темпов капитальных вкладов, включая разработку проектной документации, и план действий по его реализации. В соответствии с Законом N 160 под искомым проектом понимается документ, обосновывающий экономическую целесообразность, объем и сроки прямых иностранных вложений вместе с проектами, сметами и пр. Таким образом, в данном случае бизнес-проект для целей инвестирования не имеет значения.
Кроме прочего, в Законе N 69-ФЗ законодателем вводится расширительное (в некоторой степени витиеватое) понятие "инвестиционный проект", под которым предлагается понимать уже не документ, а мероприятия и процессы. С его содержанием можно ознакомиться в ст. 2. Анализ данного понятия дает основания предположить, что законодатель инициировал попытку вместить в одно определение признаки, действия, мероприятия, процедуры и пр.
Законодательное расхождение с вышерассмотренными нормативными актами в дефиниции "инвестиционный проект" можно обнаружить и в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, по смыслу ст. 25.8 НК РФ инвестиционным признается такой проект, который соответствует набору исключений и требований, установленных налоговым законодательством. Например, целью проекта должно быть инвестирование в производство на территории одного из регионов Российской Федерации, названных в перечне НК РФ (их приведено в списке 14). Преимущественно это субъекты Сибири и Дальнего Востока России. Одним из требований выступает то, что региональный проект не может быть направлен на инвестирование в добычу и (или) переработку природных ископаемых (нефти, газа), а также оказание услуг по их транспортировке. Проект не может быть связан с вложением в подакцизные продукты (за некоторым исключением), работами и услугами по ставке налога на прибыль организаций 0%. Вводятся исключения по объему (сумме) капитальных активов и ограничения по количеству участников (он может быть реализован только единственным участником (ч. 1 ст. 25.8). Указанные требования могут быть признаны исполненными, если также соблюдены условия ч. 2 рассматриваемой статьи. Это, например, условие, относящееся к количеству участников (один) в рамках единого технологического процесса на территории региона из ранее названного перечня. Юридически закреплен перечень амортизируемых активов, учитываемых при исчислении суммы капитальных вкладов. В этот перечень входят: издержки на производство (покупку), доведение до готовности либо полезного использования продукта, расходы на подготовку проектов, изыскательские работы, вновь вводимое строительство, технологическое оснащение, реконструкцию основных активов, модернизацию, закупку станков и производственного оборудования и пр. (ч. 3 ст. 25.8). Также приведен ряд исключений из данного перечня. То есть только соблюдение определенной законодателем совокупности взаимосвязанных условий может повлиять на признание иностранного инвестора участником регионального проекта.
Все вышеназванное дает основания убедиться в негармоничности и несоответствии существующих законодательных актов, назначение которых - урегулировать инвестиционные отношения. К тому же это влечет отсутствие упорядоченности отношений и, как следствие, вносит путаницу в правоприменительную практику самих инвесторов и арбитражных судей. А ведь, казалось бы, преследовались благие цели охраны и поддержки новых модернизированных проектов и высокотехнологичных производств, и для инвесторов должны быть созданы наиболее простые и понятные правила, в том числе в области налогов.
Ввиду возникших в реальной практике сложностей Департамент налоговой политики Минфина России предложил свои разъяснения по вопросу о том, в чем, собственно, разница в понятиях "инвестиционный проект" и "региональный инвестиционный проект" <21>, сославшись на положения п. 2 ст. 11 НК РФ. Разъяснение явно не удалось.
--------------------------------
<21> Письмо Минфина России от 8 сентября 2022 г. N 03-03-06/1/87404. В данном виде документ опубликован не был. Номер в ИБ 214144 // СПС "КонсультантПлюс".
Вместе со всем изложенным остается не вполне понятным законодательное "расширительное" введение понятия "инвестиционный проект" без ссылки на Закон N 39-ФЗ без использования формулировок данного Закона. Если следовать принципам НК РФ (п. 1 ст. 11), то понятия и термины гражданской и других отраслей должны быть применены в НК РФ в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено. Остается вопрос: нужно ли было в НК РФ вводить понятие "инвестиционный проект" ради установления условий налогообложения 14 субъектов (из 89), т.е. 1/6 всех субъектов? Не упоминая уже о том, что НК РФ регулирует отношения участников специального инвестиционного контракта и устанавливаются особенности налогообложения их субъектов (гл. 3.5 и 3.6), где расписывается налогово-правовой порядок приобретения соответствующего статуса, отличный от гражданско-правового.
И тут следует обратить внимание на обширную арбитражную практику, сложившуюся в указанных регионах, в связи с возникающими проблемами применения требований, условий и ограничений ст. 25.8 НК РФ. Особенный интерес вызывает то, что заявленные налогоплательщиками в арбитражных судах первой инстанции требования удовлетворяются либо полностью, либо в части. В этом случае акты налоговых органов подлежат отмене.
Например, требование "О признании незаконным и отмене решения налогового органа N... по Иркутской области" <22> вынесено по результатам налоговой проверки с постановлением о взыскании с плательщика налогов штрафа в размере более семи миллионов рублей. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда акт Арбитражного суда первой инстанции оставлен без изменения. Так же как и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 мая 2019 г. N Ф02-947/2019 акт суда оставлен в силе <23>. Арбитражный суд Сахалинской области от 1 ноября 2022 г. по делу N А59-3645/2022 также поддержал требование налогоплательщика <24>. Решения Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области от 18 января 2022 г. N 14888, от 27 декабря 2021 г. N 13750 признаны незаконными как несоответствующие НК РФ. Судебным решением Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области обязано возвратить ООО "Н" излишне взысканный налог на прибыль в размере 11 873 999 рублей, осуществить возврат излишне взысканных процентов в размере 2 503 437 рублей 40 копеек. Аналогичных решений только в открытой базе СПС "КонсультантПлюс" несколько. Много решений, по которым требования налогоплательщиков не удовлетворены. Однако если возникают споры, значит, нормы изложены некорректно. Из всего этого следует сделать вывод о том, что законодательство запутанно. А сложности с его применением возникают не только у плательщиков налогов, но и у налоговых органов.
--------------------------------
<22> Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2018 г. по делу N А19-4443/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
<23> СПС "КонсультантПлюс".
<24> СПС "КонсультантПлюс".
Заключение. В статье названы лишь отдельные несоответствия. Наличие четырех законов в исследуемой сфере, регулирование инвестиционных отношений НК РФ, казалось бы, должны были привести к выводу о сложившейся системе юридического оформления инвестиционной активности субъектов. Однако складывается ощущение, что с принятием каждого последующего закона возникало стремление поднять вес и значимость новеллы. Отсюда законодатель наполнял его понятиями и терминами без учета действующих норм, что привело к нарушению искомой системы, а порой и противоречиям. В рамках одной статьи просто невозможно разобрать все законы, которые призваны урегулировать инвестиционную деятельность. Опираясь на вышесказанное, представляется возможным внести отдельные предложения, направленные на совершенствование отношений в данной сфере.
1. Предлагается провести интегративное исследование в целях соотнесения дефиниций, приведенных в действующих законах, регламентирующих отношения в сфере инвестиций для целей их гармонизации.
2. Имеется убеждение, что наличие четырех законов в одной сфере создает путаницу в практике их применения. Уже не говоря о том, что данный вид отношений регулируется нормами других, смежных отраслей (гражданского и банковского). Представляется необходимым разработать единый Федеральный закон "Об инвестициях и гарантиях инвестиционной деятельности в Российской Федерации". Закон РСФСР N 1488-1 нужно признать утратившим силу.
3. Правовое регулирование налогообложения региональных инвестиций следует внести в рамки регионального законодательства и не перегружать и без того разросшийся федеральный закон - НК РФ. Больше внимания уделять созданию благоприятных условий для ведения бизнеса российскими предпринимателями, инвестирующими капитал в собственные предприятия на территории Российской Федерации. К числу таких условий возможно отнести льготы по налогообложению, пониженные ставки банковского кредитования, государственные и региональные гарантии, финансовый механизм Банка России и пр.
4. Предлагается авторское определение понятия "инвестиционная деятельность". Инвестиционная деятельность - это общественные связи, образующиеся на договорной основе между участниками инвестиционных отношений, направленные на размещение вложений для целей извлечения дохода (прибыли) и/или иного полезного результата (эффекта).
Использование в предложенном определении словосочетания "общественные связи" исключает законодательное регулирование в сфере капитальных инвестиций частных материальных (финансовых и иных) вложений, которые регламентируются нормами гражданского и банковского законодательства.
Литература
1. Андрианова Н.Г. Правовое регулирование деофшоризации в Российской Федерации / Н.Г. Андрианова // Юридическая наука. 2022. N 1. С. 31 - 34.
2. Васянина Е.Л. Формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений / Е.Л. Васянина // Финансовое право. 2022. N 11. С. 2 - 6.
3. Гришковец А.А. Финансово-правовые меры поддержки отечественной экономики в условиях антироссийских санкций стран Запада и их союзников / А.А. Гришковец // Перспективы развития финансового права: материалы научно-практической конференции "Пискотинские чтения - 2022" (г. Москва, 14 апреля 2022 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Е.Л. Васянина; под общей редакцией М.Н. Кобзарь-Фроловой. Москва: Институт государства и права РАН, 2022. С. 75 - 84.
4. Кобзарь-Фролова М.Н. Инвестиционная политика: состояние, проблемы, пути преодоления кризиса инвестиций / М.Н. Кобзарь-Фролова // Вопросы правоведения. 2015. N 2 (30). С. 123 - 132.
5. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации / М.Н. Кобзарь-Фролова // Финансовое право. 2013. N 3. С. 11 - 16.
6. Кобзарь-Фролова М.Н. Проблемы налогово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / М.Н. Кобзарь-Фролова // Административное и муниципальное право. 2009. N 2 (14). С. 78 - 83.
7. Редкоус В.М. Законодательное закрепление мер поддержки и развития в сфере кибербезопасности (российский и зарубежный опыт) / В.М. Редкоус // Государственная служба и кадры. 2022. N 2. С. 63 - 67.
8. Редкоус В.М. Об опыте законодательного регулирования государственно-частного партнерства в государствах - участниках СНГ / В.М. Редкоус // Закон и право. 2022. N 7. С. 57 - 61.
9. Сморчкова Л.Н. Особенности участия казенных и бюджетных учреждений в бюджетных отношениях / Л.Н. Сморчкова // Перспективы развития финансового права: материалы научно-практической конференции "Пискотинские чтения - 2022" (г. Москва, 14 апреля 2022 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Е.Л. Васянина; под общей редакцией М.Н. Кобзарь-Фроловой. Москва: Институт государства и права РАН, 2022. С. 113 - 119.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.